Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 16:30, курсовая работа
Психологическое консультирование как профессия возникла в ответ на потребности людей, не имеющих клинических нарушений, однако ищущих психологическую помощь. Здесь мы сталкиваемся, прежде всего, с людьми, испытывающими трудности в повседневной жизни. Спектр проблем поистине широк: трудности на работе, неустроенность личной жизни и неурядицы в семье, плохая успеваемость в школе, недостаток уверенности в себе и самоуважения, мучительные колебания в принятии решений, трудности в завязывании и поддержании межличностных отношений и т.п. С другой стороны, психологическое консультирование, как молодая область психологической практики, пока еще не имеет строго очерченных границ, в его поле зрения попадают самые разнообразные проблемы.
ГЛАВА 2. КОНСУЛЬТАЦИОННАЯ ПРОГРАММА КЛИЕНТА С КРИЗИСОМ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА.
2.1. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
Первой встрече с клиентом консультант должен уделить особое внимание. Консультант обязан ослабить страх и укрепить надежду.
Встреча начинается со знакомства. Представившись, консультант узнает имя и фамилию клиента и пару минут может уделить общепринятым фразам, которые уменьшают тревогу и напряжение первой встречи.
Даже если в поведении клиента не заметно признаков тревоги, о ней не следует забывать, потому что сама ситуация консультирования провоцирует тревогу. Наконец, тревогу у клиента вызывают его собственные проблемы, а также сомнение, достаточна ли квалификация консультанта, готов ли он по-настоящему помогать, что вообще будет происходить во время консультирования и т. п. Тревога и напряжение мешают клиенту говорить. Первая задача консультанта, заметившего волнение клиента, — помочь ему почувствовать себя в безопасности. Прежде всего необходимо проявлять активность как в начале беседы, так и во время всей первой встречи. Клиент надеется, что консультант первым начнет беседу. Если консультант видит явное напряжение клиента, полезно обозначить и прокомментировать это состояние:
1)"Вы очень озабочены" или "Вы кажетесь испуганным";
2)"Что Вас заботит?". Разговор о беспокойстве способствует снятию напряжения.
3) Не беспокоит ли Вас то, о чем сегодня следует поговорить?
4) Не боитесь ли Вы моих вопросов, на которые не хотели бы отвечать?
Задача клиента: рассказать историю, посмотреть на нее со стороны, как бы изучить, «исследовать» ее.
Задача консультанта на первой стадии: участвовать в разговоре и поставить диагноз (не медицинский). Здесь же нужно начать работать над тем, как помочь клиенту и защитить себя. На этой стадии должны возникнуть взаимодействие и контакт друг с другом.
Важнейшие цели первой консультативной встречи:
Однако еще до начала работы нужно договориться о «границах» консультации, куда включаются вопросы конфиденциальности, расписания, особых условий и др.
Иногда клиенты задают вопрос, почему надо встречаться с консультантом несколько или даже много раз. В таких случаях консультант должен объяснить: "Ваши проблемы возникли не сразу; они развивались постепенно, и Вы с ними живете уже некоторое время. Чтобы разобраться в проблемах, прежде всего необходимо довольно подробно ознакомиться с ними. Это требует времени, как, впрочем, обсуждение и решение проблем. Невозможно за один час устранить то, что накапливалось годами". Такое объяснение помогает клиенту понять, что решение проблем — это не одноразовое действо, а довольно продолжительный процесс.
Важно продумать место консультации: изолированная комната, удобные кресла и журнальный столик. Не должно быть постороннего шума и отвлекающих вещей (например, слишком ярких картин, работающего радио и т. д.). Условия работы на стадии:
- два лица находятся в психологическом контакте;
- консультант активно участвует в общении;
- консультант испытывает безусловное уважение к клиенту;
- консультант переживает эмпатию, приняв точку зрения клиента, и дает это ему понять;
- эмпатическое понимание и безусловное уважение консультанта передаются клиенту даже при минимальной выраженности;
- эмпатия, понимание чувств, которые испытывает клиент;
- искренность, открытость и конгруэнтность, которые предполагают не ставить себя выше клиента и не считать себя способнее, чем он. (Следует заметить, что позиция консультанта всегда воспринимается как позиция силы. Это важно учитывать при работе с людьми.)
Первая стадия может занимать от пяти минут до четырех часов, что зависит от консультанта, который решает, переходить ли на следующую ступень, потому что сами клиенты не осознают, все ли они рассказали. Навыки, необходимые консультанту на первой стадии:
- внимательное отношение;
- активное слушание;
- пересказ/парафраз;
- отражение чувств;
- выделение основного;
- фокусирование;
- обстановка;
- вопросы «границ».
