Консультирование лиц, переживших кризис среднего возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 16:30, курсовая работа

Краткое описание

Психологическое консультирование как профессия возникла в ответ на потребности людей, не имеющих клинических нарушений, однако ищущих психологическую помощь. Здесь мы сталкиваемся, прежде всего, с людьми, испытывающими трудности в повседневной жизни. Спектр проблем поистине широк: трудности на работе, неустроенность личной жизни и неурядицы в семье, плохая успеваемость в школе, недостаток уверенности в себе и самоуважения, мучительные колебания в принятии решений, трудности в завязывании и поддержании межличностных отношений и т.п. С другой стороны, психологическое консультирование, как молодая область психологической практики, пока еще не имеет строго очерченных границ, в его поле зрения попадают самые разнообразные проблемы.

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСАЧОК.doc

— 259.50 Кб (Скачать файл)

По цвету брюк и  юбок.

По цвету глаз!

По настроению, которое вы сейчас испытываете.

Стоит обратить внимание на последовательность заданий. Сперва что-то достаточно безличное, а потом  постепенно - переход к вопросам и качествам более личного свойства: хобби, семья.

Упражнение развивается  от общего к частному. Постепенно в ходе проверки каждого из заданий, в чередовании быстрых и доброжелательных контактов участников мы подспудно готовим игроков к вторжению в "частное пространство": что мне нравится или не нравится, моя семья, каков цвет моих глаз. И в конце упражнения почти всегда я даю задание-тест: распределиться на группы в зависимости от настроения, которое участники сейчас испытывают... Если вся группа сбивается в кучу и на вопрос: "Какое же у вас настроение?", весело отвечает - "Отличное!»- цель достигнута. Лед недоверия разрушен, настороженность отступила и сменилась готовностью к сотрудничеству.

Время проведения:45 мин.

Представьте, что из одного угла комнаты в другой проведена  воображаемая ось. Левый ее конец  выражает наименьшую степень проявления какого-либо качества или процесса, то есть, близок к "нулю". Правый же, наоборот, выражает высшее проявление некого качества, признака, процесса и соответствует ста процентам. Предлагаю восьми - десяти участникам заняться построением живого графика...

Спасибо, что вы откликнулись на мое предложение принять участие в этом задании. Все, что от вас потребуется, это внимательно слушать вопросы, а затем, в соответствии с вашими ответами, распределиться на этой воображаемой оси. Если, к примеру, задана ситуация: « После ссоры с начальником вам пришлось сесть за руль». Идет распределение игроков по воображаемой оси, то есть кто, как себя поведет. Затем ведущий уточняет числовой эквивалент выбранной точки: соответствует ли ответ двадцати процентам, тридцати или, скажем, восьмидесяти пяти?

После этого участников диаграммы просят прокомментировать  свою позицию и отношение к  поставленному вопросу или проблеме.

Темы могут быть и  серьезными, и шуточными. Можно и  самим участникам предлагать вопросы  для подобной диаграммы. С помощью вопросов типа: "Нравится ли вам атмосфера нашей встречи?", "Чувствуете ли вы себя достаточно свободно?", "Насколько интересным кажется вам все, что происходит сегодня на нашей встрече?" можно получить обратную связь от участников группы.

Занятие № 5 «Круг жизненных историй»

Цели и задачи:

обеспечить открытое и проникновенное слушание и восприятие;

Оказать психологическую и эмоциональную поддержку рассказчикам. Поощрять готовность говорить о проблемах, обсуждать их свободно, делясь не только информацией, но и переживаниями; создать в "малом кругу" атмосферу принятия рассказчика, избавив участников от необходимости защищаться и оправдываться; отобрать из ряда житейских историй одну, которая может претендовать на роль групповой сцены - дилеммы, выявить героя-протагониста.

Время проведения:45 мин.

Практическая работа:

Все профессиональные ситуации собираются в единое целое.

