История развития специальной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 02:09, реферат

Краткое описание

Возникла спец психология (от греч. особенный) как самостоятельная отрасль психологической науки и практики в 60-ых гг XX столетия. Тогда она появилась в перечне научных специальностей учебных вузов в разделе «Психология». Но было лишь формальное закрепление продолжавшегося уже многие десятилетия становления этой своеобразной отрасли психологии, которая вобрала в себя накопившиеся научные достижения и практический опыт — все, что касается изучения феноменологии, механизмов и условий психического развития человека под воздействием различных групп патогенных факторов, а также закономерностей протекания компенсаторных и коррекционных процессов.

Вложенные файлы: 1 файл

шпоры по специальной.docx

— 249.23 Кб (Скачать файл)

Асинхрония развития порождает выраженную дисгармонию формирования психических процессов и личности, в связи с чем прежде всего страдают процессы контроля и саморегуляции.

В ходе психологического обследования желательно проводить дифференцированное исследование функций психических процессов.

 

 

 

 

 

 

76 (6) Приведите примеры первичного и вторичного дефекта.

Дефект — физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребенка. Структуру дефекта составляют первичный и вторичный дефект. 

 

Первичный дефект — повреждение биологических систем (отделов центральной нервной системы, анализаторов), которое вызывается биологическими факторами. ПД является следствием таких нарушений как недоразвитие или повреждения мозга. Возможно, их сочетание. Выявление первичного дефекта и работы по его возможному уменьшению относятся к задачам невропатолога, психиатра, патопсихолога.

К  первичным дефектам относятся частные и общие нарушения функций центральной нервной системы, а также несоответствие уровня развития возрастной норме (недоразвитие, задержка, асинхрония, и т.п.), нарушение меж функциональных связей. Проявляется первичный дефект в виде нарушений слуха, зрения, нарушений умственной работоспособности, мозговых дисфункций.

 

Вторичный дефект — недоразвитие высших психических функций (речи и мышления у глухих, восприятия и пространственной ориентации у слепых, опосредованной памяти и логического мышления у «дебилов»). Вторичный дефект непосредственно не связан с первичным, но обусловлен им — возникает под его влиянием. возникает в ходе развития ребенка с нарушениями психофизического развития, в том случае, если социальное окружение не компенсирует этих нарушений, а напротив детерминирует отклонения в личностном развитии. То есть, дефект, препятствующий нормальному, общению ребенка со сверстниками и взрослыми, тормозит усвоение им знаний и навыков, культурных ценностей.

Особое место в группе вторичных дефектов занимают личностные реакции на первичный дефект, в виде компенсаторных механизмов. Они могут быть как положительными, так и отрицательными.

 

 

Сложный дефект — сочетание двух и более первичных дефектов, в одинаковой степени определяющих структуру аномального развития и трудности в обучении и воспитании ребенка. Это не просто сумма дефектов — сложный дефект отличается качественным своеобразием.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

77 (7) Стратегия психологической помощи ребенку с гармоническим инфантилизмом

Работа с инфантильными детьми должна строиться, учитывая следующие рекомендации:

 Педагогам или родителям  желательно проконсультироваться  с ребенком у психоневролога, возможно, ему требуется медикаментозное  лечение. Лечение может упорядочить  поведение, сделать ребенка более  продуктивным в учебной деятельности, улучшить память, внимание, работоспособность. Однако только таблетками помощь  ребенку не исчерпывается. Ему  необходим индивидуальный подход, учитывающий особенности его  психической организации.

 Воздействие педагогов  на психически инфантильного  ребенка реализуется через игру. С ним нужно играть во все, что встречается в его жизни: в "детский сад", в "больницу", "транспорт", где он должен  выступать в сильной, положительной  роли. В такой игре высмеивается  безответственность, эгоизм, непродуманность  поступков и т.д.

 Учитывая, что инфантильный  ребенок стремится к детям  младше себя, следует побуждать  его к общению со сверстниками, учить сотрудничать с ними, прощать  обиды, улаживать конфликты. Нужно  разъяснять последствия его ошибок, побуждать преодолевать трудности, помогая и радуясь вместе с  ним его победам. Рекомендуется  вменять ему систематические  обязанности, которые он будет  четко знать, а также хорошо  помнить, что ему будет за их  невыполнение.

