Клиническая психология. Ответы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 23:05, шпаргалка

Краткое описание

Ответы на 40 вопросов.

Вложенные файлы: 1 файл

КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ.docx

— 81.11 Кб (Скачать файл)

Исследования М. М. Коченова показали, что нарушение деятельности больных шизофренией было обусловлено изменением мотивации сферы. Мотив у них превращался в просто «знание» и таким образом терял свои функции – смыслообразующую и побудительную.

Именно смещение смыслообразующей функции мотивов  являлось причиной нарушения деятельности больных, изменения их поведения  и деградации личности.

Нарушение подконтрольности и критичности поведения

Сбой подконтрольности поведения – один из образов нарушения  личности. Он выражается в неправильной оценке больным своих действий, в  отсутствии критичности к своим  болезненным переживаниям. Исследуя нарушения критики у психически больных, И. И. Кожуховская показала, что некритичность в любых  формах свидетельствует о нарушении  деятельности в целом. Критичность, как считает Кожуховская, является «вершиной личностных качеств человека».

У больных отсутствует мотив, ради которого они совершают ту или иную деятельность, выполняют то или иное задание. Их действия являются абсолютно немотивированными, больные не осознают своих поступков, своих высказываний. Потеря возможности адекватно оценивать свое поведение и поведение окружающих привела к разрушению деятельности этих больных и глубокому личностному нарушению. 

  1. Акцентуации характера.

Акцентуации — чрезмерно  выраженные черты характера. В зависимости  от уровня выраженности выделяют две  степени акцентуации характера: явную и скрытую. Явная акцентуация  относится к крайним вариантам  нормы, отличается постоянством черт определенного  типа характера. При скрытой акцентуации  черты определенного типа характера  выражены слабо или не проявляются  совсем, однако могут ярко проявиться под влиянием специфических ситуаций. Акцентуации характера могут  содействовать развитию психогенных  расстройств, ситуативно обусловленных  патологических нарушений поведения, неврозов, психозов. Однако следует  отметить, что акцентуацию характера  ни в коем случае нельзя отождествлять  с понятием психической патологии. Жесткой границы между условно  нормальными, «средними» людьми и акцентуированными  личностями не существует. Автор концепции  акцентуации  —  немецкий психиатр Карл Леонгард.

Основные типы акцентуации  характеров и их сочетаний:

Истероидный или демонстративный  тип, его основные особенности — эгоцентризм, крайнее себялюбие, ненасытная жажда внимания, потребность в почитании, в одобрении и признании действий и личных способностей.

Гипертимный тип — высокая степень общительности, шумливость, подвижность, чрезмерная самостоятельность, склонность к озорству.

Астеноневротический — повышенная утомляемость при общении, раздражительность, склонность к тревожным опасениям за свою судьбу.

Психостенический — нерешительность, склонность к бесконечным рассуждениям, любовь к самоанализу, мнительность.

Шизоидный — замкнутость, скрытность, отстраненность от происходящего вокруг, неспособность устанавливать глубокие контакты с окружающими, необщительность.

Сенситивный — робость, стеснительность, обидчивость, чрезмерная чувствительность, впечатлительность, чувство собственной неполноценности.

Эпилептоидный (возбудимый) — склонность к повторяющимся периодам тоскливо-злобного настроения с накапливающимся раздражением и поиском объекта, на котором можно сорвать злость. Обстоятельность, низкая быстрота мышления, эмоциональная инертность, педантичность и скрупулезность в личной жизни, консервативность.

Эмоционально-лабильный — крайне изменчивое настроение, колеблющееся слишком резко и часто от ничтожных поводов.

Инфантильно-зависимый — люди, постоянно играющие роль «вечного ребенка», избегающие брать на себя ответственность за свои поступки и предпочитающие делегировать ее другим. 

Неустойчивый  тип — постоянная тяга к развлечениям, получению удовольствий, праздность, безделье, безволие в учебе, труде и выполнении своих обязанностей, слабость и трусливость. 

  1. Психопатии.

