История развития специальной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 02:09, реферат

Краткое описание

Возникла спец психология (от греч. особенный) как самостоятельная отрасль психологической науки и практики в 60-ых гг XX столетия. Тогда она появилась в перечне научных специальностей учебных вузов в разделе «Психология». Но было лишь формальное закрепление продолжавшегося уже многие десятилетия становления этой своеобразной отрасли психологии, которая вобрала в себя накопившиеся научные достижения и практический опыт — все, что касается изучения феноменологии, механизмов и условий психического развития человека под воздействием различных групп патогенных факторов, а также закономерностей протекания компенсаторных и коррекционных процессов.

Вложенные файлы: 1 файл

шпоры по специальной.docx

— 249.23 Кб (Скачать файл)

Пубертатный период. В большинстве случаев под влиянием гормональных и метаболических изменений в организме ребенка, характерных для этого периода, а также воспитательных мер происходит сглаживание признаков невропатии. Одновременно подвергаются обратному развитию невротические симптомы и психопатические формы поведения. В более редких случаях патогенные факторы наследственного и врожденного происхождения в сочетании с психич. травмами и дефектами воспитания приводят к нарастанию тяжести невротич. расстройств или формированию психопатической личности (невротическое и психопатическое развитие личности).

 

94 (24) Назовите направления работы психолога с ребенком с невропатией.

Направления работы психолога: диагностика, просвещение родителей, коррекционно-развивающие занятия с ребенком.

При невропатии особенно большое значение имеет правильное воспитание малыша. В младенческом и раннем возрасте его следует ограждать от воздействия сильных раздражителей. Не нужно форсировать развитие ребенка чтением и рассказами, не соответствующими его возрасту. Необходимо ограничить посещение зрелищ, не разрешать ему подолгу смотреть телевизор. Не нужно подавлять малыша чрезмерными требованиями. Способность к активному торможению следует у него вырабатывать постепенно. Чрезвычайно полезны таким детям закаливание, гимнастика и спортивные занятия на свежем воздухе.

Лечение, если оно необходимо, может назначать только врач. Важно знать, что дети с невропатией нередко имеют парадоксальные реакции на многие лекарственные препараты, а успокоительные средства нередко производят возбуждающее действие. Клиническая практика доказала, что большая часть подобных нарушений исчезает по мере взросления, но для этого ребенку должны быть созданы оптимальные условия. Необходимо создать атмосферу спокойствия и доброжелательности, обеспечивать ребенку режим, оберегать его от чрезмерных нагрузок

 

95 (25). Опишите психологический «портрет» ребенка с психопатией

1. Желание сделать кому-то больно. Ребенок, не задумываясь, причиняет  боль людям или животным как  физическую, так и моральную. 

2. Ребенок может спокойно оскорбить  близкого или незнакомого человека, не заботясь об их чувствах.  

3. Ребенок не желает придерживаться  любых правил, не слушает родителей, старается сбежать из дому. 

4. У ребенка не сформировано  чувство вины - даже провинившись, он не знает, что это, причем  ни до, ни после наказания. 

5. Малыш начинает хорошо себя  вести, лишь когда ему что-то  нужно от родителей, когда он  знает, что за хорошее поведение  он получит вознаграждение. 

6. У ребенка отсутствует боязнь  перед наказаниями - он ничего  не боится и не реагирует  на любые замечания. 

7. Ребенок не знает, что такое ответственность и во всех своих бедах обвиняет окружающих.

 

 

 

 

 

 

 

96 (26). Назовите направления работы психолога с ребенком с психопатией

Главное при обучении детей с орг. психопатией — настойчиво приучать их к тщательному выполнению заданий. Важно предупредить возможность появления пробелов в знаниях, так как пед. запущенность существенно затруднит дальнейшую работу с такими детьми.

Работа, направленая на выработку умения анализировать и правильно оценивать свои поступки. При работе с детьми с псих-ми важно сохранять спокойный, ровный тон, так как они легко возбудимы, часто раздражаются и доходят до аффективной вспышки по самому незначительному поводу.В период аффекта лучше переключить ребенка на какую - либо другую деятельность, чем уговаривать, а тем более наказывать его, так как наказание может только усилить возбуждение.

