Консультирование лиц, переживших кризис среднего возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 16:30, курсовая работа

Краткое описание

Психологическое консультирование как профессия возникла в ответ на потребности людей, не имеющих клинических нарушений, однако ищущих психологическую помощь. Здесь мы сталкиваемся, прежде всего, с людьми, испытывающими трудности в повседневной жизни. Спектр проблем поистине широк: трудности на работе, неустроенность личной жизни и неурядицы в семье, плохая успеваемость в школе, недостаток уверенности в себе и самоуважения, мучительные колебания в принятии решений, трудности в завязывании и поддержании межличностных отношений и т.п. С другой стороны, психологическое консультирование, как молодая область психологической практики, пока еще не имеет строго очерченных границ, в его поле зрения попадают самые разнообразные проблемы.

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСАЧОК.doc

— 259.50 Кб (Скачать файл)

Система общих, профессиональных и морально-этических требований, предъявляемых к психологическому консультированию и к практической работе психолога-консультанта, лучше  всего отражена в существующих кодексах профессиональной этики практических психологов. Многие положения этих кодексов непосредственно применимы к работе психолога-консультанта. Напомним об этих положениях, включив в их формулировки вместо слова «психолог» словосочетание «психолог-консультант».

1. Профессиональная деятельность  психолога-консультанта характеризуется его особой ответственностью перед клиентом за те рекомендации, которые он предлагает клиенту.

2. Практическая деятельность  психолога-консультанта должна опираться на соответствующие морально-этические и юридические основы.

3. Деятельность психолога-консультанта  направлена на достижение исключительно  гуманных целей, предполагающих  снятие каких бы то ни было  ограничений на пути интеллектуального  и персонального (личностного) развития клиента.

4. Свою работу психолог-консультант  строит на основе безусловного  уважения достоинства и неприкосновенности личности клиента. Психолог-консультант уважает основополагающие человеческие права, определяемые всеобщей Декларацией прав человека.

5. В работе с клиентами  психолог-консультант руководствуется  принципами честности и открытости (искренности). Вместе с тем он должен быть осмотрителен в советах и рекомендациях клиенту.

6. Психолог-консультант  обязан ставить в известность коллег, членов своих профессиональных объединений о замечаемых им нарушениях прав клиента, о случаях негуманного отношения к клиентам.

7. Психолог-консультант  имеет право оказывать лишь  такие услуги клиентам, для которых он имеет необходимое образование, квалификацию, знания и умения.

8. В своей работе  психолог-консультант должен применять  только апробированные методики, отвечающие современным общенаучным стандартам.

9. Обязательной составной  частью работы психолога-консультанта  является постоянное поддержание на высоком уровне своих профессиональных знаний и умений.

10. В случае вынужденного  применения психологических методик  и рекомендаций, не прошедших  достаточной апробации, не полностью  отвечающих научным требованиям, психолог-консультант должен об этом предупреждать своих клиентов и быть весьма осторожным в своих выводах.

11. Психолог-консультант  не имеет права разглашать  или передавать третьим лицам  данные о своих клиентах или  о результатах консультирования.

12. Психолог-консультант  обязан препятствовать использованию методов психологического консультирования и психологического воздействия на людей некомпетентными лицами, профессионально не подготовленными людьми, а также предупреждать об этом тех, кто пользуется услугами таких «специалистов».

13. Психолог-консультант не имеет права передавать некомпетентным лицам методы психологической работы с клиентами.

14. Психологу-консультанту  следует соблюдать осторожность, чтобы не вызывать необоснованных  надежд и ожиданий со стороны  клиента, не давать ему обещаний, советов и рекомендаций, которые нельзя будет выполнить.

15. Психолог-консультант  несет личную ответственность  за хранение в тайне информации, касающейся клиентов.

Соблюдение всех этих правил или этических норм является обязательным в практической работе психолога-консультанта.

Умение вселить в  клиента уверенность и решимость  справиться со своей проблемой –  это особое качество, которое зависит  от способности психолога-консультанта убеждать, внушать, поддерживать человека. Для этого необходимо научиться умело и разумно пользоваться соответствующими вербальными и невербальными средствами воздействия на клиента.

