Исследование развития внимания в старшем дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2015 в 10:52, курсовая работа

Краткое описание

Гипотеза состоит в том, что внимание у детей старшего дошкольного возраста имеет свои специфические особенности, которые связаны с тем, что непроизвольное внимание в этом возрасте усиливается и появляется способность удерживать внимание на интересующих их интеллектуально-значимых действиях.
Задачи исследования :
1)провести теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме;
2)дать определение вниманию, как психологическому феномену;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования внимания в психологии
Анализ научных литературных источников по
развитию внимания 6
Виды и свойства внимания 9
Психологические особенности развития
внимания в старшем дошкольном возрасте 17

Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей
развития внимания в старшем дошкольном возрасте
Организация и проведение исследования 20
Обработка и анализ результатов исследования 21

Заключение 34

Литература 36

Вложенные файлы: 1 файл

Исследование развития внимания в старшем дошкольном возрасте.doc

— 430.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, развитие послепроизвольного внимания происходит через становление произвольного, оно также связано с привычкой прилагать волевые усилия для достижения цели.

Укажем особенности развития внимания в дошкольном возрасте:

- значительно возрастает его  концентрация, объем и устойчивость;

- складываются элементы произвольности  в управлении вниманием на  основе развития речи, познавательных  интересов;

- внимание становится опосредованным;

- появляются элементы послепроизвольного  внимания.

Внимание - это важнейшее качество, которое характеризует процесс отбора нужной информации и отбрасывания лишней. Дело в том, что в человеческий мозг ежесекундно поступают тысячи сигналов из внешнего мира. Если бы не существовало внимания (своеобразного фильтра), то наш мозг не смог бы избежать перегрузки.

Согласно вышесказанному внимание обладает определенными свойствами: объемом, устойчивостью, концентрацией, распределением, переключаемостью. Нарушение каждого из перечисленных свойств приводит к отклонениям в поведении и деятельности ребенка.

Маленький объем внимания - это невозможность сконцентрироваться одновременно на нескольких предметах, удерживать их в уме.

Недостаточная концентрация и устойчивость внимания - ребенку трудно долго сохранять внимание, не отвлекаясь и не ослабляя его, ребенок не может сконцентрироваться именно на той части материала, которая необходима для решения поставленной задачи.

Плохо развитая переключаемостью внимания - ребенку трудно переключаться с выполнения одного вида деятельности на другой. Плохо развитая способность распределения внимания - неумение эффективно (без ошибок) выполнять одновременно несколько дел. Подобные недостатки не могут быть устранены фрагментарно включаемыми "упражнениями на внимание" в процессе занятий с ребенком и требуют, как показывают исследования, для их преодоления специально организованной работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей  развития внимания в старшем дошкольном возрасте

 

 

 

2.1 Организация и проведение  исследования

 

 

 

Задание, содержащееся в этой методике, предназначено для определения продуктивности и устойчивости внимания. Ребенку показывают рисунок (приложение 1) На нем в случайном порядке даны изображения геометрических фигур: треугольник, прямоугольник, флажок, половина круга, круг, квадрат, звезда. Ребенок перед началом исследования получает инструкцию следующего содержания:

 «Сейчас мы с тобой поиграем  в такую игру: я покажу тебе картинку, на которой нарисовано много разных, знакомых тебе предметов. Когда я скажу слово "начинай", ты по строчкам этого рисунка начнешь искать и зачеркивать те предметы, которые я назову. Искать и зачеркивать названные предметы необходимо до тех пор, пока я не скажу слово "стоп". В это время ты должен остановиться и показать мне то изображение предмета, которое ты увидел последним. После этого я отмечу на твоем рисунке место, где ты остановился, и снова скажу слово "начинай". После этого ты продолжишь делать то же самое, т.е. искать и вычеркивать из рисунка заданные предметы. Так будет несколько раз, пока я не скажу слово "конец". На этом выполнение задания завершится».

В этой методике ребенок работает 2,5 мин, в течение которых пять раз подряд (через каждые 30 сек) ему говорят слова «стоп» и «начинай».

