Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 23:05, шпаргалка
Ответы на 40 вопросов.
1.Диагностическая – решение вопросов дифференциального диагноза, вопросов экспертизы (судебной, трудовой, воинской, педагогической);
2.Коррекционная –
проведение
3.Исследовательская
– получение новых научных
фактов и теоретических
4.Профилактическая
– превентивные мероприятия,
создающие щадящий климат в
рабочем коллективе, семье и обществе,
пропаганда и популяция
Как правило, первая и вторая задачи решаются в рамках консультативной практики.
Патопсихология использует весь основной арсенал психологических методов: наблюдение, беседу, тестирование и эксперимент, который занимает ведущее место.
Предметом патопсихологии является психика нарушенная тем или иным психическим расстройством. «Патопсихология как психологическая дисциплина исходит из закономерностей развития и структуры психики в норме. Она изучает закономерности распада психической деятельности и свойств личности в сопоставлении с закономерностями формирования и протекания психических процессов в норме, она изучает закономерности искажений отражательной деятельности мозга».
«Предмет патопсихологии – это разработка
вопросов аномального психического развития,
исследование дефектов отдельных психических
функций, а также инволюционных и деструктивных
психических состояний».
Норма психическая – такое состояние психики, при котором человек отдает себе отчет за свои действия и поступки. Личность вменяемая.
К норме относятся:
1) Интеллект. Хорошие
умственные способности,
2) Моральный облик: чуткий человек, без черствости "бездушия", нравственной тупости. Справедливый, объективный. Полагается на собственное суждение. Мнение окружающих для него не закон, хотя и существенно. Твердая воля, но не упрямство. Признает ошибки, но без самобичевания.
3) Социально привлекательное
адаптивное поведение,
4) Личностный оптимизм,
характер добродушный,
5) Эмоциональность: без излишней доверчивости и подозрительности. Свежесть чувств.
6) Сексуальность:
учет пожеланий и мнений
Перед проведением исследования необходимо изучение истории болезни для установления психологического контакта, для избежания дополнительной психотравмы, для выяснения задач психодиагностического исследования.
История болезни:
-Анамнез – история жизни пациента (со слов Больного и близких, родственников, знакомых и т.д.).
-Психологический статус – лечащий врач описывает клинико-психикопатологическую симптоматику, а также свои предположения о ведущем синдроме психопатологическом.
-Данные объективного исследования (невропатолог и др.).
Принцип патопсихологического исследования:
1. Организация по
типу функциональной пробы.
2. Обязательное учитывание
личностного отношения
3. Обязательный качественный
анализ результатов
оценка восприятия инструкции;
организация Деятельности на начальном этапе (быстро ли человек усваивает новые задания и т.д.);
когда, какие и где ошибки ; Качества ошибок оцениваются. Учитываются лекарственные препараты. Критичность Больного и использование им помощи; реакция Больного на оценки экспериментатора. Интересуется ли сам человек результатами (эксперимента) исследования. Количественный анализ.
4.Обязательное применение
нескольких методик,
5. Желательность
повторных исследований.
Важный этап в
патопсихологическом
Ознакомительная: жалобы Больного, уровень критичности и т.д. Вырабатываем стратегию личностного поведения.
Сопутствующая: проводится при проведении проб.
Заключительный этап.
Результаты, оценка работы, рекомендации.
К основным нарушениям восприятия относят:
1. Иллюзии – это искаженное восприятие реального объекта. Например, иллюзии могут быть слуховыми, зрительными, обонятельными и т. д.
По характеру возникновения выделяют три вида иллюзий:
1) физические; 2) физиологические; 3) психические.
2. Галлюцинации – нарушения восприятия, возникающие без наличия реального объекта и сопровождающиеся уверенностью в том, что данный объект в данное время и в данном месте действительно существует.
Зрительные и слуховые галлюцинации обычно делят на две группы:
1. Простые. К ним относятся:
а) фотопсии – восприятия ярких вспышек света, кругов, звездочек;
б) акоазмы – восприятия звуков, шума, треска, свиста, плача.
2. Сложные. К ним
относят например слуховые
3. Эйдетизм – расстройство восприятия, при котором след только что закончившегося возбуждения в каком-либо анализаторе остается в форме четкого и яркого образа.