Сама же подготовка группы, методы сбора и обработки документального  материала в двух проектах очень  схожи. "Линия раздела" - одно из упражнений начального цикла работы с водителями в период знакомства участников группы.

От добровольцев, готовых  принять участие в "Линии раздела", требуется откровенность, прямота, а значит, немалое мужество. Они  выстраиваются лицом к остальным  участникам встречи и оказываются стоящими перед проведенной по полу линией, разделяющей их - небольшую (10 человек) группу добровольцев - от зрителей. Ведущий предлагает группе прореагировать на ситуацию. После каждой ситуации следует продолжительная пауза, дающая возможность решить, каков будет выход из нее. Всякий раз, когда участники упражнения готовы сделать положительный выбор, вместо слова "да!" они просто пересекают линию раздела. При отрицательном ответе - остаются на месте, не переступая через "границу".

Занятия на развитие интернальности локус контроля

Цель - развитие навыков  коммуникации

Количество повторений - 2 раза в неделю

Время проведения - 40 мин. каждое.

Ожидаемые результаты - навыки коммуникативного взаимодействия, межличностного общения.

Занятие № 6 Индивидуальный поведенческий тренинг

Вводная часть (5 мин). Знакомство друг с другом, объяснение цели и  задач занятия.

Основная часть (35 мин) Проведем несколько упражнений индивидуального  тренинга, позволяющих углублять  и развивать навыки общения.

«Беседа незнакомых». Предложите слушателям не упускать случая понаблюдать за беседой незнакомых людей (вначале близкого им возраста), отвечая при этом (разумеется про себя) на следующие вопросы:

а) Какой характер связывающих  этих людей отношений (деловые, просто знакомство, приятельские отношения, близкая дружба, любовь, родственные отношения)?

б) Какое общение происходит: ролевое или личностное?

в) Если общение ролевое, то какие роли проигрывает каждый из собеседников (Шеф, Настоящий мужчина, Деловой человек и т.п.)?

г) Кто является лидером контакта, и кто находится в более высокой социальной позиции?

д) Есть ли у беседы второй план или подтекст? Если есть, то какой?

е) Естественно ли поведение  собеседников?

ж) Если нет, то почему (за счет личных особенностей кого-либо из партнеров, темы разговора, эмоциональных состояний и т.п.)?

з) Каким будет конец  беседы (конфликт или синтонность)?

и) Как конкретно будет  завершаться беседа (техника выхода из конфликта)?

«Внимание: я пришел»  Предложите слушателям, чтобы кто-либо из них, входя на перемене в свою учебную группу и заранее заготовив какую-либо информацию (но не слишком эмоционально сильную саму по себе), постарался сосредоточить на себе внимание сразу всех. После этого пусть попробует повторить то же самое в незнакомой группе слушателей.

Да здравствуют контакты! Предложите слушателям вступать в максимальное количество контактов в повседневной жизни, стремясь как можно дольше поддерживать возникшую беседу и  «разговаривая» с собеседником. Уточните, что при этом они должны фиксировать, как именно и почему они обращаются к разным людям.

«Незнакомая компания»  Предложите слушателям в случаях, когда  они попадают в компанию, где находится  много незнакомых людей, попытаться:

а) первые несколько минут  удерживать на себе внимание присутствующих (но не за счет значимой информации, сверхмодной одежды или экстравагантных манер);

б) определив лидера мнений, осознать приемы, которыми он пользуется для достижения лидерства;

в) перехватить у лидера инициативу и удерживать ее несколько  минут.

«Неприятный собеседник». Предложите слушателям, выбрав одного из тех, с кем они находятся в натянутых отношениях, и, заготовив заранее естественную тему для разговора, при встрече с этим человеком заговорить с ним первым, подавив свою антипатию, перестроиться на взаимную симпатию друг к другу.

Заключительная часть (5 мин) После окончания занятия  проверяют, что и как удалось, что - нет и почему.

Занятие № 7«Групповой поведенческий тренинг»

Вводная часть (5 мин). Знакомство друг с другом, объяснение цели и  задач занятия. Основная часть (35 мин).

