Клиническая психология. Ответы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 23:05, шпаргалка

Краткое описание

Ответы на 40 вопросов.

Вложенные файлы: 1 файл

КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ.docx

— 81.11 Кб (Скачать файл)

3.Деонтологическая  модель (принцип «соблюдения долга»).

4. Биоэтика (принцип  «уважения прав и достоинства  личности»).

1.Практическое отношение врача к больному и здоровому человеку, изначально ориентированное на заботу, помощь, поддержку является основной чертой профессиональной врачебной этики.

Гарантия не причинения вреда, оказания помощи, проявления уважения, об отрицательном отношении к эвтаназии, абортам, об отказе от интимных связей с пациентами, о врачебной тайне.

2 «Модель Парацельса» — это учет индивидуальных особенностей личности, признание глубины ее душевных контактов с врачом и включенности этих контактов в лечебный процесс. Основным моральным принципом является принцип «делай добро». Врачевание — это организованное осуществление добра.

3. Впервые термин «деонтология» ввел английский философ Бентам, обозначая этим понятием науку о долге, моральной обязанности, нравственного совершенства и безупречности. Это деонтологический уровень медицинской этики, или «деонтологичекая модель», опирающаяся на принцип «соблюдения долга». Основой деонтологии является отношение к больному таким образом, каким бы в аналогичной ситуации хотелось, чтобы относились к тебе.

4. Основным моральным принципом биоэтики становится принцип «уважения прав и достоинства личности». В современной медицине обсуждают не только помощь больному, но и возможности управления процессами патологии, зачатия и умирания с весьма проблематичными физическими и метафизическими (нравственными) последствиями этого для человеческой популяции в целом. 

  1. Психологические основы психотерапии: классификация основных методов психотерапии. Медицинское и  психологическое  значение понятия  «психотерапия».

1) поддерживающая  психотерапия, целью которой является укрепление и поддержка имеющихся у больного защитных сил и выработка новых, лучших способов поведения, позволяющих восстановить душевное равновесие; 2) переучивающая психотерапия, целью которой является изменение поведения больного путем поддержки и одобрения положительных форм поведения и неодобрения отрицательных. Пациент должен научиться лучше использовать имеющиеся у него возможности и способности, однако при этом не ставится цель по-настоящему разрешить неосознаваемые конфликты; 3) реконструктивная психотерапия, целью которой является осознание интрапсихических конфликтов, послуживших источником личностных расстройств, и стремление достичь существенных изменений черт характера и восстановления полноценности индивидуального и социального функционирования личности.

       Пример медицинского подхода к пониманию психотерапии:

Психотерапия – это - "система лечебных воздействий на психику и через психику - на организм человека";

      Пример психологического подхода к пониманию психотерапии:

Психотерапия – это - "особый вид межличностного взаимодействия, при котором пациентам оказывается профессиональная помощь психологическими средствами при решении возникающих у них проблем и затруднений психологического характера";

              Хотя и является довольно общим, но при этом в какой-то мере объединяет эти два подхода определение Кратохвила: "Психотерапия представляет собой целенаправленное упорядочение нарушенной деятельности организма психологическими средствами".

В определениях, которые условно можно назвать медицинскими, психотерапия рассматривается как форма воздействия на психику (и через психику - на организм), то есть подчеркивается объект воздействия. Психологический же подход акцентирует внимание не столько на объекте или предмете, сколько на средствах воздействия. 

  1. Основная  характеристика методов  психотерапии. Психоанализ, гуманистическая  терапия, психодрама, поведенческая терапия, гештальттерапия, психосинтез.

Классический  психоанализ Фрейда обозначает специфический тип терапии, при котором «анализант» (аналитический пациент) вербализует мысли, включая свободные ассоциации, фантазии и сны, на основании чего аналитик пытается сделать заключение о бессознательных конфликтах, являющихся причинами симптомов и проблем характера пациента, и интерпретирует их для пациента, для нахождения пути разрешения проблем. Специфика психоаналитических интервенций как правило включает конфронтацию и разъяснение патологических защит и желаний пациента.

Гуманистические терапии опираются на естественную склонность человека к совершенствованию и самоактуализации. В них предполагается, что психические расстройства возникают тогда, когда процесс достижения своего потенциала блокируется обстоятельствами или другими людьми (родителями, учителями, супругами), пытающимися направить развитие человека по выбранному ими пути, который они считают приемлемым. Если это им удается, человек начинает отрицать свои собственные желания. Осознание человеком своей уникальности сужается, и потенциал развития сокращается. Гуманистическая терапия помогает человеку соприкоснуться с его реальным Я и сделать произвольный выбор в отношении своей жизни и поведения, а не позволять, чтобы их определяли внешние события. Задача гуманистической терапии — помочь клиенту стать в большей степени тем, кем он способен стать.

Психодрама — метод психотерапии и психологического консультирования, созданный Якобом Морено. Классическая психодрама — это терапевтический групповой процесс, в котором используется инструмент драматической импровизации для изучения внутреннего мира человека. Это делается для развития творческого потенциала человека и расширения возможностей адекватного поведения и взаимодействия с людьми. Современная психодрама — это не только метод групповой психотерапии. Психодрама используется в индивидуальной работе с клиентами (монодрама), а элементы психодрамы широко распространены во многих областях индивидуальной и групповой работы с людьми.