Методы работы:

• укрепление нервной системы;

• отвлечение ребенка от того, что стало причиной каприза;

• спокойное игнорирование проявлений капризности:

• воздержание от прямых действий и наказаний:

• применение метода естественных последствий когда ребенку предоставляется возможность пережить последствия своей капризности;

• спокойная требовательность;

• отсутствие раздражительности;

• тактичное внушение;

• подсказывание правильных действий;

• доведение требований до конца;

• поддержка.

 

 

97 (27)Экспресс-диагностика  аномального развития.

Психологическая экспресс диагностика проводится в тех случаях, когда время и финансы не позволяют провести психологическую глубинную диагностику. Экспресс диагностика ограничена по своим возможностям. Но она позволяет приблизительно оценить некоторые важнейшие свойства человеческой психики.

- Интеллект и творческие  способности, если вас интересует  ваше социальное будущее: учеба, работа, карьера, бизнес, успех, творчество.

- Уровень эмоционального  благополучия, если вы подозреваете, что с вами что-то не так  по настроению, эмоциям, чувствам.

- Наличие или отсутствие  психологических проблем, идущих  из детства, которые могут серьезно  мешать во взрослом возрасте.

Для диагностики используются классические методики, позволяющие выявить уровень интеллектуального развития, произвольности, особенности личностной сферы. Материалы структурированы по возрастам: 3-4 года (вторая младшая группа), 4-5 лет (средняя группа), 5-6 лет (старшая группа), 6-7 лет (подготовительная к школе группа). В комплект входят методическое пособие, в котором подробно описаны процедура диагностики и критерии оценки результатов, а также необходимые для проведения диагностики материалы.

 Психологическая экспресс  диагностика не позволяет глубоко  и комплексно обследовать психику  человека, поставить точный психологический  диагноз, выдать письменное заключение  психолога или справку (например, для суда или при трудоустройстве). Но экспресс диагностика помогает, сэкономив деньги и время, получить  примерный ориентировочный результат. На основании этого результата  можно решать, что делать дальше. 

 Психологическая экспресс диагностика, как правило, совмещается в одно целое с психологической экспресс консультацией, т.к. психологу необходимо внимательно поговорить с клиентом. Общая продолжительность процедуры не более 1 часа.

Помимо всестороннего и глубокого обследования детей (школьников), имеющих нарушения развития, психологу в ряде случаев требуется в данный момент получить некоторую информацию о ребенке (по запросу или по личной инициативе). Для этого можно использовать экспресс-методики, так называемые скрининговые пробы, которые не требуют громоздкой процедуры обработки данных. Экспресс-методики в большой степени основаны на качественном анализе высказываний и продуктов деятельности, способов выполнения различного вида заданий.

Психологу не следует забывать, что для более глубокого, полного и точного определения причин того или иного психического явления или отклонения в протекании процесса он должен уметь соединить воедино собственные впечатления при обследовании ребенка с полученным в результате тестовых и других методик заключением.

Цели, задачи и содержание работы психолога-педагога в специальных коррекционных школах определяются концептуальными положениями, ее организацией в соответствии со спецификой школы, а также имеющимися теоретическими и методическими подходами психологической службы в школах общего назначения и их практической реализацией на протяжении последних десяти лет.

 

98 (28)Сравнительный анализ взглядов психолога и психиатра на аномальное развитие.

С точки зрения назначения лечения патология - изменение сознания, выходящее за пределы "нормы реакции". То есть в психиатрии существует свое определение патологии. Этим занимается отрасль психопатологии. Психиатрию принято разделять на общую и частную. Общая психиатрия (психопатология)исследует общие закономерности возникновения и развития расстройств.

До недавнего времени именно психиатрия занималась изучением и описанием психических особенностей людей, поведение которых не укладывалось в общепринятые рамки нормального. Именно врачи-психиатры дали подобные описания крайних вариантов нормы, слабо выраженных (пограничных с нормой) болезненных изменений психики человека, а также ослепительно выраженных психических болезней, симптомы которых укладывались в те или иные синдромы. Лечение – медикаментозное.

 

 Психологи  занимались преимущественно исследованием  психики здоровых людей. Коррекция с помощью психологических методов.

Типичными признаками здоровья считаются структурная и физическая сохранность нервной системы и органов человека, индивидуальная приспособляемость к физической и социальной среде, сохранность стабильного привычного самочувствия.

Болезнь характеризуется общим или частным снижением приспособляемости, при этом выделяют следующие возможные исходы болезни: полное выздоровление, выздоровление с наличием остаточных явлений, инвалидизация (получение дефекта) и летальный исход.  
99 (29) Приведите пример модели коррекционной работы с ребенком с особенностями психофизического развития.

