Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 10:19, курсовая работа
Менеджер (руководитель) – это специалист, который осуществляет функции управления в рыночной экономике. Эффективность управленческой деятельности руководителя зависит от его способностей. По определению психолога А.Н. Леонтьева, способности - это такие свойства индивида, совокупность которых обуславливает успешность выполнения некоторой деятельности. Психологи, занимающиеся теорией способности,
Введение 3
Теоретические основы изучения социально-психологического
портрета личности менеджера 6
Личность: понятие, структура, социально-психологический портрет 6
Профессия и психологический портрет личности менеджера 14
Выводы по первой главе 21
2. Психологически портрет личности менеджера – выпускника
КГСТ 22
2.1.Общая характеристика ГБОУ СПО Коркинский
горно-строительный техникум 22
2.2 Результаты психологического диагностирования выпускников 24
КГСТ
Выводы по второй главе 31
Заключение 32
Список используемой литературы 34
К организаторским качествам нужно отнести и целеустремленность. Характер современной жизни требует от менеджера ясных и обоснованных целей. Без них он может испытывать недостаток твердости и решимости, упускать хорошие возможности, тратить время на пустяки. Поскольку в мире все меняется, чтобы удержаться на плаву, менеджер должен эти цели корректировать. Но целеустремленность заключается не только в том, чтобы цели устанавливать, а упорно к ним стремиться. Это и отличает менеджера от остальных работников. Другим организаторским качеством, которое должно быть присуще менеджеру, является деловитость. Она заключается в умении четко и своевременно ставить задачи, принимать обоснованные решения, контролировать их исполнение, быть оперативным и распорядительным в действиях и поступках.
Важным организаторским
качеством менеджера является энергичность,
то есть способность заражать людей
уверенностью, стремлением действовать
путем логического внушения, личного примера,
собственного оптимизма.
Менеджеру должна быть
присуща дисциплина и контроль над собой.
Без этого он не сможет ни призвать к порядку
других, ни контролировать их деятельность.
Поэтому менеджер должен контролировать
свои эмоции и настроения, изучать эмоции
других, чтобы найти подход к их поведению,
а также контролировать дисциплину подчиненных.
Отличительной чертой
менеджера должна быть повышенная работоспособность, умение трудиться
напряженно, не принося, однако, себя в
жертву и не становясь " работоманом
" (в передовых компаниях считается
дурным тоном для высших руководителей
задерживаться в офисе после окончания
трудового дня или брать работу на дом).
Менеджер должен быть
коммуникабельным, контактным, т.е. общительным,
направленным на внешний мир, проявляющим
интерес к окружающим. Он должен уметь
располагать к себе людей, слушать и понимать
их, убеждать в своей правоте. Хороший
руководитель должен уметь обеспечивать
сопричастность сотрудников к работе.
Он должен считаться с желанием подчиненных
добиться определенного положения в этом
мире, знать их идеалы и способствовать
реализации их в жизнь. Но самое главное
- менеджер должен обладать умением руководить,
организовывать и поддерживать работу
коллектива, быть готовым к действиям,
риску. Он должен уметь определить объем
своих служебных полномочий, возможность
действовать независимо от руководства,
побуждать людей к повиновению, избавляться
от баласта, а оставшимся помочь стать
самими собой, а не подминать под себя.
Для этого менеджер должен обладать терпимостью
к слабостям людей, не мешающим работать,
и нетерпимостью ко всему, что препятствует
успешному решению стоящих перед ним и
коллективом задач.
Нужно иметь в виду, что не существует и не будет, существовать менеджера, обладающего универсальными способностями и одинаково эффективно действующего в любой ситуации.
Для анализа служебной деятельности менеджера представляют интерес и обобщенные характеристики типов темпераментов. Менеджеру с сангвиническим темпераментом присущи такие положительные качества, как целеустремленность и настойчивость, большая подвижность и легкая приспособляемость к новой обстановке, умение четко и уверенно действовать в сложных условиях, гибкость ума и сосредоточенность внимания, высокая продуктивность при динамической работе, оптимизм и склонность к юмору, общительность и коллективизм, стремление к лидерству, умение быстро найти контакт с подчиненными и завоевать авторитет, постоянное стремление к духовному обогащению и самовоспитанию. У недостаточно воспитанного менеджера служащего-сангвиника могут проявиться такие отрицательные качества, как формальное отношение к своим обязанностям при потере интереса к службе, упрямство и раздражительность в ответ на критику, ненадежность в дружбе, неосмотрительность и беспечность в опасных условиях.