Помимо всего этого  присутствует такое требование, как  наличие личного опыты практической работы. В существующих нормативных  документах различных стран существуют указания на то, что полноценным психологом-консультантом или психологом-психотерапевтом можно быть лишь после прохождения практики (500-600 часов) под наблюдением специалиста, а также в возрасте от 27 лет и старше.

Квалифицированный психолог-консультант обязан овладеть навыками саморегуляции и обладать высоким уровнем рефлексии, чтобы отслеживать собственное поведение, осознавать свои границы, находить источники имеющихся комплексов, страхов и барьеров и работать над собой.

 Прежде чем приступить к практической работе, психолог сам проходит психотерапию, затем он работает под руководством более опытного психолога, и только после нескольких месяцев обучения он сам может оказывать психологическую помощь.

Бывает, что с точки  зрения обывателя психологи позволяют себе некоторые странности, бывают эксцентричными, излишне самоуверенными, но на профессиональных качествах хорошего психолога это не отражается (или не должно отражаться).

Задачи психологического консультирования как задачи профессиональной деятельности психолога обязательно требуют его мышления не только о другом человеке, но и о своей психической реальности как особом предмете. Если обозначить эту ситуацию предельно обобщенно, то, ее можно описать так: консультируя, психолог выделяет свойства своего Я и свойства Я другого человека как инструменты и цель воздействия.

1.3 ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ   ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ  С ЛИЦАМИ ПЕРЕЖИВШИМИ КРИЗИС  СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА

Основоположник клиент-центрированной терапии известный американский психотерапевт С. Rogers выделил три основных принципа психологического консультирования:

- каждая личность обладает  безусловной ценностью и заслуживает  уважения как таковая;

- каждая личность в  состоянии быть ответственной  за себя;

- каждая личность имеет право выбирать ценности и цели, принимать самостоятельные решения.

Таким образом, определения  психологического консультирования охватывают стержневые установки консультанта в отношении человека вообще и клиента в частности.

Консультант принимает  клиента как уникального, автономного индивида, за которым признается и уважается право свободного выбора, самоопределения, право жить собственной жизнью.[30, с.89]

Тем более важно признать, что любое внушение или давление мешает клиенту принять ответственность на себя и правильно решать свои проблемы

Особого внимания заслуживает  качество, определенное Р. Меем как  стремление психолога-консультанта не избавить клиента от переживаний, а  направить их в конструктивное русло. Переживание – это верный признак  небезразличного отношения клиента к своей проблеме и к самому себе. Если у клиента нет правильного понимания своей проблемы или способа ее решения, то переживания могут играть деструктивную роль. Эмоциональная энергия переживаний необходима для правильного выбора и реализации решения проблемы. Следовательно, задача психолога-консультанта состоит в том, чтобы сохранить, а быть может и усилить эту энергию, направив ее в правильное, конструктивное русло.

Умение выбирать и  сохранять оптимальную психологическую  дистанцию в общении с клиентом надо понимать следующим образом. Консультант должен уметь так общаться с клиентом, чтобы сохранять доверие и открытость. Вместе с тем отношения психолога-консультанта с клиентом не должны переходить в слишком близкие, интимные. При этом у клиента не должно возникать ощущение, что консультант психологически то приближается, то удаляется от него.

Стратегия консультанта в стремлении психологически сблизиться с клиентом должна быть следующей: консультант постепенно, незаметно для клиента должен становиться все более близким для него человеком, однако как только психолог-консультант почувствует, что следующий шаг сближения может привести к интимности во взаимоотношениях, следует немедленно остановиться и далее держаться от клиента на той дистанции, которая к данному моменту времени образовалась.

Для того чтобы психологическое  консультирование было достаточно успешным, т. е. давало максимально возможные  положительные результаты, в процессе проведения консультирования необходимо соблюсти ряд условий2.

Раскроем суть и поясним  эти условия.

