Первый год жизни.
Предпосылки нарушения когнитивного
развития ребенка зачастую видны уже на
протяжении первого года жизни малыша.
Согласно данным многочисленных исследований
[7], более 95 % из них имеют особенности развития
– отставание в моторном, физическом,
эмоциональном и речевом развитии в первые
месяцы жизни. По данным консультативного
центра НИИВФ РАО нарушения моторного
развития. У абсолютного большинства детей
с когнитивными нарушениями (78 %) отмечается,
что «держат голову» они с 2-3 недельного
возраста. Учитывая, что физиологический
возраст этого навыка – 2 месяца, столь
ранние сроки свидетельствуют о гипертонусе
мышц разгибателей, что связывают с травмой
ЦНС и повышением внутричерепного давления.
Об этом же свидетельствуют и беспокойство
ребенка, частые приступы плача, расстройство
сна, срыгивание и плохой набор массы тела
в первый год жизни и, так называемый, синдром
«вертикализации» –– 10 – когда в горизонтальном
положении, ребенок беспокоится и кричит,
а в вертикаль- ном положении, когда его
держат головой вверх – успокаивается.
Если молодая мама жалуется на постоянное
беспокойство ребенка, нарушение его сна
и при этом нет признаков нарушения пищеварения
– необходима консультация невролога
и проведение нейросонограммы – ультразвукового
исследования мозга через родничок для
исключения (или подтверждения) заподозренных
нарушений. Процедура обследования займет
пару минут и совершенно безопасна для
младенца. А диагностическая ценность
ее неоценима. Ребенок растет и родители
отмечают, что он следит глазами и радостно
реагирует на появление мамы, папы, родных
людей. Его реакция – улыбка и двигательное
возбуждение – машет руками, ногами, может
даже смеяться. Отсутствие эмоциональных
реакций на появление родителей и близких
– тоже тревожный синдром, а отсутствие
этих признаков после 6-ти месячного возраста
– прямое показание для серьезного разговора
с неврологом. Никакие отговорки, что «ребенок
серьезный, не хочет улыбаться» не должны
успокаивать родителей и педиатров. Наличие
положительных эмоций, эмоциональный
контакт с младенцем – важнейшая составляющая
нормального интеллектуального развития
малыша. Педиатры отмечают, что дети, попадающие
по разным причинам в дома малютки и ребенка,
которых редко берут на руки, с которыми
мало разговаривают и улыбаются, в эмоциональном
отношении отстают от сверстников, а в
дальнейшем отстают и в интеллектуальном
развитии. К трем с половиной месяцам малыш
должен уметь переворачиваться с живота
на спину самостоятельно, а к шести месяцам
должен сидеть без поддержки и подушек.
Отсутствие этих навыков – обоснованный
повод коррекционного воздействия – назначения
курса массажа и плавания, как минимум.
Если и после массажа навык не появился
– невролог должен назначить комплексное
обследование и курс коррекционного лечения.
Следующим этапом моторного развития
является ползание. Обычно дети начинают
ползать после 6 месяцев. Ползают довольно
резво, их даже бывает трудно догнать.
Если ребенок упорно несколько недель
ползает не вперед, а «назад» или боком
– тоже повод посоветоваться с педиатром.
Есть дети, которые вообще не ползают,
а сразу встают и начинают ходить. Если
во всем остальном ребенок развивается
в полном соответствии с возрастом, беспокоиться
не стоит, однако, нейропсихологи считают,
что отсутствие ползания является «выпадением»
одного из основных этапов с развития
ребенка и если у него имеются и другие
отставания в развитии – лучше озвучить
врачу беспокойство по этому поводу. Ходить
дети начинают в разное время. Есть совершенно
здоровые малыши, которые начинают ходить
с 8-9 месяцев жизни. Малыш пошел к 1 году
– тоже нормально. Особое место стоит
уделить предречевому и речевому развитию
– важной составляющей высших психических
функций, а соответственно и когнитивного
развития. В первые 6 месяцев жизни ребенок
произносит отдельные звуки. Это гуление.
