Консультирование лиц, переживших кризис среднего возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 16:30, курсовая работа

Краткое описание

Психологическое консультирование как профессия возникла в ответ на потребности людей, не имеющих клинических нарушений, однако ищущих психологическую помощь. Здесь мы сталкиваемся, прежде всего, с людьми, испытывающими трудности в повседневной жизни. Спектр проблем поистине широк: трудности на работе, неустроенность личной жизни и неурядицы в семье, плохая успеваемость в школе, недостаток уверенности в себе и самоуважения, мучительные колебания в принятии решений, трудности в завязывании и поддержании межличностных отношений и т.п. С другой стороны, психологическое консультирование, как молодая область психологической практики, пока еще не имеет строго очерченных границ, в его поле зрения попадают самые разнообразные проблемы.

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСАЧОК.doc

— 259.50 Кб (Скачать файл)

Техника, относящаяся  к началу беседы с клиентом, включает в себя приемы, которые может использовать психолог-консультант, лично знакомясь с клиентом и приступая к детальному выяснению его проблемы.

Психолог-консультант  представляется клиенту, называя, свое имя и отчество, и просит клиента рассказать о себе.

К клиенту, в свою очередь, можно далее обратиться с такими вопросами: «А как вас зовут?» (Если имя клиента заранее не было известно психологу-консультанту.) «Что вас к нам привело?» «Какие проблемы вас волнуют?»

После этого психолог-консультант  обычно делает паузу в беседе с клиентом, необходимую для того, чтобы предоставить клиенту возможность собраться с мыслями и обстоятельно ответить на поставленные перед ним вопросы.[23, с.134]

Когда пауза затягивается и клиент затрудняется ответить на заданные ему вопросы, волнуется, или, начав разговор, вдруг прерывает его, то психологу-консультанту не рекомендуется сразу же вмешиваться в сложившуюся ситуацию. Консультанту в этом случае лучше терпеливо и доброжелательно ждать, пока клиент сам не продолжит разговор.

Если же пауза затягивается слишком надолго и становится ясно, что клиент попал в затруднительное положение, не знает, что говорить дальше, то психологу-консультанту рекомендуется самому обратиться к клиенту, воспользовавшись, например, репликами следующего типа:

«Я вас внимательно слушаю, продолжайте, пожалуйста». «Для нашей с вами плодотворной работы мне лично очень интересно все то, о чем вы говорили, продолжайте, пожалуйста».

Если и после этого  клиент будет молчать, то психолог-консультант  может его спросить: «Объясните, пожалуйста, почему вы молчите? Может быть, что-то мешает вам говорить? Давайте обсудим это, и я постараюсь вам помочь».

В том случае, если клиент сам после этого продолжит  разговор, психолог-консультант со своей стороны должен будет вновь  взять на себя роль терпеливого, внимательного и доброжелательного слушателя и слушать клиента, не перебивая его. При достаточном умении и опыте психолога-консультанта через систему наводящих, дополнительных вопросов он сможет довольно быстро «разговорить» клиента, сняв у него психологический барьер, и получить от него необходимую информацию.

Рекомендательный этап. Психолог-консультант, собрав на предыдущих этапах необходимую информацию о клиенте и его проблеме, на данном этапе вместе с клиентом вырабатывает практические рекомендации по решению его проблемы. Здесь эти рекомендации уточняются, проясняются, конкретизируются во всех существенных деталях. Среднее время, обычно затрачиваемое на прохождение этого этапа психологического консультирования, составляет от 40 минут до 1 часа.

Для того чтобы сделать  правильные выводы из исповеди клиента  и не ошибиться в оценке его  проблемы, а также для того, чтобы  убедить самого клиента в верности интерпретации его исповеди, психолог-консультант в процессе интерпретации исповеди должен придерживаться следующих правил:

Не спешить, не торопиться со своими выводами. Желательно после  окончания исповеди клиента сделать паузу в общении с ним длительностью от 10 до 15 минут, заполнив ее каким-либо делом, позволяющим отвлечься от слушания, поразмышлять, сделать выводы. Такой перерыв нужен не только психологу-консультанту, но и клиенту. За время перерыва он сможет отойти от исповеди, успокоиться, психологически настроиться на выслушивание консультанта и на конструктивный диалог с ним.

Рекомендуется, например, организовать во время такого перерыва чаепитие, пригласив к участию в нем клиента и сказав ему о том, что во время чаепития может быть продолжен разговор о его проблеме. Перерыв, кроме того, даст возможность психологу-консультанту собраться с мыслями и задать, если нужно, дополнительные вопросы клиенту.

