Исследование развития внимания в старшем дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2015 в 10:52, курсовая работа

Краткое описание

Гипотеза состоит в том, что внимание у детей старшего дошкольного возраста имеет свои специфические особенности, которые связаны с тем, что непроизвольное внимание в этом возрасте усиливается и появляется способность удерживать внимание на интересующих их интеллектуально-значимых действиях.
Задачи исследования :
1)провести теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме;
2)дать определение вниманию, как психологическому феномену;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования внимания в психологии
Анализ научных литературных источников по
развитию внимания 6
Виды и свойства внимания 9
Психологические особенности развития
внимания в старшем дошкольном возрасте 17

Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей
развития внимания в старшем дошкольном возрасте
Организация и проведение исследования 20
Обработка и анализ результатов исследования 21

Заключение 34

Литература 36

Вложенные файлы: 1 файл

Исследование развития внимания в старшем дошкольном возрасте.doc

— 430.50 Кб (Скачать файл)

S3=(0.5*18-2.8*0)/30=0.3

S4=(0.5*32-2.8*0)/30=0.5

S5=(0.5*27-2.8*0)/30=0.45

S=(0.5*117-2.8*0)/150=0.39

Показатель S находится в интервале от 0,24 до 0,50 балла -2-3 балла.

Построим график продуктивности и устойчивости внимания:

10 баллов – все точки графика на рисунке 8 не выходят за пределы одной зоны, а сам график своей формой напоминает кривую 1.

Анализируя данные по графику можно сделать вывод ,что устойчивость внимания высокая, так как точки выходят за пределы одной зоны,но учитывая маленькие баллы при вычислении формул ,можно сказать о низкой продуктивности. (приложение 4)

Испытуемый №5(возраст 6лет):

S1=(0.5*27-2.8*2)/30=0.26

S2=(0.5*17-2.8*0)/30=0.28

S3=(0.5*27-2.8*0)/30=0.45

S4=(0.5*25-2.8*1)/30=0.32

S5=(0.5*24-2.8*0)/30=0.4

S=(0.5*120-2.8*3)/150=0.34

Показатель S находится в интервале от 0,24 до 0,50 балла -2-3 балла.

Построим график продуктивности и устойчивости внимания:

10 баллов – все точки графика на рисунке 8 не выходят за пределы одной зоны, а сам график своей формой напоминает кривую 1.

Анализируя данные по графику можно сделать вывод ,что устойчивость внимания высокая, так как точки не выходят за пределы одной зоны,но учитывая маленькие баллы при вычислении формул ,можно сказать о низкой продуктивности. (приложение 5)

Испытуемый № 6 (возраст 5 лет):

S1=(0.5*18-2.8*0)/30=0.3

S2=(0.5*19-2.8*0)/30=0.32

S3=(0.5*14-2.8*0)/30=0.23

S4=(0.5*16-2.8*0)/30=0.27

S5=(0.5*16-2.8*0)/30=0.27

S=(0.5*83-2.8*0)/150=0.28

Показатель S находится в интервале от 0,24 до 0,50 балла -2-3 балла.

Построим график продуктивности и устойчивости внимания:

8–9 баллов – все точки графика расположены в двух зонах наподобие кривой 2.

Анализируя данные по графику можно сделать вывод ,что устойчивость внимания низкая , так как точки выходят за пределы одной зоны,и учитывая маленькие баллы при вычислении формул ,можно сказать о низкой продуктивности. (приложение 6)

Испытуемый №7 (возраст 5 лет):

S1=(0.5*11-2.8*0)/30=0.19

S2=(0.5*14-2.8*0)/30=0.23

S3=(0.5*17-2.8*0)/30=0.28

S4=(0.5*21-2.8*0)/30=0.35

S5=(0.5*15-2.8*0)/30=0.25

S=(0.5*78-2.8*0)/150=0.26

Показатель S находится в интервале от 0,24 до 0,50 балла -2-3 балла.

Построим график продуктивности и устойчивости внимания:

8–9 баллов – все точки графика расположены в двух зонах наподобие кривой 2.

