Клиническая психология. Ответы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 23:05, шпаргалка

Краткое описание

Ответы на 40 вопросов.

Вложенные файлы: 1 файл

КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ.docx

— 81.11 Кб (Скачать файл)

1.Диагностическая – решение вопросов дифференциального диагноза, вопросов экспертизы (судебной, трудовой, воинской, педагогической);

2.Коррекционная –  проведение психотерапевтической  работы со взрослыми и коррекционно-развивающей  работы в области детской патопсихологии;

3.Исследовательская  – получение новых научных  фактов и теоретических обобщений,  важных как для патопсихологии, так и для психологии в целом;

4.Профилактическая  – превентивные мероприятия,  создающие щадящий климат в  рабочем коллективе, семье и обществе, пропаганда и популяция патопсихологических  знаний и здорового образа  жизни.

Как правило, первая и вторая задачи решаются в рамках консультативной практики.

Патопсихология использует весь основной арсенал психологических  методов: наблюдение, беседу, тестирование и эксперимент, который занимает ведущее место.

Предметом патопсихологии является психика нарушенная тем или иным психическим расстройством. «Патопсихология как психологическая дисциплина исходит из закономерностей развития и структуры психики в норме. Она изучает закономерности распада психической деятельности и свойств личности в сопоставлении с закономерностями формирования и протекания психических процессов в норме, она изучает закономерности искажений отражательной деятельности мозга».

  «Предмет патопсихологии – это разработка вопросов аномального психического развития, исследование дефектов отдельных психических функций, а также инволюционных и деструктивных психических состояний». 

  1. Понятие психической нормы.

Норма психическая  – такое состояние психики, при  котором человек отдает себе отчет  за свои действия и поступки. Личность вменяемая.

К норме относятся:

1) Интеллект. Хорошие  умственные способности, продуктивное  мышление, стремление находить оптимальный  выход, полагаясь на реальные  факты. Знание своих сильных  сторон, умение добиваться цели  в разумные сроки. Совершенствование  навыков, наличие воображения. 

2) Моральный облик:  чуткий человек, без черствости "бездушия", нравственной тупости.  Справедливый, объективный. Полагается  на собственное суждение. Мнение  окружающих для него не закон,  хотя и существенно. Твердая  воля, но не упрямство.  Признает  ошибки, но без самобичевания. 

3) Социально привлекательное  адаптивное поведение, контакты  с людьми разных возрастов  и социальных слоев. Чувство  ответственности и непринужденные  отношения с вышестоящими нижестоящими  личностями, гибкое чувство социальной  дистанции. Спонтанность эмоционально-поведенческих  реакций. 

4) Личностный оптимизм, характер добродушный, самостоятельный.  Реалист, не боится риска. 

5) Эмоциональность:  без излишней доверчивости и  подозрительности. Свежесть чувств.

6) Сексуальность:  учет пожеланий и мнений партнера, уважение к нему. 

  1. Принципы  построения патопсихологического исследования.

Перед проведением  исследования необходимо изучение истории болезни для установления психологического контакта, для избежания дополнительной психотравмы, для выяснения задач психодиагностического исследования.

История болезни:

-Анамнез – история жизни пациента (со слов Больного и близких, родственников, знакомых и т.д.).

-Психологический статус – лечащий врач описывает клинико-психикопатологическую симптоматику, а также свои предположения о ведущем синдроме психопатологическом.

-Данные объективного исследования (невропатолог и др.).

Принцип патопсихологического исследования:

1. Организация по  типу функциональной пробы. Была  взята из медицины. Для того чтобы посмотреть его работу (при нагрузке). Пример: проверить память: запоминание.

2. Обязательное учитывание  личностного отношения Больного  к ситуации исследования, реакции  на собственные ошибки, на результат,  замечания со стороны психолога. В целом на ситуацию успеха и неуспеха. Реакция на исследователя.

3. Обязательный качественный  анализ результатов исследования:

оценка восприятия инструкции;

организация Деятельности на начальном этапе (быстро ли человек  усваивает новые задания и  т.д.);

когда, какие и  где ошибки ; Качества ошибок оцениваются. Учитываются лекарственные препараты. Критичность Больного и использование им помощи; реакция Больного на оценки экспериментатора. Интересуется ли сам человек результатами (эксперимента) исследования. Количественный анализ.

4.Обязательное применение  нескольких методик, направленных  на исследование одной сферы,  даже при однократном исследовании  Больного.

5. Желательность  повторных исследований. 

Важный этап в  патопсихологическом исследовании - беседа.

Ознакомительная: жалобы Больного, уровень критичности и  т.д. Вырабатываем стратегию личностного  поведения.

Сопутствующая: проводится при проведении проб.

Заключительный этап. Результаты, оценка работы, рекомендации. 

  1. Нарушения восприятия.

К основным нарушениям восприятия относят:

1. Иллюзии – это искаженное восприятие реального объекта. Например, иллюзии могут быть слуховыми, зрительными, обонятельными и т. д.

По характеру возникновения  выделяют три вида иллюзий:

1) физические; 2) физиологические; 3) психические.

2. Галлюцинации – нарушения восприятия, возникающие без наличия реального объекта и сопровождающиеся уверенностью в том, что данный объект в данное время и в данном месте действительно существует.

Зрительные и слуховые галлюцинации обычно делят на две  группы:

1. Простые. К ним  относятся:

а) фотопсии – восприятия ярких вспышек света, кругов, звездочек;

б) акоазмы – восприятия звуков, шума, треска, свиста, плача.