Основная задача – включение ребенка с особенностями психофизического развития в межличностные отношения на микроуровне (класс) с помощью взрослых.

На первом этапе: тренинги по  включению во взаимодействие; совместные трудовые дела с презентацией положительных сторон ребенка; совместные экскурсии и походы, когда вместе с учителем класса активно привлекаются дети к оказанию помощи «особому ребенку»; определение ведущего ребенка по сопровождению «особого ребенка»; обучение учителя класса взаимодействию с ребенком в структуре урока; оказание помощи учителю в подборе к уроку для «особого ребенка» таких заданий, вопросов, которые не ставили бы его в тупик или же не влекли к нелепым ответам; включение «особого ребенка» в игровую деятельность с определенной продуманной ролью, скрывающей его ущербность на фоне нормально развивающихся сверстников; предпочтение групповым формам  работ на уроке, когда «особый ребенок» включается в более слабую группу и выполняет в ней роль на первых порах слушателя, а затем выполняет в данной группе посильное задание.

Главный фактор, объединяющий группу, - совместная деятельность. Необходимо создать такие условия, чтобы данная группа стала коллективом, а для этого необходимо провести ряд новых мероприятий, которые выведут группу на уровень коллектива.

На втором этапе: Определяем методом социометрии лидеров в группе, и включаем детей-лидеров или одного лидера  во взаимодействие с группой детей, в которую входит «особый ребенок» при проведении развлекательных, спортивных мероприятий, трудовых десантов, игровой деятельности.  На данном этапе активно используется метод поощрения детей, в том числе поощряется  и ученик с ОПФР.

Подключаются к проведению мероприятий родители, в особенности, когда проводятся трудовые десанты по уборке территории в осенний и зимний период с обязательным чаепитием после трудовой совместной деятельности. За круглым столом подводятся итоги работы детей и родителей, отмечаются все дети и родители. Родителям и детям вручаются дипломы «Умелый уборщик листьев», «Лучший по уборке снега», «Активный помощник», «Активист по охране природы» и другие.  Дипломы вручаются «особому ребенку», отмечается заслуга родителей в оказании помощи своему ребенку.

Используется метод поощрения детей, которые оказывают помощь «особому ребенку», объявляем детям благодарности, посылаются письма родителям, где объявляется благодарность родителям за воспитание ребенка, отражаются его положительные качества – умение сострадать больным и беспомощным детям. Таким способом создаюся благоприятные условия для формирования межличностных отношений в среде сверстников.

На третьем этапе коррекционной работы по формированию межличностных отношений на микроуровне проводятся мероприятия, способствующие формированию единого коллектива в классе. Это те же коллективные мероприятия, что проводились на первых двух этапах (экскурсии, трудовые и творческие коллективные  дела, походы в лес, в окружающие природные окрестности и т.д.), но цель этих мероприятий уже не включение «особого ребенка», а его участие на равных со всеми детьми в том или ином действии.

100 (30) Назовите направления  работы с семьей, имеющей ребенка  с особенностями психофизического  развития.

Консультирование семей с проблемными детьми вообще и детьми с нарушениями слуха в частности осуществляется в следующих направлениях:

психолого-педагогическое консультирование;

семейное консультирование;

профориентированное консультирование.

Психолого-педагогическому консультированию должна предшествовать медико-генетическая консультация, которая осуществляется в рамках оказания медицинской помощи семьям с детьми, имеющими отклонения в развитии. Главной задачей медико-генетической консультации является определение причин нарушенного психофизического развития ребенка, причин нарушения слуха и установление возможностей семьи для дальнейшего рождения здоровых и полноценных детей .

Психолого-педагогическое консультирование и семейное консультирование чаще осуществляются в рамках единой консультативной процедуры. Практическая работа с семьями, воспитывающими детей с нарушениями слуха, подразумевает следующую организационную форму консультирования семей.

Первый этап: знакомство, установление контакта, необходимого уровня доверия и взаимопонимания.

Второй этап: определение проблем семьи со слов родителей или лиц, их замещающих.

Третий этап: психолого-педагогическое изучение психофизических особенностей ребенка.

Четвертый этап: определение модели воспитания, используемой родителями, и диагностика их личностных свойств.

Пятый этап: формулирование психологом реальных проблем, существующих в семье.

Информация о работе История развития специальной психологии