Клиническая психология. Ответы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 23:05, шпаргалка

Краткое описание

Ответы на 40 вопросов.

Вложенные файлы: 1 файл

КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ.docx

— 81.11 Кб (Скачать файл)
  1. Понятие дизонтогенеза. Виды дизонтогений.

В 1927 г. Швальбе впервые  употребил термин «дизонтогения», обозначая  с его помощью отклонения внутриутробного  формирования структур организма от нормального развития. Впоследствии под этим термином стали понимать различные формы нарушений онтогенеза, включая и постнатальный, преимущественно  ранний, ограниченный теми сроками  развития, когда морфологические  системы организма еще не достигли зрелости (Ушаков).

Основными типами психического дизонтогенеза считаются регрессии, распад, ретардации и асинхронии психического развития.

Регрессия (регресс) - возврат функций на более ранний возрастной уровень, как временного, функционального характера (временная регрессия), так и стойкого, связанного с повреждением функции (стойкая регрессия).

При явлениях распада происходит не возврат функции на более ранний возрастной уровень, а ее грубая дезорганизация либо выпадение. Чем тяжелее поражение нервной системы, тем более стоек регресс и более вероятен распад.

Под ретардацией понимают запаздывание или приостановку психического развития. Различают общую (тотальную) и частичную (парциальную) психическую ретардацию. В последнем случае речь идет о запаздывании или приостановке развития отдельных психических функций, отдельных свойств личности.

Асинхрония, как искаженное, диспропорциональное, дисгармоничное психическое развитие (Ковалев), характеризуется выраженным опережением развития одних психических функций и свойств формирующейся личности и значительным отставанием темпа и сроков созревания других функций и свойств, что становится основой дисгармонической структуры личности и психики в целом.  

  1. Психосоматические взаимовлияния и взаимоотношения.

Психосоматические взаимоотношения:

1.Влияние психики  на соматику:

А) патогенное (побеждённые  болеют тяжелее, истерия) психосоматика.

Б) саногенное (победители выздоравливают быстрее) психотерапия.

2.Влияние соматической  сферы на психику:

А) патогенное (болезненное):

-самотогенное, -психогенное 

Б) саногенное (лечебное) 
 

  1. Понятие «внутренней картины  болезни».

Внутренняя  картина болезни - понятие, введенное отечественным терапевтом Р.А. Лурия, характеризующее представления больного о своем заболевании. В ее структуре выделяются сензитивный компонент, включающий в себя комплекс болезненных ощущений и связанных с ними эмоциональных состояний, и интеллектуальный, представляющий собой рациональную оценку болезни. Для выявления индивидуальных особенностей внутренней картины болезни используют, как правило, клиническую беседу и специальные опросники.

Термин “внутренняя  картина болезни” охватывает разнообразные  стороны субъективной картины заболевания. Это сложное, структурированное  понятие включает, по крайней мере, четыре уровня психического отражения  болезни в психике заболевшего:

 • 1й уровень – чувственный, уровень ощущений;

 • 2й уровень – эмоциональный (различные виды реагирования на отдельные симптомы, заболевание в целом и его последствия);

 • 3й уровень – интеллектуальный (представления, знание больного о своем заболевании, размышления о его причинах и возможных по- следствиях);

 • 4й уровень – мотивационный (отношение больного к своему заболеванию, изменение поведения и образа жизни в условиях болезни). 

  1. Типы  реакций личности на болезнь.

Гармоничный. Трезвая оценка своего состояния без склонности преувеличивать его тяжесть и без оснований видеть все в мрачном свете, но и без недооценки тяжести болезни, стремление во всем активно содействовать успеху лечения, нежелание обременять других тяготами ухода за собой.

Тревожный. Характерно беспокойство и мнительности в отношении неблагоприятного течения болезни, возможных осложнений, неэффективности и даже опасности лечения. Поиск новых способов лечения, жажда дополнительной информации о болезни, вероятных осложнениях, методах терапии, непрерывный поиск авторитетов.

