История развития специальной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 02:09, реферат

Краткое описание

Возникла спец психология (от греч. особенный) как самостоятельная отрасль психологической науки и практики в 60-ых гг XX столетия. Тогда она появилась в перечне научных специальностей учебных вузов в разделе «Психология». Но было лишь формальное закрепление продолжавшегося уже многие десятилетия становления этой своеобразной отрасли психологии, которая вобрала в себя накопившиеся научные достижения и практический опыт — все, что касается изучения феноменологии, механизмов и условий психического развития человека под воздействием различных групп патогенных факторов, а также закономерностей протекания компенсаторных и коррекционных процессов.

Вложенные файлы: 1 файл

шпоры по специальной.docx

— 249.23 Кб (Скачать файл)

Формы работы:

1) демонстрация родителю (матери) больного ребенка приемов  работы с ним; 
2) конспектирование родителем (матерью) занятий, проводимых психологом; 
3) выполнение домашних заданий со своим ребенком; 
4) чтение родителем (матерью) специальной литературы, рекомендованной психологом; 
5) реализация родителем (матерью) творческих замыслов в работе с ребенком. 
6)Психокоррекция 
            Психокоррекционное направление реализуется и виде индивидуальной и групповой психокоррекции.

 

71 (1). Работа  психолога в структуре помощи  ребенку с ОПФР.

ФОРМЫ ОКАЗАНИЯ РАННЕЙ КОМПЛЕКСНОЙ ПОМОЩИ

   - индивидуальные занятия с ребенком в условиях центра;

    - групповые занятия с детьми в центре в условиях функционирования групп кратковременного пребывания.

    - обучение законных представителей  приемам взаимодействия с ребенком  и способам ухода за ним

  - консультирование законных  представителей ребенка;

    -психолого-педагогическое сопровождение ребенка в условиях семьи;

НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ СПЕЦИАЛИСТОВ В РАМКАХ РЕЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАННЕЙ КОМПЛЕКСНОЙ ПОМОЩИ

1. Диагностическая деятельность

1.1.Выявление и обследование  ребенка с особенностями психофизического  развития.

        Диагностика уровня развития предметно-практической деятельности, моторики, сенсорного, когнитивного развития, эмоционально-волевой сферы, сформированности социально-бытовых навыков у детей.

1.2.Изучение потребностей семьи и ребенка в коррекционной помощи.

1.3. Изучение особенностей социального  окружения ребенка:

       - составление карт социального развития ребенка;

       -составление  социально-педагогического  паспорта  группы  ранней помощи.

2. Коррекционная работа

2.1. Разработка   и  реализация   индивидуальной  программы ранней комплексной  помощи.

2.2. Индивидуальные занятия с  детьми.

2.3. Групповые  занятия с детьми.

2.4. Работа  по совершенствованию и развитию  двигательных навыков, активизации  двигательной активности на занятиях  инструктора ЛФК, сеансах массажа.

2.5. Психологическая  коррекция.

3. Социально-педагогическая поддержка  и психологическая помощь семье  ребенка с ОПФР

3.1. Консультирование  законных представителей ребенка  с ОПФР.

3.2. Психологическая  профилактика.

3.3. Психолого-педагогическое  просвещение.

3.4.Социально-психологическое  сопровождение лиц раннего возраста, находящихся в социально-опасном  положении.

4. Информационно-просветительская  деятельность 

 

 

 

 

 

 

72 (2) Приведите примеры сенситивных периодов развития (По М. Монтессори)

Сензит-ый период - период особой восприимчивости детей к тем или иным способам, видам деятельности; к способам эмоц. реагирования, поведения вообще и т. д.

СП длятся определенное время и проходят; они универсальны, то есть возникают в ходе разв-я всех детей, независимо от расы, национ. и т.п.; они индивидуальны, если речь заходит о времени их возникновения и длительности у конкретного ребенка.

Сензитивный период развития речи (от рож.до 6 лет)

          В первые 6 лет жизни реб-к легко овладевает граммат. строем речи, не изучая никаких грамм.правил. С помощью языка дети учатся выражать свои мысли и желания. В этот период ребята интерес-я буквами, учатся писать и читать. Большое значение имеет речь, которая окружает детей, книги, которые родители читают им. В этот период впитывается все богатство родного языка. Поэтому не разгов-те с детьми на упрощенном детском лепете. Доказано, что важно разговаривать с ребёнком ещё до его рождения, когда он находится в утробе матери.

