Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2012 в 12:35, курсовая работа
Работая над данной темой, мне хотелось исследовать природу мотиваций и потребностей. Почему люди работают и не хотят работать? Что побуждает зарабатывать деньги? Почему одни делают легкую работу плохо, а другие делают тяжелую работу с удовольствием? Что же делать для того, чтобы люди работали лучше и производительнее? Ответов может быть множество. Понятно, что основным мотивирующим фактором является заработная плата, но существует множество и других факторов, побуждающих человека работать.
Теория
Герцберга в действительности представляет
собой модель удовлетворенности
трудом, но все же она не рассматривает
взаимоотношение
В теории Портера - Лоулера наиболее важным считается то, что следует за выполнением работы. Степень удовлетворенности будет определять само поощрение и его восприятие, проще говоря, модель предполагает, что выполнение работы ведет к удовлетворенности.
Портер и Лоулер ввели три переменные, которые оказывают влияние на размер вознаграждения: затраченные усилия, личностные качества человека, осознание своей роли в процессе труда. Элементы теории ожидания Врума здесь проявляются в том, что работник оценивает вознаграждение в зависимости от затраченных усилий и верит в то, что это вознаграждение будет адекватно его усилиям. Элементы теории справедливости Адамса проявляются в том, что люди имеют своё собственное суждение касательно правильности или неправильности вознаграждения по сравнению с другими работниками, а соответственно и степень удовлетворения. Вывод в том , что именно результаты труда являются причиной удовлетворения сотрудника, а не наоборот. Выходит, согласно такой теории результативность должна постоянно повышаться.
Портер и Лоулер исходят из предпосылки, что мотивация, то есть усилие или энергия не равна удовлетворенности или исполнительности. По их мнению мотивация, удовлетворенность и исполнительность представляют собой отдельные переменные и взаимодействуют иначе, чем принято это считать .
Эта модель в значительной степени подтверждается исследованиями, что есть большое значение поощрения во взаимосвязи между выполнением работы и удовлетворенностью. Подтверждено, что взаимозависимость между удовлетворенностью и производительностью сильнее, если вознаграждение связано с исполнительностью, чем в отсутствие такой связи.
Теория
Портера – Лоулера внесла большой
вклад в понимания процесса мотивации
трудовой деятельности и взаимоотношений
между выполнением работы и удовлетворенностью,
но к сожалению, пока еще не оказала
сильного влияния на реальную практику
управления человеческими ресурсами.
Теория постановки целей Лока.
Основным принципом теории постановки целей к мотивации является положение о целенаправленности человеческого поведения, то есть люди ставят перед собой цели и имеют мотивацию работать над их выполнением, потому что достижение целей вознаграждается. Наиболее хорошим примером применения этого принципа к исследованию мотивации труда является теория постановки целей Эдвина Лока, который говорит, что люди, ставящие перед собой более высокие цели, соответственно прикладывают больше усилий и выполняют работу лучше.
Существует
много экспериментов, которые подтверждают
предположение о том, что трудные
для достижения цели чаще бывают, связаны
с более хорошим выполнением
работы. Такая гипотеза подтверждается
и реальными исследованиями, в
особенности, то ее положение, что именно
цели оказывают решающее влияние
на мотивацию и что конкретные
и трудные цели более эффективны,
чем расплывчатые инструкции, вроде
работать как можно лучше. Благодаря
этим исследованиям можно
1) Цель
должна быть конкретной. Исследования
уже давно подтвердили
2) Уровень
сложности задачи должен быть
в диапазоне от среднего до
высокого. Исследования подтверждают
то, что при решении трудных
задач уровень выполнения
3) Сотрудник
должен принять цель, то есть
согласиться сделать
4) Сотруднику
необходимо посредством
5) Ситуация,
когда сотрудник сам участвует
в постановке задач, гораздо
предпочтительнее, чем ситуация, когда
другие назначают ему цели. Во
всех производственных
При прикладном использовании данной модели, этот процесс часто приводит к повышению удовлетворенности работников, но, вероятно, необходимым условием успеха является воспринимаемая поддержка руководства.