Психопатия. - Стойкая  аномалия характера. Психопатии представляют область между психической болезнью и здоровьем, т.е. являются пограничными состояниями. Для психопатов характерна неполноценность (недостаточность) эмоционально-волевой  сферы и мышления, однако без исхода в слабоумие. Незрелость психики  проявляется в повышенной внушаемости, склонности к преувеличениям и чрезмерным фантазиям у истеричных субъектов; в эмоциональной неустойчивости - у аффективных (циклоидных) и возбудимых; в слабости воли - у неустойчивых; в незрелом, некритическом мышлении - у паранойяльных психопатов.

В основе психопатии лежит врожденная неполноценность  нервной системы, которая может  возникнуть под влиянием наследственных факторов, вследствие внутриутробного  воздействия вредностей на плод, в  результате родовых травм и тяжелых  заболеваний раннего детского возраста. Большое значение в формировании психопатии имеет неблагоприятное  влияние внешней среды (неправильное воспитание, психические травмы). Однако, истинные психопатии ("ядерные") носят  конституциональный характер (врожденный).

Астенический  тип. Для психопатических личностей этого круга характерны с детства повышенная робость, стеснительность, нерешительность, впечатлительность. Довольно часто они не выносят вида крови, резких перепадов температуры, болезненно реагируют на грубость и бестактность, но их реакция недовольства может выражаться в молчаливой обидчивости или брюзжании.

Психастенический тип. Личностям этого типа свойственны выраженная нерешительность, неуверенность в себе и склонность к постоянным сомнениям. Психастеники легко ранимы, застенчивы, робки и вместе с тем болезненно самолюбивы. Для них характерно стремление к постоянному самоанализу и самоконтролю, склонность к абстрактным, оторванным от реальной жизни логическим построениям, навязчивым сомнениям, страхам..

Шизоидный тип. Личности этого типа отличаются замкнутостью, скрытностью, оторванностью от реальности, склонностью к внутренней переработке своих переживаний, сухостью и холодностью в отношениях с близкими людьми. Для шизоидных психопатов характерна эмоциональная дисгармония: сочетание повышенной чувствительности, ранимости, впечатлительности - и эмоциональной холодности и отчужденности от людей ("дерево и стекло").

Паранойяльный тип. Склонность к образованию сверхценных идей, которые формируются к 20-25 годам. Однако, уже с детства им свойственны такие черты характера как упрямство, прямолинейность, односторонность интересов и увлечений. Они обидчивы, злопамятны, самоуверенны и очень чувствительны к игнорированию их мнения окружающими.

Возбудимый  тип. Ведущими чертами возбудимых личностей являются крайняя раздражительность и возбудимость, взрывчатость, доходящая до приступов гнева, ярости, причем реакция не соответствует силе раздражителя. После вспышки гнева или агрессивных поступков больные быстро "отходят", сожалеют о случившемся, но в соответствующих ситуациях поступают так же. Такие люди вечно всем недовольны, ищут поводы для придирок, вступают в споры по любому поводу, проявляя излишнюю горячность и стараясь перекричать собеседников.

Истерический  тип. Для истерических личностей наиболее характерна жажда признания, т.е. стремление во что бы то ни стало обратить на себя внимание окружающих. Это проявляется в их демонстративности, театральности, преувеличении и приукрашивании своих переживаний. Их поступки рассчитаны на внешний эффект, лишь бы поразить окружающих, например, необычно ярким внешним видом, бурностью эмоций (восторги, рыдания, заламывания рук), рассказами о необыкновенных приключениях, нечеловеческих страданиях.

Аффективный тип. К этому типу относятся личности с различным, конституционально обусловленным, уровнем настроения. Лица с постоянно пониженным настроением составляют группу гипотимных (депрессивных) психопатов. Это всегда мрачные, унылые, всем недовольные и малообщительные люди. В работе они излишне добросовестны, аккуратны, исполнительны, т.к. во всем готовы видеть осложнения и неудачи. Для них характерны пессимистическая оценка настоящего и соответствующий взгляд на будущее, в сочетании с пониженной самооценкой.