После 6 месячного возраста – появляются
слоги «ма-ма-ма», «па-па-па» и т. д. – это
лепет. Полное отсутствие гуления и лепета
может быть признаком последующего позднего
развития речи или ее задержки. Среди детей
с признаками когнитивной – 11 – недостаточности,
расстройство предречевого развития –
явление нередкое. Так по данным Консультативного
центра ИВФ РАО, позднее начало (после
6-8 месяцев жизни) или полное отсутствие
гуления отмечалось в анамнезе 72 % детей
с когнитивными нарушениями, а позднее
начало или отсутствие лепета (после 1
года) – у 80 % этих детей. Первый год жизни
– период, когда основное внимание родителей
(и врачей) занимает физическое развитие
и соматическое здоровье ребенка. Отсутствие
или резкая задержка предречевого развития
редко вызывает тревогу. В то же время
для компетентного врача – нарушение
предречевого развития – симптом важный
и тревожный. Необходимо исключить и нарушения
слуха и возможные более тяжелые неврологические
нарушения вплоть до отставания в интеллектуальном
развитии в будущем. Ранняя диагностика,
проведение своевременного обследования
позволяют либо разработать программу
комплексной реабилитации, либо снять
тревоги врачей и родителей. Дети из группы
риска когнитивной недостаточности на
первом году жизни отличаются повышенной
заболеваемостью (именно из группы риска,
а не с явным дефицитом интеллектуального
развития, которые, как правило болеют
редко). По данным ИВФ РАО, у подростков,
с признаками когнитивных нарушений, в
анамнезе на первом году жизни наиболее
часты простудные заболевания с сердечно-сосудистыми
осложнениями, аллергические синдромы
с поражением респираторной (дыхательной)
системы. Поскольку и то и другое сопровождаются
явлениями респираторной (дыхательной)
гипоксии, можно предполагать именно гипоксический
вариант поражения ЦНС. Об этом же свидетельствуют
данные дефектологов, по мнению которых,
при респираторных заболеваниях, дети
теряют недавно приобретенные навыки
и коррекционный процесс приходится дублировать.
Не последняя роль в когнитивном развитии
принадлежит и питанию ребенка на первом
году жизни. Дети, получавшие длительное
(не менее 8 – 10 месяцев) грудное вскармливание
развиваются более гармонично, у них практически
не возникает проблем коммуникации в возрасте
первых трех лет жизни. Если же, в силу
объективных или субъективных причин
ребенок перестает получать грудное молоко
до 3-х месячного возраста, частота коммуникативных
нарушений в раннем возрасте возрастает
в 3,5 раза. И дело не только в полноценном
питании, которое с использованием современных
адаптированных смесей удается практически
нормализовать. Нарушения взаимоотношений
со сверстниками и «чужими», новыми для
ребенка людьми у таких детей все равно
встречаются более чем в 3 раза чаще. Исследователи
описывают особенности поведения таких
детей спустя десятилетия. Утверждается,
что у взрослых людей (и мужчин и женщин),
не получавших грудного вскармливания
более высокая частота конфликтных ситуаций
в семье и разводов, чем у тех, кто вскармливался
длительно – до 1 года материнским молоком.
Педиатры отмечают, что среди факторов
риска нарушения когнитивного развития
на первом году жизни велика роль наследственной
отягощенности по речевой патологии (70
%), стигм дизэмбриогенеза (60 %), наличия
синдрома возбуждения ЦНС (60 %), нарушений
сна (50 %), повышенного внутричерепного
давления (61 %), мышечной дистонии (88 %), задержки
моторного развития у 50 % детей. Очень демонстративным
фактором риска когнитивных нарушений
может быть задержка развития речи. Среди
школьников с трудностями усвоения общеобразовательной
программы у 80 % наблюдалась задержка развития
речи (отсутствие вербального общения
до 1,5-2-х лет) и у 84% – позднее начало фразовой
речи (после 3-4 лет). Без интенсивной логопедической
коррекции у этих детей до подросткового
возраста сохранялись фонетико-фонематическая
недостаточность и выраженная «бедность»
разговорной речи. Нельзя обойти молчанием
и травмы головы на первом году жизни.
Младенческий травматизм – явление гораздо
более частое, чем принято думать. Начало
моторной активизации младенца – ползание
и начало ходьбы сопровождается частыми
падениями и ударами головы. Дети падают
с пеленальных столиков, с диванов и кроватей.