Гипохондрический. Характерно сосредоточение на субъективных болезненных или иных неприятных ощущениях. Стремление постоянно рассказывать о них окружающим, на их основе преувеличение действительных и выискивание несуществующих болезней и страданий, преувеличение побочного действия лекарств, сочетание желания лечиться и неверия в успех, требований тщательного обследования и боязни вреда и болезненности процедур.

Меланхолический. Характерно удрученность болезнью, неверие в выздоровление, в возможное улучшение, в эффективность лечения, активные депрессивные высказывания вплоть до суицидальных мыслей, пессимистический взгляд на все вокруг, неверие в успех лечения даже при благоприятных объективных данных.

 Апатический. Характерны полное безразличие к своей судьбе, к исходу болезни, к результатам лечения, пассивное подчинение процедурам, утрата интереса ко всему ранее волновавшему. Однако истинного и полного безразличия у пациента не отмечается. Как правило, безразличие обусловлено депрессией и фиксацией на собственном состоянии.

Неврастенический. Вспышки раздражения, особенно при болях, при неприятных ощущениях, при отсутствии эффекта от лечения, при неблагоприятных данных обследования. Раздражение нередко выливается на первого попавшегося и завершается раскаянием и слезами, также характерны нетерпеливость, неспособность ждать облегчения.

Обессивно-фобический тип. Характерны тревожная мнительность, опасение маловероятных осложнений болезни, неудач лечения, неудач в жизни, работе, семье; воображаемые опасности волнуют пациента более, чем реальные, защитой от тревоги становятся приметы и ритуалы.

Сенситивный. Характерны чрезмерная озабоченность возможным неблагоприятным впечатлением, которое могут произвести на окружающих сведения о своей болезни, а именно опасение, что окружающие станут избегать пациента, считать неполноценным, пренебрежительно относиться, распускать сплетни или неблагоприятные сведения о причине и природе болезни, характерна также боязнь стать обузой для близких. Стесняются обращаться к врачу («зачем отвлекать по пустякам»).

Эгоцентрический. Характерны уход в болезнь, выставление напоказ близким и окружающим своих страданий и переживаний с целью полностью завладеть их вниманием, требование исключительной заботы – все должны забыть и бросить все, и заботиться только о больном, разговоры окружающих пациент переводит на себя.

Эйфорический. Характерно необоснованно повышенное настроение, нередко наигранное пренебрежение, легкомысленное отношение к болезни и лечению, надежда на то, что само собой все пройдет, желание получать от жизни все, несмотря на болезнь, легкость нарушений режима.

Анозогнозический. Характерно отбрасывание мыслей о болезни, о возможных последствиях, непризнание себя больным, отрицание очевидного в проявлениях болезни, отказ от обследования и лечения, желание обойтись домашними средствами.

Эргопатический. Характерен уход от болезни в работу даже при тяжелой болезни и страданиях. Пациенты во что бы то ни стало продолжают работать, трудятся с ожесточением, с еще большим рвением, чем до болезни, работе отдают все время, стараются лечиться и подвергаться обследованиям так, чтобы это оставляло возможность продолжения работы.

Паранойяльный. Характерны уверенность в том, что болезнь является результатом чьего-то злого умысла, крайняя подозрительность к лекарствам и процедурам, стремление приписывать возможные осложнения лечения или побочные действия лекарств халатности или злому умыслу медицинских работников, требование наказаний в связи с этим. 

  1. Виды  психосоматических  заболеваний.

Психоаналитики считают, что истоки большинства психических  и соматических заболеваний находятся  в периоде раннего детства. Врожденные особенности строения и функций  органов под действием неблагоприятных  факторов внешней среды могут  трансформироваться в тяжелые хронические  заболевания.

К психосоматическим  заболеваниям относятся:

• повышенное артериальное давление; • язвенная болезнь желудка  и двенадцатиперстной кишки;

• воспаление толстой  кишки; • бронхиальная астма; • сахарный диабет; • некоторые виды ожирения;

часто также: • гиперсекреция; • ревматизм; • многочисленные кожные заболевания, сопровождающиеся крапивницей  и зудом.

К симптомам психосоматических  заболеваний можно также отнести  продолжительную тошноту и рвоту, отсутствие аппетита, иногда болезненные  менструации. 

  1. Влияние хронических соматических заболеваний на психическую  деятельность и изменения  личности.