Консультанту важно  проследить за тем, чтобы при интерпретации  исповеди клиента не были упущены какие-либо существенные детали и подробности, чтобы среди тех фактов, на основе которых будут сделаны выводы о проблеме клиента и о способах ее решения, не оказалось таких, которые противоречат, не согласуются друг с другом. Если при интерпретации исповеди это важное правило не будет соблюдено, то противоречия в фактах неизбежно проявятся и в противоречиях в выводах, которые следуют из этих фактов. Это – известный закон логики мышления.

Необходимо также следить  за тем, чтобы предлагаемая интерпретация  фактов не оказалась односторонней, т.е. чтобы в ней не было явного предпочтения какой-либо одной теории или интерпретации перед другими.

Данное требование обусловлено  тем, что любая из существующих теорий личности или межличностных отношений, которая может быть положена в  основу интерпретации исповеди, неизбежно (по природе самих современных  психологических теорий) является неполной и не учитывает все возможные факты.[28, с.45]

Контрольный этап. На данном этапе психолог-консультант и клиент договариваются друг с другом о том, как будет контролироваться и оцениваться практическая реализация клиентом полученных им практических советов и рекомендаций. Здесь же решается вопрос о том, как, где и когда психолог-консультант и клиент в дальнейшем смогут обсуждать дополнительные вопросы, которые могут возникнуть в процессе выполнения выработанных рекомендаций. В конце данного этапа, если в этом возникнет необходимость, психолог-консультант и клиент могут договориться друг с другом о том, где и когда они встретятся в следующий раз. В среднем работа на данном, завершающем этапе психологического консультирования проходит в течение 20–30 минут.

Для того чтобы клиенту  были вполне понятны предлагаемые психологом-консультантом  советы и рекомендации, а также  для того, чтобы клиент смог ими  с успехом воспользоваться и  добиться желаемого практического  результата, при формулировке советов и рекомендаций психологу-консультанту следует придерживаться таких правил:

1. При формулировании  советов и рекомендаций по  практическому решению проблемы клиента желательно, как и при интерпретации исповеди, предлагать ему не один-единственный, а сразу несколько, по возможности – разных, советов и рекомендаций.

Это связано с тем, что разные способы решения одной  и той же проблемы требуют соблюдения различных условий и выполнения разных действий. Некоторые из них в силу тех или иных обстоятельств могут оказаться недоступными клиенту, что значительно снизит эффективность практического действия соответствующих рекомендаций.

В общем случае число  предлагаемых клиенту различных  способов решения его проблемы должно быть два или три, и все эти способы должны учитывать реальные условия жизни клиента, его возможности, а также его индивидуальные психологические особенности. Число предлагаемых способов решения проблемы также должно быть таким, чтобы клиент был в состоянии выбрать из них то, что его вполне устраивает и полностью подходит для него.

2. Психологу-консультанту  следует предлагать клиенту не  только советы как таковые,  но также и собственные оценки  этих советов с точки зрения  легкости или трудности следования  им в решении возникшей проблемы.

Для того чтобы облегчить клиенту поиск такого решения, психолог-консультант в то время, когда клиент еще размышляет над полученной информацией, сам должен предложить ему аргументированные собственные оценки эффективности разных способов поведения, раскрывая перед клиентом их положительные и отрицательные стороны.

Принимая окончательное, самостоятельное решение, клиент должен отдавать себе отчет в том, что  если он предпочтет один из способов поведения  другим, то в результате получит какую-то выгоду и что-то почти наверняка упустит.[29, с.37]

3. Клиенту необходимо  предоставлять возможность самостоятельно  выбирать тот способ поведения,  который он считает для себя  наиболее подходящим.

Никто, кроме самого клиента, не в состоянии полностью знать  его личные особенности и условия  жизни, поэтому никто, кроме клиента, не сможет принять оптимальное решение. Правда, может ошибаться и сам клиент. Поэтому психолог-консультант, предоставляя клиенту возможность осуществить самостоятельный выбор, обязан все же выразить и свою точку зрения.

Одна из действенных форм оказания практической помощи в данном случае клиенту со стороны психолога-консультанта заключается в том, что консультант и клиент на некоторое время как бы меняются ролями: психолог-консультант просит клиента объяснить ему сделанный выбор и обосновать его, а сам, внимательно слушая клиента, задает ему вопросы.

4. В заключение психологической  консультации очень важно обеспечить  клиента действенными средствами  самостоятельного контроля успешности  предпринимаемых практических действий по решению проблемы.

Поскольку психологическое  консультирования является в основном методом самостоятельной психокоррекционной работы, рассчитанной на собственные силы и возможности клиента, на то, что исправлять недостатки в собственной психологии и поведении клиенту придется самому, то очень важно обеспечить его средствами самоконтроля эффективности предпринимаемых им же действий.

Конкретно в данном случае речь идет о том, чтобы точно сообщить клиенту, как он на практике может проконтролировать себя, и по каким признакам он будет судить о том, что его поведение правильное, а предпринимаемые действия на самом деле дают положительный результат.