Стадия 2. Понимание
Задача клиента: понять с помощью консультанта, какую роль играет это событие в его жизни, посмотреть на ситуацию с другой точки зрения, со стороны.
Задача консультанта: Консультант должен заботиться о том, чтобы клиент принял на себя ответственность за свои проблемы. Консультант разделяет с клиентом ответственность и указывает, что он заинтересован в обсуждении проблем клиента и возможных альтернатив их решения. Условия работы на этой стадии:
- развитая эмпатия, позволяющая консультанту видеть мир глазами клиента;
-стимулирование;
- немедленная реакция на то, что происходит в ситуации консультирования.
Консультант не должен настойчиво и назойливо побуждать клиента "рассказать все". Если мы каким-либо способом заставляем клиента рассказать о своей жизни, отношениях, чувствах больше, нежели он готов, то в другой раз клиент испытывать тревогу, вину и стыд из-за излишней откровенности с чужим человеком. Навыки, необходимые на второй стадии:
- помощь в понимании затрагиваемых тем, непоследовательности поведения клиента, в разговоре и пр.;
- помощь в понимании затрагиваемых тем, непоследовательности поведения клиента, в разговоре и пр.;
- информирование;
Стадия 3. Действия. Это направляющая стадия, нацеленная на позитивные изменения.
Задача клиента: адаптироваться к новой жизни, поменять свое мировоззрение на окружающий мир.
Задача консультанта: поддержать клиента каким-нибудь способом в соответствии с его жизненным планом; осуществить его и оценить произведенные действия.
2.2 Коррекционная программа, направленная на улучшение прохождения кризиса среднего возраста.
Цель−формирование стрессоустойчивости, улучшения настроения.. Частота проведения - 2 раза в неделю. Время проведения - 35 мин каждое.
Ожидаемые результаты: понижение уровня тревожности до благополучного, улучшения настроения.
Коррекционная программа по характеру является каузальной, по форме работы групповой, программированной, директивной, про продолжительности короткой. По масштабу решаемых задач общей. Данная коррекционная программа является свободной.
Коррекционная программа строилась по трем направлениям: 1. снижение напряженности, связанной с излишней тревогой, беспокойством; 2.выработка конструктивных способов поведения в профессиональных стрессовых ситуациях; 3. преодоление стресса, формирование стрессоустойчивости;
В соответствии с вышеуказанными направлениями должны быть построены занятия, каждое из которых состоит из трех частей соответствующего содержания: саморегуляции психического состояния; развивающе-обучающая направленность; анализ события, лежащего в основе профессиональной стрессовой ситуации. Программа рассчитана на семь часов, с учетом 35 минут в неделю на одну группу. Данное содержание нашло свое отражение в определенных упражнениях - релаксации, аутотренинги, обсуждение анонимной истории, игровые и учебные приемы.
Занятие № 1. «Концентрация на слове»
Вводная часть - 5-10 мин:
Постарайтесь, чтобы в помещении, где вы предполагаете заниматься, не было зрителей.
Сядьте на табуретку или обычный стул - только боком к спинке, чтобы не опираться на нее. Стул ни в коем случае не должен быть с мягким сиденьем, иначе эффективность упражнения снизится. Сядьте как можно удобнее, чтобы вы могли находиться неподвижно в течение определенного времени.
Руки свободно положите на колени, глаза закройте (они должны быть закрыты до окончания упражнения, чтобы внимание не отвлекалось на посторонние предметы - никакой визуальной информации).
Дышите через нос спокойно, не напряженно. Старайтесь сосредоточиться лишь на том, что вдыхаемый воздух холоднее выдыхаемого.
Основная часть (25 мин.) Выберете какое-нибудь короткое (лучше всего двусложное) слово, которое вызывает у вас положительные эмоции или же с которым связаны приятные воспоминания. Пусть это будет имя любимого человека, или ласковое прозвище, которым вас называли в детстве родители, или название любимого блюда. Если слово двусложное, то мысленно произносите первый слог на вдохе, второй - на выдохе.
Сосредоточьтесь на своем
слове, которое отныне станет вашим
персональным лозунгом при концентрации.
Именно такая концентрация приводит
к желаемому побочному
Заключительная часть (5 мин). Закончив упражнение, проведите ладонями по векам, не спеша, откройте глаза и потянитесь. Еще несколько мгновений спокойно посидите на стуле. Отметьте, что вам удалось победить рассеянность.
Занятие № 2 «Концентрация на счете»
Вводная часть (5 мин) 1. Постарайтесь, чтобы в помещении, где вы предполагаете заниматься, не было зрителей.