Влияние соматического  состояния на психику может быть как саногенным, так и патогенным

(нарушения психической  деятельности в условиях соматической  болезни).

Существуют два  вида патогенного влияния соматической болезни на психику человека: соматогенный (вследствие интоксикации, гипоксии и  других воздействий на ЦНС) и психогенный, связанный с психологической  реакцией личности на заболевание и  его возможные последствия. Соматогенный и психогенный компоненты представлены во влиянии на психическую сферу  в различных соотношениях в зависимости  от нозологии болезни.

Вынужденный отказ  от привычной профессиональной деятельности, необходимость в смене профессии  из-за заболевания или переход  на инвалидность, превращение в объект семейной опеки, изоляция от привычного социального окружения (вследствие длительного стационарного лечения) - все это в значительной степени  влияет на личность больного, у которого появляются черты эгоцентризма, повышенной требовательности, обидчивости.

Тяжелое хроническое  соматическое заболевание существенно  изменяет всю социальную ситуацию развития человека. Оно изменяет его возможности  в осуществлении различных видов  деятельности, ведет к ограничению  круга контактов с окружающими  людьми, приводит к смене места, занимаемого  им в жизни. В связи с этим наблюдается  снижение волевой активности, ограничение  круга интересов, вялость, апатичность, нарушения целенаправленной деятельности с падением работоспособности, обеднением и оскудением всего психического облика. Еще один важный механизм соотношений между психическим и соматическим уровнями функционирования человека - механизм «замкнутого круга». Он заключается в том, что нарушение, возникающее первоначально в соматической сфере, вызывает психопатологические реакции, дезорганизующие личность, а они, в свою очередь, являются причиной дальнейших соматических нарушений. Так, по «замкнутому кругу», развертывается целостная картина заболевания. 

  1. Понятие ятрогении.

Врачи одними из первых поняли опасность своей профессиональной деятельности для жизни и здоровья людей. Уже в IV в. до н. э. в клятве Гиппократа содержалось обещание врача: "... буду оберегать больных от всего вредного и непригодного для них". Около 2 тыс. лет назад это стало принципом лечения: Прежде всего не навреди, что было воспринято как первейшая заповедь врача. В последующем заболевания, связанные с оказанием медицинской помощи, стали называть ятрогении — болезни, имеющие врачебное происхождение.

Термин "ятрогения" использовался для обозначения заболеваний, вызванных психогенным влиянием медицинских работников на больных.

Вначале понятие  ятрогении было расширено до заболеваний, связанных с ошибочными действиями врача, а затем до всех болезней и  травм, ассоциированных с любыми медицинскими вмешательствами. Так, И. Ф. Калитиевский  предлагают два  определения ятрогении: 1) любое новое  побочное заболевание (в том числе  функциональное), связанное с действиями (лечение, диагностические исследования, профилактика, поведение и др.) медицинских  работников независимо от того, правильными  или неправильными они были; 2) осложнения основного заболевания, вызванные ошибочными или неадекватными  действиями врача. А. П. Красильников и А. И. Кондрусев, утверждая, что значительная часть ятрогенных заболеваний, особенно инфекционных и психогенных, развивается без медицинских вмешательств, предлагают понимать под ятрогениями любые болезни, которые возникают у пациента в результате медицинских вмешательств или общения с медицинскими работниками независимо от места оказания медицинской помощи и причинного фактора. Однако и это определение с современных позиций не полностью отражает явление ятрогении, поскольку не учитывает медицинские травмы и медицинских работников, которые также нередко болеют ятрогениями. Ятрогении — это все болезни и травмы, которые возникают у пациентов и медицинских работников в результате оказания любых видов медицинской помощи. 

  1. Профессиональная  этика клинического психолога.

Различные нравственные регуляторы, функционировавшие на разных этапах развития общества, — религиозные, культурные, этнические, социально-экономические  — влияли на формирование этических  моделей и в медицине. Можно  выделить 4 сосуществующие модели:

1.Модель Гиппократа (принцип «не навреди»).

2.Модель Парацельса (принцип «делай добро»).

Информация о работе Клиническая психология. Ответы