Обращения к врачам и последующее обследование
проводится далеко не всегда. Отсутствие
явных гематом или смещений в головном
мозге как бы освобождает от волнений,
но последствия этих «незначительных»
травм выявляются порой через несколько
лет при когнитивных проблемах и углубленных
обследованиях. В то же время в некоторых
исследованиях авторы отмечают легкую
«сетчатость» картинки при нейросонографическом
обследовании именно у детей перенесших
такие микротравмы головы в младенческом
возрасте.
Ранний возраст (1 – 3 года)
В раннем возрасте (от 1 года
до 3-х лет) частота таких травм у детей
становится выше, однако если у ребенка
не было после травмы потери сознания,
головокружения и рвоты – эти эпизоды
не диагностируются, профилактическая
терапия не проводится, записи в медицинской
документации отсутствуют. Более того,
даже если черепно-мозговая травма диагностируется
и ребенок получает соответствующую терапию
в остром периоде болезни, его наблюдают
в течение первого года после получения
травмы. Затем, при отсутствии патологической
динамики ребенок снимается с диспансерного
учета и считается выздоровевшим. Процесс
репарации (восстановления) протекает
таким образом, что при выраженном нарушении
целостности мозга и, соответственно,
гибели нейронов рубцевание заканчивается
через 1,5-2 года и именно к этому сроку возникают
поздние осложнения (головные боли, головокружения,
посттравматическая эпилепсия). Естественно,
что эти осложнения могут сопровождаться
когнитивными расстройствами. Среди ребят
с когнитивными нарушениями особое место
занимают дети, с последствиями перенесенных
нейроинфекций (эпидемический менингококковый
или вирусный или вторичный отогенный
менингиты и менингоэнцефалиты). При этих
заболеваниях отмечается органические
повреждения вещества мозга или его оболочек.
Нарушается архитектоника мозговых структур,
нарушается адекватный кровоток и питание
пораженных отделов. Чем больше объем
поражения, тем сильнее выражены последствия.
Механизм репарации универсален. Даже
при адекватной, но поздней диагностике
и правильном лечении, когнитивные нарушения
варьируют от легкой утомляемости, истощаемости,
нарушения внимания и снижения памяти
– собственно когнитивных проблем, до
глубокой умственной отсталости. Со временем,
когнитивные нарушения при комплексной
коррекционной работе, включая медикаментозную
коррекцию, значительно уменьшаются. С
увеличением возраста ребенка изменяется
и профиль клинических проявлений последствий
перинатальной патологии. Так к трехлетнему
возрасту в анамнезе детей с когнитивными
расстройствами отмечались следующие
психо-неврологические синдромы: синдром
двигательного возбуждения с гиперактивностью
– у 61 %детей,- внутричерепная дистензия
– у 80 % обследованных,- вегетативно – сосудистая
недостаточность – у 92 %,- периферическая цервикальная
недостаточность – у 79 % наблюдаемых,- неврологические нарушения(синдром
навязчивых движений, тики) – у- 72 % детей, тревожно-фобические
нарушения (напряженность, страхи) – у
60 %.- По данным В.И. Кулакова у 58
% детей группы риска к трем годам жизни
об- наруживаются минимальные мозговые
дисфункции, оказывающие значительное
влияние на последующее психофизическое
развитие. К трехлетнему возрасту у большинства
этих детей формируется синдром дефицита
внимания с гиперактивностью (СДВГ), или
без гиперактивности – первая достоверная
симптоматика когнитивной недостаточности.
Безудержные, неуправляемые дети, которые
не могут удержать внимания, сосредоточиться
[7]. Не вдаваясь в подробности клинического
течения СДВГ), у абсолютного большинства
наблюдаемых детей при обследовании обнаруживались
объективные причины развития когнитивных
трудностей (последствия органического
поражения ЦНС, позднее и нарушенное речевое
развитие, брахиоцефальной недостаточности
или расстройство мозгового кровотока
в форме дисциркуляторной энцефалопатии
– нарушение микроциркуляции крови в
сосудах шеи и головного мозга) с преимущественным
поражением артериального и/или венозного
звеньев– кровотока. Естественно, что
в отсутствии нормального кровоснабжения
и, соответственно кислородного голодания
– гипоксии, нормальное развитие, становление
и созревание головного мозга нарушается.