Экспериментатор в этой методике дает ребенку задание искать и зачеркивать звездочку - горизонтальной линией, а квадрат – вертикальной. Экспериментатор сам отмечает на рисунке ребенка те места, где даются соответствующие команды.

 

 

 

2.2 Обработка и анализ результатов исследования

 

 

 

 

При обработке и оценке результатов определяется количество предметов на рисунке, просмотренных ребенком в течение 2,5 мин, т.е. за все время выполнения задания, а также отдельно за каждый 30-секундный интервал. Полученные данные вносятся в формулу, по которой определяется общий показатель уровня развитости у ребенка одновременно двух свойств внимания: продуктивности и устойчивости:

где S – показатель продуктивности и устойчивости внимания обследованного ребенка;

N – количество изображений предметов, просмотренных ребенком за время  работы;

t – время работы;

n – количество ошибок, допущенных  за время работы. Ошибками считаются  пропущенные нужные или зачеркнутые  ненужные изображения.

В итоге количественной обработки психодиагностических данных определяются по приведенной выше формуле шесть показателей, один – для всего времени работы над методикой (2,5 мин), а остальные – для каждого 30-секундного интервала. Соответственно, переменная t в методике будет принимать значение 150 и 30.

По всем показателям S, полученным в процессе выполнения задания, строится график следующего вида (рис. 3), на основе анализа которого можно судить о динамике изменения во времени продуктивности и устойчивости внимания ребенка. При построении графика показатели продуктивности и устойчивости переводятся (каждый в отдельности) в баллы по десятибалльной системе следующим образом:

10 баллов – показатель S у ребенка выше, чем 1,25 балла.

8–9 баллов – показатель S находится в пределах от 1,00 до 1,25 балла.

6–7 баллов – показатель S находится в интервале от 0,75 до 1,00 балла.

4–5 баллов – показатель S находится в границах от 0,50 до 0,75 балла.

2–3 балла – показатель S находится в пределах от 0,25 до 0,50 балла.

0–1 балл – показатель S находится в интервале от 0,00 до 0,25 балла.

 

Устойчивость внимания в свою очередь в баллах оценивается так:

Рис. 3. Варианты графиков, показывающих динамику продуктивности и устойчивости внимания по методике «Найди и вычеркни»

На графике представлены различные зоны продуктивности и типичные кривые, которые могут быть получены в результате психодиагностики внимания ребенка по данной методике. Интерпретируются эти кривые следующим образом:

1. Кривая, изображенная с помощью  линии типа –.–.–. Это график очень высокопродуктивного и устойчивого внимания.

2. Кривая, представленная линией  типа . Это график низкопродуктивного, но устойчивого внимания

3. Кривая, изображаемая посредством  линии типа – – – – –. Представляет собой график среднепродуктивною и среднеустойчивого внимания.

4. Кривая, изображенная с помощью  линии –––– Является графиком  среднепродуктивного, но неустойчивого  внимания.

5. Кривая, изображенная линией –  – – – –. Представляет график  среднепродуктивного и крайне  неустойчивого внимания.

10 баллов – все точки графика на рисунке 8 не выходят за пределы одной зоны, а сам график своей формой напоминает кривую 1.

8–9 баллов – все точки графика расположены в двух зонах наподобие кривой 2.

6–7 баллов – все точки графика располагаются в трех зонах, а сама кривая похожа на график 3.

4–5 баллов – все точки графика располагаются в четырех разных зонах, а его кривая чем-то напоминает график 4.

3 балла –  все точки графика располагаются в пяти зонах, а его кривая похожа на график 5.

Выводы об уровне развития:

10 баллов – продуктивность внимания очень высокая, устойчивость внимания очень высокая.

8–9 баллов – продуктивность внимания высокая, устойчивость внимания высокая.

4–7 баллов – продуктивность внимания средняя, устойчивость внимания средняя.

2–3 балла – продуктивность внимания низкая, устойчивость внимания низкая.

0–1 балл – продуктивность внимания очень низкая, устойчивость внимания очень низкая.

Испытуемым были предложены 5 серий по 30 секунд,подсчитаем количество ошибок(ошибки в бланках отмечены крестиками)  в каждый промежуток времени и количество обработанных символов Табл.1.

