Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 17:26, курсовая работа
Цель работы: исследование стилей поведения участников конфликтной ситуации.
Объект исследования – конфликтное поведение.
Предмет исследования – стили поведения людей в конфликте.
Таблица №1.
|
Конечно,
желательной и необходимой моделью
поведения в конфликте является конструктивная.
Деструктивная же модель поведения не
может быть оправдана, потому что способна
превратить конструктивный конфликт в
деструктивный. Опасность конформистской
модели поведения заключается в том, что
она способствует агрессивности соперника,
а иногда и провоцирует ее. Но иногда конформистская
модель может играть и положительную роль.
Если противоречия, вызвавшие конфликт
носят несущественный характер, то соглашательство
ведет к быстрому разрешению такого конфликта
.Для того, чтобы научиться грамотно решать
конфликты, нужно, прежде всего, уметь
определить свою модель поведения в конфликтной
ситуации, а также модель поведения соперника.
Итак, рассмотрим подробнее стратегии,
которые используются в управлении конфликтом
: стратегия «выиграть-проиграть» (насилие
или твердый подход). Она характеризуется
желанием одной стороны подавить другую.
В случае использования этого варианта
поведения один участник конфликта становится
победителем, а другой проигрывает. Такая
стратегия редко имеет длительный эффект,
потому что кто побежден, скорее всего,
спрячет свой образ и не поддержит принятое
решение. В результате через некоторое
время конфликт может разгореться снова.
В отдельных случаях, когда лицо, наделенное
властью, должно навести порядок ради
всеобщего благополучия, использование
этой стратегии является целесообразным;
- стратегия «проиграть-проиграть». Сторона-конфликтер
идет на проигрыш сознательно, но вместе
с тем заставляет и другую сторону потерпеть
поражение. Проигрыш может быть и частичным.
В этом случае стороны действуют в соответствии
с поговоркой: «Половина лучше, чем ничего»;
стратегия «выиграть-выиграть». Сторона-конфликтёр
стремится к такому выходу из конфликта,
чтобы удовлетворить каждого из участников.
Специалисты в области конфликтологии
детально разработали технологию разрешения
конфликтов с помощью стратегии «выиграть
- выиграть» и определили четыре этапа
ее использования. На первом этапе следует
установить, какая потребность стоит за
желаниями другой стороны, на втором -
определить, компенсируются различия
в каком-либо аспекте, на третьем нужно
разработать новые варианты решений, наиболее
устраивающие обе стороны, и на последнем
этапе при условии сотрудничества сторон
вместе решить проблемы конфликта. Использование
стратегии «выиграть-выиграть» возможно
только в том случае, если участники признают
ценности друг друга как свои собственные,
уважительно относятся друг к другу, если
они видят в первую очередь проблему, а
не личные недостатки оппонентов. Стратегия
«выиграть-выиграть» превращает участников
конфликта на партнеров. Преимуществом
этой стратегии является то, что она вполне
этическая и одновременно эффективная
.Помимо трех описанных выше основных
стратегий, выделяют и дополнительную
стратегию, когда человек сознательно
соглашается на уступки или на проигрыш,
т.е. выбирает позицию жертвы. Этот вариант
поведения возможен в отношениях с людьми,
которые для участника конфликта дороги
и которым не хотелось бы причинять боль
своим выигрышем.
