Контрольная работа по «Возрастные кризисы личности»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2015 в 08:13, контрольная работа

Краткое описание

Кризис в жизни это ситуация, в которой человек сталкивается с невозможностью реализации внутренней необходимости своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей) в виду возникновения препятствий (чаще всего внешних), преодолеть которые, опираясь на свой прошлый опыт, он не может. Человек привыкает к определенной форме своей жизни и деятельности: образу и состоянию тела, пище, одежде, более или менее комфортным условиям существования, счету в банке, автомобилю, жене, детям, социальному статусу, смыслам и духовным ценностям. Кризисное состояние лишает его опоры.

Содержание

Введение
3
1. Задание 1
6
2. Задание 2
17
3. Задание 3
30
4. Задание 4
33
Заключение
73
Список литературы
76

Вложенные файлы: 1 файл

возрастные кризисы.docx

— 113.81 Кб (Скачать файл)

Примеры вопросов:

Мне бывает стыдно, когда…..

Я однажды испытал страх, это было…..

Мне особенно приятно, когда меня….

Однажды мне пришлось солгать …… и т.п..

Упражнение № 5 « Мои слабые стороны»

Цель: Актуализация потребности в самосовершенствовании.

Каждый член группы должен рассказать остальным о своих слабых сторонах, о том, что он не принимает в себе. Не обязательно говорить только об отрицательных чертах своего характера. Важно отметить то, что является или может являться причиной конфликта в различных ситуациях, осложняет жизнь, затрудняет взаимоотношения.

Далее упражнение проводится по версии «Мои сильные стороны».

Рефлексия.

Упражнение № 6 «Я тебя понимаю»

Цель: Развитие социальной перцепции, взаимопонимания, эмпатии.

Каждый член группы выбирает себе партнера и затем в течение 2-3 минут в устной форме описывает его состояние, настроение, чувства, желания в данный момент. Тот, чье состояние описывает партнер, должен или подтвердить правильность предположений, или опровергнуть их.

Оба партнера вправе комментировать высказывания друг друга.

Рефлексия.

Упражнение № 7 Психоаналитическая игра «Волшебный магазин»

Цель: Актуализация личностных ценностей.

Членам Т - группы дается установка закрыть глаза и представить себя в волшебном магазине, где находится множество разных ценных вещей. Необходимо мысленно осмотреть товары. Тренер говорит о том, что одну из понравившихся вещей вы можете взять себе. Представьте, что это за вещь, опишите ее. Объясните членам группы, почему вы выбрали именно ее. Скажите, хотелось ли еще взять что-нибудь, что именно?

Далее группа осуществляет анализ символов, по которым определяются актуальные потребности (ценности) личности.

Заключительный вывод делает тренер.

Рефлексия.

Упражнение № 8 «Я имею право быть»

Цель: Принятие себя и своих прав.

Члены группы встают, подходят друг другу (организуются в динамические пары) и заявляют друг другу по очереди свои права.

Примеры:

Я имею право быть!

Я имею право на понимание!

Я имею право на твою любовь, уважение, снисхождение…

Я имею право на свое «Я»!

Рефлексия.

ЗАНЯТИЕ №7

Задачи занятия: активизация внутренних ресурсов членов Т-группы для личностного роста.

Упражнение №1 « Я глазами группы»

Цель: Развитие рефлексии.

Обсуждение домашнего задания. Каждый высказывает свое мнение о том, каким видит его группа в целом и каким видят его отдельные участники.После выступления каждого участника, группа высказывает ему свое мнение о том, в чем он прав, а в чем нет.

Рефлексия.

Примечание: Это упражнение можно провести в парном варианте. Один – смотрит в глаза другому и рассказывает, каким он его видит сейчас и каким он, вероятно, был в детстве. После чего напарник высказывает свое мнение по этому поводу. Далее напарники меняются ролями.


 

Упражнение № 2 «Прокуроры и адвокаты»

Цель: Формирование умения отстаивать свои позиции.

Одни члены группы на некоторое время становятся обвиняемыми, а другие прокурорами. Обвиняемый садится на отдельный стул. Задача прокуроров выдвигать свои обвинения по поводу поведения, качеств личности, его суждений, увлечений и др. Задача адвокатов – отстаивать достоинства личности, аргументировано отвергать обвинения, акцентировать внимание на сильных сторонах личности.

После выступления обеих сторон, обвиняемый имеет право задавать вопросы и тем и другим. В целом акцент должен быть сделан на принятие целостного образа каждого члена группы коллективом.

Рефлексия.

Упражнение № 3 Психоаналитическая игра « Дыра безвременья»

Цель: Актуализация значимых личностных ценностей.

Необходимо представить, что наша планета попала в черную космическую дыру. Это необходимо было для того, чтобы очистить ее от всего плохого. Поэтому с земли исчезло на 100 лет с все живое. Оно потом все вернется. Но мы должны сохранить свою душу, воплотив ее в любой воображаемый нами неодухотворенный предмет. Его надо выбрать со вкусом, чтобы сохранить в нем все свои ценности, чаяния, надежды, все свои лучшие качества. Именно это позволит нам вернуться через столетие на очищенную от скверны землю.

