Исследование стрессоустойчивости у современной студенческой молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 11:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучение стрессоустойчивости у современной студенческой молодежи.
Предмет исследования: психологические факторы, предопределяющие устойчивость к стрессу.
Объект исследования: студенты, в составе 40 человек, в возрасте от 18 до 22 лет.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что возможно уровень тревожности и внешний локус контроля (экстернальность) влияют на степень стрессоустойчивости студента.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретическое введение в проблему изучения стрессоустойчивости у студенческой молодежи
§1.1. Проблема изучения стресса. ………………………………………..…..…………..7
§1.2. Особенности проявления стресса в учебной деятельности студентов …….......13
§1.3. Понятие устойчивости к стрессу ………………………………………………….18

Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи уровня тревожности и локуса контроля со стрессоустойчивостью у студентов
§2.1. Результаты эмпирического исследования взаимосвязи стрессоустойчивости студенческой молодежи с локусом контроля и уровнем тревожности……………………..25
§2.2. Сравнительный анализ и обсуждение результатов эмпирического исследования……………………………………………………………………………………35
Выводы …………………………………………………………………………………………37
Заключение ……………………………………………………………………………………..38
Список литературы ………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_3kurs.doc

— 660.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

§1.3. Понятие  устойчивости к стрессу

Помимо определения  стресса, нам необходимо ознакомиться с понятием устойчивости к стрессу (фрустрационной толерантности). Существуют различные взгляды на понимание термина «стрессоустойчивость»

Так, в своих работах  ученый Е.А. Милерян определял эмоциональную устойчивость с одной стороны, как невосприимчивость к эмоциогенным факторам, отрицательно влияющим на психическое состояние человека, а с другой, как способность

контролировать и сдерживать возникающие астенические эмоции,

тем самым обеспечивая успешное выполнение необходимых действий [5, с 454].

Н.Н. Данилова понимает под  стрессоустойчивостью способность человека переносить большие физические и умственные нагрузки, успешно решать задачи в экстремальных ситуациях. В.Л. Марищук  в своих работах под эмоциональной устойчивостью подразумевает способность справляться с состоянием эмоционального перевозбуждения при выполнении сложной деятельности.

Некоторые ученые-психологи даже связывают стрессоустойчивость со свойством темперамента. Например, В.А. Плахтиенко, Н.И. Блудов  понимают под эмоциональной устойчивостью свойство темперамента, позволяющее надежно выполнять целевые задачи

деятельности за счет оптимального использования резервов нервно-психической эмоциональной энергии [5, c. 456].

Некоторые авторы рассматривают  стрессоустойчивость как одну из подструктур готовности человека к деятельности в напряженных (эмоциогенных) ситуациях. Так, Дьяченко М.И. и полагает, что среди факторов, от которых зависит уровень и успех деятельности специалистов в напряженных ситуациях, особое значение имеет готовность к ним. Она способствует быстрому и правильному использованию знаний, опыта, личных качеств, сохранению самоконтроля и перестройке деятельности при появлении непредвиденных препятствий. К числу внешних и внутренних условий, обусловливающих готовность, относят: содержание поставленных задач, их трудность, новизну; обстановку деятельности, мотивацию, оценку вероятности достижения цели, самооценку, нервно-психическое состояние и кроме того, эмоциональную устойчивость к стрессовой ситуации.

Наиболее полное определение  стрессоустойчивости дает П.Б. Зильберман: стрессоустойчивость есть «интегративное свойство личности, характеризующееся таким взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности человека, которые обеспечивают оптимальное успешное достижение цели деятельности в сложной эмотивной обстановке».

Н.И. Бережная [5] рассматривает стрессоустойчивость как качество личности, включающее следующие компоненты: а)психофизиологический (тип, свойства нервной системы); б)мотивационный. Сила мотивов определяет в значительной мере

эмоциональную устойчивость. Один и тот же человек может  обнаружить разную степень ее в зависимости от того, какие мотивы побуждают его проявлять активность. Изменяя мотивацию можно увеличить (или уменьшить) эмоциональную устойчивость; в)эмоционального опыта личности, накопленного в процессе преодоления отрицательных влияний экстремальных ситуаций; г)волевого, который выражается в сознательной

саморегуляции действий, приведении их в соответствие с требованиями ситуации; д)профессиональной подготовленности, информированности и готовности личности к выполнению тех или иных задач; е)интеллектуального – оценка требований ситуации, прогноз ее возможного изменения, принятие решений о способах действий.