Менеджеру с холерическим темпераментом присущи быстрота реакции, подвижность и энергичность в служебной деятельности, постоянное стремление быть впереди всех, умелое командование подчиненными. В сложных условиях действует смело, самоотверженно, любит рисковать и преодолевать опасность. В общественной работе проявляет большую активность, критичность, инициативность, самостоятельность. Холерик весьма общителен, легко устанавливает эмоциональные связи, настойчиво стремится к лидерству, чрезвычайно чувствителен к общественному мнению и оценкам подчиненных. У недостаточно культурного менеджера-холерика можно наблюдать такие отрицательные качества, как неуравновешенность и несдержанность, грубость и бестактность, самонадеянность и зазнайство. Он часто стремится к особому положению в коллективе, легко меняет друзей, открыто высмеивает недостатки слабых, бывает злопамятен, мстителен. Настроение неустойчиво, чувства меняются резко и неожиданно. Холерик может быть источником конфликтов и напряжений в подразделении. Будучи уволен, он часто возглавляет группу нарушителей дисциплины, распространяет негативные традиции.
Менеджер с неуравновешенным меланхолическим темпераментом обладает высокой чувствительностью и подвижностью психических процессов, быстрым восприятием приказаний старших начальников, активностью в общественной работе, умением выдвинуть хорошую идею, провести диспут. В спокойной обстановке хорошо справляется с обязанностями руководителя младшего звена, находится в постоянной готовности к действиям. Вместе с тем у него наблюдаются такие недостатки, как вспыльчивость, неуравновешенность, импульсивность, склонность к необдуманным поступкам, проявление грубости и раздражительности, придирчивости и предвзятости. Испытывает неуверенность, и даже страх пред старшим начальником, волнуется перед получением нового задания, с большим трудом его выполняет. Среди подчиненных часто авторитетом не пользуется, конфликтует с другими менеджерами. Менеджер со слабым меланхолическим темпераментом отличают добросовестность, усердие, старание. Ему свойственны исполнительность, повышенное чувство ответственности, принципиальность, справедливость, отзывчивость, деликатное отношение к подчиненным, критичность и самокритичность. Его иногда называют добрым и хорошим товарищем, душой коллектива. Среди типичных недостатков в деятельности и общении такого менеджера можно наблюдать быструю утомляемость, нерешительность и осторожность, замкнутость и необщительность, малую инициативность и подверженность чужому влиянию, пессимизм и упрямство. Менеджерам с инертным меланхолическим темпераментом присущи усердие и аккуратность при выполнении привычных обязанностей, ровное настроение, скромность и тактичность, самокритичность и постоянство в дружбе. С подчиненными поддерживает уставные взаимоотношения, редко спорит, в конфликтах участия не принимает, проявляют внимание к просьбам и предложениям подчиненных, спокойно воспринимает похвалу, тщательно анализирует свою деятельность. Но у него могут быть и недостатки такого рода: серьезные затруднения в переключении с одного вида деятельности на другой, неуверенность действий в сложной обстановке, заторможенность реакций и пассивность в учебе, отсутствие решительности и инициативы в опасных условиях, безразличие к мнению коллектива, критике со стороны начальников, попустительство и лень [7].
Выводы по первой главе:
2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ЛИЧНОСТИ МЕНЕДЖЕРА – ВЫПУСКНИКА КГСТ.
2.1. Общая характеристика ГБОУ СПО Коркинский
горно-строительный техникум
Число образовательных учреждений среднего профессионального образования в РФ в 2012/13 учебном году составляет 2981, в том числе: государственных и муниципальных - 2725; негосударственных – 256.
Система УПО Челябинской области сегодня включает 77 образовательных учреждений среднего профессионального образования.
ГБОУ СПО КГСТ также входит в эту систему. Полное официальное наименование техникума – Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Коркинский горно-строительный техникум.
Сегодня КГСТ осуществляет подготовку специалистов по 6 специальностям: 40613.51 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования»; 270103.51 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»; 230101.51 «Вычислительные машины, комплексы, системы и сети»; 080201.51 «Менеджмент (по отраслям)»; 230113.51 «Компьютерные системы и комплексы»; 100701.51 «Коммерция (по отраслям)».
Главная цель КГСТ – подготовить и выпустить высококвалифицированных и конкурентоспособных специалистов.
Основные задачи КГСТ – обеспечение соответствия качества подготовки специалиста требованиям рынка труда, формирование базовых функций личности: ответственности, умения работать самостоятельно и в команде, планирование результатов своей деятельности, умения принимать решения, а самое главное – приобретение практических навыков работы, в том числе навыков работы с персоналам. Ведь выпускник техникума – это руководитель среднего звена.
