Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 18:13, реферат
Стресс – это по своей сути вид эмоционального состояния, это состояние характеризуется повышенной физической и психической активностью. При этом одной из главных характеристик стресса является его крайняя неустойчивость. При благоприятных условиях это состояние может трансформироваться в оптимальное состояние, в при неблагоприятных – в состояние нервно – эмоциональной напряженности, для которого характерно снижение работоспособности и эффективности функционирования систем и органов, истощение энергетических ресурсов.
Введение……………………………………………………………………….…..3
ГЛАВА 1. Основные классы диагностических методов, примеры методик……………………………………………………………………….……4
1. Физиологические методы диагностики………………….………………….4
2. Психологические методы диагностики………………………….………….7
1.2.1 Психометрические методики………………………………………………7
1.2.2 Методы субъективной оценки…………………………………………….10
ГЛАВА 2. Комплексный подход в диагностике проявления стресса…..……15
2.1 Стресс со всех сторон………………………………………………………..15
2.2 Комплексный подход………………………………………………………..17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….21
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
ГЛАВА
1. Основные классы диагностических
методов, примеры методик………………………………………
1.2.1 Психометрические методики………………………………………………7
1.2.2 Методы
субъективной оценки……………………………
ГЛАВА 2. Комплексный подход в диагностике проявления стресса…..……15
2.1 Стресс
со всех сторон…………………………………………
2.2 Комплексный
подход………………………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………20
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Стресс – это по своей сути
вид эмоционального состояния,
это состояние характеризуется
повышенной физической и
Проблема функциональных
Выделяется две основные группы психических
функциональных состояний: 1) стресс (напряженность);
и 2) утомление. В данной работе мы будем
более подробно рассматривать именно
проявление такого психического функционального
состояния – стресс. При этом существуют
разные уровни факторов, определяющих
функциональные состояния работника:
физиологические факторы и психологические
факторы.
Проведенный ниже анализ покажет, что
всем известным в настоящее время методическим
подходам к оценке стрессовых состояний
свойственны существенные недостатки.
Преодолеть их можно только на пути использования
комплексных методов диагностики.
При этом важно отметить, что характеристики отдельно физиологических показателей и психологических направлены на количественную оценку соотношения между разными элементами единой психофизиологической системы, обеспечивающей выполнение деятельности.
В
современной литературе вряд ли найдется
экспериментальная работа, в которой изучение
функционального состояния человека проводилось
бы с использованием только одного методического
приема. Это и есть пример пути реализации
принципа комплексности. Рассмотрим подробнее
методический материал, увидев несовершенство
выбора лишь одной методики для диагностики
проявления стресса.
ГЛАВА
1. Основные классы диагностических
методов, примеры методик.
Арсенал методических средств, применяемых для оценки функциональных состояний, весьма разнообразен. В обзорных работах описываются десятки конкретных методических приемов [5], рекомендуемых для использования в диагностических целях, и их номенклатура постоянно расширяется.
Обычно
выделяются три типа методов, с помощью
которых можно оценить
1.1 Физиологические методы диагностики
Усилия большой группы исследователей направлены на поиск хотя и косвенных, но зато непосредственно регистрируемых показателей сдвигов в функционировании организма. Традиционное обращение к этому классу явлений определено целым рядом важных соображений [3]. Главное из них — это возможность объективного описания наблюдаемых явлений. Немаловажным аргументом является и принципиальная возможность получения количественной оценки сдвигов в функционировании любой системы.
В качестве возможных индикаторов динамики функциональных состояний рассматриваются самые разнообразные показатели работы центральной нервной системы и вегетативные сдвиги [2]. К их числу относятся прежде всего электрофизиологические показатели: электроэнцефалограмма (ЭЭГ), электромиограмма (ЭМГ), кожно-гальваническая реакция (КГР), а также частота сердечных сокращений, тонус сосудов, величина диаметра зрачка и многие другие. Кроме того, интенсивно развиваются исследования биохимических сдвигов в организме при различных функциональных состояниях. На базе частных методик разрабатываются поли-эффекторные методы регистрации [2].
Изменения параметров электрической активности мозга традиционно рассматриваются в качестве непосредственного индикатора уровня активации [2]. Различным видам функциональных состояний ставят в соответствие характерные изменения в ЭЭГ. Так, проявлением развивающегося утомления считается реакция десинхронизации альфа-ритма в сочетании с появлением периодов медленной активности: дельта- и тета-ритмов. По мере утомления продолжительность этих периодов увеличивается и имеет место картина «гиперсинхронизации» ЭЭГ [2].
К числу наиболее информативных показателей динамики функциональных состояний обычно относят различные параметры деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем: частоту сердечных сокращений, величину артериального давления, состояние различных отделов сосудистого русла, частоту и глубину дыхания и др. [4]. Развитие состояний напряженности и утомления, связанных с увеличением энергетических затрат, приводит к возрастанию частоты сердечных сокращений, усилению газообмена и других параметров.
