Коммуникационные технологии формирования общественного мнения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 23:47, курсовая работа

Краткое описание

Современные коммуникационные технологии существенно меняют все общественные отношения. Происходит становление нового, информационного общества. Новые технологии меняют не только способы производства продуктов и услуг, но и создают новые возможности для реализации гражданских прав, самореализации личности, получения знаний, воспитания нового поколения и проведения досуга.

Содержание

Введение 2
ГЛАВА 1. Общественное мнение и коммуникативные технологии воздействие на него 5
Параграф 1. Понятие и сущность коммуникативных технологий 5
Параграф 2. Понятие и сущность общественного мнения 14
Параграф 3. Коммуникативные технологии и каналы воздействия на общественное мнение 23
Заключение 33
Библиографический список 36

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 43.72 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение 2

ГЛАВА 1. Общественное мнение и коммуникативные технологии воздействие на него  5

Параграф 1. Понятие и сущность коммуникативных технологий  5

Параграф 2. Понятие и сущность общественного мнения 14

Параграф 3. Коммуникативные технологии  и каналы воздействия на общественное мнение   23

Заключение 33

Библиографический список 36

 

 Введение  

Современные коммуникационные технологии существенно меняют все  общественные отношения. Происходит становление  нового, информационного общества. Новые технологии меняют не только способы производства продуктов  и услуг, но и создают новые  возможности для реализации гражданских  прав, самореализации личности, получения  знаний, воспитания нового поколения  и проведения досуга. В информационном обществе сокращаются расстояния, происходит глобализация, создаются беспрецедентные  возможности для регионов.

За последние годы достигнут  заметный прогресс в развитии информационной инфраструктуры, информатизации государственных  организаций и частных компаний, развивается соответствующее законодательство. В Интернете создаются страницы государственных и не правительственных  организаций,  коммерческих структур.

Достигнутый уровень и  проблемы развития коммуникационных технологий определяют необходимость перехода от политики, направленной на развитие отдельных отраслей информатизации – связи и информационных технологий, к формированию общей стратегии  вхождения в мировое информационное сообщество. В силу уже имеющихся  технологических возможностей основное направление политики можно переносить на формирование единого информационного  пространства региона, развитие информационных ресурсов, баз данных и знаний и  информационной инфраструктуры, которыми в равной мере могут пользоваться как государственные структуры, так и население республики в  целом. Это естественно повлечет за собой совершенствование информационного  права, технологической базы и организационного обеспечения. С другой стороны, коммуникативные  технологии являются важнейшим инструментом воздействия на общественное мнение.

Общественное мнение представляет собой такое состояние общественного сознания, которое выражается публично и оказывает влияние на функционирование общества и его политической системы. Возможность гласного, публичного высказывания населения по значимым проблемам общественной жизни и влияние его позиции на развитие общественно-политических отношений отражает суть общественного мнения как особого социального института1.

На сегодняшний день изучение общественного  мнения и коммуникативных технологий воздействия на него является актуальной проблемой, так как этот феномен  является своеобразным регулятором  процессов, происходящий в обществе. Сегодня можно говорить о том, что многие стремятся завоевать  расположение общественного мнения, и часто с помощью нечестных  приемов.  Воздействие на общественность и общественное мнение, с целью  управления общественными отношениями, является основной задачей политических и государственных структур.

Степень включения позиций и  суждений общественности в решения  органов власти и управления на практике является показателем открытости общества, уровня развития в нем основных прав и свобод, а также критерием  демократичности политического  устройства государства. Ориентирование компаний на общественное мнение и  совершение деятельности в соответствии с интересами общественных групп  является важным условием построения эффективных отношений с аудиторией.

Основной целью курсовой работы является выявление наиболее и наименее эффективных методов воздействия  на общественное мнение.

Объектом исследования являются коммуникативные  технологии и каналы воздействия  на общественное мнение. Предмет анализа  данной курсовой работы включает в  себя специфику воздействия коммуникативных  технологий на общественное мнение.

Задачи данной работы включают в  себя:

  • Рассмотрение сущности и исторических аспектов общественного мнения;
  • Исследование понятия и сущности коммуникативных технологий;
  • Изучение коммуникативных технологий и специфики их воздействия на общественное мнение в теоретическом аспекте.

Для решения поставленных задач использовался комплекс взаимодополняющих  методов исследования: методы теоретического анализа литературы по исследуемой  проблеме; методы изучения, обобщения  и анализа опыта существующих результатов практики использования  методов воздействия на общественное мнение; сравнительный анализ теоретических  основ и практической реализации, контент-анализ.

Курсовая работа состоит из введения, одной главы, включающей три параграфа, заключения и библиографического списка.

 

 

 

ГЛАВА 1. Общественное мнение и коммуникативные технологии воздействие  на него

1.1. Понятие и сущность  коммуникативных технологий

Для того чтобы понять сущность коммуникативных  технологий, необходимо начать с анализа  сущности коммуникации в целом. Понятие "коммуникация" имеет множество  значений и трактовок. Одной, а возможно и самой главной, причиной тому является употребление данного термина в  различных областях науки и отраслях человеческой деятельности.

Современная трактовка сложилась  не сразу. В XIV веке словом communication англичане  рассматривали в значении «общение»; смысл «сообщение» слово обрело в XVI веке, а значение «обмен информацией» сложилось только в XX столетии.

Отечественный исследователь А. Б. Зверинцев даёт определение понятия  «коммуникация». 1) Путь сообщения, связь  одного места с другим. 2) Общение, передача информации от человека к  человеку - специфическая форма взаимодействия людей в процессах их познавательно-трудовой деятельности, осуществляющаяся главным  образом при помощи языка.