Поведенческая терапия - активно-директивный, обучающий, структурированный, мультимодальный подход в психотерапии и психологическом консультировании, сконцентрированный на проблеме, созданный Альбертом Эллисом в 1955 году и рассматривающий в качестве главной причины психических расстройств ошибочные, иррациональные когнитивные установки (убеждения, верования, идеи, предположения и т.п.), а не прошлый опыт индивида. Такие когниции называются «иррациональными верованиями» (иногда — «иррациональные убеждения») и основной целью терапии является их устранение.

Гештальттерапия (от нем.— фигура, образ, целостность) — направление психотерапии, основные идеи и методы которого разработал Фредерик Перлз, Лаура Перлз и Пол Гудман. Большой вклад в развитие методологии и теории гештальттерапии внесли также Изидор Фром, Ирвин и Мариам Польстеры и др. Основными принципами являются актуальность (работа в настоящем), стремление к развитию осознанности и развитие способности принимать ответственность за свою жизнь. Гештальттерапия в современной практике — подход, построенный на основе философской феноменологии и гештальтпсихологии (теории поля).

Психосинтез — метод психотерапии, опирающийся на теорию, разработанную итальянским психологом Р. Ассаджиоли. Теория П., в свою очередь, опираясь на идеи и работы П. Жане, З. Фрейда, К. Юнга, Э. Кречмера и др., представляет собой динамическую концепцию психической жизни человека (непрерывное взаимодействие и борьба множества разных, в том числе противодействующих сил с объединяющим центром, который постоянно пытается управлять ими, согласовывать между собой и использовать). Познавая свой внутренний мир, человек может стать хозяином своей жизни, развить свои способности, обнаружить свою истинную духовную природу. 

  1. Проблемы  клинической психологии в соматической медицине.

Проблема  психической нормы  и патологии

Клиническая психология занимается проблемой определения, что же такое психическая норма  и патология. В рамках нозологического  подхода принято выделять два  состояния человека — здоровье и  болезнь.

   Типичными  признаками здоровья считаются  структурная и физическая сохранность  нервной системы и органов  человека, индивидуальная приспособляемость  к физической и социальной  среде, сохранность стабильного  привычного самочувствия.

   Болезнь характеризуется  общим или частным снижением  приспособляемости, при этом выделяют  следующие возможные исходы болезни:  полное выздоровление, выздоровление  с наличием остаточных явлений,  инвалидизация (получение дефекта) и летальный исход.

   Также выделяют  патологическое психическое состояние,  обусловленное этиологией процесса  и не имеющее исхода.

     Вопрос  определения нормы и патологии  является крайне сложным и  затрагивает различные сферы  человеческой деятельности —  от медицины и психологии до  философии и социологии. Был совершён  ряд попыток вывести критерии  психической нормы, в число  которых включали соответствующую  возрасту человека зрелость чувств, адекватное восприятие действительности, наличие гармонии между восприятием  явлений и эмоциональным отношением к ним, умение уживаться с собой и социальным окружением, гибкость поведения, критический подход к обстоятельствам жизни, наличие чувства идентичности, способность планировать и оценивать жизненные перспективы. Во многих случаях под психической нормой определяют то, насколько индивид адаптирован к жизни в социальной среде, насколько он продуктивен и критичен в жизни.

      При  постановке диагноза психиатры  и клинические психологи пользуются  как личным опытом и общими  рекомендациями, так и Международной  классификацией болезней (МКБ) и  «Диагностическим и статистическим  справочником по психическим  расстройствам» 

  1. Психологическая реабилитация и психокоррекция в соматической медицине.

Психологическая коррекция  основывается на психологическом консультировании. Психокоррекция – это психологическое  воздействие на клиента с целью  нормализации его психического состояния  в случаях диагностики у него каких-либо личностных аномалий, а также  для освоения им какой-либо деятельности. Психокоррекция в клинической психологии направлена на активное внешнее вмешательство  в формирование адекватного психического состояния человека, гармонизацию его  отношений с социальным окружением.

Цель психокоррекции – исправление и приведение в  норму каких-либо отклонений от оптимального уровня индивидуально-психологических  особенностей и способностей человека. Ю. С. Шевченко выделяет пять видов стратегий  психокоррекции:

1) психокоррекция  отдельных психических функций  (внимание, память, мышление, восприятие, познавательная деятельность и  т. д.) либо коррекция личности;

2) директивная или  недирективная психокоррекция;

3) психокоррекция, сконцентрированная  на конкретной личности или  сконцентрированная на семье;

4) психокоррекция  в форме групповых занятий  или индивидуальная психокоррекция;

5) психокоррекция  как элемент клинической психотерапии (применяется в комплексном лечении  нервно-психических заболеваний)  либо как основной и ведущий  метод психологического воздействия  на человека с отклонениями  в поведении и социальной адаптации.

В отличие от психологического консультирования при психокоррекции роль клиента является менее активной и даже чаще пассивной. Психологическая  коррекция подразумевает выработку  новых адекватных способов поведения  в процессе специально разработанных  тренинговых программ.

Психокоррекция использует в качестве основных методов следующие:

1) манипулирование;

2) формирование;

3) управление.

В клинической психологии психологическая коррекция применяется  в том случае, если у клиента  выявляются психологические проблемы, которые возникают в связи  с личностными аномалиями, при  невротических психосоматических  расстройствах и т. д.

Наиболее известными тренингами, которые используются в  процессе психологической коррекции, являются следующие.

1. Аутотренинг.

2. Нейролингвистическое  программирование (НЛП).

3. Трансактный анализ.

4. Поведенческая  (бихевиоральная) терапия.

5. Психодрама. 


Информация о работе Клиническая психология. Ответы