 Несмотря на то, что  такие дети могут быть очень  обременительны своей навязчивостью, следует избегать по отношению  к ним так называемого "отрицательного  внимания" - окриков, высмеивания, угроз  наказаний и т.п., так как ребенок  может довольствоваться этими  формами внимания и в дальнейшем  стремиться вызвать их.

 Всячески поощрять  стремление детей к самостоятельности, принятию собственных решений, ответственному  отношению к порученному делу. Совершенно необходимо участие  в этих делах отца, особенно  при воспитании мальчиков. Для  таких детей особенно вредны  безразличие и недостаток внимания  со стороны взрослых, расхождение  в требованиях, предъявляемых школой  и семьей или разными членами  семьи.

 Если ребенок окажется  не готов к школе к 7 годам, лучше  задержать его на год и в 8 лет отправить в школу со  сформировавшейся позицией школьника. Желание учиться, стремление к  умственному труду, ответственность  необходимо формировать сначала  на легком, доступном материале. Успех пробуждает веру в свои  силы, снимает напряженность и  создает эмоциональный комфорт.

 Вообще, таких детей  рекомендуется обучать в условиях  коррекционно-развивающего класса, который предполагает индивидуальные  занятия и способствует полноценному  усвоению учебной программы. Существует  и вариант интегрированного обучения  с индивидуальным подходом со  стороны педагога, при дополнительных  мероприятиях по коррекции эмоционально-поведенческого  реагирования (Тренинг модификации  поведения).

 Инфантильные ребята - личности слабовольные и внушаемые, поэтому родители и воспитатели  должны быть начеку: надо следить, чтобы дети не попали под  влияние плохой компании, а имели  достойные занятия - спорт, туризм, чтение.

 

78 (8). Стратегия психологической помощи ребенку  с  задержкой психического развития  соматогенного происхождения.

При так называемой соматогенной задержке психического развития эмоциональная незрелость, указывалось, обусловлена длительными, нередко хроническими заболеваниями, пороками развития сердца и т.д. Хроническая физическая и психическая астения тормозят развитие активных форм деятельности, способствуют формированию таких черт личности, как робость, боязливость, неуверенность в их силах. Эти же свойства в значительной стене обусловливаются я созданием для больного или физически ослабленного ребенка режима ограничений и запретов. Таким образом, к явлениям, обусловленным болезнью, добавляется искусственнаяинфантилизация, вызванная условиями гиперопеки.

Работа с детьми гармоническим инфантилизмом д.б. коррекционно-развивающая, специфичная для того возраста, к-рый демонстрирует ребенок. Необходимо формирование и функций программирования, контроля и регуляции собственной деятельности в основном через игровой компонент с учетом ведущего типа мотивации. При необходимости возможно “параллельное” подключение логопеда (как правило, для коррекции звукопроизношения). Наблюдение врача-педиатра нужно постольку, поскольку ребенок нуждается в общеукрепляющей поддержке, витаминотерапии и т.п

Надо учитывать предпочтение ребенком того или иного содержания обучения и приучать его к мыслительной работе на том учебном материале, к-рый ему интересен. Нельзя стремиться учить ребенка подавлять свои эмоции, задача взрослых в том, что бы научить детей правильно направлять, проявлять свои чувства.

Ребенку с ЗПР необходимо постоянное сотрудничество, когда взрослый шаг за шагом ведет его по “ступеням развития”, раскрывая потенциал возможности маленького человека.

Консультативно-просветительская работа м.б. направлена на повышение профессиональной и личностной компетенции педагогов и родителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

79 (9). ЗПР психогенного происхождения.

Дети этой группы имеют нормальное физическое развитие, функционально полноценные мозговые системы, соматически здоровы. Задержка психического развития психогенного происхождения связана с неблагоприятными условиями воспитания, вызывающими нарушение формирования личности ребенка. Эти условия – безнадзорность, часто сочетающаяся с жестокостью со стороны родителей, либо гиперопека, что тоже является крайне неблагоприятной ситуацией воспитания в раннем детстве. Безнадзорность приводит к психической неустойчивости, импульсивности, взрывчатости и, конечно, безынициативности, к отставанию в интеллектуальном развитии. Гиперопека ведет к формированию искаженной, ослабленной личности, у таких детей обычно проявляется эгоцентризм, отсутствие самостоятельности в деятельности, недостаточная целенаправленность, неспособность к волевому усилию, эгоизм.