В последние годы при изучении стрессовых ситуаций резко возрос интерес к механизмам совладания, или копинг-механизмам, определяющим успешную или неуспешную адаптацию. Впервые термин «копинг» был использован Л. Мерфи в 1962 г., в исследованиях способов преодоления детьми требований, выдвигаемых кризисами развития. К ним относились активные усилия личности, направленные на овладение

трудной ситуацией или проблемой. В последующем понимание копинг-механизмов было тесно связано с исследованиями психологического стресса. Р.С. Лазарус определял копинг-механизмы как стратегии действий, предпринимаемые человеком в ситуациях психологической угрозы, в частности в условиях приспособления к болезни как угрозе (в разной мере, в зависимости от вида и тяжести заболевания) физическому, личностному и социальному благополучию [16]. Была сделана попытка объединить в единое целое защитные механизмы и копинг-механизмы.

Типы (модальности) копинг-механизмов или механизмов совладания могут проявляться в когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферах функционирования личности. В когнитивной сфере могут получить развитие следующие механизмы совладания: отвлечение или переключение мыслей на другие, «более важные» темы, чем проблема;

принятие проблемы как чего-то неизбежного; игнорирование проблемы, снижение ее серьезности, подшучивание над проблемой; стремление не показывать своего проблемного состояния другим; анализ проблемы и ее последствий, поиск соответствующей информации, взвешенный подход к решениям; относительность в оценке проблемы, сравнение с другими, находящимися в худшем положении; религиозность, стойкость в вере; придание проблеме значения и смысла, например отношение к проблеме как вызову судьбы или проверке стойкости духа и др.; самоуважение – более глубокое осознание собственной ценности как личности [12, с. 35].

Копинг-модальности, связанные с эмоциональной сферой личности, проявляются в виде: переживания протеста, возмущения, противостояния проблеме и ее последствиям; эмоциональной разрядки, например, плач; изоляции – подавления, недопущения чувств, адекватных ситуации; пассивного сотрудничества – доверия с передачей ответственности специалисту; покорности, фатализма, капитуляции; самообвинения, возложения вины на себя; переживания злости, раздражения, связанных с ограничением жизни проблемой; сохранения самообладания – равновесия, самоконтроля.

Со сферой поведения человека связаны следующие копинг-механизмы: отвлечение – обращение к какой-либо деятельности, уход в работу; альтруизм – забота о других, когда собственные потребности отодвигаются на второй план; активное избегание – стремление избегать «погружения» в процесс решения проблемы; компенсация – отвлекающее исполнение каких-то собственных желаний, например покупка чего-то для себя; конструктивная активность – удовлетворение какой-то давней потребности, например, совершить путешествие; уединение – пребывание в покое, размышление о себе; активное сотрудничество – ответственное участие в процессе решения проблемы; поиск эмоциональной поддержки – стремление быть выслушанным, встретить содействие и понимание [12 , с. 37].

Из описания копинг-механизмов видна, с одной стороны, их близость к защитным механизмам, а с другой – их различие по параметру активности (конструктивности) – пассивности (неконструктивности). Наиболее продуктивными из них являются: активное сотрудничество субъекта в процессе решения проблемы, активный поиск поддержки в

помогающей и социальной среде, проблемный анализ проблемы и ее последствий, разумная степень игнорирования проблемы и юмористический подход к ней (определенное дистанцирование в отношении к проявлениям проблемы), терпеливость,

сохранение самообладания, противостояние проблеме, эмоциональная разрядка и альтруизм [13, с.217-219].

Близость понятий копинга  и механизмов психологической защиты побудила необходимость их разграничения, критерии которого предложила Н. Хаан [12, с 40]. По ее мнению, копинг является динамическим «параметром», использующимся человеком сознательно и направленным на активное изменение ситуации. В отличие от этого, защитные психологические механизмы являются статичным «параметром», реализующим пассивные механизмы, зависимые от  внутренней психической деятельности и направленные на смягчение психологического дискомфорта. Психологическая защита допускает также скрытые влечения и способствует процессу ожидания, при котором тревога может быть преодолена и без обязательного решения проблемы. «Успешное» переживание трудной жизненной ситуации разнообразно в зависимости от частного случая, и, соответственно, различными являются стратегии совладания человека с трудностями. Этот аспект проблемы также привлекает внимание исследователей. Так,

С. Фолкман и Р. Лазарус [12, с 42] выделили и классифицировали 8 стратегий совладания:

1. Стратегия противостоящего  совладания – состоит из агрессивных усилий изменить ситуацию, проявления неприязни и гнева в отношении того, что создало проблему.

2. Стратегия дистанцирования  – описывает попытки отделить  себя от проблемы, забыть о  ней.

3. Стратегия самоконтроля  – заключается в старании регулировать собственные чувства и действия.

4. Стратегия поиска  социальной поддержки – состоит  из усилий найти в обществе информационную, материальную и эмоциональную помощь.

5. Стратегия принятия  ответственности – заключается  в признании своей роли в порождении проблемы и в попытке не повторять прежних ошибок.