Сензитивный период развития чувства порядка (от рождения до 3,5 лет)

Ребёнок нуждается в порядке. Когда вокруг порядок, он спокоен. Порядок вокруг ребёнка, следовательно, порядок и внутри ребёнка. Порядок во времени, порядок в пространстве и порядок во взаимоотношениях с другими. Этот порядок ребёнок проживает и впитывает.

Здесь определяются понятия:порядок во времени (это режим дня, при котором есть определённое время для принятия пищи, прогулок, игр вместе со взрослыми и сверстниками): порядок в пространстве ( у каждой вещи — своё место); порядок во взаимоотношениях (родители постоянны и последовательны в своих требованиях к ребёнку).

Сензитивный период развития самостоятельности (от рождения до 5 лет)

           С самого рождения ребёнок растёт, и его развитие ведёт к независимости. В 7 мес-в ребёнок может сам стягивать шапку с головы. Это проявление самостоятельности. В восемь месяцев он берёт кусочки хлеба и съедает их. Это всё происходит, если родители не мешают проявлению самостоятельности у малыша, то есть не делают за него то, что он мог бы сделать сам. Важно не пропустить это время естественного стремления к самостоятельности.

Сензитивный период развития движений и действий (от рождения до 4 лет)

Умственное развитие идёт параллельно с физ. и сенсорэ развитием. Это значит, если не давать возможности двигаться детям, то в мозг не поступает кислород, который необходим для развития. Кроме того, запрет на движение грозит болезнями суставов и опор.-двигат.аппарата, а также психол. скованностью.

Сензитивый период сенсорного развития (от рождения до 5 лет)

Сенсор.воспит-е развивает способ-тьвосприн-тьтонч-е оттенки окруж-го мира, помог-т сосредот-ся на деталях и таким образом собрать материал для воображения.  

Сезитивный период восприятия мелких предметов (от 1,5 до 2,5 лет) 

Ребёнку необходимо манипулировать мелкими предметами для утончения мелкой моторики.

Сензитивный период развития социальных навыков (от 2 до 6 лет)

 Без общения со сверст-ми дети будут лишены возможности учиться на собствен.опыте строить свои взаимоотнош. с другими людьми. Кроме этого, они будут «тормозить» в умствен.развитии.

 

73 (3) Приведите примеры психологической структуры дефекта.

 

Рассмотрим примеры развития вторичного дефекта на основе первичного. У глухих детей первичным дефектом является нарушение слухового восприятия. Вторичный дефект — немота (если глухота возникла до овладения речью). Даже в результате специального обучения сформированная устная речь у глухих отличается некоторой неполноценностью. Нарушено произношение, т.к. отсутствует слуховой контроль, ограничены словарный запас и грамматический строй. Это оказывает негативное влияние на формирование характера и нравственных качеств.

У слепых детей первичным дефектом является поражение органов зрения, слепота. Вторичные дефекты: недостаточность пространственной ориентации, конкретных предметных представлений, об­разного мышления, недостаточная выразительность мимики, своеобразие походки.

Исследования отечественных дефектологов выявили особенности формирования клинико-психологической структуры дефекта, типичной для развития детей с различной патологией в сенсорной сфере.

 Эти исследования более  иллюстративно, чем при других  аномалиях развития, подтвердили  и развили ряд положений учения  Л. С. Выготского о закономерностях  аномального развития.

Параметры первичного дефекта и вторичные образования

 Сюда прежде всего  относятся данные о соотношениях различных параметров первичного дефекта: модальность, время возникновения, тяжесть выраженности и особенностей образования вторичных дефектов. Огромное значение для возникновения вторичных нарушений развития имеет степень выраженности сенсорного дефекта.

 При нарушении слуха

В речи такого ребенка будут наблюдаться негрубые отклонения: смазанность артикуляции; слабая модулированность голоса; смешение звуков: глухих со звонкими,шипящих со свистящими, твердых с мягкими; бедность речевого запаса; ошибочное употребление слов, близких по ситуации или звучанию; аграмматизмы.

Полное же выпадение слуха при отсутствии специального обучения приводит к немоте ребенка.

 При нарушении зрения

На уровне слабовидения зрительное восприятие ограничивается: замедленностью, узостью обзора, недостаточностью четкости и яркости, нередко искаженностью предметов.