Вообразите этот предмет, опишите его. На самостоятельную работу отводится 6-8 минут. Тексты авторами не подписываются.

Тренер собирает описания предметов и зачитывает тексты. Группа анализирует предметы, охарактеризованные в письмах, и старается угадать, о ком идет речь.

Рефлексия.

Упражнение № 4 Разминка «Австралийский дождь –1»

Цель: Снятие усталости.

Все повторяют движения за тренером по очереди. Сначала ведущий хлопает в ладоши, потом его действия повторяет второй, третий, четвертый и другие члены группы. Тренер начинает новое движение –топает ногами. Последующий за ним член группы повторяет это движение. Остальные продолжают сначала первое, потом второе, третье, по очереди включаясь в новые действия и т.д. Тренер все быстрее и быстрее осуществляет смену действий. Задача каждого не переходить к новому упражнению, не завершив предыдущего.

Рефлексия.

Упражнение № 5 “Горячий стул”

Цель: Знакомство; формирование атмосферы доверия; реализация потребности в персонализации.

Бросается жребий. Тот, кому выпадает жребий, становится хозяином «горячего стула». Все члены группы в течение 10 минут задают ему любые вопросы, на которые он должен отвечать откровенно.

Вопросы могут быть разного характера: на выявление отношений; ролевые вопросы (как к другу, как к представителю определенного пола и др.); вопросы–ситуации и др. У участников группы появляется уникальная возможность сопоставить свои взгляды, ценности с пониманием их другими людьми, получить ответы на любые волнующие их вопросы.

Далее вновь бросается жребий и хозяином горячего стула становится другой участник группы.

Рефлексия занятия.

ЗАНЯТИЕ № 8

Цель занятия – определение результативности тренинга. Подведение итогов цикла упражнений.

Упражнение № 1 Разминка «Пожелание»

Цель: Формирование позитивного эмоционального фона.

Все встают, подходят друг к другу, обнимают или просто прикасаются к плечу или к рукам и говорят пожелания.

Рефлексия.

Упражнение № 2 «Я глазами группы»

Цель: Получение обратной связи; развитие социальной перцепции.

Каждый высказывает свое мнение о том, каким видит его в целом вся группа и отдельные участники. Члены группы говорят, в чем он прав, а в чем нет. После этого высказывается следующий участник и так далее.

Рефлексия.

Упражнение № 3 «Завещание»

Цель: Акценирование внимание членов группы на значимых для них ценностях.

Составьте воображаемое завещание, по которому вы оставляете свои духовные ценности, качества, свои чувства, знания и др. Что и кому бы вы завещали. Что глубоко зарыли бы в землю, что оставите при себе.

Завещания зачитываются и обсуждаются.

Рефлексия.

Упражнение № 4 Разминка «Австралийский дождь - 2»

Цель: Снятие усталости.

Все встали в круг и должны идти друг за другом. Тренер дает указания, чтобы все повторяли движения за ним. Полем для демонстрации движений является спина каждого предыдущего на спине предыдущего.

Тренер говорит: «Пошел дождь, чаще, еще чаще. А теперь падает снег. Волны накатываются на берег. Идет медведь» ... и др.

Темп движений должен ускоряться. Потом группа разворачивается на 180 градусов, и упражнение повторяется вновь.

Рефлексия.

Упражнение № 5 «Заповеди»

Цель: Актуализация ценностей.

Тренер дает задание группе: «Определите 10 заповедей, суммирующих правила, идеалы, ценности, на которые вы будете ориентироваться в дальнейшем, чтобы обеспечить свое личностное развитие».

На самостоятельную работу отводится до 5 минут времени.

Обсуждение, рефлексия.

Упражнение № 6 Разминка «Чувство»

Цель: Диагностика микроклимата в группе, развитие благоприятной эмоциональной атмосферы в группе.

Все члены группы берутся за руки, образуя замкнутый круг. Тренер говорит о том, что он сейчас через тактильный контакт ладоней рук будет передавать определенное чувство. Члены группы должны определить (почувствовать), какое чувство было передано, и поделиться своими соображениями. Потом другие члены группы также загадывают и передают свои чувства через тактильный контакт ладоней рук.

Рефлексия.

Упражнение № 7 «Волшебное дерево»

Цель: Снятие усталости; повышение энергетического потенциала.

«Волшебное дерево» – восстанавливающая энергогимнастика. В основе метода положен принцип визуализации и вхождение в образ.

Представьте себя могучим деревом. Войдите в образ. Представьте, как с верху в вас вливается энергия космоса. Вообразите ее в виде золотого потока. Ощутите, как энергия проходит через весь ваш организм к пяткам ног, проходит вас насквозь, наполняя животворящей силой, расплываясь теплом по всему вашему телу до кончиков пальцев.