Тактика - это совокупность приемов воздействия на оппонента, средств реализации стратегии. Одна и та же тактика может использоваться для разных стратегий. Да, угроза или давление, рассмотрены как деструктивные действия, могут быть использованными в случае неготовности или неспособности одной из сторон идти дальше определенных границ. Тактики бывают твердые, нейтральные и мягкие. В конфликтах применения тактик обычно уходит от мягких до более твердых. Конечно, бывает и резкое, внезапное применение жестких приемов отношении оппонента (например, внезапное нападение, начало войны и т.д.). Кроме того, выделяют рациональные (фиксация своей позиции, дружелюбие, санкционирование) и иррациональные (давление, психологическое насилие) тактики. Выделяют следующие виды тактик воздействия на оппонента: тактика захвата и удержания объекта конфликта. Применяется в конфликтах, где объект является материальным. Это могут быть как межличностные конфликты (например своевольная заселения в квартиру), так и меж групповые (межгосударственные). Для конфликтов между группами и государствами такая тактика зачастую представляет собой сложную деятельность, которая состоит из ряда этапов и включает в себя политические, военные, экономические и другие средства; тактика физического насилия. Применяются такие приемы, как уничтожение материальных ценностей, физическое воздействие, нанесение телесных повреждений (вплоть до убийства), блокирование чужой деятельности, причинения боли и т. п.; тактика психологического насилия. Эта тактика оскорбляет оппонента, задевает самолюбие, достоинство и честь. Ее проявления: унижение, грубость, оскорбительные жесты, негативная личностная оценка, дискриминационные меры, клевета, дезинформация, обман, жесткий контроль за поведением и деятельностью, диктат в межличностных отношениях. Часто (более чем 40%) применяется в межличностных конфликтах; тактика давления. Спектр приемов включает выдвижение требований, указаний, приказов, угроз, вплоть до ультиматума, предъявления компромата, шантаж. В конфликтах по вертикали применяются две из трех ситуаций; тактика демонстративных действий. Применяется с целью привлечения внимания окружающих к своей персоне. Это могут быть публичные высказывания и жалобы на состояние здоровья, невыход на работу, заведомо неудачная попытка самоубийства, обязательства, которые не отменяются (бессрочные голодовки, перекрытия железнодорожных путей, автомагистралей, использование транспаранты, плакаты, лозунги и т. п. ); санкционирования. Воздействие на оппонента с помощью взыскания, увеличения рабочей нагрузки, наложение запрета, установление блокад, невыполнение распоряжений под каким-либо предлогом, открытый отказ от исполнения; тактика коалиций. Цель - усиление своего положения в конфликте. Выражается в создании союзов, увеличении группы поддержки за счет руководителей, общественности, друзей, родственников, обращении к СМИ, различных органов власти. Используется в более чем трети конфликтов; тактика фиксации своей позиции - наиболее часто применяемая тактика (в 75-80% конфликтов. Основывается на использовании фактов, логики для подтверждения своей позиции. Это убеждения, просьбы, критика, выдвижение предложений и т.п.; тактика дружелюбия. Предполагает корректное обращение, подчеркивание общего, демонстрацию готовности решать проблему, предоставление необходимой информации, предложение помощи, оказание услуги, извинение, поощрение; тактика соглашений. Предусматривает обмен благами, обещаниями, уступки, извинениями. Собранные стратегии поведения обусловливает выбор соответствующих тактик: разрешение конфликта с учетом сути разногласий. Эта тактика применяется, если участники конфликта не определили настоящую его причину, сосредоточив внимание на приводе конфликтного столкновения. В этом случае следует установить объективную (деловую) зону конфликта и выяснить субъективные мотивы сторон – конфликтеров ; решения конфликта с учетом его цели. Зачастую противопоставление целей связано не с их содержанием, а с недостаточным пониманием рационального момента конфликта. Поэтому решение конфликта следует начать с конкретизации целей оппонентов. Решение конфликта с учетом эмоционального состояния сторон. Главная задача в случае использования этой тактики сводится к снижению степени эмоциональной напряженности. Необходимо понять, что неуправляемые эмоции наносят ущерб каждой из сторон. Решение конфликта с учетом личных черт его участников. При этом прежде всего следует сосредоточиться на психологических особенностях лиц, оценив их уравновешенность ,тип характера, темперамент и т.д.Решения конфликта с учетом его возможных последствий (полное примирение сторон, постепенное угасание конфликта, механическое его прекращение, например, расформирование отдела и т.п.). Использование соответствующих стратегий и тактик приводит к устранению конфликтных противоречий. Варианты разрешения конфликта могут быть следующими: полное разрешение конфликта на объективном уровне (например, предоставление сторонам дефицитных ресурсов, отсутствие которых привело к конфликту); полное разрешение конфликта на субъективном уровне путем кардинального изменения конфликтной ситуации; тактично решения конфликта на объективном уровне через преобразования объективной конфликтной ситуации в направлении создания незаинтересованности в конфликтных действиях; тактично разрешению конфликтов на субъективном уровне в результате ограниченного, но вполне достаточного для временного прекращения разногласий, смена образов конфликтной ситуации. Каждая конкретная ситуация требует использования соответствующей стратегии и тактики, которая отвечает поставленным целям и задачам. Выбор оптимальной линии поведения участников конфликтного взаимодействия позволит им выйти из ситуации с наименьшими потерями и с пользой друг для друга.
3.Основные стили поведения людей в конфликте.
3.1. Выбор эффективного стиля в конфликте.
Когда
человек находится в
Стиль 1. Уклонение.
