Исследование развития внимания в старшем дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2015 в 10:52, курсовая работа

Краткое описание

Гипотеза состоит в том, что внимание у детей старшего дошкольного возраста имеет свои специфические особенности, которые связаны с тем, что непроизвольное внимание в этом возрасте усиливается и появляется способность удерживать внимание на интересующих их интеллектуально-значимых действиях.
Задачи исследования :
1)провести теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме;
2)дать определение вниманию, как психологическому феномену;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования внимания в психологии
Анализ научных литературных источников по
развитию внимания 6
Виды и свойства внимания 9
Психологические особенности развития
внимания в старшем дошкольном возрасте 17

Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей
развития внимания в старшем дошкольном возрасте
Организация и проведение исследования 20
Обработка и анализ результатов исследования 21

Заключение 34

Литература 36

Вложенные файлы: 1 файл

Исследование развития внимания в старшем дошкольном возрасте.doc

— 430.50 Кб (Скачать файл)

 


 


Министерство образования и науки РФ

Сочинский государственный университет

Юридический факультет

 

 

Кафедра общей психологии и социальных коммуникаций

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Исследование развития внимания в старшем дошкольном возрасте

 

 

 

 

 

 

                                                                                      Работа выполнена:

                                                                          Научный руководитель:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сочи - 2012

Оглавление

 

Введение                                                                                                                    3

Глава 1.     Теоретические основы исследования внимания в психологии

    1. Анализ научных литературных источников по

            развитию внимания                                                                              6

    1. Виды и свойства внимания                                                                   9
    2. Психологические особенности развития

           внимания  в старшем дошкольном возрасте                                       17

 

Глава 2.     Эмпирическое исследование особенностей

                   развития внимания в старшем  дошкольном возрасте 

    1. Организация и проведение исследования                                            20
    2. Обработка и анализ результатов исследования                                   21

 

Заключение                                                                                                                34

 

Литература                                                                                                                 36

 

Приложение1

Приложение2

Приложение3

Приложение4

Приложение5

Приложение6

Приложение7

Приложение8

Приложение9

Приложение10

 

Введение

 

 

 

Проблема развития внимания у детей старшего дошкольного возраста очень актуальна. В любой предметной деятельности внимание играет важную роль. Процесс обучение, трудовая деятельность не могут пройти успешно без достаточного внимания. Внимание имеет огромное значение в жизни человека и многое может сказать о личности и его социальной направленности. Благодаря вниманию наши психические процессы становятся полноценными. Один из выдающихся отечественных психологов Матюшкин А.М. доказал, что внимание - это важнейший динамический показатель всех психических процессов. Именно поэтому внимание можно рассматривать как основу успешной познавательной деятельности(11).

Традиционно принято считать проблему изучения внимания одной из самых важнейших и сложных проблем научной психологии. Внимание – это психическое состояние, характеризующее интенсивность познавательной деятельности и выражающееся в ее сосредоточенности на сравнительно узком участке (действий, предмете, явлении). Изучением внимания занимались такие ученые, как Гоноболин Ф.Н., Лурия А.Р., Добрынин Н.Ф.,У.Джемс,С.Л. Рубинштейн, Титченер Э.Б.,Ланге Н.Н., Узнадзе Д.Н., Т.Рибо, Ухтомский , Гальперин П.Я. и по сей день ведутся исследования уже на протяжении многих веков. Не смотря на это, ученые до сих пор не могут прийти к одному решению, одни предполагают, что внимание это отдельный психический процесс, другие говорят о внимании, как о стороне какого-либо психического процесса. И на самом деле, внимание, как психический феномен, имеет особое положение среди остальных процессов, но и отделить и изучить его в чистом виде считается невозможным.

Так как внимание принято разделять на произвольное и непроизвольное, в связи с вышесказанным, нами была сформулирована проблема, которая получила свое название: каковы особенности развития внимания в старшем дошкольном возрасте.

Поскольку развитие внимания в дошкольном, а особенно в старшем дошкольном возрасте,  играет особую роль в развитии именно произвольного внимания, нами была поставлена цель исследования: выявить особенности развития внимания у детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования – внимание, как психологический феномен.

Предмет исследования – особенности внимания в старшем дошкольном возрасте.

Гипотеза состоит в том, что внимание у детей старшего дошкольного возраста имеет свои специфические особенности, которые связаны с тем, что непроизвольное внимание  в этом возрасте усиливается и появляется способность удерживать внимание на интересующих их интеллектуально-значимых действиях.

Задачи исследования :

1)провести теоретический анализ  литературных источников по исследуемой  проблеме;

2)дать определение вниманию, как  психологическому феномену;

3)охарактеризовать развитие внимания  у детей старшего дошкольного  возраста;

4)определить метод и провести  исследование развития внимания  в старшем дошкольном возрасте.

        Методы исследования: теоретические методы (анализ, сравнение, обобщение литературы по проблеме); эмпирический метод («Корректурная проба»(тест Бурдона)); метод количественной обработки данных, интерпретационные метод (качественный анализ - описание результатов исследования).

База исследования: в исследовании принимали участие дети старшего дошкольного возраста, обучающиеся в детском саду № 76 МДОУ. В исследовании принимало участие 5 детей возраста 5-ти лет и 5 детей возраста 6-ти лет.

Практическая значимость работы заключается в том, чтобы выявить особенности развития внимание между детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы развития внимания в психологии

 

 

    1. Анализ научных литературных источников по развитию внимания

 

 

Благодаря вниманию, наша психическая деятельность, несмотря на бесконечный поток различных явлений, образов, чувств и эмоций, с помощью избирательности достигает упорядоченности.

