Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 10:19, курсовая работа
Менеджер (руководитель) – это специалист, который осуществляет функции управления в рыночной экономике. Эффективность управленческой деятельности руководителя зависит от его способностей. По определению психолога А.Н. Леонтьева, способности - это такие свойства индивида, совокупность которых обуславливает успешность выполнения некоторой деятельности. Психологи, занимающиеся теорией способности,
Введение 3
Теоретические основы изучения социально-психологического
портрета личности менеджера 6
Личность: понятие, структура, социально-психологический портрет 6
Профессия и психологический портрет личности менеджера 14
Выводы по первой главе 21
2. Психологически портрет личности менеджера – выпускника
КГСТ 22
2.1.Общая характеристика ГБОУ СПО Коркинский
горно-строительный техникум 22
2.2 Результаты психологического диагностирования выпускников 24
КГСТ
Выводы по второй главе 31
Заключение 32
Список используемой литературы 34
Областная конференция «НОУ-2013» среди обучающихся учреждений начального и среднего профессионального образования
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение)
Коркинский горно-строительный техникум
Секция «Психология. Экономика»
ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОРТРЕТА ЛИЧНОСТИ МЕНЕДЖЕРА - ВЫПУСКНИКА КГСТ
Исследовательская творческая работа
Авторы:
обучающиеся КГСТ г. Коркино
группа ЭКОМ - 10
Ахмадулина Элла Римовна
Чудаева Ксения Сергеевна
Руководитель:
преподаватель экономических дисциплин
Гневашева Татьяна Викторовна
Челябинск 2013
Введение 3
портрета личности менеджера 6
Выводы по первой главе 21
2. Психологически портрет личности менеджера – выпускника
КГСТ 22
2.1.Общая характеристика ГБОУ СПО Коркинский
горно-строительный техникум 22
2.2 Результаты психологического
диагностирования выпускников
КГСТ
Выводы по второй главе 31
Заключение 32
Список используемой литературы 34
Приложение А. Связь факторно-аналитического описания личности с четырьмя классическими типами темперамента (по Г. Айзенку) 35
Приложение Б. Результаты тестирования 36
Приложение В. Результаты тестирования 37
Приложение Г. Результаты тестирования 38
Приложение Д. Результаты тестирования 39
Приложение Е. Результаты тестирования 40
ВВЕДЕНИЕ
Менеджер (руководитель) – это специалист, который осуществляет функции управления в рыночной экономике. Эффективность управленческой деятельности руководителя зависит от его способностей. По определению психолога А.Н. Леонтьева, способности - это такие свойства индивида, совокупность которых обуславливает успешность выполнения некоторой деятельности. Психологи, занимающиеся теорией способности, различают специфические способности и общую способность личности. Но успешность деятельности руководителя зависит еще и от его опыта (знаний, навыков, умений), а также от качеств личности. Сильного руководителя отличает высокая степень разнородности используемых приемов и методов управления, управленческих умений. Чем способней руководитель, тем ему легче изменить масштаб своего мышления, а чем он сильнее, тем лучше сумеет реализовать свои способности.
Менеджер - это специалист, призванный решать конкретные психофизиологические задачи, связанные с проблемами конкретной личности и межличностного взаимодействия. Ему предоставлено право решать вопросы подбора и расстановки кадров в своем подразделении. Эффективность этих решений находится в прямой зависимости от управленческих способностей руководителя.
Одной из основных проблем в реальной практике подбора персонала остается оценка психологического соответствия претендента требованиям должности, ведь зачастую этот процесс основывается на чисто интуитивных соображениях, что ведет к принятию неэффективных управленческих решений.
Каждого руководителя и специалиста может оценить по его деловым, профессиональным качествам только руководитель или специалист более высокой квалификации. Каждому руководителю важно уметь вскрывать свои внутренние психологические резервы. Для этого нужно научиться познавать себя и других людей, выявлять темперамент, характер, направленность личности, отношение к деятельности и жизни, к целям и жизненным ситуациям, ожидаемое эмоциональное поведение в напряженных ситуациях и межличностных отношениях, деловые качества.
Знание основных черт личности и составления психологического портрета человека открывает менеджеру возможности для ее систематического исследования, изучения проявлений поведения в различных жизненных ситуациях, и проведения психокоррекционной работы, в том случае, когда возникает такая необходимость.
Актуальность исследования данной проблемы обусловлена тем, что:
- произошли существенные изменения в социальной, политической, экономической жизни современного российского общества, психологии людей, затрагивающие взаимоотношения в коллективе, систему ценностных ориентации, норм поведения, перестроившие представления о характере труда, успехе, карьере;
- на современном этапе развития менеджмента определение психологического портрета личности является, на наш взгляд, одним из самых сложных и важных вопросов, решение которого позволит повысить успешность управления персоналом;
- имеет место теоретическая неразработанность проблемы соответствия личностных психологических качеств руководителя и требований профессиональной управленческой деятельности;
- на сегодняшний день актуально сопоставление результатов психологической диагностики студентов с отношением самих студентов к будущей работе.
Целью данной работы является проведение исследования с целью оценка взаимосвязи между психологическим портретом студента и его предрасположенности к управленческой деятельности.
Задачи исследования:
Объект исследования – студенты техникума.
Предмет исследования - психологический портрет личности менеджера – выпускника КГСТ.