Такой стиль поведения обычно выбирают в тех случаях, когда: проблема, вызвавшая столкновение, не представляется субъекту конфликта существенной; предмет расхождения, по его мнению, мелочный, основан на вкусовых различиях, не заслуживает траты времени и сил; обнаруживается возможность достичь собственных целей иным, неконфликтным путем; столкновение происходит между равными или близкими по силе (рангу) субъектами, сознательно избегающими осложнений в своих взаимоотношениях; участник конфликта чувствует свою неправоту или имеет оппонентом человека, обладающего более высоким рангом, напористой волевой энергией; требуется отсрочить острое столкновение, чтобы выиграть время, более обстоятельно проанализировать сложившуюся ситуацию, собраться с силами, заручиться поддержкой сторонников; желательно избежать дальнейших контактов с трудным по психическому состоянию человеком или крайне тенденциозным, чрезмерно пристрастным оппонентом, преднамеренно ищущим поводы для обострения отношений. Уклонение бывает вполне оправданным в условиях межличностного конфликта, возникающего по причинам субъективного, эмоционального порядка. Этот стиль чаще всего используют реалисты по натуре. Люди такого склада, как правило, трезво оценивают преимущества и слабости позиций конфликтующих сторон. Даже будучи задетыми за живое, они остерегаются безоглядного ввязывания в «драку», не спешат принимать вызова на обострение столкновения, понимая, что нередко единственным средством выигрыша в межличностном споре оказывается уклонение от участия в нем. Иное дело, если конфликт возник на объективной основе. В такой ситуации уклонение и нейтралитет могут оказаться неэффективными, поскольку спорная проблема сохраняет свое значение; причины, ее породившие, сами собой не отпадают, а еще более усугубляются.
Стиль 2. Приспособление.
Обычно приспособлению дают выход в тех ситуациях, когда: участник конфликта не очень-то озабочен возникшей проблемой, не считает ее достаточно существенной для себя и потому проявляет готовность принять во внимание интересы другой стороны, уступая ей, если обладает более высоким рангом или приспосабливаясь к ней, если оказывается рангом ниже; оппоненты демонстрируют сговорчивость и намеренно уступают друг другу в чем-то, считаются с тем, что, мало теряя, приобретают больше, в том числе добрые взаимоотношения, обоюдное согласие, партнерские связи; создается тупиковая ситуация, требующая ослабления накала страстей, принесения какой-то жертвы ради сохранения мира в отношениях и предупреждения конфронтационных действий, не поступаясь, конечно, своими принципами, в первую очередь, нравственными; имеется искреннее желание одной из конфликтующих сторон оказать поддержку оппоненту, при этом чувствовать себя вполне удовлетворенным своей добросердечностью; проявляется соревновательное взаимодействие оппонентов, не направленное на жесткую конкуренцию, непременное нанесение ущерба другой стороне. Приспособление применимо при любом типе конфликтов. Но, пожалуй, этот стиль поведения наиболее подходит к конфликтам организационного характера, в частности, по иерархической вертикали: нижестоящий — вышестоящий, подчиненный — начальник и т. д. В таких ситуациях бывает крайне необходимо дорожить поддержанием взаимопонимания, дружественного расположения и атмосферы делового сотрудничества, не давать простора запальчивой полемике, выражению гнева и тем более угроз, быть постоянно готовым поступиться собственными предпочтениями, если они способны нанести урон интересам и правам оппонента. Разумеется, стиль приспособления, выбранный в качестве образца конфликтного поведения, может оказаться и малоэффективным. Он вовсе не приемлем в ситуациях, когда субъекты конфликта охвачены чувством обиды и раздражения, не хотят отвечать друг другу доброжелательной взаимностью, а их интересы и цели не поддаются сглаживанию и согласованию.
Стиль 3. Конкуренция.