В таких случаях стандартная терапия когнитивной
недостаточности стимулирующими препаратами
ноотропного ряда, даже в комбинации с
логопедической работой и занятиями с
психологом, не дает ощутимых результатов.
Только комплексная терапия с коррекцией
кровотока, многоуровневая нормализация
метаболизма (основного обмена) создает
базис для действенной и результативной
педагогической работы [7].
Дошкольный и школьный возраст
«Расцвет» СДВГ приходится
на школьный возраст. Дефицит внимания,
нарушение понимания, снижение памяти
– не дают ребенку нормально усвоить образовательную
программу и сопровождаются школьной
дезадаптацией. Эти синдромы необходимо
дифференцировать с нарушением формирования
школьных навыков в форме дисфункции речевого
центра головного мозга в области, отвечающей
за распознавания письменной речи (дисграфией,
дислексией – нарушением письма и чтения).
Грамотную диагностику должен проводить
специалист логопед со знанием нейропсихологии.
Как правило, дети с дисграфией и дислексией
неуспешны в школе не из-за когнитивных
трудностей. Они неплохо усваивают учебный
материал на слух и с помощью иллюстративного
наглядного материала. Память у них сохранна,
они не испытывают трудностей в концентрации
внимания, интеллект сохранен. В разных
странах неоднозначный подход к диагнозу
нарушения школьных навыков. Например,
до недавнего времени, дислексия и дисграфия
в США были синонимами умственной отсталости,
однако отсутствие снижения интеллекта,
явная «обучаемость» этих детей и неплохие
результаты комплексной терапии таких
нарушений изменили подход к их оценке.
В ряде случаев когнитивные трудности
могут быть симулированы рядом социальных
проблем. Дети, воспитываемые в асоциальных
семьях, не получившие должного воспитания,
навыков социального поведения, коммуникаций,
не получившие дошкольной подготовки
и навыков анализа, сравнения, обобщения,
могут производить впечатление когнитивно-проблемных.
Контакт с учителем, дополни- тельное объяснение
учебного материала, выполнение домашних
заданий и занятия в «группе продленного
дня», постепенно выравнивают ситуацию
и ребенок пере- стает отставать от одноклассников.
Когнитивная недостаточность обнаруживает
трудности усвоения материала в умении
концентрировать внимание, понимании,
запоминании школьной программы. Механизмы
нарушения когнитивных функций у детей,
таким образом, по мнению В.М. Шкловского,
включают изменения нейроморфологии с
формированием нейросенсорных и нейромоторных
изменений органического и функционального
генеза, нарушение питания мозга за счет
микроциркуляторных расстройств и длительной
гипоксии, нарушение возрастного созревания
ЦНС, функциональные дисрегуляторные
расстройства.
Объективные причины
развития когнитивной недостаточности
обусловливают необходимость обязательной
диагностики нарушений и анализа
факторов риска ее развития. Этот
анализ обязателен еще и потому,
что собственно когнитивные нарушения
выявляются не сразу после поражения ЦНС,
а значительно позднее, когда основные
высшие психические функции формируются
или уже сформированы.
Особенный ребенок
Ребенок с особыми потребностями в образовании
– это новое для современного общества
понятие. Появление этого термина свидетельствует
о взрослении нашего общества — оно поворачивается
лицом ребенку, имеющему особенности развития,
будь то ребенок с ограниченными возможностями
или просто попавший в тяжелую жизненную
ситуацию.
Ребенок с особыми
образовательными потребностями
— это ребенок с нарушениями,
вследствие которых к нему
нужно применять особые образовательные
программы, отличные от стандартных.
Теперь общество берет на себя
ответственность за обучение
такого ребенка и разработку
образовательных программ для
него.
Понятие «дети
с особыми образовательными потребностями»
охватывает всех учащихся, чьи
образовательные проблемы выходят
за границы общепринятой нормы.
Общепринятый термин «дети с
особыми образовательными потребностями»
делает ударение на необходимости
обеспечения дополнительной поддержки
в обучении детей, которые имеют
определенные особенности в развитии.
Логичным и обоснованным
может быть принято определение,
которое дает французский ученый
Г. Лефранко: «Особые потребности
– это термин, который используется
в отношении лиц, чья социальная,
физическая или эмоциональная
особенность требует специального
внимания и услуг, предоставляется
возможность расширить свой потенциал».