Анализируя данные по графику можно сделать вывод ,что устойчивость внимания низкая , так как точки выходят за пределы одной зоны,и учитывая маленькие баллы при вычислении формул ,можно сказать о низкой продуктивности. (приложение 7)

Испытуемый № 8(возраст 5 лет):

S1=(0.5*10-2.8*0)/30=0.17

S2=(0.5*12-2.8*0)/30=0.2

S3=(0.5*16-2.8*0)/30=0.27

S4=(0.5*14-2.8*0)/30=0.23

S5=(0.5*15-2.8*0)/30=0.25

S=(0.5*67-2.8*0)/150=0.22

0–1 балл – показатель S находится в интервале от 0,00 до 0,25 балла.

Построим график продуктивности и устойчивости внимания:

 

8–9 баллов – все точки графика расположены в двух зонах наподобие кривой 2.

Анализируя данные по графику можно сделать вывод ,что устойчивость внимания низкая , так как точки выходят за пределы одной зоны,и учитывая маленькие баллы при вычислении формул ,можно сказать об очень низкой продуктивности. (приложение 8)

Испытуемый № 9(возраст 5 лет):

S1=(0.5*22-2.8*0)/30=0.37

S2=(0.5*11-2.8*0)/30=0.18

S3=(0.5*21-2.8*1)/30=0.26

S4=(0.5*14-2.8*0)/30=0.23

S5=(0.5*23-2.8*0)/30=0.38

S=(0.5*89-2.8*1)/150=0.278

Показатель S находится в интервале от 0,24 до 0,50 балла -2-3 балла.

Построим график продуктивности и устойчивости внимания:

8–9 баллов – все точки графика расположены в двух зонах наподобие кривой 2.

Анализируя данные по графику можно сделать вывод ,что устойчивость внимания низкая , так как точки выходят за пределы одной зоны,и учитывая маленькие баллы при вычислении формул ,можно сказать о низкой продуктивности. (приложение 9)

Испытуемый № 10(возраст 5 лет):

S1=(0.5*18-2.8*2)/30=0.11

S2=(0.5*26-2.8*0)/30=0.47

S3=(0.5*19-2.8*1)/30=0.22

S4=(0.5*15-2.8*2)/30=0.06

S5=(0.5*28-2.8*1)/30=0.37

S=(0.5*116-2.8*5)/150=0.29

Показатель S находится в интервале от 0,24 до 0,50 балла -2-3 балла.

Построим график продуктивности и устойчивости внимания:

 

8–9 баллов – все точки графика расположены в двух зонах наподобие кривой 2.

Анализируя данные по графику можно сделать вывод ,что устойчивость внимания низкая , так как точки выходят за пределы одной зоны,и учитывая маленькие баллы при вычислении формул ,можно сказать о низкой продуктивности. (приложение 10)

 

Проведем сравнительный анализ развития внимания у детей старшего дошкольного возраста 5-ти лет и 6-ти лет. Построим кривую продуктивности и устойчивости внимания по возрастным категориям :

Рис.1 Возрастные различия показателей продуктивности и устойчивости внимания

 

Из рис.1 мы видим, что у детей 5-ти лет продуктивность и устойчивость внимания ниже, чем у детей возраста 6-ти лет. Это можно объяснить тем, что начиная со старшего дошкольного возраста начинает характерно развиваться устойчивость внимания и, чем старше ребенок, тем он  усидчивее и способен контролировать ,хоть и не на длительное время, свое внимание. Еще это может быть связано с тем, что у ребенка к 6-ти годом начинает проявляться наибольший интерес к интеллектуальной деятельности. Если говорить об общем развитии каждого ребенка, то результаты довольно низкие, что говорит о плохом развитие внимания, а в частности продуктивности. Причинами могут послужить личностные особенности детей и недостаточная интенсивность проведения упражнений и различных игр  для развития этих свойств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                    Заключение

 

 

 

Проведенный анализ научной литературы позволил выяснить как развивалось учение о внимании, какие особенности ученые выделяли в развитии внимания.

Внимание до сих пор является важным аспектом в изучении психических процессов и его особенности до сих являются актуальной темой для исследований. Его развитие очень значительно влияет на становление личности. Для успешной учебной деятельности в работе, в учебе, в быту необходимо внимание.

Внимание – это избирательная направленность на тот или иной объект.

Внимание бывает произвольное, непроизвольное, послепроизвольное и имеет пять свойств: концентрация, объем, устойчивость, распределение, сосредоточенность.