Представьте, что через ступни ног в вас вливается энергия земли в виде серебряного потока и наполняет силой и бодростью все ваше тело.

Выход из образа.

Упражнение № 8 «Моечная машина»

(Телесно ориентированный  ритуал прощания)

Цель: Закрепление позитивного эмоционального образа занятий.

Участники становятся в «ручеек». Это моечная машина. Один из участников играет роль автомобиля, который необходимо помыть. Он входит в строй между товарищами. Это и есть моечная машина. Они прикасаются по очереди к нему и говорят ему ласковые слова и добрые пожелания на будущее. На выходе из машины его ждет «сушилка», которая должна его обнять. После этого происходит смена ролей «сушилки» и «автомобиля». Упражнение считается завершенным тогда, когда все члены группы смогут побыть в заданных ролевых образах.

В заключении можно использовать упражнение «Больше всего мне понравилось...», направленного на получение ведущим обратной связи касательно прошедшего тренинга: что понравилось в тренинге, что больше всего запомнилось, где и как возможно применение полученных знаний в жизни.

 

 

Заключение

    Проблема кризисов  – одна из мало разработанных, перспективных и актуальных проблем  психологии. Линия человеческой жизни никогда не бывает гладкой. Итак, в данной работе были представлены особенности и характеристики возрастных кризисов: их структура, психологическое содержание, динамика протекания, вероятные пути выхода их них. Также рассмотрены особенности каждого из возрастных кризисов детства и взрослости.  
Рассматривая кризисы как закономерность психического развития человека, зная их периодичность и причины возникновения, их можно по меньшей мере предсказать, а значит смягчить неизбежные, встроенные в природу человека и избежать тех, которые являются результатом неправильного выбора самого человека. Чувство ответственности за себя и другого, прорывается готовность к сексуальным контактам с представителями противоположного, а иногда и своего пола. Самой, пожалуй, важной функцией кризиса, является его влияние на развитие человека - Л.С. Выготский писал, что "если бы кризисы не были обнаружены экспериментально, их, тем не менее, следовало бы задать теоретически". Основанием для такого утверждения служит то, что процесс развития человека происходит "рывками", от одной стадии к другой, т. е. скорее революционным, чем эволюционным путем. В эти периоды в относительно короткий срок происходят кардинальные изменения, сильно заметные окружающим. Процесс познания мира человеком, физическое, интеллектуальное, духовное и психическое развитие начинается с момента физического рождения, продолжается на протяжении всей жизни и заканчивается с его смертью. 

В психологических теориях категория «возрастной кризис» используется в многочисленных контекстах, отличается по своему содержанию и связывается с различными характеристиками психического развития человека. 
Суть возрастных кризисов заключается в изменении системы связей человека с окружающей действительностью и его отношения к ней, в смене ведущей деятельности. В отличие от кризисов невротического или травматического типа, они относятся к нормативным изменениям, необходимым для нормального поступательного хода психического развития. Конечно, в этой сфере существует еще много направлений для дальнейших исследований. В частности, выход из кризисов представлен в самом общем виде, и все-таки в результате гипотеза о том, что особенностью прохождения кризиса является то, что человек сам и только сам может пережить события, обстоятельства и изменения своей жизни, породившие кризис, подтвердилась. Таким образом, любой возрастной кризис имеет две стороны, которые необходимо учитывать, раскрывая его психологическое содержание и значение для последующего развития личности. Первая из них - разрушительная сторона кризиса - процессы свертывания и отмирания. Возникновение нового непременно означает отмирание старого. Процессы отмирания старого сконцентрированы преимущественно в кризисных возрастах. Но негативная сторона кризиса - это обратная, теневая сторона позитивной, конструктивной стороны. Здесь всегда осуществляются и конструктивные процессы, происходят позитивные изменения, которые составляют главный смысл каждого переломного периода, - психические новообразования. Возрастные кризисы характеризуются рядом особенностей протекания - неотчетливость границ, огромная нагрузка на психическую сферу индивида в этот период.В то же время нужно иметь в виду, что характер протекания кризиса в значительной мере зависит от конкретных жизненных ситуаций. Однако переломы, качественные сдвиги в развитии неизбежны. Принято рассматривать три фазы в структуре возрастного кризиса: предкритическую фазу; фазу собственно кризиса (состоящую из трех этапов); и посткритическую фазу. Данная концепция изначально принадлежала Л.С.Выготскому, и является актуальной и по настоящий момент.

      В детском и  юношеском возрасте выделяют  большие кризисы (кризис новорожденности, кризис трех лет, подростковый  кризис в 13-14 лет) и малые кризисы (кризис одного года, кризис семи  лет, кризис в 17-18 лет). При больших  кризисах перестраиваются отношения  ребенка (подростка) и общества. Малые  кризисы проходят внешне спокойнее, связаны с нарастанием умений  и самостоятельности человека. В  период критической фазы дети  трудновоспитуемы, проявляют упрямство, негативизм, строптивость, непослушание.

Информация о работе Контрольная работа по «Возрастные кризисы личности»