С.Л. Рубинштейн предполагал, что внимание – это в первую очередь динамическая характеристика протекания познавательной деятельности, оно выражает преимущественную связь психической деятельности с определенным объектом, на котором она как в фокусе сосредоточена. Внимание – это избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность. (17).Таким образом, при сосредоточенности внимания на определенном объекте, этот объект становится в центре нашего сознания, а все остальное отходит на задний план. Благодаря этому, мы можем заниматься и завершить ту деятельность, которой мы заняты, не отвлекаясь на другие раздражители.

При изучении внимания одни ученые предполагают, что внимание всего лишь сторона всех познавательных процессов, например, Александр Лурия, говорил о том, что внимание обычно не считают особым психическим процессом, как восприятие, память, мышление(9). Это можно объяснить тем, что при использовании внимания вместе с ним всегда активизируется другой психический процесс. Например, когда человек задумался, он концентрирует внимание на воспоминаниях, образах, но при этом вместе с вниманием и активизируется такой процесс, как мышление.

Другие ученые все же говорили о том, что внимание может выступать ,как отдельный психический процесс. В качестве аргументации они указывали на то, что в мозге человека можно выделить особого рода структуры , имеющие отношение к вниманию, анатомически и физиологически относительно автономные от тех, которые обеспечивают функционирование других познавательных процессов. Например, можно говорить о доминанте Ухтомского. Первичный факт, в котором выражается внимание ,заключается в том ,что некоторые моменты, как бы выступающие на передний план, приобретают господствующее, доминирующее значение для течения психических процессов(17).

Такие интересы и противоречия к вниманию привлекли взгляды множества ученых. По Леонтьеву, исследования внимания начались уже на этапе становления научной психологии. Фактор внимания существенно влиял на результаты физиологических экспериментов. Исходя из опытов Г.Гельмгольца , У. Карпентера, И. Мюллера и Г. Фехнера большой интерес по изучению внимания пробудился у молодого физиолога В.Вундта ,в дальнейшем он получил роль основателя психологии внимания. Вундт ввел понятие «ясного поля сознания»,он выделил две области вхождения представлений и дал им названия – перцепция и апперцепция(7).

Благодаря Вундту и его ученикам внимание занимало главное роль в теоретической и экспериментальной психологии вплоть до 20-х годов ХХ века. Одним из самых ранних исследований Вундта было посвящено изучению эффектов внимания в опытах с регистрацией времени реакции на зрительный и слуховой стимулы при условии их совпадения.

Среди теорий внимания высокую популярность приобрела теория Рибо, который считал, что внимание всегда связано с эмоциями и вызывается ими. Так же он считал, что внимание всегда сопровождается изменениями физического и физиологического состояния организма. Особую роль автор этой теории отводил движениям, он считал, что главную роль произвольного внимания заключается в способности управлять движениями.[10,С.362]

Э.Б.Титчнер говорит о внимании, как об атрибуте других психических функций(18).

Н.Н.Ланге выделил следующие основные подходы к проблеме природы внимания (6):

· Внимание как результат двигательного приспособления. Приверженцы этого подхода исходят из того, что раз мы можем произвольно переносить внимание с одного предмета на другой, то внимание не возможно без мускульных движений. Именно движения приспосабливают органы чувств к условиям наилучшего восприятия.

· Внимание как результат ограниченности объема сознания. Не объясняя, что они понимают под объемом сознания и какова его величина, И. Герберт и У. Гамильтон считают, что более интенсивные представления вытесняют или подавляют менее интенсивные.

· Внимание как результат эмоции. Эта теория, особенно блестяще развитая в английской ассоциационной психологии, указывает на зависимость внимания от интересности представления. Так, Дж. Миль указывал: «Иметь приятное или тягостное ощущение или идею и быть к ним внимательным - это одно и то же».

· Внимание как результат апперцепции, т.е. как результат жизненного опыта индивида.

· Внимание как особая активная способность духа. Некоторые психологи, пораженные своеобразием явлений внимания, принимают его за первичную и активную способность, происхождение которой необъяснимо.

· Внимание как усиление нервного раздражителя. Согласно данной гипотезе внимание обусловлено увеличением местной раздражительности центральной нервной системы.

· Теория нервного подавления пытается объяснить основной факт внимания - преобладание одного представления над другими -- тем, что лежащий в основе первого физиологический нервный процесс задерживает или подавляет физиологические процессы, лежащие в основе других представлений и движений, результатом чего является факт особой концентрации сознания.

 

Среди современных отечественных психологов оригинальную трактовку внимания предложил П. Я. Гальперин (2). Основные положения его концепции можно свести к следующим:

· внимание является одним из моментов ориентировочно-исследовательской деятельности и представляет собой психологическое действие, направленное на содержание образа, мысли, другого феномена, имеющегося в данный момент в психике человека;

· по своей функции внимание представляет контроль за этим содержанием. В каждом действии человека есть ориентировочная, исполнительская и контрольная части. Эта последняя и представлена вниманием как таковым;

· в отличие от действий, направленных на производство определенного продукта, деятельность контроля, или внимание, не имеет отдельного, особого результата;

· с точки зрения внимания как деятельности психического контроля все конкретные акты внимания - и произвольного и непроизвольного - являются результатом формирования новых умственных действий.

Особое значение имеют работы Д.Н.Узнадзе. Он делал акцент на установках, они описывались им как целостное, недифференцированное и бессознательное состояние субъекта, которое предшествует деятельности и выступает опосредствующим звеном между психическим и физическим, позволяющим снять постулат непосредственности(10). В процессе интенсивной познавательной деятельности путем волевых актов изменяется старая установка или вырабатывается новая.

Информация о работе Исследование развития внимания в старшем дошкольном возрасте