Как правило, конкуренцию (или конфронтацию, противоборство) избирают в тех ситуациях, когда: проблема имеет жизненно важное значение для участника конфликта, считающего, что он обладает достаточной силой для ее быстрого решения в свою пользу; конфликтующая сторона занимает весьма выгодную для себя, по сути, беспроигрышную позицию и располагает возможностями использовать ее для достижения собственной цели; субъект конфликта уверен, что предлагаемый им вариант решения проблемы наилучший в данной ситуации, и, вместе с тем, имея более высокий ранг, настаивает на принятии этого решения; участник конфликта в данный момент лишен другого выбора и практически не рискует что-либо потерять, действуя решительно в защиту своих интересов и обрекая оппонентов на проигрыш. Конкуренция вовсе не означает, что непременно употребляется грубая сила или делается ставка лишь на власть и высокий ранг того, кто добивается возобладания своего мнения, собственных интересов. Возможно, что настойчивое стремление выиграть противостояние опирается на более убедительные аргументы, на умение одного из оппонентов искусно драматизировать свои идеи, подавать их в эффектном изложении, в манере броского вызова. Нельзя, однако, забывать, что любое давление, в какой бы «элегантной» форме оно ни происходило, может обернуться взрывом необузданных эмоций, крушением уважительных и доверительных отношений, чрезмерно негативной реакцией со стороны тех, кто окажется побежденным и не оставит попыток добиться реванша. Потому желание считать себя всегда правым — мало пригодный стиль поведения в большей части межличностных конфликтов, не лучший вариант сохранения здоровой морально-психологической атмосферы в организации, создания условий, позволяющих сотрудникам ладить друг с другом.
Стиль 4. Сотрудничество.
В конфликтном взаимодействии возможность сотрудничества появляется в тех случаях, когда: проблема, вызвавшая разногласия, представляется важной для конфликтующих сторон, каждая из которых не намерена уклоняться от ее совместного решения; конфликтующие стороны имеют примерно равный ранг или вовсе не обращают внимания на разницу в своих положениях; каждая сторона желает добровольно и на равноправной основе обсудить спорные вопросы, с тем чтобы, в конечном счете, прийти к полному согласию относительно взаимовыгодного решения значимой для всех проблемы; стороны, вовлеченные в конфликт, поступают как партнеры, доверяют друг другу, считаются с потребностями, опасениями и предпочтениями оппонентов. Выгоды сотрудничества несомненны: каждая сторона получает максимум пользы при минимальных потерях. Но такой путь продвижения к положительному исходу конфликта по-своему тернист. Он требует времени и терпения, мудрости и дружеского расположения, умения выразить и аргументировать свою позицию, внимательного выслушивания оппонентов, объясняющих свои интересы, выработки альтернатив и согласованного выбора из них, в ходе переговоров, взаимоприемлемого решения. Наградой за общие усилия служат конструктивный, всех устраивающий результат, совместно найденный оптимальный выход из конфликта, а также укрепление партнерского взаимодействия.
Стиль 5. Компромисс.
К компромиссу
обращаются в ситуациях, когда: субъекты
конфликта хорошо осведомлены о его причинах
и развитии, чтобы судить о реально складывающихся
обстоятельствах, всех «за» и «против»
собственных интересов; равные по рангу
конфликтующие стороны, имея взаимоисключающие
интересы, сознают необходимость смириться
с данным положением дел и расстановкой
сил, довольствоваться временным, но подходящим
вариантом разрешения противоречий; участники
конфликта, обладающие разным рангом,
склоняются к достижению договоренности,
чтобы выиграть время и сберечь силы, не
идти на разрыв отношений, избежать излишних
потерь; оппоненты, оценив сложившуюся
ситуацию, корректируют свои цели с учетом
изменений, происшедших в процессе конфликта;
все другие стили поведения в данном конфликте
не приносят эффекта. Способность к компромиссу
— признак реализма и высокой культуры
общения, т. е. качество, особо ценимое
в управленческой практике. Не следует,
однако, прибегать к нему без нужды, торопиться
с принятием компромиссных отношений,
прерывая, тем самым обстоятельное обсуждение
сложной проблемы, искусственно сокращать
время на творческий поиск разумных альтернатив,
оптимальных вариантов. Каждый раз нужно
проверять, эффективен ли в данном случае
компромисс по сравнению, например, с сотрудничеством,
уклонением или приспособлением.
Резюмируя все вышесказанное, необходимо
подчеркнуть, что каждый из рассмотренных
стилей эффективен только в определенных
условиях, и ни один из них не может быть
выделен как самый лучший (за исключением,
разве что, сотрудничества). Любой человек
должен уметь эффективно использовать
каждый из пяти рассмотренных нами стилей,
сознательно делать тот или иной выбор,
учитывая конкретные обстоятельства.
Наилучший подход будет определяться
конкретной ситуацией, а также индивидуально-психологическими
особенностями конкретного партнера по
взаимодействию. Предпочитать одни стили
другим — естественно, но жесткое предпочтение
может ограничить возможности человека.
Таким образом, важно определить для себя
приоритеты, а также возможные альтернативные
варианты. Это позволит быть более свободным
в выборе при столкновении с конкретными
конфликтными ситуациями.
Информация о работе Исследование стилей поведения участников конфликтной ситуации