Условие 1. Человек, обращающийся за помощью к психологу-консультанту, должен иметь реальную, а не вымышленную  проблему психологического характера, а также явно выраженное желание как можно скорее ее решить. Выше мы уже говорили о том, что некоторые люди идут на прием к психологу-консультанту не потому, что у них на самом деле есть сложная проблема, которую они во что бы то ни стало хотят решить, а, например, просто из праздного любопытства или с явным намерением что-то доказать психологу-консультанту, то есть намерением, весьма далеким от желания что-либо изменить в самих себе. Психолог-консультант таким людям вряд напрямую сможет чем-то существенно помочь, за исключением, быть может, снижения их амбиций и самоуверенности.

Условие 2. Консультант-психолог, к  которому за практической помощью обратился  клиент, должен иметь опыт проведения психологического консультирования и соответствующую профессиональную психологическую подготовку. В связи с этим психологическое консультирование аналогично в некотором роде врачебной практике. От психолога-консультанта, как и от врача, прежде всего требуется не навредить клиенту и сделать все от него зависящее, чтобы консультирование прошло успешно.

Условие 3. По количеству затрачиваемого на него времени психологическое консультирование должно быть достаточно длительным для того, чтобы психолог-консультант смог до конца понять и найти оптимальное решение проблемы, волнующей клиента, а также успешно ее решить вместе с самим клиентом. Здесь также имеется в виду время, необходимое для того, чтобы проконтролировать шаги, направленные на решение проблемы, дать оценку получаемых результатов и довести начатое дело до конца, т.е. получить то, что полностью удовлетворило бы как клиента, так и консультанта-психолога.

Иногда клиенту, который, естественно, имеет меньше опыта решения психологических проблем, чем консультант, может показаться, что положительного результата в консультировании нет или получаемый результат совсем не такой, на который рассчитывал клиент. Психолог же со своей стороны может быть убежден, что дело сделано вполне правильно и нужный результат налицо. Тогда перед консультантом-психологом возникает дополнительная задача – доказать клиенту, убедить его в том, что проблема решена вполне удовлетворительно. Иногда, напротив, клиенту кажется, что дело сделано хорошо, хотя сам психолог-консультант полагает, что начатая работа еще не доведена до своего логического завершения. В данном случае психологу-консультанту необходимо не только постараться убедить в этом клиента, но сделать все от него зависящее для того, чтобы проблема клиента была полностью решена. В этом случае прекращать процесс консультирования можно только по взаимной договоренности психолога и клиента. Если же психологическое консультирование практически прерывается до ранее намеченного срока его окончания, т.е. до получения требуемого результата, то психолог-консультант обязан предупредить об этом клиента, а также сообщить ему о возможных последствиях этого решения.[22]

Условие 4. Клиент должен строго соблюдать  полученные от психолога-консультанта рекомендации. В противном случае проблема клиента вряд ли будет решена, и советы консультанта клиенту останутся  для последнего лишь благим пожеланием, но не руководством к действию.

Условие 5. Психологическое консультирование должно проводиться в подходящей, благоприятствующей ему обстановке. В большинстве случаев психологическое  консультирование должно проводиться  в обстановке конфиденциальности, оно должно не разделять, а сближать между собой психолога-консультанта и клиента, снимать напряженность у клиента, позволять ему быть вполне открытым и откровенным в общении с психологом-консультантом.

