Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 10:19, курсовая работа
Менеджер (руководитель) – это специалист, который осуществляет функции управления в рыночной экономике. Эффективность управленческой деятельности руководителя зависит от его способностей. По определению психолога А.Н. Леонтьева, способности - это такие свойства индивида, совокупность которых обуславливает успешность выполнения некоторой деятельности. Психологи, занимающиеся теорией способности,
Введение 3
Теоретические основы изучения социально-психологического
портрета личности менеджера 6
Личность: понятие, структура, социально-психологический портрет 6
Профессия и психологический портрет личности менеджера 14
Выводы по первой главе 21
2. Психологически портрет личности менеджера – выпускника
КГСТ 22
2.1.Общая характеристика ГБОУ СПО Коркинский
горно-строительный техникум 22
2.2 Результаты психологического диагностирования выпускников 24
КГСТ
Выводы по второй главе 31
Заключение 32
Список используемой литературы 34
Психологический портрет личности, описание личности; включает: темперамент, характер, способности, направленность (деловая, личностная, коммуникативная), интеллектуальность - степень развития и структура интеллекта; эмоциональность - уровень реактивности, тревожности, устойчивости; волевые качества - умение преодолевать трудности; настойчивость в достижении цели; общительность, самооценку (заниженная, адекватная, завышенная); уровень самоконтроля: способность к групповому воздействию.
Приведем некоторые положения, определяющие психологический портрет личности, исходя из основной идеи психологии управления: плохо относиться к человеку — невыгодно.
При решении проблем управления следует учитывать, что люди по-разному приспосабливаются к жизненным условиям. По способности адаптироваться можно выделить три типа людей. 1 — с ориентацией на текущий момент и легкой приспосабливаемостью к обстановке; 2 — с ориентацией на прошлое, способностью действовать в рамках жесткой структуры с четкими разрешениями и запретами, правами и обязанностями; 3-е ориентацией на будущее, неадекватным ситуации поведением, плохо приспособленных к иерархической структуре. Первый тип людей лучше работает при принятии решений, второй — при их реализации в рамках имеющихся структур, третий — в качестве генераторов идей.
Каждому руководителю важно уметь вскрывать свои внутренние психологические резервы. Для этого нужно научиться познавать себя и других людей, выявлять темперамент, характер, направленность личности, отношение к деятельности и жизни, к целям и жизненным ситуациям, ожидаемое эмоциональное поведение в напряженных ситуациях и межличностных отношениях, деловые качества.
К базовым свойствам личности, по мнению академика Б.Г. Ананьева, основателя ленинградской школы психологов, относятся темперамент, характер, способности человека. Именно через базовые свойства раскрываются динамические характеристики психики (эмоциональность, темп реакций, активность, пластичность, чувствительность) и формируется определенный стиль поведения и деятельности личности.
Рассмотрим вкратце основные компоненты, характеризующие психологический портрет личности.
В современной психологии словом «темперамент» обозначают динамические особенности психики человека, т. е. только темп, ритм, интенсивность протекания психических процессов, но не их содержание. Поэтому темперамент никак нельзя определить словом «хороший» или «плохой». Темперамент определяет стиль поведения человека, способы, которыми человек пользуется для организации своей деятельности. Выделяют четыре основных типа темпераментов: сангвиник; холерик; флегматик; меланхолик. Связь факторно-аналитического описания личности с четырьмя классическими типами темперамента выражается в соответствии с рисунком А.1.
Характер (греч. — "чеканка", "отпечаток") есть совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обусловливающих типичные для нее способы поведения.
В характере выражаются не случайные, а наиболее типичные, существенные особенности человека. В структуре характера выделяют четыре группы черт, выражающих отношение личности к определенной стороне деятельности: к труду; к другим людям, коллективу, обществу; к самому себе; к вещам.
К. Леонгард выделил классификацию типов характера, основывающуюся на типе общения с окружающими: гипертимный; дистимный; циклоидный; возбудимый; застревающий; педантичный; тревожный; демонстративный; экзальтированный; экстравертированный; интровертированный типы [8].
Способности — это индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности.
Способности подразделяются на общие и специальные. Общая способность выступает как социально-психологическая основа развития специальных способностей к определенному виду деятельности: музыкальной, исследовательской, преподавательской и др. Уровень способностей определяется степенью разрешимости противоречий между свойствами индивида и отношениями личности. Лучший вариант, когда есть способности к какой-либо сфере деятельности и интерес этим заниматься.