Состоит из серии упражнений:

«Мнения». Это упражнение применяется на первых занятиях как  вводное для более серьезных  упражнений. Для каждого из присутствующих все члены группы по очереди называют одно-два из присущих ему положительных качеств, что сразу создает необходимую доброжелательную обстановку. Однако упражнение это может быть продолжено и в этом варианте стать методом коррекции поведения присутствующих. После повторения первой его части (положительных характеристик) и небольшого перерыва участники по очереди называют по одному отрицательному качеству для каждого из присутствующих. Для того чтобы это чреватое известной напряженностью упражнение не привело к парафразу ситуации, блестяще описанному В. Тендряковым в повести «Ночь после выпуска», можно порекомендовать неприятные характеристики оформлять метафорически - «волк-одиночка», «ежик в тумане» и др.

«Интервью» У каждого  из членов группы все желающие по очереди  берут интервью. Тема его произвольная, но не слишком интимно-личная. Количество задаваемых вопросов не должно превышать 5-7. Необходимо, чтобы по возможности это упражнение прошли все члены группы. Для того чтобы вызвать необходимую раскованность у «интервьюируемого», на первых этапах рекомендуется предложить ему отвечать с частичной откровенностью или «в маске» - не за себя, а за кого-то другого. Весьма эффективным для «раскачки» аудитории выступает здесь интервьюирование «в ролях», когда и спрашивающие, и отвечающие говорят не от своего лица, а от имени какой-то персонифицированной категории или персонажа. Подобное интервью может стать прекрасной разминкой перед более сложными играми и упражнениями.

Заключительная часть (5 мин) После окончания занятия  проверяют, что и как удалось, что - нет и почему.

 

ВЫВОДЫ

1. Первая задача консультанта, заметившего волнение клиента, — помочь ему почувствовать себя в безопасности. Прежде всего необходимо проявлять активность как в начале беседы, так и во время всей первой встречи.

2. Важнейшие цели первой консультативной  встречи: поощрять открытое, искреннее и всеобъемлющее общение по проблемам, которые клиенту хочется обсудить во время встречи, с раскрытием факторов, вызывающих эти проблемы; продвинуться в направлении более глубокого понимания клиента, большего уважения к нему и взаимопонимания; настроить клиента на конкретную полезность каждой консультативной встречи.

3. Навыки, необходимые консультанту на первой стадии: внимательное отношение; активное слушание; пересказ/парафраз; отражение чувств; выделение основного; фокусирование; обстановка.

4. Этапы психологической помощи: 1-я – «шоковая» – стадия, 2-я стадия – «отрицание». 3-я стадия – «агрессия», 4-я стадия – «депрессия», 5-я стадия – «принятие»

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Консультирование —  это совокупность процедур, направленных на помощь человеку в разрешении проблем и принятии решений относительно профессиональной карьеры, брака, семьи, совершенствования личности и межличностных отношений. Психологическое консультирование – практическое оказание действенной психологической помощи советами и рекомендациями людям, нуждающимся в этой помощи, со стороны профессионально подготовленных специалистов, психологов-консультантов.

Беркс и Стэффлре предложили несколько более широкое определение консультирования: "Консультирование — это профессиональное отношение квалифицированного консультанта к клиенту, которое обычно представляется как "личность-личность", хотя иногда в нем участвуют более двух человек. Цель консультирования — помочь клиентам понять происходящее в их жизненном пространстве и осмысленно достичь поставленной цели на основе осознанного выбора при разрешении проблем эмоционального и межличностного характера.