Если мы говорим об инклюзивном образовании,
то имеем в виду, прежде всего, особые образовательные
потребности у детей, имеющих нарушения
в психофизическом развитии.
Инклюзивное образование
– это система образовательных услуг,
которая базируется на принципе обеспечения
основного права детей на образование
и права обучаться по месту проживания,
что предусматривает обучение в условиях
общеобразовательного учебного заведения.
Детям с особыми
образовательными потребностями нужны
обходные пути получения тех знаний, которые
для нормально развивающихся детей являются
обычными.
Задание 3
Опишите и проанализируйте
проявления возрастного кризиса периода
молодости (на конкретном примере из жизни
или на примере из художественной литературы).
Укажите: стремление к духовному, возвышенному,
высокому, неординарному, осмысляемому
как возможность достичь, изменить, стать,
«сделать себя»; кризис семейных взаимоотношений;
освоение новых социальных ролей; ролевые
внутриличностные конфликты.
В 27-28 лет человек вступает в
период кризиса молодости. В этот период
человек впервые оглядывается на прожитые
годы; у молодых людей возникает отчетливое
чувство, что они простились с юностью.
Заглядывая вперед, человек чувствует,
что вступает в фазу, когда появляются
совершенно другие жизненные задачи. Такая
остановка и рефлексия проявляются в переживании
чувства, что юность миновала и что начинается
новый этап в индивидуальной жизни.
И по социальным и по психологическим
меркам человек к тридцати годам завершает
определенный этап своего развития. Возникает
необходимость (социальная и личная) подвести
предварительные (промежуточные) итоги
и определить перспективы дальнейшей
жизни. Первые жизненные успехи и ожидания
уже позади, труд и быт становятся будничными,
и в результате происходит новое снижение
чувства осмысленности и полноты бытия.
С рефлексивной оценкой пройденного пути,
с осознанием возможностей и перспектив
дальнейшего развития связана феноменология
кризиса тридцатилетних.
Происходит глубинный самоанализ
и критический пересмотр собственной
личности, приводящий к переоценке ценностей.
Путь разрешения кризиса зависит
от особенностей предшествующего периода,
а также от индивидуальных особенностей;
он тесно связан с обстоятельствами жизни
в целом. В работах психологов отмечено,
что мужчины и женщины по-разному переживают
процесс пересмотра жизненных целей в
период от 28 до 33 лет. Мужчины могут сменить
работу или изменить свой образ жизни,
но их сосредоточенность на работе и карьере
не меняется. Женщины на переходе 30-летнего
рубежа обычно меняют приоритеты, установленные
в молодости. Женщин, ориентированных
ранее на замужество и воспитание детей,
теперь в большей степени начинают привлекать
профессиональные цели; в то же время те,
кто отдавал свои силы работе, теперь,
как правило, направляют их в лоно семьи
и брака.
К тридцати годам человек становится
уникальной личностью, со своим мировоззрением,
со своим стилем деятельности, образом
жизни, кругом общения и манерами поведения.
Человек находится на вершине развития
своих интеллектуальных возможностей.
Он прошел серьезную школу социальной
и общественной жизни.
А сейчас хочу привести пример
из личной жизни. Моя знакомая до 28 лет
работала в торговле, при этом имея образования,
учитель музыки, дирижер хора. По ее словам
она просто засыпала, стоя у витрины отдела,
жизнь ей казалась однообразной. Но вот
наступил кризис в стране, который совпал
с жизненным кризисом молодости. Надо
было что-то менять, и она приходит работать
в детский дом воспитателем. Она обрела
новые социальные роли: воспитатель, мама,
учитель, тренер, художник, педагог-организатор
и т.п. Чтобы воспитательный процесс был
интересным и познавательным, приходилось
много читать, учиться вместе с детьми,
развивать себя. По ее словам, она каждый
день открывала для себя что-то новое.
За спиной у человека появились крылья.
И вот уже 12 лет, эта замечательная женщина
работает в нашем коллективе, радуя нас
своими «суперскими» праздниками и развлечениями.
Кризис пошел человеку на пользу, она раскрылась
как личность, состоялась как педагог.