Современный российский психолог и психотерапевт Ф.Е. Василюк  ввел объединяющее понятие «критическая жизненная ситуация» для обозначения психологических состояний рассогласования, нарушения душевного равновесия каковыми являются стресс, фрустрация, конфликт и кризис. Критическую жизненную ситуацию Василюк определил как невозможность жить дальше без определенной внутренней перестройки личности, которая происходит, когда человек переживает возникшую ситуацию.В переводе с греческого кризис означает «исход, поворотный пункт». В современном словаре психолога-практика дается следующая интерпретация термина «кризис» - состояние душевного расстройства, вызванное длительной неудовлетворенностью собой и взаимоотношениями с внешним миром. Он бывает связан с наиболее глобальными потрясениями и с самыми глубокими переменами в человеке. Кризис часто знаменует конец одного отрезка жизненного пути и начало другого, он происходит как бы на стыке двух биографических эпох. Период примерно с 35 до 60 лет – время, тяжелое для большинства людей. Статистика свидетельствует: в этом возрасте многие люди переживают серьезный личностный кризис, который называют кризисом середины жизни. Кризис середины жизни, как научная тема, был введен Карлом Густавом Юнгом, также прошедшим через острый душевный кризис в возрасте около 40 лет. Ученый считал кризисы не злом, а залогом развития. Вторая половина жизни человека, по мнению Юнга, имеет свой особый смысл и свои особые цели. Поэтому и нужна глубокая внутренняя перестройка. Утро жизни бывает посвящено устройству человека во внешнем мире, обретению социального положения, семьи, продолжению рода и заботе о потомстве. Когда эти цели в основном достигнуты, дальнейшая гонка за ними в основном бессмысленна. Цель и смысл вечера жизни – внутреннее, духовное развитие человека, обретение Самости. 
Возрастные кризисы связаны с развитием личности и случаются при переходе от одного этапа к другому. Самые известные кризисы данного типа – подростковый и среднего возраста. Почему возникает возрастной кризис? В определенный период жизни то новое, что зарождается в нас, начинает вступать в противоречие с прежними представлениями, образом жизни, взаимоотношениями с людьми. В результате появляется смутное, а со временем все более сильное недовольство собой, своим положением и жизнью в целом. Нарастает желание что-то изменить. 
Как правило, кризис сопровождают сильные переживания. Они заставляют человека иначе взглянуть на себя и на всю жизни, пересмотреть прежние планы и представления. Человек порой начинает ценить то, что ранее казалось невозможным, или наоборот, отказывается от чего-то, что только вчера составляло смысл его жизни, начинает совсем по-другому относиться к себе и другим. В процессе переживания кризиса совершается перестройка личности: внутренний мир переходит в психологическое соответствие с новым жизненным периодом.Дается это очень нелегко. Кризис редко обходится без депрессии, отчаяния, тоски. Временами человек испытывает апатию. Может накатывать ощущение бессмысленности жизни и собственного существования. Возникает полный душевный хаос и желание покончить жизни суицидом. Но человек должен знать, что происходящее с ним не является признаком его слабости, неполноценности и тому подобное. Кризис – это своеобразный творческий процесс обновления самосознания и понимания мира. И если не бежать от собственных переживаний, не заглушать их, не отвергать, а довести кризисную перестройку до конца, то пережитые переживания обогатят личность, сделают ее более мудрой и зрелой. Кризис середины жизни дает человеку шанс измениться, приблизиться к самому себе. Поэтому к его испытаниям правильно было бы относиться не со страхом, а с уважением и благодарностью. 
Для успешного разрешения и выхода из кризиса человеку необходимо решиться некоторые жизненно-важные и актуальные для его возраста задачи. 
Хэйвигхерст и Эриксон определяют ряд задач, выполнение которых необходимо для того, чтобы почувствовать удовлетворение от своей жизни. 
Кроме нескольких лонгитюдных исследований, существует относительно мало надежных данных о том, как изменяются люди в течение всей жизни. Основной причиной такого недостатка является лишь относительно недавнее признание психологами того факта, что взрослые люди тоже «растут». Карл-Густав Юнг одним из первых обратил внимание на вторую половину жизни, когда человек оказывается перед необходимостью найти и оправдать смысл своего существования. В настоящее время немногие психологи предлагают модели развития, охватывающие весь период жизни человека. 
Модель развития взрослых Хэйвигхерста.Он описывал модель развития индивида на протяжении всей его жизни с прагматических позиций. Он рассматривал взрослость как ряд периодов, в течение которых человек должен добиться выполнения определенных задач развития. 
 
Задачи среднего возраста:

Информация о работе Консультирование лиц, переживших кризис среднего возраста