4. Деперсонализацией называется искаженное восприятие как собственной личности в целом, так и отдельных качеств и частей тела. Исходя из этого, выделяют два вида деперсонализации:
1) парциальную (нарушение
восприятия отдельных частей
тела); 2) тотальную (нарушение
5. Дереализация – это искаженное восприятие окружающего мира. В качестве примера дереализации можно привести симптом «уже виденного» (de ja vu).
6. Агнозиями называют нарушения узнавания предметов, а также частей собственного тела, но при этом сохраняется сознание и самосознание.
Выделяют следующие виды агнозий:
1. Зрительные агнозии
– расстройства узнавания
а) предметную агнозию;
б) агнозию на цвета и шрифты;
в) оптико-пространственную агнозию (больные не могут передать на рисунке пространственные признаки объекта: дальше – ближе, больше – меньше, выше – ниже и т. д.).
2. Слуховые агнозии
– нарушение способности
3. Тактильные агнозии
– расстройства, характеризующиеся
неузнаванием предметов путем
их ощупывания при сохранности
тактильной чувствительности.
Исследование восприятия проводится:
1) клиническими методами:
- исследования тактильной и болевой чувствительности;
- исследование температурной чувствительности;
- исследование расстройств органов слуха и зрения.
- исследование порогов слуховой чувствительности, восприятия речи.
2) экспериментально-
- методики для исследования простых сторон деятельности анализаторов;
- методики для исследования более сложной комплексной деятельности.
Также применяются следующие методики:
1. методика «Классификация предметов» – для выявления зрительной агнозии;
2. таблицы Поппельрейтера, которые представляют собой изображения, наложенные друг на друга, и которые нужны для выявления зрительной агнозии;
3. таблицы Равена – для исследования зрительного восприятия;
4. таблицы, предложенные М. Ф. Лукьяновой (движущиеся квадраты, волнистый фон), – для исследования сенсорной возбудимости (при органических нарушениях головного мозга);
5. тахистоскопический
метод (идентификация прослушиваемых
магнитофонных записей с различными звуками:
звон стекла, журчание воды, шепот, свист
и т. д.) – для исследования слухового восприятия.
1. Невнимательность — нарушение устойчивости внимания.
а) рассеянность (порхающее внимание) — легкая переключаемость слабоконцентрируемого внимания. Встречается при астении у ослабленных людей с соматическими заболеваниями, у детей с невротическими состояниями, а также на начальных этапах различных психических расстройств.
б) слабая концентрация внимания при сниженной переключаемости. Этот тип невнимательности связан с постоянным или временным снижением подвижности нервных процессов, наблюдается у больных с церебральным атеросклерозом в пожилом возрасте, при хроническом алкоголизме и наркомании и на поздних стадиях шизофрении.
2. Гиперметаморфоз внимания — повышенная отвлекаемость. Чрезмерная подвижность внимания, постоянный переход от одного вида деятельности к другому. При выполнении корректурной пробы и других заданий больные пропускают отдельные строки в таблице, зачеркивают другие символы, забывают инструкцию. В детской практике данное нарушение выявляется в процессе сюжетно-ролевых игр у детей с психомоторной патологией.
3. Сужение объема внимания — патологическое сосредоточение, обусловленное слабостью его распределения. Встречается при опухолях головного мозга и при невротических расстройствах.
4. Истощаемость внимания — прогрессирующее ослабление интенсивности внимания в процессе работы. Выявляется по резкому снижению качества и темпа выполнения задания. Быстрая истощаемость внимания свойственна больным с травмами черепа и другими органическими заболеваниями мозга, а также с реактивными пограничными состояниями и посттравматическими состояниями.
5. Инертность
внимания — невозможность своевременной
переключаемости или патологическая фиксация
внимания. Наблюдается у больных эпилепсией,
при психопатиях с паранойяльным развитием,
при психопатоподобной форме шизофрении.
Выделяют следующие методики, которые применяются в исследовании внимания.
1. Корректурная проба.
Применяется для исследования
устойчивости внимания, способности
к его концентрации. Используются
бланки с изображением рядов
букв, которые расположены хаотично.
Испытуемый должен зачеркивать
одну или две буквы по выбору
экспериментатора. Для проведения
исследования необходим
2. Счет по Крепелину.
Эта методика была предложена
Э. Крепелиным в 1895 г. Ее применяют
для изучения особенностей