Сядьте на табуретку или обычный стул - только боком к спинке, чтобы не опираться на нее. Стул ни в коем случае не должен быть с мягким сиденьем, иначе эффективность упражнения снизится. Сядьте как можно удобнее, чтобы вы могли находиться неподвижно в течение определенного времени.
Руки свободно положите на колени, глаза закройте (они должны быть закрыты до окончания упражнения, чтобы внимание не отвлекалось на посторонние предметы - никакой визуальной информации).
Дышите через нос спокойно, не напряженно. Старайтесь сосредоточиться лишь на том, что вдыхаемый воздух холоднее выдыхаемого.
Основная часть (30 мин.) Мысленно медленно считайте от 1 до 10 и сосредоточьтесь на этом медленном счете. Если в какой-то момент мысли начнут рассеиваться, и вы будете не в состоянии сосредоточиться на счете, начните считать сначала. Повторяйте счет в течение нескольких минут.
Заключительная часть (10 мин) Закончив упражнение, проведите ладонями по векам, не спеша, откройте глаза и потянитесь. Еще несколько мгновений спокойно посидите на стуле. Отметьте, что вам удалось победить рассеянность
Занятия по коррекции уравновешенности нервных процессов
Цель - коррекция уравновешенности нервных процессов
Количество повторений - 2-3 раза в неделю.
Время проведения - по 40 мин. каждое.
Ожидаемые результаты: повышение уравновешенности нервной системы.
Занятие № 3 «Упражнение на релаксацию»
Вводная часть (10 мин) Для начала упражнений необходимо принять исходное положение: лежа на спине, ноги разведены в стороны, ступни развернуты носками наружу, руки свободно лежат вдоль тела( ладонями вверх ). Голова слегка запрокинута назад. Все тело расслаблено, глаза закрыты, дыхание через нос.
Основная часть (25 мин.) Лежите спокойно примерно 2 минуты, глаза закрыты. Попытайтесь, представить помещение, в котором находитесь. Сначала попробуйте мысленно обойти всю комнату (вдоль стен), а затем проделайте путь по всему периметру тела - от головы до пяток и обратно.
Заключительная часть (5 мин.) Завершая релаксационные упражнения, сделайте глубокий вдох, задержите дыхание и на мгновение, напрягите мышцы всего тела: при выдохе расслабьте мышцы. После этого долго лежите на спине - спокойно, расслабившись, дыхание ровное, без задержек. Вы вновь обрели веру в свои силы, способны преодолеть стрессовую ситуацию - и возникает ощущение внутреннего спокойствия. После выполнения этих упражнений вы должны почувствовать себя отдохнувшим, полным сил и энергии.
Теперь откройте глаза, затем зажмурьте несколько раз, снова откройте и сладко потянитесь после приятного пробуждения. Очень медленно, плавно, без рывков сядьте. Затем так же медленно, без резких движений, встаньте, стараясь как можно дольше сохранить приятное ощущение внутреннего расслабления
Полежите спокойно несколько
минут, расслабившись и
Занятие № 4 "Диаграмма"
Вводная часть «Десять секунд».
Сейчас вы начнете быстрое спонтанное движение по комнате. Будьте внимательны, потому что время от времени вам придется реагировать на разнообразные задания ведущего и выполнять их в кратчайший срок - в течение десяти секунд.
Каждое из заданий важно выполнять с максимальной точностью. Скажем, я попрошу распределиться на группы по цвету волос. Значит, пока я досчитаю до десяти, вам необходимо будет найти людей с точно таким же, как у вас, цветом. И если у кого-то в прическе есть осветленные пряди, то он никак не может остаться в группе "черных": у него есть дополнительный цвет! Не бойтесь остаться в гордом одиночестве. В конце концов, абсолютно понятно, что если цвет ваших волос или их длина отличны от цвета и длины волос других участников, то это не делает вас лучше или хуже остальных. Вы просто - другой! И потому, что мы разные, мир так разнообразен и интересен.
Надеюсь, что задание понятно? Мы начинаем.
Распределиться на тех, у кого есть часы на руке, и у кого нет! Раз, два, три... десять. Стоп! Проверяем. В этой группе у всех участников есть на руке часы. А в этой группе все счастливчики, да? Что значит "почему?" Потому что "счастливые часов не наблюдают..." Продолжаем ходьбу! Распределиться по стилю обуви! (счет, проверка). По длине волос! (счет, проверка). По тому, сколько братьев и сестер есть в вашей семье...(счет, проверка).
По любимому хобби!
Информация о работе Консультирование лиц, переживших кризис среднего возраста