Коммуникационные технологии формирования общественного мнения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 23:47, курсовая работа

Краткое описание

Современные коммуникационные технологии существенно меняют все общественные отношения. Происходит становление нового, информационного общества. Новые технологии меняют не только способы производства продуктов и услуг, но и создают новые возможности для реализации гражданских прав, самореализации личности, получения знаний, воспитания нового поколения и проведения досуга.

Содержание

Введение 2
ГЛАВА 1. Общественное мнение и коммуникативные технологии воздействие на него 5
Параграф 1. Понятие и сущность коммуникативных технологий 5
Параграф 2. Понятие и сущность общественного мнения 14
Параграф 3. Коммуникативные технологии и каналы воздействия на общественное мнение 23
Заключение 33
Библиографический список 36

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 43.72 Кб (Скачать файл)

5. Поверхностная речь. Обращение  поверхностной речью представляет  собой нечто как разговор с  детьми и упрощает проблему, тем  самым препятствуя пониманию  того, что на самом деле скрывается  за проблемой. Это некий способ  нейтрализовать многих слушателей  от противостояния и осуждения.  Так адаптируется и приучается  общественное мнение, наряду с  осуществлением замысла без столкновений  и возражений. «Если вы обращаетесь  к адресату, будто ему 12 лет  или менее, то согласно законам  восприятия есть вероятность,  что он будет отвечать или  реагировать некритично — как  ребенок», - объясняет Хомский30.

6. Технология эмоциональной речи. Возбуждение чувств, эмоций и  инстинктов, создание атмосферы,  вызывающей страх и беспокойство, лишает людей способности мыслить  критически. Этим самым, осуществляется  контроль над общественным мнением,  а затем направляется для достижения  определенных результатов, способствующих  политикам принять меры, которые  они сочтут необходимыми.

7. Держать массы в состоянии  неведения. Суть заключается в  сохранении определенного уровня  невежества и незнания у людей,  чтобы они не могли обладать  информацией, способствующей рассмотрению  своих проблем должным образом.

8. Популяризация «глупости» среди  населения.  Глупость в данном  случае порождает в людях состояние  отчаяния и безразличия. Если  невежество является причиной  отсутствия здравого понимания  событий, то глупость приводит  к бездеятельности и покорности, по мнению Хомского.

9. Усиление чувства вины. Такая  технология заставляет человека  чувствовать, что он один несет  ответственность за свои неудачи  из-за отсутствия умений и способностей, что вводит его в состояние  депрессии, вместо желания изменить  свое положение. Если нет действий  – нет революции. 

10. Понимать и знать о людях  больше, чем они знаю сами о  себе. В основе такой технологии  лежит разрыв знаний между  основной массой общества и  правящей элиты. «Система» способна  лучше понимать обычного человека, чем человек знает себя. Это  означает, что в большинстве случаев,  «система» имеет больше контроля  и больше власти над индивидуумами,  чем индивидуумы над собой.  В этом вспомогательную роль  играют колоссальные технологии, находящиеся в распоряжении политических  режимов, которые оказывают непосредственное  воздействие на реальность людей. 

  Все стратегии Хомского основываются на манипуляции, так как воздействие, согласно технологиям, скрытое, и общество не знает о том, что на него воздействуют.

Одним из распространенных методов  манипуляции является метод «спирали молчания», который описывал в одноименной  книге Э. Ноэль-Нойман31. Суть такого метода заключается в том, чтобы с помощью ссылок на сфабрикованные опросы общественного мнения или другие факты убедить граждан в поддержке большинством общества некой политической позиции или определенного политического решения. Стоит отметить, что в данном случае предоставляются не ложные сведения опросов общественного мнения, а заранее для опроса выбирается группа людей, которые лояльны по отношению к тому или иному политическому явлению. 

Говоря о технологиях воздействия  на общественное мнение, нельзя не сказать  о методах такого явления как  пропаганда. В «Британской энциклопедии» содержится определение термина «пропаганда», данное одним из первооткрывателей науки о массовых коммуникациях Гарольдом Лассуэллом32: «Пропаганда – это предумышленно одностороннее заявление, сделанное для массовой аудитории». Многие исследователи определяют пропаганду, как один из самых влиятельных методов манипуляции общественным сознанием.