Направленность личности — это система устойчиво характеризующих побуждений человека (что человек хочет, к чему стремится, так или иначе понимая мир, общество; чего избегает, против чего готов бороться) [2]. В основе направленности личности лежит мотивация ее деятельности, поведения, удовлетворения потребностей. Направленность бывает на задачу, на общение, на себя. Задача менеджера и психолога заключается в выявлении потребностей, интересов, убеждений каждой личности и определении конкретной направленности ее мотивов.
Интеллект — это система психических процессов, обеспечивающих реализацию способности человека оценивать ситуацию, принимать решение и в соответствии с этим регулировать свое поведение [6].
Интеллект особенно важен в нестандартных ситуациях — как символ обучения человека всему новому.
Структура интеллекта зависит от целого ряда факторов: возраста, уровня образования, специфики профессиональной деятельности и индивидуальных особенностей.
Кроме познавательного, существует интеллект профессиональный и социальный (умение решать проблемы межличностных отношений, находить рациональный выход из создавшейся ситуации). Следует помнить, что интеллект — это познание плюс действие. Поэтому нужно не только развивать все виды интеллекта, но и уметь реализовывать рациональные решения, показывать свой интеллект и на словах, и в деле, поскольку только результат, конкретные действия определяют уровень интеллекта личности.
Эмоциональность — свойства человека, характеризующие содержание, качество и динамику его эмоций и чувств. Содержательные аспекты эмоциональности отражают явления и ситуации, имеющие особую значимость для субъекта. Они неразрывно связаны со стержневыми особенностями личности, ее нравственным потенциалом: направленностью мотивационной сферы, мировоззрением, ценностными ориентациями и проч. Эмоциональность является одной из основных (наряду с активностью) составляющих темперамента.
Все эмоциональные явления делятся на аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения и стрессовые состояния.
Волевые качества личности - это сложившиеся в процессе получения жизненного опыта свойства личности, связанные с реализацией воли и преодолением препятствий на жизненном пути. Волевые качества - это способность человека достигать поставленных целей в условиях реальных трудностей. Основные из них - сила и стойкость воли, целеустремленность.
Общительность — это и способность найти общий язык с другим человеком, и талант находить нужные слова в различных ситуациях, и умение выражать четко свои мысли без скованности и страха.
В целом можно выделить информационную (получение сведений), познавательную, управляющую и развивающую функции общения, функцию обмена эмоциональными и вообще психическими состояниями.
Самооценка — это представление человека о важности своей личной деятельности в обществе и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или закрыто.
В качестве основного критерия оценивания выступает система личностных смыслов индивида. Самооценка является толчком к развитию личности. Значительную роль в формировании самооценки играют оценки окружающих личности и достижений индивида. Без самооценки трудно и даже невозможно самоопределиться в жизни. Верная самооценка поддерживает достоинство человека и дает ему нравственное удовлетворение. Самооценка может быть заниженной, завышенной и адекватной (нормальной). Максимально адекватное отношение к себе — высший уровень самооценки. (Спиркин А.Г.)
Умение правильно составить психологический портрет человека может существенно помочь в жизни. Так, например, проще делать покупки, общаться с людьми, решать определенные вопросы. Профессиональное составление психологического портрета необходимо в целом ряде профессий. Юристы, менеджеры, руководители, - вот далеко не полный перечень тех, кому приходится сталкиваться с этой процедурой практически каждый день. Техника составления психологического портрета используется психологами, учеными, а также отдельными людьми для самопознания.
Описание личности менеджера — его психологический портрет, а также ответы на вопрос, насколько он совпадает в различных социокультурных средах и на различных уровнях развития экономики, является, несомненно, одним из первых шагов начинающего менеджера к управленческой деятельности.
Менеджер должен понимать природу управленческих процессов, уметь распределять ответственность за уровнями управления, знать экономику и маркетинг, информационную технологию, уметь планировать и прогнозировать развитие деятельности своей фирмы. Не менее важно быть специалистом в работе с людьми: уметь строить взаимоотношения с подчиненными, между фирмой и клиентами, с другими фирмами, уметь принимать решения в сложных ситуациях, которые часто изменяются, четко и доходчиво формулировать свои мнения.
Менеджер должен владеть высокой
психологической культурой, которая является неотъемлемой частью
общей культуры человека. Психологическая
культура вмещает три необходимых элемента:
познание себя, познание другого человека,
умения общаться с людьми и регулировать
свое поведение. Проверено, что успех любого
предприятия на 85% зависит от желания людей
работать. Эти вопросы находятся в компетенции
психологии. Менеджеру и руководителю
любого уровня нужна практическая психология
и умение использовать знание разных психологических
дисциплин в своей практической деятельности
и разнообразных жизненных ситуациях.
Чтобы эффективность овладения
знаниями, в том числе и психологическими,
была высокой, человек должен прийти к
пониманию их необходимости. Процесс учебы
(лучше сразу совмещать с практикой) должен
стать внутренней потребностью каждого
человека.