Психологи
продолжают проявлять к теории Лока
активный интерес, поскольку постановка
целей влияет на мотивацию. Пять основных
принципов несомненно будут подвергаться
дальнейшим исследованиям и уточнениям,
но на настоящий момент, исследования
в этой области более ориентированы
на изучение вопросов о механизме
и причинах влияния постановки целей,
чем на решение вопроса о
Теория трудовой мотивации Аткинсона.
Теория Джона Аткинсона исходит из того, что поведение работника есть результат взаимодействия индивидуальных качеств личности и ситуации, ее восприятия. Человек стремится к успеху и избегает неудач, таким образом, имеет два мотива: мотив успеха и мотив, побуждающий избегать неудачи. Эти мотивы стабильны и формируются в процессе обучения или работы. В них проявляется стремление человека к определенному уровню удовлетворения своих потребностей.
Помимо личных качеств, которые выражаются в двух указанных мотивах, на поведение человека влияют две ситуативные переменные: вероятность успеха, с которой работник ожидает завершения своей деятельности и привлекательность успеха для индивида. При этом привлекательность успеха прямо связана с вероятностью успеха и выражается это в том, что чем выше вероятность успеха, тем ниже его привлекательность.
Определяя
стремление к успеху, необходимо учитывать
и мотив успеха, который у разных
сотрудников выражен по-
Любая конкретная ситуация активизирует мотив успеха и одновременно активизирует мотив, побуждающий избегать неудачи.
Согласно
модели Аткинсона, люди, в большей
мере ориентированные на успех предпочитают
задания средней сложности, так
как в этом случае ниже степень
риска, хотя и меньше привлекательность
успеха. В то же время работники,
которые допускают неудачу ради
высокой привлекательности
Модель
трудовой мотивации Аткинсона имеет
серьёзное значение для понимания
и учетом на практике руководства
персоналом факторов стремления к успеху.
Например, при распределении заданий,
она требует от менеджера учёта
особенностей личности и ее высокой
награды в случае удачи. Предполагается,
первой группе работников поручить те
задания, которые обязательно надо
выполнить в отведенные сроки, а
вторую группу сотрудников лучше
использовать при необходимости
поиска нестандартных, нетрадиционных
решений, при возникновении
Концепция 12 факторов мотивации Ричи Мартина.
Сущность мотивации Ричи Шейла и Мартин Питер понимают как удовлетворение потребностей человека в процессе работы.
Исследовав
множество потребностей, которые
могут удовлетворяться в
Дальнейшие
исследования показали, что выделенные
12 мотиваторов не обеспечивают наиболее
полного понимания сути мотивации.
На практике такой подход обеспечивает
лишь дополнительное преимущество. Оно
заключается в том, что в процессе
использования рекомендаций и предложенных
инструментов, менеджеры могут модифицировать
их исходя из собственных опыта и
наблюдений. В идеале, они могут
усовершенствовать предложенную модель
Ричи и Мартина и даже построить
свою собственную.
1.2.3. Комплексные модели мотивации.
Комплексная модель мотивации Шейна.
Комплексная модель мотивации, предложенная Эдгаром Шейном, учитывает переменчивость и многообразие мотивов человеческого поведения. Согласно этой теории человеческие потребности и мотивирующие факторы изменяются в зависимости от ситуации, в которые попадают люди, а также помимо этого, от их жизненного опыта, ожиданий и возраста.
Шейн
создал концепцию, получившую называние
психологического контракта. Эта теория
даёт возможность использовать элементы
всех трех простых моделей мотивации:
рационально-экономической, социальной
и самоактуализации. Мотивация формируется
в процессе взаимодействия работника
и работодателя и эти взаимоотношения
регулируются психологическим контрактом,
негласно заключаемым обеими сторонами.
Проще говоря, психологический контракт
это набор ожиданий. Человек ожидает
от организации определенных вознаграждений
за вложенные им в работу ресурсы.
Организация также имеет
Мотивационные факторы: достижение, признание, работа, ответственность, продвижение. Наличие этих факторов ведет к удовлетворению работой. Отсутствие не приведет к неудовлетворенности работой, либо приведёт к недостаточной удовлетворенности работой.
Факторы
сохранения: политика компании и администрации,
надзор, зарплата, межличностные отношения.
Наличие этих факторов не ведет к
удовлетворенности работой, либо к
отсутствию неудовлетворенности работой.
Отсутствие приведет к неудовлетворенности
работой.