Распространенным механизмом пропаганды, который считается одним из эффективных  методов воздействия на общественное мнение, является обращение к авторитетным лицам33. Во многих случаях имена авторитетных представителей могут не называться. Примером могут служить такие формулировки, как «ученые доказали», «доктора рекомендуют», «представитель президентского окружения сообщает». При этом могут цитироваться документы, свидетельские отчеты, оценки экспертов и другие материалы, которые необходимы для создания большей убедительности.

Другой метод пропаганды можно  определить как технику эмоционального резонанса, то есть способ создания у  широкой аудитории определенного  настроения с одновременной передачей  необходимой информации34. Эмоциональный резонанс позволяет снять психологическую защиту, которую выстраивает человек на мыслительном уровне, чтобы оградить себя от воздействия. Однако обращаясь не к разуму, а к чувствам человека, такой механизм разрушает систему внутренних контраргументаций человека. Данный метод особенно эффективно работает при воздействии на общественное мнение благодаря эффекту эмоционального заражения в толпе.

  Часто СМИ используют  такой метод воздействия как градация. Она предполагает приведение доводов и аргументов с возрастающей степенью значимости, от менее к более убедительным утверждениям.

Эффективный метод пропаганды, который  осуществляется через СМИ, как самый  распространенный канал воздействия, это комментарий. Цель комментария  заключается в создании такого контекста, в котором мысли общественности идут в нужном направлении. Любое  сообщение о неком явлении  или факте сопровождается интерпретацией конкретного лица – комментатора, который может пояснять сложившуюся  ситуацию. Американский специалист О'Хара в своей книге «Средства информации для миллионов» пишет о дикторе: «Его сообщение может выглядеть объективным в том смысле, что оно не содержит одобрения или неодобрения, но его вокальное дополнение, интонация и многозначительные паузы, а также выражение лица часто имеют тот же эффект, что и редакторское мнение»35.  Часто в материалы включаются так называемые «двусторонние сообщения», которые содержат в себе аргументы не только за, но и против определенной позиции. Как правило, аргументы «против» строятся таким образом, чтобы они только подтверждали истинность явления и усиливали позицию «за». В таких случаях также используется оперирование сравнительными материалами для усиления важности, демонстрации тенденций и масштабности событий и явлений.

Распространенная коммуникативная  технология воздействия, также используемая в СМИ при воздействии на общественное мнение – это внушение. Как любой  механизм влияния, внушение включает в  себя несколько методов. Одним из примеров является метод создания "образа врага", которым может быть не только некая личность, но и явление, событие или программа, противоречащие задачам субъекта воздействия. В  данном случае внедряется только негативная информация о «враге» и создаются  преграды для информации, несущей  положительную оценку. Такой метод  был описан в книге британского  психолога Л. Лайдбарджира «Психологическая война»36

Наиболее эффективным исторически  сложившимся механизмом внушения является формирование мифа37.  Миф создает нечто "политической сказки" в сознании человека. Это позволяет фальсифицировать политические события, создавать определенный образ политических деятелей. Примерами мифологизации общественного сознания могут служить государственные памятные даты, уважение к государственным символам, празднование годовщин исторических событий. Многие мифы внедряются в сознание с помощью стереотипов. Однако это может быть отдельным механизмом социально-психологического воздействия на массовое сознание. Считается, что «навязывание» стереотипов возможно через СМИ. Два фактора влияют на формирование стереотипов: бессознательная коллективная переработка полученной информации и опыт, а также целенаправленное воздействие СМИ.

Другой механизм внушения -  формирование имиджа – широко используется  в  процессе массовой коммуникации38. Создается конкретный образ лица, события, структуры или программы, который воспроизводиться СМИ и внедряется в сознание общественности. При эффективном формировании имиджа аудитория воспринимает и реагирует именно на  образ, а не на конкретного человека, программу или структуру. Лазерсфельд разработал технологию создания имиджа, которая используется современными западными имиджмейкерами. Технология заключается в том, что в определенный момент в СМИ начинается трансляция проблемной темы. Затем субъект воздействия (кандидат на выборах, государственная структура или программа) предлагает взвешенное и серьезное решение. Телевидение является наиболее эффективным каналом в создании имиджа, так как большую роль играет визуальное восприятие в процессе воздействия.