формирование психологического портрета студента
Гипотеза исследования: если знать, какими личностными характеристиками менеджера обладают или не обладают студенты, то станет возможной и выработка рекомендаций по их развитию с целью решения проблемы соответствия претендента требованиям должности.
При выполнении исследования используются обе группы методов: теоретические и эмпирические. При этом основными методами исследования являются методы анализа психолого-управленческой литературы; обобщения, научного абстрагирования, тестирования, статистического анализа.
Данное исследование носит теоретико - прикладной характер.
В работе используются данные по тестированию студентов техникума, сравнительная характеристика, статистические данные, отчетные материалы и иные фактические материалы, содержащиеся в официальных источниках, приведенных в списке используемой литературы.
1.ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОРТРЕТА
ЛИЧНОСТИ МЕНЕДЖЕРА
1.1 Личность: понятие, структура, социально-психологический портрет
В психологии личность изучается разными отраслями психологической науки. Обусловлено это многоплановостью проявлений личности, противоречивостью, а порой и загадочностью человеческого поведения. Многоплановость поведения требует, в свою очередь, разноуровневого психологического анализа.
Как отмечает К.К. Платонов, за период с 1917 по 70-е годы в советской психологии можно выделить, по меньшей мере, четыре доминирующие теории личности:
1917-1936 гг. - личность как профиль психологических черт;
1936-1950 гг. - личность как опыт человека;
1950-1962 гг. - личность как темперамент и возраст;
1962-1970 гг. - личность как совокупность отношений, проявляющихся в направленности [5].
Другой известный советский психолог А.В. Петровский тоже говорил о существовании в отечественной психологии разных подходов к пониманию личности в разные исторические отрезки времени [5].
В психологической науке имеется несколько общепризнанных положений относительно личности. По крайней мере, можно говорить о четырех аксиомах:
1) личность присуща каждому человеку;
2) личность есть то, что отличает человека от животных, у которых личности нет;
3) личность есть продукт исторического развития;
4) личность есть индивидуальная отличительная характеристика человека [5] .
Сегодня в отечественной психологии широко распространен взгляд на человека как на индивида, личность и субъект деятельности, но при этом отсутствует более или менее общепринятая концепция личности. Проблема личности в психологии выступает как самостоятельная. Важнейшая теоретическая задача состоит в том, чтобы обнаружить объективные основания тех психологических свойств, которые характеризуют человека как индивида, как индивидуальность и как личность.
По определению А.В. Петровского, личностью в психологии обозначается системное качество, приобретенное индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее меру представленности общественных отношений.[4]
На наш взгляд, наиболее обобщенным можно считать определение, данное Р.С. Немовым: Личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.[4]
Психологическая структура личности — это целостная модель, система качеств и свойств, которая полно характеризует психологические особенности личности (человека, индивида).
Проблема структуры личности занимает важное место в психологии личности. Еще не выработано единой точки зрения на структуру личности и составляющие ее элементы. В существенной степени это объясняется различными теоретическими воззрениями тех или иных исследователей.
Так, А.Г. Ковалев в структуре личности различает четыре блока[4].
Первый блок включает в себя психологические процессы: ощущение, восприятие, представление, воображение, память, речь, мышление, внимание;
Второй блок представлен психологическими свойствами: темперамент, характер, способности, эмоционально-волевая сфера личности (чувства, эмоции, воля);
Третий блок – психологические состояния;
Четвертый – психологические образования (знания, умения, навыки).
Структура личности по К.К. Платонову представлена четырьмя подструктурами: биологической (темперамент, возрастные особенности, половые различия), психологической (психологические процессы, психологические особенности – характер, способности, чувства, эмоции, воля), подструктурой социального опята, подструктурой нравственности личности.
Существует также модель психологической структуры личности, на основе совмещения двух схем, разработанной вначале С. Л. Рубинштейном, а затем К. К. Платоновым.
Эта базовая модель исходит из личностно-деятельностного подхода. Данная структура включает в себя шесть взаимосвязанных подструктур: самосознание; направленность личности; темперамент и характер; психические процессы и состояния; способности и задатки; психический опыт личности. Они условно выделяются лишь для получения некоторой схемы целостной личности.
Во многих пособиях по менеджменту, книгах по управлению личность ранее не была предметом изложения, так как все внимание уделялось планированию, экономике, маркетингу, организационно-технической стороне. И только позже, после осознания роли групп и составляющих ее членов в процессе труда, начали активно изучать основные характеристики групп, человеческий фактор, поведение личности. Крупнейшей заслугой многих исследователей управления стало изучение человека, его личностных качеств. Многие управленцы, предприниматели в свою очередь использовали в своей деятельности открытия и достижения психологии в изучении личности.
На современном этапе развития менеджмента определение психологического портрета является, на наш взгляд, одним из самых сложных и важных вопросов, решение которого позволит повысить успешность управления персоналом. Менеджеру без психологических знаний о личности не обойтись. Ему необходимы научные знания о личности работника, профессиональный подход к работе с персоналом.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ЛИЧНОСТИ - это комплексная психологическая характеристика человека, содержащая описание его внутреннего склада и возможных поступков в определенных значимых обстоятельствах. В отличие от ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ ЛИЧНОСТИ, портрет – это в большей степени качественное, а не количественное описание. В случае обработки тестовых данных портрет - это не график, описывающий соотношение баллов по разным факторам, а текстовая интерпретация этого соотношения баллов.
Информация о работе Исследование психологического портрета менеджера