Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 02:09, реферат
Возникла спец психология (от греч. особенный) как самостоятельная отрасль психологической науки и практики в 60-ых гг XX столетия. Тогда она появилась в перечне научных специальностей учебных вузов в разделе «Психология». Но было лишь формальное закрепление продолжавшегося уже многие десятилетия становления этой своеобразной отрасли психологии, которая вобрала в себя накопившиеся научные достижения и практический опыт — все, что касается изучения феноменологии, механизмов и условий психического развития человека под воздействием различных групп патогенных факторов, а также закономерностей протекания компенсаторных и коррекционных процессов.
Из лечебных мероприятий показаны электро- и гидротерапия, общеуспокаивающие средства, в том числе иногда и нейролептические (резерпин, аминазин и др.).
Существует несколько классификаций психопатий по различным признакам. Психопатии можно классифицировать по степени тяжести: тяжелая, выраженная, умеренная.
Можно разделять психопатии по причине возникновения:
1. Конституциональные (или
истинные, генуинные, "ядерные"). В
возникновении
2. Приобретенные (психопатическое,
или патохарактеро-логическое
3. Органические. Последние
развиваются вследствие
52 Патохарактерологическое развитие личности (ПРЛ).
ПРЛ - отличие от психопатий, является результатом неправильного воспитания в семье, длительного воздействия неблагоприятных социальных и психотравмирующих факторов, причем психогенный фактор является основным. Например, в условиях постоянного подавления, унижения и частых наказаний формируются такие черты характера как застенчивость, нерешительность, робость, неуверенность в себе. Иногда в ответ на постоянную грубость, черствость, побои (в семьях алкоголиков) также появляется возбудимость, взрывчатость с агрессивностью, выражающие психологически защитную реакцию протеста. Если ребенок растет в обстановке чрезмерного обожания, восхищения, восхваления, то формируются такие черты истерической личности, как эгоизм, демонстративность, самовлюбленность, эмоциональная неустойчивость при отсутствии инициативы и целевых установок.
Иногда бывает трудно отличить врожденную психопатию от ПРЛ: при формировании врожденной психопатии внешние факторы играют далеко не последнюю роль.
4 варианта ПРЛ:
ПРЛ личности может привести к формированию «краевой» (то есть приобретённой) психопатии.
53. Нарушения темпа полового созревания:акселерация, ретардация
На осн. наиб. типичных для каждого возраста морфофункциональных особенностей осуществляется возрастная периодизация онтогенеза человека. Наряду с типичным развитием нередко встречаются разнообразные отклонения, которые легко свести к двум основным типам. Акселерация развития - ускорение физ. развития и функциональных систем организма детей и подростков. Акселерация бывает эпохальная и внутригрупповая. Эпохальная обозначает ускорение физ. развития современных детей в сравнении с предш. поколениями (рост, вес, сердечно-сосуд, дыхательн и двиг системы). Под внутригрупповой акселерацией понимают ускорение физического развития отдельных детей и подростков в определенных возрастных группах. В среднем такие дети составляют 13—20 % от общего числа детей данного возраста.
Ретардация развития - задержка физ. развития и форм. функциональных систем организма детей и подростков. Число ретардированных детей внутри возрастных групп достигает 13—20 %, и это особенно важно учитывать при поступлении детей в школу. Биологические механизмы ретардации физического развития детей и подростков мало изучены. Важное значение имеют эндогенные и экзогенные причины. К первым относятся различные наследственные, врожденные и приобретенные в постнатальном онтогенезе органические нарушения, ко вторым — различные факторы социального характера.
Явление акселерации не всегда пол. образом сказывается на функциональных возможностях детского организма. У акселерированных детей рост и развитие сердца отстает от роста тела. В рез. создаются предпосылки для развития сердечно-сосудистых заболеваний. Биологические механизмы акселерации пока не выяснены. М.б. причины акселерации физического развития различны и наиболее существ. явл: Эффект гетерозиса, связ. с широкой миграцией населения и увеличением кол-ва смешанных браков. Урбанизация населения и стимулир. влияние условий городской жизни на темпы физ. развития. Увеличение уровня радиации на Земле. Улучшение социальных и социально-гигиенических условий жизни населения промышленно развитых стран.
Очевидно, акселерация — явление временное, и связана она с модификационной изменчивостью ряда морфофункциональных признаков человеческого организма.
54. Детские неврозы
НЕВРОЗЫ - это группа пограничных психических заболеваний, характеризующаяся нерезко выраженными нарушениями психической деятельности, вызванными воздействием психотравмирующих факторов. Неврозы относятся к группе психогенных заболеваний.
1 Невроз страха.Хар-но приступообразное возникновение страхов, особенно при засыпании. Приступы 10-30 мин., сопровождаются выраженной тревогой, нередко аффективными галлюцинациями и иллюзиями, вазовегетативными нарушениями. Содержание зависит от возраста. У детей дошк. возраста преобладают страхи темноты, одиночества, животных, которые напугали ребенка, персонажей из сказок, кинофильмов или придуманных родителями с «воспитательной» целью.
2.Невроз
навязчивых состояний.