Часто создание имиджа может сопровождаться таким механизмом формирования и  влияния на общественное мнение, как  слухи39. Слухи – это особый вид информации, которая появляться спонтанно из-за информационной дефицита среди населения, либо специально распространенная для воздействия. Важным условием превращения информации в слухи являются значимость и понятность содержания для объекта воздействия, обладание такого рода информацией должно повышать престиж транслятора слуха.

Таким образом, можно сделать вывод, что СМИ, как канал воздействия, играет важную роль в процессе внушения той или иной политической информации. Непосредственно механизмы внушения отличаются друг от друга по качеству и периоду времени своего воздействия. Формирование стереотипов рассчитано на краткосрочный период времени, они  легко должны «усваиваться» массовым сознанием.  Мифы оказывают длительное воздействие на аудиторию, так как  могут основываться на историческом моменте. Механизмы воздействия  при формировании имиджа и слухов рассчитаны на моментальное воздействие (например, период предвыборной кампании). 

В условиях развития современных технологий возрастает явление на общественное мнение глобальной сети. Известно, что распространенным форматом общения среди населения стали социальные сети и блоги. Интернет-платформа становится не только средством общения, но и средством выражения активной позиции. Последней тенденцией российского медиапространства стало активное участие независимых блогеров в формировании общественного мнения.  Авторы сетевых дневников выступают в качестве представителей гражданской журналистики. К формату сетевых коммуникаций переходят политики, чиновники, государственные структуры.  У блог-дискуссии есть ряд особенностей: 1) отказ от нормы и полная свобода выражений позиции; 2) заинтересованность читателей в теме, представленной в основном сообщении; 3) авторитет автора блога; 4) основу дискуссии составляют пользователи, которые знакомы между собой.

Таким образом, с помощью блогов и социальных сетей можно выявить  и консолидировать очаги протестного  мнения, контролировать массовые настроения и воздействовать на общественное сознание. Согласно опросам, больше половины пользователей  Рунета, читающих или ведущих блоги, считают такой формат коммуникации эффективным, рассматривают его  как способ обратиться к представителям государственных структур с просьбой, жалобой или комментарием.

Исходя их этого, социальные сети и  блоги становятся одним их самых  важных каналов воздействия на общественное мнение, который позволяет создать  образ открытости и публичности  власти и бизнес-компаний, а также  использовать моментальную обратную связь  для решения определенных задач.

Обобщая выше сказанное, можно сделать  вывод, что такие коммуникативные  технологии, как манипулирование  и воздействие на общественное мнение осуществляются с помощью методов  подсознательного стимулирования, когда  отношение общества к тем или  иным явлениям окружающей среды формируется  с помощью стандартизованных  упрощённых представлений (стереотипов, имиджей, мифов, слухов). Они внедряются в поток ежедневных новостей, автоматически  вызывая в массовом сознании отрицательную, либо положительную реакцию на конкретное событие, явление, программу или  решение. Задачи СМИ, блогов и социальных сетей в процессе убеждения - создать  устойчивое отношение к явлению. Это не только формирование убеждений, но и побуждение к действию, создание определенных настроений и восприятия.

Таким образом, можно сделать вывод, что в систему традиционных коммуникативных  технологий и каналов воздействия  на общественное мнения включаются современные  Интернет-технологии и Интренет-пространства, что делает взаимодействие власти и  организаций с обществом регулярным, двусторонним, систематическим и  доступным. Однако это не означает исчезновение традиционных методов, более того, они  применяются в сочетании с  новыми возможностями.

 

Заключение 

Коммуникационные технологии играют важную роль в системе общества и отношениях между членами данного  общества. Современные тенденции  развития коммуникативных технологий способствуют становлению новой  формы – информационного общества, где сокращаются расстояния, происходит глобализация, создаются беспрецедентные  возможности для развития коммуникативных  стратегий различных организаций.

Коммуникативная технология представляет собой совокупность методов и  приемов передачи и приема информации, с целью построении коммуникативных  обменов для воздействия на или  взаимодействия с индивидуальным получателем, группой или массовой аудиторией для реализации определенных целей  при помощи перемен в сознании и поведении  реципиентов. С другой стороны, сущность коммуникационной технологии заключается в построении модели информационного и поведенческого взаимодействия заинтересованных сторон, созданной с целью использования  в коммуникационных кампаниях.

Информация о работе Коммуникационные технологии формирования общественного мнения