Поэтому при слабовидении будут сохраняться значительно большие потенциальные возможности нервно-психического развития, чем при слепоте.

Характер и степень вторичных отклонений развития, в свою очередь, в значительной мере зависят от времени возникновения дефекта слуха и зрения.

 

74 (4) Назовите этапы теории поэтапного формирования умственных действий.

П.Я. Гальперин выделял шесть этапов формирования умственных действий:

1-й  этап – мотивационный. Происходит предварительное ознакомление учащихся с целью обучения, создание «внутренней», или познавательной, мотивации.

2-й  этап – составление схемы ориентировочной  основы действия. Ученик разбирается в содержании усваиваемого действия: в свойствах предмета, в результате-образце, в составе и порядке исполнительных операций.

3-й  этап – формирование действия  в материальной или материализованной  форме. Действие выполняется как внешнее, практическое, с реальными предметами (материальная форма действия). Обязательным условием этого этапа является сочетание материальной формы действия с речевой, что позволяет отделить усваиваемое действие от тех предметов или их заместителей, с помощью которых оно выполняется. Когда действие начинает протекать плавно, безошибочно и более быстро, убираются ориентировочная карточка и материальные опоры.

4-й  этап – формирование действия  в громкой речи. Ученик, лишенный материальных опор действия, анализирует материал в плане в громкой социализированной речи, обращенной к другому человеку. Это одновременно и речевое действие, и сообщение об этом действии. Речевое действие должно быть развернутым, сообщение – понятным другому человеку, контролирующему процесс обучения. На этом этапе происходит «скачок» – переход от внешнего действия к мысли об этом действии. Осваиваемое действие проходит дальнейшее обобщение, но остается несокращенным, неавтоматизированным.

5-й  этап – формирование действия  во внешней речи «про себя». Ученик использует ту же речевую форму действия, что и на предыдущем этапе, но без проговаривания (даже шепотом). Здесь возможен пооперационный контроль: педагог может уточнять последовательность производимых операций или результат отдельной операции. Этап завершается, когда достигается быстрое и правильное выполнение каждой операции и всего действия.

6-й  этап – формирование действия  во внутренней речи.

Ученик, решая задачу, сообщает только конечный ответ.

 

  1. (5) Приведите примеры нарушения межфункциональных связей.

В норме встречается три типа межфункциональных отношений:

1. Явления временной независимости функций встречаются в раннем возрасте (до двух лет) Например, на раннем этапе становления речи наблюдается независимое развитие фонетической и смысловой функции, что имеет относительный характер и достаточно быстро прекращается. В патологии временная независимость превращается в изоляцию. Изолированная функция лишается влияния со стороны других, стереотипизируется. Изоляции может подвергаться как нарушенная, так и сохранная функция: «при некоторых видах олигофрении возможна хорошо развитая механическая память, но использование этой функции недостаточно за счет недоразвития мышления. Встречаются у детей с выраженными формами олигофрении – музыкальный слух, иногда способность к быстрому счету.»

2. ассоциативный. В качестве ведущего встречается в первые годы жизни. При этом разрозненные чувственные впечатления объединяются на основе временно-пространственной близости. Ассоциативные связи при органическом поражении нервной системы хар-ся повышенной инертностью. Возникают трудности перехода к другим типам связи, патологический механизм фиксации. В познавательной сфере это выступает как стереотипность мышления, трудности в формировании новых интеллектуальных навыков. Отмечается также фиксация в эмоциональной сфере: фиксация страхов, чувства гнева и т. д.

3. иерархический - характерен для более старшего возраста, формируется в процессе предметной деятельности и общения.

В случае же нарушения психического развития возникает явление асинхронии развития (Э. Кечмер, В.В.Лебединский). Явление асинхронии развития может проявляться:

1) в виде ретардации – незавершенность отдельных периодов развития, сохранение более ранних форм. Ретардация характерна для олигофрении и задержки психического развития. Возможна также ретардация, затрагивающая отдельные функции: это отмечается при недоразвитии речи, эмоциопально-мотивационнои незрелости в рамках инфантилизма и т. д.;

2) в виде патологической акселерации отдельных функций, например, раннее проявление сексуального влечения при преждевременном половом созревании органов;

3) при сочетании явлений ретардации и акселерации. Данное явление характерно для различных нарушений, но прежде всего встречается при раннем детском аутизме, дисгармоническом инфантилизме, психопатии.

Информация о работе История развития специальной психологии