 

Таблица 1

Показатели продуктивности и устойчивости внимания

Испытуемый, №,(возраст)

Количество символов,каждые 30 сек./кол-во ошибок за 30 сек.

Общее количество обработанных символов

Общее кол-во ошибок

1

2

3

4

5

1,(6лет)

23/0

28/0

32/2

20/0

21/1

124

3

2,(6лет)

22/0

33/1

27/1

19/2

23/1

124

5

3,(6лет)

23/0

31/0

35/0

22/0

15/0

126

0

4,(6 лет)

18/0

22/0

18/0

32/0

27/0

117

0

5,(6 лет)

27/2

17/0

27/0

25/1

24/0

120

3

6,(5лет)

18/0

19/0

14/0

16/0

16/0

83

0

7,(5 лет)

11/0

14/0

17/0

21/0

15/0

78

0

8,(5лет)

10/0

12/0

16/0

14/0

15/0

67

0

9,(5лет)

22/0

11/0

21/1

14/0

23/0

89

0

10,(5лет)

18/2

26/0

19/0

15/2

28/1

116

5




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подсчитаем по формуле S=(0.5N-2.8n)/t продуктивность и устойчивость внимания за каждый промежуток времени и в целом:

Испытуемый№1(возраст 6 лет)

S1=(0.5*23-2.8*0)/30=0.39

S2=(0.5*28-2.8*0)/30=0.47

S3=(0.5*32-2.8*2)/30=0.35

S4=(0.5*20-2.8*0)/30=0.3

S5=(0.5*21-2.8*1)/30=0.26

S=(0.5*124-2.8*3)/150=0.357

Показатель S находится в интервале от 0,24 до 0,50 балла -2-3 балла.

Построим график продуктивности и устойчивости внимания:

10 баллов – все точки графика на рисунке 8 не выходят за пределы одной зоны, а сам график своей формой напоминает кривую 1.

Анализируя данные по графику можно сделать вывод ,что устойчивость внимания высокая, так как точки не выходят за пределы одной зоны, но учитывая маленькие баллы при вычислении формул ,можно сказать о низкой продуктивности.(приложение 1)

Испытуемый №2(возраст 6 лет):

S1=(0.5*22-2.8*0)/30=0.37

S2=(0.5*33-2.8*1)/30=0.46

S3=(0.5*27-2.8*1)/30=0.36

S4=(0.5*19-2.8*2)/30=0.13

S5=(0.5*23-2.8*1)/30=0.29

S=(0.5*124-2.8*5)/150=0.32

Показатель S находится в интервале от 0,24 до 0,50 балла -2-3 балла.

Построим график продуктивности и устойчивости внимания:

8–9 баллов – все точки графика расположены в двух зонах наподобие кривой 2.

Анализируя данные по графику можно сделать вывод ,что устойчивость внимания низкая, так как точки выходят за пределы одной зоны, и учитывая маленькие баллы при вычислении формул ,можно сказать о низкой продуктивности. (приложение 2)

Испытуемый №3(возраст 6 лет):

S1=(0.5*23-2.8*0)/30=0.39

S2=(0.5*31-2.8*0)/30=0.5

S3=(0.5*35-2.8*0)/30=0.58

S4=(0.5*22-2.8*0)/30=0.37

S5=(0.5*15-2.8*0)/30=0.25

S=(0.5*126-2.8*0)/150=0.42

Показатель S находится в интервале от 0,24 до 0,50 балла -2-3 балла.

Построим график продуктивности и устойчивости внимания:

8–9 баллов – все точки графика расположены в двух зонах наподобие кривой 2.

Анализируя данные по графику можно сделать вывод ,что устойчивость внимания низкая, так как точки выходят за пределы одной зоны, и учитывая маленькие баллы при вычислении формул ,можно сказать о низкой продуктивности. (приложение 3)

Испытуемый №4 (возраст 6 лет):

S1=(0.5*18-2.8*0)/30=0.3

S2=(0.5*22-2.8*0)/30=0.37

Информация о работе Исследование развития внимания в старшем дошкольном возрасте