6. Стратегия избегания  – складывается из усилий избавиться от проблемной ситуации, уйти из нее.

7. Стратегия планового  решения проблемы – состоит  в выработке плана действий и следования ему.

8. Стратегия позитивной  переоценки – описывает усилие придать позитивное значение происходящему.

Д.Б. Роттер в своей работе «Психологическая монография» показал, что выбор личностью стратегии преодоления зависит от степени выраженности у нее внутреннего и внешнего «локус-контроля» над своей деятельностью. Автор разделил индивидуумов на две полярные группы – «интерналы» и «экстерналы». Интерналы характеризуются развитым внутренним «локус»-контролем, что проявляется уверенностью в собственных силах, отсутствием необходимости во внешней поддержке. Экстерналы с более развитым

внешним «локус»-контролем, наоборот, отличаются неуверенностью в себе, необходимостью поощрений, болезненным реагированием на порицания, полаганием на случай, судьбу. По мнению Д.Б. Роттера [12, с. 43] экстерналы более подвержены дистрессу при социальном давлении и в экстремальных условиях. Однако при значительном стрессовом воздействии у них могут проявиться качества «экстернала» (т. е. смена стратегий преодоления), хотя и менее адаптивные, чем у «экстернала» в тех же условиях.

Данные, полученные Л.Н. Собчик [23] в результате применения системного психодиагностического исследования, выявили тесную связь типологических свойств личности с типом реакции на стрессовые ситуации и с клиническими особенностями развивающихся в последующем состояний дезадаптации. Например, для лиц астенического типа в проблемной ситуации характерна либо пассивная позиция, либо ведомое поведение, а состояние дезадаптации характеризуется депрессивными или конверсионными реакциями, существенно снижающими способность к адекватному проблемно-решающему поведению.

При изучении копинг-механизмов у больных неврозами Е.И. Чехлатый [24] установил, что по сравнению со здоровыми людьми они значительно реже использовали адаптивные поведенческие, эмоциональные и когнитивные стратегии преодоления трудных и стрессовых ситуаций («сотрудничество», «оптимизм», «обращение»).

Такая же закономерность отмечается и при сравнении больных  с психическими расстройствами и соматическими (венерическим и онкологическим) заболеваниями: пациенты, страдающие психическими расстройствами, реже используют адаптивные копинг-стратегии (поиск социальной поддержки, решение проблемы). Важным личностным ресурсом психически больных, негативно влияющим на адаптивное поведение, явилась алекситимия. При отсутствии у больных способности к определению и описанию внутренних переживаний наблюдалась недостаточная ориентация на разрешение проблемы.

В современных социальных условиях происходит стремительное ускорение изменений в жизни, труде, быту, в ритме жизнедеятельности людей. Такие изменения в обществе требуют от многих людей кардинальной переоценки ценностей, перестройки морально-нравственного отношения ко многим событиям, мобильности, жизненной активности, освоения новых подходов к жизненным проблемам, нового мышления. А для этого необходимы новые формы и темпы физиологической и психической адаптации, технические и финансовые средства приспособления к быстро меняющимся условиям.

Не все люди в силу своих биологических особенностей и возможностей могут это выдержать, поэтому в процессе болезненной адаптации выживают духовно и физически сильные, но как сильные, так и менее сильные нуждаются в обучении методам и способам выживания и повышения психофизической стрессоустойчивости.

Исходя из сказанного, можно сформулировать, что стрессоустойчивость – это психофизическое состояние человека, обеспечивающее оптимальную адаптацию к экстремальным условиям, позволяющую решать возложенные на него служебные и бытовые задачи без потерь (физических и психических), т.е. находясь в состоянии

психофизического равновесия.

Сложное взаимодействие внешних социальных условий и внутренних, генетически унаследованных особенностей (личность с системой отношений и мотивацией деятельности), определяет состояние стрессоустойчивости в экстремальных условиях.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи уровня тревожности и локуса контроля со стрессоустойчивостью у студентов

В результате анализа  научной литературы при формулировании рабочей гипотезы, мы опирались на следующие  положения   психологов,  работающих в данной области. В частности, стрессоустойчивость как свойство личности может зависеть в своем проявлении от тревожности (Апчел В.Я., Цыган В.Н. Стресс и стрессоустойчивость человека, 1999) и направленности локуса контроля человека (Китаев-Смык Л.А. Психология Стресса, 1983). Современных студентов относят к группам риска подверженности стрессу (Андреева Д.А. Проблемы активности студентов, 1975). Таким образом, мы предположили, что существует взаимосвязь между локусом контроля, тревожностью студентов и их стрессоустойчивостью, что и явилось сформулированной нами гипотезой.

Информация о работе Исследование стрессоустойчивости у современной студенческой молодежи