Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 14:31, контрольная работа
Влияние социальной среды связано с понятием социализация( процесс и результат усвоение социального опыта, норм, ценностей и установок, освоение новых соц. ролей).
В процессе социализации находятся в сложном противоречивом взаимодействии тенденции:
1.Необходимость адаптации личности в обществе.
2. Процесс индивидуализации
Основные институты(факторы социализации):семья, система образования,
Религия, СМИ, профессия, хобби, спорт
1.Характеристика факторов формирования личности
2.Место семьи в совокупности средовых факторов
3.История семьи и семейного воспитания
4. Функции современной семьи
5.Типы семейных отношений
6.Стили руководства семейными отношениями
Список использованной литературы
Содержание
1.Характеристика факторов
2.Место семьи в совокупности средовых факторов
3.История семьи и семейного воспитания
4. Функции современной семьи
5.Типы семейных отношений
6.Стили руководства семейными отношениями
Список использованной литературы
1.Характеристика факторов формирования личности
Становление человека возможно
в случае единства 3х факторов
1.биологический(задатки)
2.социологический(соц. среда и воспитание)
3.психологический(внетреннее Я и воля)
Выделяют 4е фактора развития личности:
Генетический (наследственность)- человек как индивид
Среда(природно-географическая и социальная)
Воспитание
Собственная преобразующая деятельность человека
Влияние социальной среды связано с понятием социализация( процесс и результат усвоение социального опыта, норм, ценностей и установок, освоение новых соц. ролей).
В процессе социализации находятся в сложном противоречивом взаимодействии тенденции:
1.Необходимость адаптации личности в обществе.
2. Процесс индивидуализации
Основные институты(факторы социализации):семья, система образования,
Религия, СМИ, профессия, хобби, спорт
2.Место семьи в совокупности средовых факторов
Важнейшим институтом социализации
подрастающего поколения
Наибольшую актуальность
это утверждение приобретает
в наши дни благодаря неуклонному
научно-техническому прогрессу, который
сопутствует общественному
Число людей, которые предпочитают
в одиночку воспитывать ребенка,
вообще не вступая в брак, либо усыновляя,
либо беря на воспитание приемных детей,
возрастает, а идея создания неполной
семьи становится все популярнее.
За последние 20 лет количество первенцев,
родившихся у незамужних матерей, возросло
более чем в 2 раза.Однако большинство
людей оказываются в
Одинокому родителю просто необходимо умение помочь ребенку найти себя во взаимоотношениях с друзьями, родственниками и своим окружением в целом.
И хотя к новым моделям семейной жизни начинают относиться все терпимее, тем не менее, неполной семье предстоит борьба за самоутверждение в обществе, которое все еще ориентировано на традиционную нуклеарную семью, состоящую из отца, матери и детей.
Даже самая заботливая женщина в неполной семье, физически не имеет достаточно времени для воспитания своего ребенка. Из-за чрезмерной занятости и трудовой перегруженности матери дети предоставлены сами себе.
Отсюда возникает множество
проблем, связанных поведением и
психикой ребенка, вызванных неблагополучными
условиями его воспитания.
На всех этапах развития ребенка в семье,
как на него самого, так и на его родителей
оказывают постоянное воздействие различные
факторы социальной среды.
Одни из них оздоровляют воспитательную функцию семьи, другие оказывают на нее дестабилизирующее воздействие, создавая различные проблемы для семьи, ее членов и окружения.
Познание факторов, порождающих
эти проблемы, позволяет полностью
или частично устранить дискомфорт
в семейном общении, оздоровить семейную
микросреду, таким образом обеспечить
нормальную адаптацию ребенка в
школе. Среди таких факторов Торохтий
В. С. выделяет следующие:
1. «Образ мыслей» семьи. Фактор отражает
социально-психологический аспект образа
жизни семьи и имеет свои особенности.
Во-первых, вся система
ценностей, установок, потребностей и
мотивов семьи ориентирована
на реальные возможности ее жизнеобеспечения.
Образ мыслей семьи во многом определяется
условиями жизни.
Во-вторых, сформированная со временем
способность адаптации целей, установок,
ценностных ориентации семьи к реалиям
внешней жизни, влияющих на психику каждого
ее члена.