5. Предоставление клиенту  дополнительной возможности получения  от психолога-консультанта необходимых  советов и рекомендаций уже в процессе практического решения проблемы.

Для того чтобы эти  вопросы оперативно решались, необходимо, чтобы клиент имел возможность постоянно  поддерживать связь с психологом-консультантом, в том числе и после завершения консультации и получения нужных рекомендаций. А для этого психологу-консультанту необходимо, расставаясь с клиентом по завершении консультации, точно сообщить ему, где и когда он – клиент – сможет при необходимости получить от него нужную оперативную помощь.

6. Прежде чем завершить работу и предоставить клиенту возможность действовать самостоятельно, психолог-консультант обязан убедиться в том, что клиент действительно все понял правильно, принял и без сомнений и колебаний готов действовать в нужном направлении.

Для того чтобы практически убедиться в этом, в конце консультации желательно вновь предоставить слово клиенту и попросить его ответить на следующие, например, вопросы: - Все ли для вас понятно и убедительно? - Расскажите о том, как вы собираетесь действовать дальше. Иногда полезно задать клиенту ряд конкретных вопросов, в ответах на которые выясняется степень понимания и принятия клиентом рекомендаций, полученных от психолога-консультанта.

На прохождение всех пяти этапов психологического консультирования в среднем может понадобиться (без времени, отводимого на психологическое тестирование) от 2–3 до 10–12 часов.

 

1.2 КРИЗИС СЕРЕДИНЫ ЖИЗНИ И ОСОБЕННОСТИ ПРОЖИВАНИЯ

Называя человека психологом-консультантом, мы подразумеваем специалиста, который достаточно профессионально, ответственно и на высоком уровне занимается психологическим консультированием, может стать только тот человек, который имеет общее и специальное высшее психологическое образование и, кроме того, достаточный опыт практической работы в роли психолога-консультанта, высоко оцененный специалистами и подтвержденный соответствующим сертификатом.

Общим высшим психологическим  называется такое образование, которое  специалист получает после успешного  окончания психологического факультета или отделения высшего учебного заведения – университета или института. Специальным психологическим называется такое образование, которое предполагает специализацию в одной из областей психологической науки и практики. Такое двойное образование необходимо психологу-консультанту для того, чтобы на современной научной основе и с глубоким практическим пониманием дела заниматься консультированием, будучи в состоянии отвечать, в частности, на следующие вопросы:

    1. Какова психология современного клиента?
    2. Что происходит в настоящее время с тем клиентом, который реально обратился за помощью в психологическую консультацию?
    3. Почему данному клиенту необходимы именно такие, а не какие-нибудь другие рекомендации?
    4. Какое действие эти рекомендации должны будут оказать на клиента?
    5. Как объяснить клиенту на научной основе значимость данных конкретных рекомендаций?

Ответы на все эти  вопросы, даваемые психологом-консультантом, должны быть понятными клиенту и  достаточно убедительными для профессионалов-психологов.

Специальным практическим называется такое психологическое образование, которое связано с практической деятельностью психолога-консультанта, с освоением им методов психологической работы с людьми, обращающимися за помощью в психологическую консультацию. Речь в первую очередь идет о таких научно обоснованных методах работы, которые преподаются на специальных факультетах, где готовят практических психологов с высшим образованием. Достаточно большой опыт практической работы психологу-консультанту необходим потому, что ему приходится иметь дело не с наукой или преподаванием психологии, а с вполне реальными и часто достаточно сложными жизненными проблемами людей. Полученные в вузе знания не превращаются в умения без опыта практической работы.

Естественно, что все  без исключения тонкости практической работы психолога-консультанта, все возможные ситуации, с которыми он может столкнуться в жизни, невозможно предусмотреть заранее и включить соответствующие дисциплины в учебную программу вузовской подготовки. Таким образом, опыт практической работы психологу-консультанту в любом случае просто необходим.[30, с.78]

Все сказанное крайне важно для нормальной профессиональной работы психолога-консультанта. Кроме  знаний и умений, психолог-консультант  должен обладать рядом специальных  личностных качеств. К примеру, он должен любить людей, быть способным без слов понимать и чувствовать их состояние, быть добрым, терпеливым, общительным и ответственным. К данному перечню можно было вполне добавить слова, в свое время сказанные о психологе-консультанте известным специалистом в этой области Р. Меем. Консультант-психолог, писал он, должен уметь привлекать к себе людей, чувствовать себя свободным в любом обществе, быть способным к эмпатии. Главное у настоящего психолога-консультанта – это «доброжелательность и стремление понять клиента, помочь ему увидеть себя с лучшей стороны и осознать свою ценность как личности»1.

Информация о работе Консультирование лиц, переживших кризис среднего возраста