Исследуя политические, социальные, экономические и психологические силы, которые действуют в разных странах, и изучая влияние этих сил на тех, кто занимает управленческие должности, можно сделать полезные обобщения об изменчивости содержания работы руководителя. Эти обобщения позволяют предусмотреть те способности и умения, которые необходимы умелому менеджеру в настоящее время и в будущем.
Способности руководителя делятся на общие (интеллект) и специфические (знания, умения, компетентность, информированность и др.). В ходе исследований, проведенных американскими психологами, выяснилось, что наиболее эффективными руководителями являются те, у которых имеются средние показатели интеллекта. Выявлена и такая закономерность: не все те, кто учится отлично, становятся отличными руководителями. Специфические способности руководителя проявляются в его конкретной деятельности. Исследования, проведенные зарубежными учеными-психологами, позволили сделать выводы о том, что работа менеджера носит интенсивный характер. Например, мастер производственного участка на промышленном предприятии совершает в течение рабочего дня не менее 200-270 действий. Они очень разнообразны, часто непродолжительны по времени, относятся к разным направлениям деятельности, носят фрагментарный характер. Проводимые в США наблюдения за работой крупных высокопоставленных менеджеров показали, что около половины всех дел, которые они осуществляли в процессе деятельности, продолжались девять минут и менее каждое, и лишь одна десятая их часть длилась более часа. Но в целом время выполнения этих дел занимало от 34 до 60% служебного времени руководителя. Основное же время (от 66 до 40%) тратилось на общение за пределами собственной организации (контакты с вышестоящими руководителями, менеджерами других организаций, представителями по деловому партнерству и т. п.).
Специальный хронометраж, осуществляемый в ходе исследований, показал, что работа руководителей носит в основном словесный характер(80% времени занимают разговоры). Следовательно, для эффективного общения менеджеру необходимы высокие коммуникативные способности, хорошая память, внимание, развитый и гибкий ум, хорошо поставленная речь и другие специфические качества и умения.
Однако руководитель должен быть не только хорошо подготовленной и высоко образованной, но еще и творческой личностью. От него требуется не только верить в свои творческие способности, но и ценить такие способности в других, уметь их мобилизовать и использовать, преодолевая все встречающиеся на пути препятствия. Для этого необходимо быть настойчивым, испытывать потребности в переменах, уметь порывать с традициями, воспринимать новые идеи и новаторские решения, систематически ими пользоваться. Творческий руководитель обычно работает с группами, используя метод мозговой атаки, поощряет свободное выражение эмоций и идей и непрестанно учится, в том числе и на собственных ошибках.
Качества менеджера - это обобщенные, наиболее устойчивые характеристики, которые оказывает решающее влияние на управленческую деятельность. Это весьма сложные в психологическом плане образования, зависящие от множества факторов: особенностей характера, структуры личности, ее направленности, опыта, способности, условий деятельности.
Талант менеджера определяется многими психологическими качествами, которые являются профессионально важными. Многогранный характер управленческой деятельности накладывает своеобразный отпечаток и на личностные характеристики менеджера.
К основным чертам личности менеджера можно отнести: способность доминировать (умение влиять на подчиненных); уверенность в себе; эмоциональную уравновешенность; стрессоустойчивость; стремление к победе (достижению цели); креативность (способность к творческому решению задач); ответственность; предприимчивость; независимость; надежность; общительность.
На основе управленческой
деятельности менеджера можно выделить
следующие профессионально важные качества.
Организаторские качества, характеризующиеся
умением подбирать, расставлять кадры, планировать
работу, обеспечивать четкий контроль.
Организаторские качества - это следствия
проявления ряда психологических свойств
личности.
Они отражают уровень
организаторской культуры менеджера,
владение им технологией управленческой
работы: подбором, расстановкой и использованием
кадров, выработкой норм, нормативов и
регламентов, личных планов и планов деятельности
подразделений, служб, оперативных планов
и планов-графиков проведения мероприятий,
доведением заданий до исполнителей, инструктажем,
распорядительством, контролем.
Организаторские качества
- это следствия проявления ряда психологических
свойств личности. Наиболее важными являются:
избирательность - способность адекватно,
без искажения отражать психологию организации.
и самокритичность - способность видеть
недостатки в поступках и действиях других
людей и своих поступках. контакт - способность
устанавливать меру воздействия, влияния
на других людей. - способность предъявлять
адекватные требования в зависимости
от особенностей ситуации. к организаторской
деятельности, т. е. потребность в ее выполнении.
заряжать своей энергией других людей,
активизировать их.
Информация о работе Исследование психологического портрета менеджера