Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 18:13, реферат
Стресс – это по своей сути вид эмоционального состояния, это состояние характеризуется повышенной физической и психической активностью. При этом одной из главных характеристик стресса является его крайняя неустойчивость. При благоприятных условиях это состояние может трансформироваться в оптимальное состояние, в при неблагоприятных – в состояние нервно – эмоциональной напряженности, для которого характерно снижение работоспособности и эффективности функционирования систем и органов, истощение энергетических ресурсов.
Введение……………………………………………………………………….…..3
ГЛАВА 1. Основные классы диагностических методов, примеры методик……………………………………………………………………….……4
1. Физиологические методы диагностики………………….………………….4
2. Психологические методы диагностики………………………….………….7
1.2.1 Психометрические методики………………………………………………7
1.2.2 Методы субъективной оценки…………………………………………….10
ГЛАВА 2. Комплексный подход в диагностике проявления стресса…..……15
2.1 Стресс со всех сторон………………………………………………………..15
2.2 Комплексный подход………………………………………………………..17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….21
Для диагностики состояния стресса может быть использована практически любая из разработанных в экспериментальной психологии методик, оценивающая эффективность процессов восприятия, внимания, памяти, мышления и др. Создание подобных методик началось еще на заре экспериментальной психологии. К их числу относятся корректурная проба Бурдона, таблицы Шульте, используемые для характеристики внимания, комбинационный метод Эббингауза, метод парных ассоциаций, методики непрерывного счета Крепелина и элементарной шифровки Пьерона — Рузера, предназначенные для анализа интеллектуальных процессов. Перечисленные тесты в их многочисленных модификациях широко используются и в современной диагностической практике. Они считаются достаточнортно эффективными и составляют основной арсенал используемых психологами средств.
К типичным психометрическим процедурам следует также отнести тесты определения абсолютных и дифференциальных порогов чувствительности в различных модальностях, определение критической частоты слияния мельканий (КЧСМ), анализ динамики последовательных образов. Однако наблюдаемым сдвигам этих психологических показателей чаще всего дается физиологическая интерпретация, и они ошибочно относятся к другой категории методов. Так, физиологической нередко считается одна из самых распространенных методик оценки утомления — КЧСМ.
Изменение функционального состояния сенсорных систем проявляется прежде всего в изменениях чувствительности. Еще в ранних исследованиях утомления отмечались факты снижения тактильной и слуховой чувствительности [2]. Динамика порогов чувствительности наблюдается под влиянием различных факторов.
Другой группой психометрических методик, не всегда четко дифференцируемой от физиологических, является анализ динамики различных проявлений двигательной активности человека. Наряду с мощной физиологической базой изучения этих характеристик, прежде всего миографическими исследованиями [1], существуют разнообразные психологические методики анализа.
Традиционными поведенческими приемами диагностики являются различные варианты степ-теста и теппинг-теста. Наиболее обширной является группа методик определения времени реакции при выполнении различных сенсомоторных задач [2]. Выделяемые при этом в моторном компоненте ответа латентная и собственно исполнительная части позволяют обратиться к содержанию механизмов процессов принятия решений, регуляции двигательного акта и др.
Основными
показателями выполнения психометрических
тестов является успешность и скорость
выполнения заданий. Однако независимое
использование этих критериев не
всегда позволяет дать однозначную
интерпретацию наблюдаемым
В практике использования психометрических методик, далеко не полный перечень которых приведен выше, имеются два серьезных недостатка. Прежде всего задачи, по выполнению которых судят о состоянии работника, как правило, имеют мало общего с реально выполняемой человеком деятельностью. Отсутствие соответствия между используемыми тестами и содержанием трудовой деятельности во многих случаях приводит к неудачам при тестировании его состояния. В качестве яркого примера такой неадекватности тестов можно привести результаты одного исследования, в котором после непрерывной 56-часовой работы на конвейере у испытуемых не было обнаружено снижения эффективности выполнения теста. Как замечает К. Камерон, вряд ли этот результат может быть объяснен мотивационными эффектами — в этом случае пришлось бы говорить о героических усилиях испытуемых. Это свидетельствует скорее о несоответствии выбранного приема задачам тестирования и нечувствительности анализируемых показателей.
Другой принципиальный недостаток существующих психометрических методик тестирования состоит в том, что с их помощью можно оценивать лишь внешнюю результативность анализируемой функции и, как правило, ничего нельзя сказать о причинах наблюдаемых изменений. На примере такой широко используемой группы психометрических тестов, как оценка динамики показателей кратковременного запоминания, легко продемонстрировать реальное значение этих трудностей.
В многочисленных исследованиях кратковременной памяти, проведенных с помощью традиционных методик, содержатся данные об относительной устойчивости ее характеристик при различных неблагоприятных условиях. Даже при экстремальных нагрузках — резких перепадах температуры, гравитационных перегрузках, гиподинамическом режиме и т. п. — снижение эффективности кратковременного запоминания наступает только тогда, когда оно непосредственно не связано с характером выполняемой деятельности. В то же время ряд авторов отмечают, что утомление, перенагрузка, стресс и другие неблагоприятные условия отчетливо сказываются на процессах перевода информации из кратковременной памяти в долговременную и извлечении материала из последней [1]. Эти факты можно интерпретировать как проявления высокой степени автоматизации процесса кратковременного хранения и сложности его операционной структуры, достаточно гибкой для обеспечения эффективного запоминания при изменении условий деятельности. Однако они не позволяют конкретизировать представление о причинах, лежащих в основе достаточно пестрой картины сдвигов, получаемых с помощью традиционных методик.