Неустойчивый (безвольный) тип. Люди этого типа отличаются повышенной подчиняемостью внешним влияниям. Это слабовольные, легко внушаемые, "бесхарактерные" личности, легко поддающиеся влиянию других людей. Вся их жизнь определяется не целевыми установками, а внешними, случайными обстоятельствами. На работе такие люди необязательны, недисциплинированны.  

  1. Нейропсихология: предмет, задачи. Понятия  симптома, синдрома, фактора в нейропсихологии.

Нейропсихология сформировалась в 30-40 годы 20 вв. Основоположник - А.Р.Лурия.

Нейропсихология - отрасль клинической психологии, изучающая мозговые основы психической деятельности, или мозговую организацию психической деятельности.

Теоретические основы заложены Лурия, Выготским.

Задача нейропсихологии: проследить, в чем именно заключается вклад различных зон мозга в протекание сложных форм психической деятельности и как изменяется психическая деятельность, при поражении того или иного участка мозга.

Предметом Нейропсихологии становится изучение мозговых механизмов психической деятельности (совокупность зон мозга в коре полушарий). А также изучение связи между нарушением работы этих зон и нарушениями психической деятельности.

Нейропсихологический  симптом – нарушение психической функции, возникающее вследствие локального поражения головного мозга (или вследствие иных патологических причин, приводящих к локальным изменениям в работе мозга).

Нейропсихологический  синдром – закономерное сочетание нейропсихологических симптомов, обусловленное поражением (выпадением) определенного фактора (или нескольких факторов).

Нейропсихологический  фактор – структурно-функциональная единица работы мозга, характеризуется определенным принципом физиологической деятельности, нарушение которой ведет к появлению нейропсихологического синдрома. 

  1. Понятие о психогигиене.

Психогигиена - отрасль медицинских знаний, изучающая факторы и условия окружающей среды, влияющие на психическое развитие и психическое состояние человека и разрабатывающая рекомендации по сохранению и укреплению психического здоровья

Психогигиена как  научная отрасль гигиены изучает  состояние нервно-психического здоровья населения, его динамику в связи  с влиянием на организм человека различных  факторов внешней среды (природных, производственных, социально-бытовых) и разрабатывает на основании  этих исследований научно-обоснованные меры активного воздействия на среду  и функции человеческого организма  с целью создания наиболее благоприятных  условий для сохранения и укрепления здоровья людей. Предметом является анализ влияния среды на нервно-психический  статус населения, и в первую очередь  подрастающего поколения. В психогигиене выделяют следующие разделы: возрастная психогигиена,  психогигиена быта,  психогигиена семейной жизни,  психогигиена трудовой деятельности и обучения. 
 

  1. Психопрофилактика. Первичная, вторичная  и третичная профилактика.

Психопрофилактика - область клинической психологии, задачей которой является предоставление специализированной помощи практически здоровым людям с целью предотвращения нервно-психических и психосоматических заболеваний, а также облегчения острых психотравматических реакций.

Первичная психопрофилактика направлена на предупреждение психических заболеваний у контингента здоровых лиц. Эффективность первичной психопрофилактики оценивается показателем заболеваемости и находится от нее в обратно пропорциональной зависимости. Первичная психопрофилактика практически направлена на этиологию болезни, которая известна только в общих чертах. В психиатрии невозможно привести яркий пример эффективности первичной психопрофилактики как, например, в терапии - ликвидация малярийного плазмодия ведет к прекращению заболеваемости малярией.

Вторичная психопрофилактика предусматривает раннее выявление и лечение заболевания, диспансеризация больных с целью предупреждения рецидива или обострения психических расстройств. Ее эффективность определяется показателем болезненности населения.

Третичная психопрофилактика направлена на предупреждение инвалидности. В этой работе врача используются все возможности диспансеризации, подключение социальных работников для проведения всего возможного круга реабилитационных мероприятий. Ее эффективность определяется показателем инвалидизации в связи с психическими болезнями. 

Информация о работе Клиническая психология. Ответы