Коммуникации выполняют жизнеобеспечивающую  роль в каждой организации. Если вдруг  перекрыть потоки сообщений, то она  прекратит своё существование. Из формулировки следует, что коммуникация пронизывает  все стороны жизни общества, социальных групп или же отдельных индивидов.

В процессе обмена информацией можно  выделить четыре базовых элемента:

1.Отправитель - лицо, генерирующее  идеи или собирающее информацию  и передающее ее.

2.Сообщение - собственно информация, закодированная с помощью символов. Смыслом и значением сообщения  являются принадлежащие отправителю  идеи, факты, ценности, отношения  и чувства. Сообщение посылают  с использованием передатчика  в передающий канал, доводя  его до получателя. В качестве  передатчика возможно использование  как самого человека, так и  технических средств.

3. Канал - средство передачи информации. Каналом передачи может быть  сама среда, а также технические  устройства и приспособления. Выбор  канала должен быть совместим  с типом символов, используемых  при кодировании.

4. Получатель - лицо, которому предназначена  информация и которое интерпретирует  ее.

При обмене информацией отправитель  и получатель проходят несколько  взаимосвязанных этапов. Их задача - составить сообщение и использовать канал для его передачи таким  образом, чтобы обе стороны поняли и разделили исходную идею. Это  трудно, поскольку каждый этап является одновременно точкой, в которой смысл  может быть искажен или полностью  утрачен. Указанные взаимосвязанные  этапы таковы:

  • зарождение идеи;
  • кодирование и выбор канала;
  • передача;
  • декодирование;
  • обратная связь;
  • «шум».

Данные этапы можно дополнить  таким элементом, как эффект коммуникации. Эффект коммуникации зависит от ряда контролируемых и неконтролируемых факторов. К контролируемым факторам можно отнести основные компоненты коммуникационного процесса. Эффективная  обратная связь во многом определяет результативность коммуникации, помогает своевременно корректировать недоработки  в организации процесса коммуникации. Структурирование коммуникации на компоненты и этапы облегчает планирование конкретной коммуникации, выявление  ее сильных и слабых сторон.

Осуществление коммуникаций в организации  приводит к выполнению следующих  ее функций:

  • информативной – передача истинных или ложных сведений, играющий определенную роль в процессе принятия решений;
  • мотивационной – побуждение работников к исполнению и улучшению работы путем управления их поведения, убеждения, внушения, просьб, приказов и т.д.;
  • контрольной – отслеживать поведение работников различными способами на основе иерархии и формальной соподчиненности;
  • экспрессивной – способствование эмоциональному выражению чувств, переживаний, отношения к происходящему и удовлетворение социальных потребностей.

Существует несколько подходов к классификации коммуникаций:

• По субъектам:

  1. политическая,
  2. корпоративная,
  3. некоммерческая,
  4. государственно-административная,
  5. международная.

• По масштабам объектов:

  1. массовая,
  2. групповая,
  3. межличностная.
  • По характеру объектов: внутренняя, внешняя, деловая;
  • По вектору движения: горизонтальная, вертикальная;
  • По используемому коду: вербальная, невербальная;
  • По характеру сообщения: деструктивная, конструктивная, нейтральная.

Вне зависимости от вида коммуникации и ее целей, любой коммуникативный  процесс основывается на применении тех или иных коммуникативных  технологий.

Коммуникативные технологии не являются исключительно сегодняшним изобретением, так, например, проповедь, книга, традиции, — все это является коммуникативной  технологией разной степени интенсивности.

В поддержку данного выражения  можно привести мнение Роберта Ходжа  и Гюнтера Кресса: «Масс-медиа  действует как коммуникативные  технологии прошлого, включая письмо, искусство и архитектуру, в построении коммуникативных обменов».

В конечном счете, все коммуникативные  технологии направлены на те или иные изменения сознания и делают это  с вполне предсказуемыми последствиями.

В основе коммуникационных технологий лежит обмен информации. Обмен  информацией производится по каналам  передачи информации. Каналы передачи информации могут использовать различные  физические принципы. Так, при непосредственном общении людей информация передается с помощью звуковых волн, а при  разговоре по телефону - с помощью  электрических сигналов, а при  общении в социальных сетях каналом  будет служить сеть Интернет.

В качестве закона коммуникативных  технологий следует признать тенденцию  опоры при выдаче своих сообщений  на уже имеющиеся в обществе коммуникативные  потоки. Коммуникация лежит в их основе, поскольку путем внесения изменения в коммуникацию пытаются достичь изменений в поведении  за счет произведенных изменений  в модели мира человека. Эти переходы можно проиллюстрировать следующим  образом: изменения в коммуникации → изменения в модели мира →  изменения в поведении.

«Избрав опору на имеющиеся в  обществе типы коммуникации, естественным образом, мы переходим к следующему шагу — опоре на наиболее эффективные  для данной аудитории типы коммуникаторов. Это связано с принятой двухступенчатой  схемой коммуникации, когда было обнаружено, что на аудиторию не только и не столько действуют СМИ, как последующее  обсуждение их новостей вместе с "лидерами мнений. В этом же смысле используется термин "ключевые коммуникаторы". Есть два типа ключевых коммуникаторов: обладающие влиянием в одной сфере, и обладающие влиянием во многих сферах. Последние типажи более характерны для традиционных видов обществ. Список "ключевых коммуникаторов" конкретизируется выбором темы, о  которой идет речь. Но при этом для  некоторых обществ можно составить  список носителей подобного коммуникативного влияния»2.

Информация о работе Коммуникационные технологии формирования общественного мнения