При
попытках описать конкретные механизмы
изменения эффективности
О существовании специфичного или локализованного воздействия нагрузки свидетельствуют результаты многих исследований. Одно из наиболее ярких доказательств этого предположения получено при анализе работы левого и правого полушарий головного мозга. Так, было установлено, что если в течение длительного времени информация адресуется только одному полушарию, то утомление не сказывается на выполнении задач, связанных с деятельностью другого. Кроме того, левое полушарие, осуществляющее обработку вербальной информации, менее устойчиво к отрицательному воздействию нагрузок, чем правое, обеспечивающее пространственно-предметное описание ситуации.
Вероятно,
в зависимости от уровня проведения
анализа (отдельные нейроны, физиологические
системы, психические процессы) тип воздействия
нагрузки может оказаться различным. В
исследованиях, посвященных изучению
протекания когнитивных процессов (селективного
внимания, кратковременного запоминания,
семантического кодирования) в условиях
воздействия шума, утомления, опасности
и стрессового состояния и других неблагоприятных
факторов, получены данные, подтверждающие
правомерность третьей гипотезы. Отрицательное
влияние нагрузок сказывается в нарушениях
определенного типа психологических операций
— своеобразных «слабых мест» в обеспечивающей
решение задачи функциональной системе.
В связи с этим представляется целесообразным
использование комплекса дифференцированных
диагностических методик, позволяющих
получить одновременную оценку характеристик
подверженных влиянию нагрузки элементов
системы и их взаимосвязей.
1.2.2
Методики субъективной
оценки
Перспективность применения в диагностических целях субъективных методик объясняется многообразием проявлений симптоматики различных состояний во внутренней жизни индивида — от хорошо знакомого каждому комплекса ощущений усталости до стрессового состояния [2]. На формирование комплекса субъективных переживаний прямое влияние оказывают такие факторы, как установка субъекта и его навыки саморефлексии, степень осознаваемо симптомов и время их проявления, выраженная зависимость от уровня мотивации, значимость деятельности, личностные особенности человека. Однако, по справедливому утверждению С. Г. Геллерштейна, субъективные проявления есть не что иное, как отражение состояния объективных процессов в сознании или ощущениях самого человека. Исследователь же должен найти адекватный способ анализа этой сферы проявлений жизнедеятельности.
Параллельно с теоретическими спорами идет интенсивная разработка конкретных методик субъективной оценки состояний работников. Чаще всего в качестве объекта диагностики выступает утомление . Однако имеются субъективные методики для оценки состояния монотонии, разных форм тревожности , переживаний стресса [2].
Разработка данной группы методик шла по пути тщательного изучения симптоматики исследуемых состояний и выделения двух основных методических направлений: метода опроса и метода шкалирования субъективных переживаний, которые в определенном смысле можно рассматривать как последовательные этапы подготовки диагностического теста.
Опросники. Эта группа методов направлена на выявление качественно разноообразных переживаний состояния, особенно состояния стресса, которые с большей или меньшей легкостью могут быть осознаны человеком. Выделенные симптомы входят в состав опросника в виде развернутых словесных формулировок, имеющих вопросную или утвердительную формы. Количественная оценка или определение степени выраженности каждого признака не ставится главной целью подобных исследований. Характеристика состояния человека строится на основе общего числа отмеченных симптомов и анализе их качественного своеобразия. Отдельные опросники существенно различаются между собой объемом включенных в их состав признаков и способами их группировки. Объем опросника может варьировать от нескольких признаков до нескольких десятков или даже сотен. Общей тенденцией при разработке современных опросников является стремление к ограничению списка симптомов, что соответствует требованиям краткости тестового испытания и простоты количественной обработки. В то же время это предполагает включение в состав списка наиболее важных, «ключевых» признаков.
Выбор информативных симптомов и их группировка являются основными путями создания более компактных и надежных опросников. При проведении такой работы нередко применяются средства многофакторного статистического анализа. В работе С. Кашиваги [2] при конструировании опросника для оценки стрессового состояния использовался факторно-аналитический метод. Автор исходил из представления о том, что все многообразие проявлений стресса можно классифицировать следующим образом: симптомы слабой активации, слабой мотивации и физической дезинтеграции. Предполагалось, что две первые группы симптомов являются общими практически для всех видов труда.
Исходным
материалом для построения опросника
послужили 48 утверждений, описывающих
различные проявления утомления. Было
проведено исследование, в котором 65 испытуемых
с помощью семибалльной шкалы оценивали
пригодность каждой вербальной формулировки
для тестирования утомления. На основании
факторизации полученных данных были
выделены две группы наиболее информативных
симптомов, объединенных условными названиями
«слабая активация» и «слабая мотивация».
В табл. 1 представлено содержание разработанного
опросника.
Таблица 1
Опросник для диагностики стресса С. Кашиваги [2]
«Слабая активация» | «Слабая мотивация» |
Не хочется ходить | Ошибки в работе |
Срывающийся голос | Избегание взгляда |
Не готов к работе | Затруднение в общении |
Впалые щеки | Медлительность |
Избегание разговоров | Сонливость |
Мрачное лицо | Обеспокоенность другими делами |
Безжизненные глаза | Бледное лицо |
Раздражительность | Одеревеневшее лицо |
Апатичное лицо | Дрожание пальцев |
Вялость | Неспособность сконцентрировать внимание и слушать |