2. Сложные. К ним  относят например слуховые галлюцинации, которые имеют вид членораздельной  фразовой речи и носят, как  правило, приказывающий или угрожающий  характер.

3. Эйдетизм – расстройство восприятия, при котором след только что закончившегося возбуждения в каком-либо анализаторе остается в форме четкого и яркого образа.

4. Деперсонализацией называется искаженное восприятие как собственной личности в целом, так и отдельных качеств и частей тела. Исходя из этого, выделяют два вида деперсонализации:

1) парциальную (нарушение  восприятия отдельных частей  тела); 2) тотальную (нарушение восприятия  всего тела).

5. Дереализация – это искаженное восприятие окружающего мира. В качестве примера дереализации можно привести симптом «уже виденного» (de ja vu).

6. Агнозиями называют нарушения узнавания предметов, а также частей собственного тела, но при этом сохраняется сознание и самосознание.

Выделяют следующие  виды агнозий:

1. Зрительные агнозии  – расстройства узнавания предметов  и их изображений при сохранении  достаточной остроты зрения. Делятся  на:

а) предметную агнозию;

б) агнозию на цвета  и шрифты;

в) оптико-пространственную агнозию (больные не могут передать на рисунке пространственные признаки объекта: дальше – ближе, больше –  меньше, выше – ниже и т. д.).

2. Слуховые агнозии  – нарушение способности различать  звуки речи при отсутствии  нарушений слуха;

3. Тактильные агнозии  – расстройства, характеризующиеся  неузнаванием предметов путем  их ощупывания при сохранности  тактильной чувствительности. 

  1. Методы  исследования нарушений  ощущений и восприятия.

Исследование восприятия проводится:

1) клиническими методами:

- исследования тактильной  и болевой чувствительности;

- исследование температурной  чувствительности;

- исследование расстройств  органов слуха и зрения.

- исследование порогов  слуховой чувствительности, восприятия  речи.

2) экспериментально-психологическими методами, (комплекс методик Е.Ф.Бажин):

- методики для исследования простых сторон деятельности анализаторов;

- методики для исследования более сложной комплексной деятельности.

Также применяются  следующие методики:

1. методика «Классификация предметов» – для выявления зрительной агнозии;

2. таблицы Поппельрейтера, которые представляют собой изображения, наложенные друг на друга, и которые нужны для выявления зрительной агнозии;

3. таблицы Равена – для исследования зрительного восприятия;

4. таблицы, предложенные М. Ф. Лукьяновой (движущиеся квадраты, волнистый фон), – для исследования сенсорной возбудимости (при органических нарушениях головного мозга);

5. тахистоскопический метод (идентификация прослушиваемых магнитофонных записей с различными звуками: звон стекла, журчание воды, шепот, свист и т. д.) – для исследования слухового восприятия. 

  1. Нарушения внимания.

1. Невнимательность — нарушение устойчивости внимания.

а) рассеянность (порхающее внимание) — легкая переключаемость слабоконцентрируемого внимания. Встречается при астении у ослабленных людей с соматическими заболеваниями, у детей с невротическими состояниями, а также на начальных этапах различных психических расстройств.

б) слабая концентрация внимания при сниженной переключаемости. Этот тип невнимательности связан с постоянным или временным снижением подвижности нервных процессов, наблюдается у больных с церебральным атеросклерозом в пожилом возрасте, при хроническом алкоголизме  и наркомании и на поздних стадиях шизофрении.

2. Гиперметаморфоз внимания — повышенная отвлекаемость. Чрезмерная подвижность внимания, постоянный переход от одного вида деятельности к другому. При выполнении корректурной пробы и других заданий больные пропускают отдельные строки в таблице, зачеркивают другие символы, забывают инструкцию. В детской практике данное нарушение выявляется в процессе сюжетно-ролевых игр у детей с психомоторной патологией.

3. Сужение объема внимания — патологическое сосредоточение, обусловленное слабостью его распределения. Встречается при опухолях головного мозга и при невротических расстройствах.

4. Истощаемость внимания — прогрессирующее ослабление интенсивности внимания в процессе работы. Выявляется по резкому снижению качества и темпа выполнения задания. Быстрая истощаемость внимания свойственна больным с травмами черепа и другими органическими заболеваниями мозга, а также с реактивными пограничными состояниями и посттравматическими состояниями.

5. Инертность внимания — невозможность своевременной переключаемости или патологическая фиксация внимания. Наблюдается у больных эпилепсией, при психопатиях с паранойяльным развитием, при психопатоподобной форме шизофрении. 

  1. Методы  исследования нарушений внимания.

Выделяют следующие  методики, которые применяются в  исследовании внимания.

1. Корректурная проба.  Применяется для исследования  устойчивости внимания, способности  к его концентрации. Используются  бланки с изображением рядов  букв, которые расположены хаотично. Испытуемый должен зачеркивать  одну или две буквы по выбору  экспериментатора. Для проведения  исследования необходим секундомер. Иногда каждые 30–60с. отмечают  положение карандаша испытуемого.  Экспериментатор обращает внимание  на количество допущенных ошибок, темп выполнения больным задания,  а также на распределение ошибок  в течение эксперимента и их  характер (зачеркивание других букв, пропуски отдельных букв или  строчек и т. д.).

2. Счет по Крепелину.  Эта методика была предложена  Э. Крепелиным в 1895 г. Ее применяют  для изучения особенностей переключения  внимания, исследования работоспособности.  Испытуемому предъявляются бланки  с расположенными на них столбцами  цифр. Нужно складывать или вычитать  в уме эти цифры, а на бланке  записывать результаты.

Информация о работе Клиническая психология. Ответы