Работа руководителя - ответственна и связана с большими эмоциональными и физическими нагрузками. Очевидно, что не каждый способен заниматься такого рода деятельностью. Даже при высоком интеллектуальном уровне характерологические особенности личности не всегда позволяют справляться со сложными ситуациями, возникающими на производстве, в управлении персоналом. В связи с этим на сегодняшний день актуально проведение психологической диагностики студентов.
Каждый человек, наделенный уникальными свойствами личности, наделен такими качествами, которые позволяют увидеть с помощью психологической диагностики, психологический портрет человека. Как человек познает мир и принимает решения, чем он руководствуется – рациональным или интуитивным началом своей натуры. Знание психологического портрета личности является основой для того, чтобы улучшать качество своей жизни. Важно уметь отстоять себя (свой психологический портрет), даже перед самим собой. Если человек знает психологический портрет, свой тип личности, каков он сам, как устроены индивидуальные особенности его души, он может самостоятельно действовать и применять точные, правильные решения. На современном этапе развития менеджмента определение психологического портрета личности является одним из самых сложных и важных вопросов, решение, которого позволит повысить качество подготовки специалиста, успешность будущей управленческой деятельности.
2.2 Результаты
психологического
КГСТ
Эмпирическое исследование, проведенное по тестам в выборочной совокупности выпускников экономических и технических специальностей ГБОУ СПО «Коркинский горно-строительный техникум» имело основной целью исследование взаимосвязи между психологическим портретом студента и его предрасположенности к управленческой деятельности.
Стать испытуемыми для составления психологического портрета личности согласились студенты (выпускники) Коркинского горно-строительного техникума по двум специальностям: 080201.51 «Менеджмент по отраслям» группа ЭКОМ - 10 (третий курс– 15 чел.); 230101.51 «Вычислительные машины, комплексы, системы и сети» группа ВКС – 09 (четвертый курс – 17 чел.). Всего в опросе приняло участие 32 студента в возрасте 18-20 лет, в том числе 46.9% выпускники экономического направления - менеджеры, 53,1% - технического, но готовящиеся к занятию должности руководителя среднего звена.
Психологические портреты составлены на основе проведенного тестирования по тестам «Ваш темперамент»; «Ваша самооценка»; «Ваши организаторские качества»; «Обладаете ли вы качествами делового человека» «Каково ваше место в рабочем коллективе». Опрос на тему «Ваш соционистический тип» проведен только в группе с экономической специальностью (ЭКОМ – 10).
При определении темперамента были выявлены следующие результаты в соответствии с рисунком Б.2:
То, есть по обеим группам достаточно высокий процент студентов с сангвиническим и холерическим типом темперамента. Можно сделать вывод, о том, что у первых из них сформированы или могут быть сформированы такие присущие менеджеру такие положительные качества, как целеустремленность и настойчивость, большая подвижность и легкая приспособляемость к новой обстановке, стремление к лидерству, умение быстро найти контакт с подчиненными, самовоспитание и др., вторым - быстрота реакции, подвижность и энергичность в служебной деятельности, постоянное стремление быть впереди всех, умелое командование подчиненными.
При определении уровня самооценки было установлено, что в группе ЭКОМ-10 в соответствии с рисунком В.3: у трех человек (20%) от 60 до 150 баллов - высокая самооценка, и во многом она имеет вполне реальные основания. Однако что-то они в себе переоценивают, а что-то, наоборот, несправедливо занижают. Им не удалось реализовать свои способности, раскрыть свой творческий потенциал. Отсюда постоянное состояние недовольства окружающим миром и отношением людей к ним. Их разочарованность в жизни объясняется довольно просто — к окружающим они предъявляете гораздо более высокие требования, чем к себе, да и вообще, больше берут, чем дают.
У 12 человек (80%) от 160 до 250 баллов - достаточная объективная оценка своих способностей и возможностей и при этом они любят себя. Такая самооценка — самый оптимальный вариант. Они живут в полном согласии с собой и не страдают от неуверенности в себе. Наверное, именно в этом, в первую очередь, заключается секрет их способности найти выход из самых тупиковых ситуаций, с чем бы они ни были связаны — от взаимоотношений с другими людьми до личных проблем.
При определении уровня самооценки было установлено, что в группе ВКС - 09 в соответствии с рисунком В.4: семь человек (41%) от 60 до 150 баллов – высокая самооценка, вполне имеющая реальные основания; у 10 человек (59%) от 160 до 250 баллов – достаточно объективная самооценка.
Информация о работе Исследование психологического портрета менеджера