Были изучены особенности развития внимания у детей старшего дошкольного возраста. Основная особенность заключается в том, что в старшем дошкольном возрасте, особенно начинает формироваться произвольное внимание. Дети более усидчивые и способны контролировать свое внимание,  но весьма не на длительное время. Они могут заниматься какими-то делами, которые им не интересны, с помощью установок речи. В первой половине старшего дошкольного возраста это происходит с помощью речи, просьб взрослого, во второй половине начинает формироваться способ установки с помощью своей речи, т.е. ребенок может давать установки сам себе. Но все-таки непроизвольное внимание преобладает и это отражается на деятельности ребенка, потому что он может упустить из виду важные детали деятельности. чтобы избежать этого, необходимо включать в деятельность элементы игры ,чтобы вызвать заинтересованность ребенка.

Была проведена экспериментально-исследовательская работа по изучению внимания, индивидуальных его особенностей (устойчивость и продуктивность). Конечно сложно говорить конкретно о точных свойствах и развитии внимания у испытуемых, но некоторые сведение эксперимент позволяет зафиксировать и сделать вывод об этих особенностях. Наше исследование позволило нам выделить объяснение почему устойчивость и продуктивность внимания отличается у детей возраста 5-ти лет и 6-ти. Так же исследование показало, что у детей очень низкая продуктивность, но сравнительно хорошая устойчивость. Чтобы развивать эти свойства внимания у детей ,нужно проводить как можно больше упражнений на внимание, которые формируют свойства внимания и которые позволяют развивать внимательность как свойство личности, воспринимать информацию с учетом элементов на фоне смысла целого.

Несмотря на то, что исследования внимания порождают многочисленные неразрешенные и сложные вопросы, они, несомненно, очень полезны, так как человеку необходимо знать приемы и способы, позволяющие ему научиться концентрировать свое внимание для удачной учебной или профессиональной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            Список литературы

 

 

  1. Выготский Л.С. Педагогическая психология.М.: «Педагогика-пресс»1991,480с.
  2. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. М.: Директ-Медиа, 2008. - 223 с.
  3. Джеймс У. Внимание.Хрестоматия по вниманию.М.:1976,91с.
  4. Добрынин Н.Ф и др.Возрастная психология .Курс лекций,М.:1976.
  5. Добрынин Н.Ф. Колебание внимания: экспериментально-психологические исследования.М.:1928
  6. Ланге Н.К. Теория волевого внимания . Хрестоматия по психологии.М.:1976
  7. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения.в 2 т.М.:1983-т.2
  8. Леонтьев А.Н. Курс лекций.лекция 27 непроизвольное и произвольное внимание
  9. Лурия А.Р. Внимание и память.М.:1975
  10. Маклаков А.Г.Общая психология. Уч для ВУЗов:-СПб:Питер,2008-583с.
  11. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении-Мю:1985.
  12. Немов Р.С. Психология. Уч для ВУЗов в 3т.:т1 Психология М.:1998-640с.
  13. Первушина О.Н. Общая психология :методические указания-Новосибирск.Научно-учебный центр НГУ-1996.
  14. Познавательные процессы и способности в обучении/под ред. В.Д. Шадрикова.М.:1995-С.12
  15. Рибо Т. Психология внимания.Хрестоматия по вниманию/под ред.А.Н. Леонтьева,А.А.Пузырея,В.Я. Романова.М.:1976.
  16. Розов А.Н. К вопросу о теории внимания//вопр.психологии1956-№6
  17. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии-СПб.:Питер,2000-720с.
  18. Титченер Э.Б. Учебник психологии.ч1./СПб-1914
  19. Узнадзе Д.Н.Общая психология.СПб.:Питер,2004-413с.
  20. Урунтаева Г.А.Дошкольная психология.уч пособие,М.:Академия,1997
  21. Ухтомский А.А. Избранные труды/ Под редакцией Е.М.Крепса. Статья Н.В.Голикова. Составление и комментарии Э.Ш.Айрапетьянца, В.Л.Меркулова, Ф.П.Некрылова. Л.: Наука, 1978.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Познавательные процессы и способности в обучении/под ред. В.Д. Шадрикова.-М.,1995.С.12


Информация о работе Исследование развития внимания в старшем дошкольном возрасте