Другим типичным методом изучения динамики функциональных состояний является регистрация КГР [4], используемая как один из возможных критериев оценки уровня активации. Применение этого показателя связано прежде всего с задачей диагностики стрессового состояний с выраженной эмоциональной окраской. Один из принципиальных сигналов организма, отражающих влияние стресса, — это кожная реакция (кожное сопротивление), возникающая в результате активности потовых желез и кожных пор, контролируемых симпатической нервной системой. Когда человек возбужден, испуган или обеспокоен чем-либо, симпатическая нервная система активизирует химические и физические процессы в его теле. При этом изменяется и кожное сопротивление. Оно увеличивается, когда человек спокоен и расслаблен, а при напряжении, даже незначительном, — уменьшается. Принципиальный сигнал организма в ответ на влияние стресса — температурная реакция. Стресс любой интенсивности вызывает выброс адреналина, который приводит к расширению кровеносных сосудов, ускорению кровотока. В итоге температура тела несколько повышается.
Современные
приборы для регистрации
Каждый человек имеет свой физиологический уровень кожного сопротивления и ее температуры, поэтому нельзя установить влияние стресса по одному измерению. Диагностика проводится только в динамике. При этом устанавливается индивидуальный для человека нормальный диапазон уровней сигнала в заведомо спокойной обстановке, и лишь в дальнейшем, по отклонению от этого диапазона, можно судить о стрессовом воздействии. Анализ динамики других вегетативных показателей: температуры тела, функционирования пищеварительных и выделительных систем и т. д., обычно используется для характеристики непроизвольных тонических сдвигов уровня активации в ходе, например, суточного цикла.
Обширная область исследований посвящена изучению особенностей гормональных сдвигов, происходящих под влиянием различных нагрузок и условий деятельности. Несмотря на значительные технические трудности их оценки, число разрабатываемых и уже применяемых на практике соответствующих методик непрерывно растет. Помимо изучения количественной динамики секреции различных гормонов как показателей суточной ритмики большое число исследований посвящено выявлению особенностей гормональных сдвигов в различных поведенческих ситуациях. В качестве типичных коррелятов повышенной напряженности и стресса обычно указывают на увеличение содержания в крови и моче работающего человека 17-оксикортикостероидов, «гормонов стресса» — адреналина и норадреналина.
Динамика
физиологических показателей
Нет сомнения в том, что нагрузка и изменения функциональных возможностей организма сопровождаются динамикой физиологических показателей.
В связи с этим при решении диагностических задач одной из центральных становится проблема индивидуальных различий. Типы физиологических ответов (паттерны реакций) в определенной ситуации широко варьируют у разных людей. В то же время существуют доказательства относительного постоянства типа реакций у одного человека в фиксированных условиях. Если иметь возможность «идентифицировать переменные, которые задают «исходный уровень» для конкретного индивида, то продвинемся далеко вперед в решении интересующей нас задачи». В определенном смысле эта задача аналогична проблеме создания «физиологического профиля личности» [3].
Использование физиологических показателей в диагностических целях сдерживается существенными трудностями метрологического порядка. Несмотря на относительную простоту непосредственного количественного измерения наблюдаемых в эксперименте сдвигов физиологических функций, перед исследователем встает целый ряд проблем. К их числу относятся задачи создания и выбора адекватных исследуемому материалу теоретических средств анализа (математические модели и концептуальные схемы). Кроме того, существует целый ряд общих для всех видов физиологических измерений метрологических проблем, главные из которых — проблемы эталонного уровня функционирования и нелинейности шкал измерений [1].
Это не относится к сложной
технике проведения
Перечисленные
факты, а также сохраняющееся
методическое несовершенство процедур
регистрации и обработки физиологических
данных представляют собой реальные трудности
в деле использования этих показателей
для диагностики появления стресса в реальных
условиях.
1.2
Психологические методы
диагностики
1.2.1
Психометрические методики
В психологической практике диагностика функциональных состояний чаще всего проводится на основании оценки успешности выполнения определенного вида деятельности. При этом анализируются динамика показателей количества, качества и скорости выполнения задачи, а также лежащие в ее основе изменения соответствующих психологических функций. В качестве предмета анализа может выступать реальная трудовая деятельность человека. Основными показателями изменения состояния в этом случае служат сдвиги количественных я качественных характеристик эффективности работы, главным образом по их внешним проявлениям [1]. Однако внешние признаки динамики эффективности труда зависят от множества разнообразных причин, не имеющих прямого отношения к изменению функционального состояния. Кроме того, для большого числа профессий эта величина вообще не поддается количественному учету, хотя задача диагностики состояния остается актуальной. Поэтому основным психологическим средством диагностики является использование коротких тестовых испытаний, характеризующих эффективность различных психических процессов при решении соответствующих поведенческих задач. В этом случае проблема оценки функционального состояния выступает как типичная психометрическая задача — описать и количественно оценить происшедшие под влиянием определенных причин (в данном случае факторов, влияющих на состояние субъекта трудовой деятельности) сдвиги исследуемых психологических процессов [2].