Психогенная форма

При сохранности психических процессов выраженное снижение мотивации учебной деятельности. Снижение продуктивности учебной деятельности в связи с патологическим развитием личности (тревожная мнительность, эгоцентризм и др.)

Возможна «иррегулярность» в психическом развитии. Неравномерное развитие психических процессов-


Обучить контролю по результатам. Обучить контролю по способу деятельности. 
Обучить контролю в процессе деятельности  
Приемы: 
-   дидактические игры и упражнения на внимание, память, наблюдательность; 
-   обучение конструированию и рисованию по моделям в следующих направлениях:

1. Осуществление системы  коррекционных и развивающих  мероприятий.

2. Осуществление комплекса  поддерживающих, консультативных и  просветительских мероприятий в  отношении педагогов и родителей  детей.

3. Осуществление социально-диспетчерской  функции.

 

80 (10) Стратегия психологической помощи ребенку  с  задержкой психического развития церебрального – органического генеза.

В случае у развивающегося ребенка дисфункции на корковом уровне страдают познавательные функции: восприятие (зрительное, слуховое, тактильное), пространственные представления, речь и мышление, внимание, память.

Для выявления общих психологических механизмов, лежащих в основе недостаточности познавательной деятельности (нарушения внимания, плохая память, недоразвитие речи, отвлекаемость, недостаточность мышления и др.), наиболее адекватным является нейропсихологическое исследование. Нейропсихолог сможет оценить развитие отдельных психических процессов, выделить сильные и слабые стороны в развитие ребенка, а также определить первичные и вторичные механизмы, по которым осуществляется отставание. Все это поможет определить, в чем основная причина имеющихся трудностей. А знание сильных и слабых сторон позволит специалисту дать рекомендации родителям по дальнейшему развитию ребенка или же предложить программу коррекционно-развивающих занятий.

 В случае, когда ведущим  в отстающем развитии является  эмоциональная незрелость и инфантилизм, лучше обратиться за консультацией  к детскому или семейному психологу. Проведя диагностику и наблюдение за поведением ребенка, психолог предложит рекомендации по воспитанию и занятиям с вашим ребенком.

 Необходимо особенно  подчеркнуть, что эффективность  коррекционно-развивающих занятий  во многом зависит от сотрудничества  родителей и специалистов, обсуждения  динамики развития ребенка, выполнения  домашних заданий и рекомендаций.

Задачи психолога:

1) Обучить ребенка планировать деятельность во времени. Предварительно организовать ориентировки в заданиях. Предварительно проанализировать с ребенком используемые способы деятельности.  Приемы: обучение детей продуктивным видам деятельности (конструированию, рисованию, лепке, моделированию)

2) Обучить контролю по результатам. Обучить контролю по способу деятельности. Обучить контролю в процессе деятельности. Приемы: -   дидактические игры и упражнения на внимание, память, наблюдательность; - обучение конструированию и рисованию по моделям.

 

Психокоррекционные занятия с детьми с ЗПР по развитию познавательных процессов могут проводиться как индивидуально, так и в группе. Важным является единство требований к ребенку со стороны педагога, психолога и других специалистов, особенно при коррекции способности контроля своих действий. Это успешно достигается при тщательном соблюдении режима дня, четкой организации повседневной жизни ребенка, исключая возможность незавершения начатых ребенком действий.

 

81 (11). Проявления синдрома детского  госпитализма

Признаки госпитализма:

запоздалое развитие движений, в особенности ходьбы, резкое отставание в овладении речью, эмоциональная обеднённость, бессмысленные движения навязчивого характера (например, раскачивание тела), сопутствующие этому комплексу психических недостатков низкие антропометрические показатели, рахит, пониженный уровень адаптации к окружению, ослабленная сопротивляемость инфекциям. Госпитализм во младенческом возрасте характеризуется следующими признаками: потеря в весе, вялость, апатичность, повышенная сонливость, мышечный гипотонус, уход от контактов с окружающими (отсутствие зрительного слежения, поворотов «на голос», «гуления» в ответ на ласку взрослого), слабый плач и пр.

Госпитализм накладывает негативный отпечаток на все сферы формирующейся личности, тормозит интеллектуальное и эмоциональное развитие, искажая Я-концепцию, разрушая физическое благополучие. В крайних формах он может привести к тяжёлым психическим расстройствам (младенческие маразмы и пр.), хроническому инфицированию, иногда — к смерти.

Информация о работе История развития специальной психологии