В психологическом консультировании мы встречаемся с двумя типами страхов — нормальным, понимаемым как естественная реакция, и патологическим, обычно называемым фобией. Обобщённо говоря, цель психологического консультирования — помочь клиенту в решении его проблемы. Осознать и изменить малоэффективные модели поведения, для того, чтобы принимать важные решения, разрешать возникающие проблемы, достигать поставленных целей, жить в гармонии с собой и окружающим миром. Постановка цели психологического консультирования, являющейся предвосхищаемым его результатом, в силу обоюдной активности в процессе консультирования как консультанта, так и клиента в разных теоретических традициях является обычно единым совместным творчеством обоих субъектов, хотя вместе с тем, её понимание (например, глубина понимания), а также способы отношения к данной цели у них могут различаться, в силу того, что они занимают различные позиции в психологическом консультировании.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1) Александров, А.А. Психотерапия: Учебное пособие / А.А. Александров – СПб: Питер, 2004. – 480 с.

2) Кочюнас, Р. Психологическое консультирование и групповая психотерапия. Р. Кочунас - М.: Академический Проект: Гаудеамус, 2005. – 464 с.

3) Почебут, Л.Г., Чикер, В.А. Организационная социальная психология / Л.Г. Почебут / В.А. Чикер – СПб., 2002.

4) Справочник практического  психолога: Психотерапия / сост. С.Л. Соловьева. – М.: АСТ, 2005.- 575 с. 

5)  Кочюнас, Р. Основы психологического консультирования.

6) Меновщиков, В.Ю. Введение в психологическое консультирование. – М, 2000г.

7) Меновщиков, В.Ю. Психологическое консультирование. Работа с кризисными и проблемными ситуациями. – М., 2002.

8)  Немов, Р.С. Основы  психологического  консультирования. – М. 1999.

9) Р.Нельсон-Джоунс. Теория и практика консультирования. – Спб., 2000.

10) Кочюнас, Р. Основы психологического консультирования. - М.: Академический проект, 1999. – 240 с.

11)  Малкина-Пых, И. Г. Психосоматика: Справочник практического психолога / И.Г. Малкина-Пых - М.: Эксмо, 2005. - 992 с.

12) Головин, С.Ю. Словарь практического психолога/ C.Ю. Головин. – Мн.: Харвест, 1998. – 800 с.

13) Конюхов, Н.И. «Словарь-справочник  практического психолога» / Н.И. Конюхов, - Воронеж,1999

14. Глуханюк, Н.С., Семенова С.Л., Печеркина А.А. Общая психология / Н.С. Глуханюк, С.Л. Семенова, А.А. Печеркина – М.: Академический проект; Екатеринбург, 2005. 368 с.

15) Александров, А.А. Психотерапия: Учебное пособие / А.А. Александров – СПб: Питер, 2004.

16) Нельсон-Джоунс  Р.   Теория  и практика  консультирования / Р. Нельсон-Джоунс - СПб.: Изд-во «Питер», 2000.

17) Осипова, А.А.  Общая психокоррекция:  Учебник для вузов / А.А. Осипова - М.: Творч.центр «Сфера», 2004.

18) Бондаренко,  А.Ф.  Психологическая  помощь:  теория и  практика: Учеб.пособие для вузов / А. Ф. Бондаренко - М.: Изд-во «Института психотерапии», 2000.

19)Кочюнас,    Р.    Основы    психологического    консультирования / Р. Кочунас -М.: Акад.проект, 1999.

20) Меновщиков, В.Ю. Психологическое консультирование: работа с кризисными и проблемными ситуациями / В. Ю. Меновщиков - М.: Смысл,2002.

21)Мэй, Р. Искусство  психологического консультирования. Как давать и обретать душевное здоровье: Пер. с англ.- М.: Апрель Пресс: Изд-во ЭКСМО-Пресс,2001

22) Немов, Р.С. Психологическое консультирование: Учебник для вузов / Р. С. Немов - М.: Гуманит.издат.центр ВЛАДОС, 2001.

23) Петрушин, С.В. Мастерская психологического консультирования.- М.: ПЕР СЭ,2003.

24) Риман,   Ф.   Основные   формы   страха.   Исследование   в   области глубинной психологии / Ф. Риман - М.: Алетейа, 2000.

Информация о работе Консультирование лиц, переживших кризис среднего возраста