3.Депрессивный невроз.Типичные проявления депрессивного невроза наблюд. в подрост. возрасте. На первый план выступает подавленное настроение, сопровождающееся грустным выражением лица, бедной мимикой, тихой речью, замедленными движениями, плаксивостью, общим снижением активности, стремлением к одиночеству. В высказываниях преобладают психотравмирующие переживания, а также мысли о собственной малоценности, низком уровне способностей. Хар-ны снижение аппетита, уменьшение массы тела, запоры, бессоница.4.Истерический невроз.В млад. детском возрасте часто встречаются рудиментарные моторные припадки: падения с криком, плачем, разбрасыванием конечностей, ударами об пол и аффект-респираторные приступы, которые возникают в связи с обидой, недовольством при отказе выполнить требование ребенка, наказании и т.д. Редко встречаются истерические сенсорные расстройства: гипер- и гипестезия кожи и слизистых, истерическая слепота (амавроз).5.Неврастения (астенический невроз)у детей шк. возраста и подростков. Проявления– повышенная раздражительность, несдержанность, гневливость и истощаемость аффекта, легкий переход к плачу, утомляемость, плохая переносимость любого психического напряжения. 6.Ипохондрический невроз. Невротические расстройства, в структуре которых преобладают чрезмерная озабоченность своим здоровьем и склонность к необоснованным опасениям по поводу возможности возникновения того или иного заболевания. Встречается в основном у подростков.Системные невротические проявления. 7.Невротическое заикание. У мальчиков заикание возникает значительно чаще, чем у девочек. Расстройство развивается в период становления речи (2-3 года) или в возрасте 4-5 лет, когда происходит усложнение фразовой речи и формирование внутренней речи. Причинами м.б. острые, подострые и хронические психические травмы. 8.Невротические тики. возникают в результате фиксации того или иного защитного движения. 9.Невротические расстройства сна. 10.Невротические расстройства аппетита (анорексия).Хар-ются различными нарушениями пищевого поведения в связи с первичным снижением аппетита. Наблюдается в раннем и дошк. возрасте. 11.Невротический энурез.Неосознанное испускание мочи, преимущественно во время ночного сна. Помимо психотравмирующих факторов, играют роль невропатические состояния, черты тормозимости и тревожности в характере, а такженаследственность. 12.Невротический энкопрез.Прояв-ся в непроизвольном выделении незначительного количества испражнений при отсутствии поражений спинного мозга, а также аномалий и других заболеваний нижнего отдела кишечника или сфинктера анального отверстия. 13. Патологические привычные действия. Наиболее распространенными являются сосание пальцев, кусание ногтей (онихофагия), генитальные манипуляции (раздражение половых органов).
55.
Психокорр. работа с детьми с
дисгармоническим развитием
Дисгармоническое психическое развитие — этого тип дизонтогенеза, основой которого является врожденная или рано приобретенная диспропорциональность развития психики ребенка, преимущественно в эмоционально-волевой сфере. Этот вид дизонтогенеза клинически определяется как психопатия или патологическое развитие личности. Дисгармоничность психики изначально обусловлена нарушениями в эмоционально-волевой сфере ребенка, при первично сохранном интеллекте. Для таких больных характерна неадекватная реакция на внешние средовые раздражители, вследствие чего происходит сбой в поведении ребенка и его адаптации к окружающей среде. Особенности детей с психопатиями и патологическим развитием личности сказываются на их поведении, которое можно охарактеризовать словами: протест, демонстративные или агрессивные реакции, страх и негативизм.
Ребенку становится трудно приспособиться к обычным дисциплинарным требованиям, нарушается процесс его социализации, что, в свою очередь, в значительной степени усугубляет его личностную дисгармонию.
Основной задачей психокоррекции детей с дисгармоничным развитием является гармонизация их личностной структуры, семейных взаимоотношений и решение актуальных психотравмирующих проблем.
задача психокоррекции — раскрыть ребенку или подростку его личностный потенциал. Психолог на основе комплексного психологического и патопсихологического обследования ребенка или подростка выделяет системообразующий фактор, определяющий их поведение. После проведения психологической диагностики психолог в доступной для подростка форме рассказывает об особенностях его личности, позитивных и негативных ее сторонах. Желательно такую беседу подкреплять иллюстрациями, графиками, схемами, примерами из жизни подростка. Психологу необходимо пробудить у подростка интерес к самому себе, к своей личности и особенностям поведения.
Вторая задача психокоррекции поведения детей и подростков с дисгармонией развития — это обучение их умению распознавать и объективизировать психотравмирующие ситуации. Для каждого типа дисгармоничного развития характерны свои специфические реакции на различные психотравмирующие воздействия, которые способствуют нарушению поведения. Например, для гипертимного подростка это ситуации, требующие сдерживания проявлений его энергии, для истероидного подростка — недостаток внимания к нему как к личности, для сенситивного подростка психотравмирующей ситуацией может быть недоброжелательное отношение окружающих к нему, а для подростка с шизоидной акцентуацией вынужденное общение с окружающими. Перед психологом стоит задача научить подростка объективно оценивать эти трудные для него ситуации, смотреть на них как бы со стороны. С этой целью целесообразно проводить групповые занятия с подростками на уровне реального поведения. Третья задача психокоррекции поведения детей и подростков с дисгармонией в развитии — обучение их расширению диапазона возможных вариантов поведения в трудных для них ситуациях. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста рекомендуется проводить занятия в форме игры с использованием кукол, масок и других игровых материалов. Детям предлагаются драматизации, в которых отражены их страхи, аффективные переживания, поведенческие особенности.