В-третьих, готовность кразличного рода жизненным изменениям, профессиональной деятельности обоих супругов.
2. «Образ общения» семьи.
Этот фактор также отражает
социально-психологический
Во-первых, особая
межличностная коммуникативность, имеющая
особую значимость в силу личностно-интимного
значимого характера общения.
Во-вторых, открытость
семейной коммуникации социальной среде
обитания, выраженность собственных семейных
интересов.
В-третьих, неформальность отношений между членами семьи.
В-четвертых, особая развитость таких механизмов, как эмпатия, идентификация, педагогическая рефлексия.
В-пятых, особая значимость отношений с родителями.
3. Отношение социальной среды к семье. Данный фактор неоднозначен, нередко характеризуется противоречивостью, а порой и неадекватностью реальных притязаний и ожиданий. В одних случаях у ребенка формируется уверенность в возможности решения сложных жизненных задач, а в других — неуверенность в себе, своих родителях.
4. Традиции нации, народности,
места проживания семьи. В
5. Традиции семьи. Представляя культурное наследие, нормы и правила поведения выступают одним из средств формирования у детей высоких нравственных качеств.
6. Интеллектуальный уровень
окружения ребенка. Этот
Познание рассмотренных выше общих факторов позволяет воссоздать педагогическую атмосферу воспитания детей в семье. Конструктивность воспитательного процесса в семье в большей мере определяют частные факторы. В их числе можно выделить следующие:
1. Представления родителей
об эталоне воспитанной
2. Расположенность к полу ребенка в семье.
В семье существует определенная специфика
отношений к полу ребенка. Суть ее состоит
в том, что отцу всегда ближе сын, а матери
— дочь.
3. Педагогическая культура
общения родителей. Она
4. Мотивы рождения ребенка.
Каждая нормальная семья рано
или поздно стремится
Доминирующая мотивация
рождения ребенка определяет последующее
отношение родителей к
Установки супругов на воспитание детей. Представляя своего рода, готовность действовать тем или иным образом, они указывают, что каждый из супругов не только отражает окружающую действительность, но и эмоционально переживает ее, осмысливает и предпринимает определенные действия для воплощения ее требований в психических свойствах и качествах ребенка. Они обозначают субъективные ориентации индивидов как членов малой социальной группы по отношению к тем или иным объектам, людям, ценностям, обусловливающим определенные (нравственные, этические, физические, половые, правовые и др.) нормы поведения своих детей.
Уровень притязаний родителей
по отношению к ребенку. Под этим
понимается уровень сложности
Кроме вышеназванных частных
факторов воспитания, существуют и
такие, как: преобладающие в семье
настроения, индивидуальные способности
супругов к воспитанию детей, склонность
родителей к эмоциональной
3.История семьи и семейного воспитания.
Преобразования, осуществляемые
в российском обществе в настоящее
время, актуализируют роль воспитательного
потенциала семьи в формировании
личности ребенка. Это связано в
первую очередь с тем, что появляется
все большее количество детей
неблагополучных с точки зрения
физического и психического развития,
духовно-нравственного
Хотя в последние годы
предпринимаются значительные меры
по оказанию помощи семье, но это в
большей степени связано с
решением демографической ситуации,
сложившейся в России. На этом фоне
не всегда достаточное внимание уделяется
сфере первоначального
Как показывает жизнь, процесс
воспитания часто ставит перед родителями
множество сложных проблем, из которых
они не находят самостоятельного
выхода. К негативным факторам семейного
воспитания относятся: дефицит со стороны
родителей внимания и душевного
тепла по отношению к ребенку;
завышенная требовательность или полное
безразличие; неумение разобраться
в мотивах поведения ребенка;
игнорирование его духовных потребностей;
непонимание закономерностей
Несмотря на неблагоприятные для семьи процессы, она по-прежнему остается основным институтом первичной социализации личности. Семья для ребенка – и социальная среда, и воплощение культурных традиций, и источник общественного опыта.
Отсутствие должного внимания
к проблемам семьи, снижение педагогической
подготовки родителей, недостаточно интенсивная
разработка теоретических проблем
семейного воспитания с учетом развития
новых научных подходов, вызывает
необходимость изучения опыта и
положительных тенденций в