Контрольная работа по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 14:31, контрольная работа

Краткое описание

Влияние социальной среды связано с понятием социализация( процесс и результат усвоение социального опыта, норм, ценностей и установок, освоение новых соц. ролей).
В процессе социализации находятся в сложном противоречивом взаимодействии тенденции:
1.Необходимость адаптации личности в обществе.
2. Процесс индивидуализации
Основные институты(факторы социализации):семья, система образования,
Религия, СМИ, профессия, хобби, спорт

Содержание

1.Характеристика факторов формирования личности
2.Место семьи в совокупности средовых факторов
3.История семьи и семейного воспитания
4. Функции современной семьи
5.Типы семейных отношений
6.Стили руководства семейными отношениями
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

иванова.docx

— 59.66 Кб (Скачать файл)

Детей нужно не только воспроизвести  на свет, но и воспитать, дать им образование, ввести в сложный мир человеческих отношений. Поэтому наряду с репродуктивной существенное значение приобретает  тесно связанная с нею воспитательная функция семьи. В рамках реализации этой функции удовлетворяется индивидуальная потребность каждого из супругов в материнстве или отцовстве, контактах с детьми, их личностное формирование. В ходе выполнения воспитательной функции семья в первую очередь обеспечивает первичную социализацию ребенка и становление его психических (интеллектуальных) черт и личностных качеств, вплоть до достижения им социальной зрелости. Одна из особенностей семейного воспитания заключается в эмоциональной форме отношений между родителями и детьми, в отношениях любви.

 
5.Типы семейных отношений

 

Поскольку семья для каждого  человека – необходимость, люди должны ценить семейные отношения и работать над ними, ежедневно поправляя  недостатки, открыто общаясь с  партнером, заботясь о близких. Для  того, чтобы осознать что не так  «в Датском королевстве» каждый должен понимать к какому типу семейных отношений  можно определить его «ячейку».

Семьи подразделяются на гармонические (те, в которых проблемы очевидны, не велики, либо стиль общения внутри семьи выбран правильный) и дисгармонические (участники таких взаимоотношений  слишком вовлечены в процесс, проблем накапливается столько, что их не замечать – проще и  удобнее, семья нестабильна и  может разрушиться в любой  момент). Давайте разберемся поконкретнее[12, c.87].

К гармоническому подтипу  относятся традиционная, зависимая, партнерская и, собственно, гармоническая  семьи.

Традиционная

Основной целью семейных отношений является продолжение  рода, стабильность.

Недостатки в такой  семье сводятся к стремлению быть как все, вписаться в общество любой ценой. Отношения в таких  семьях неосознанные, супруги привязаны  исключительно к быту; развитие, творчество, свобода отсутствует, поскольку  преобладает чувство собственности, связывающее по рукам и ногам  партнера.

Зависимая

В этой семье прерогативой является удовлетворение психологических  потребностей одного или обоих супругов, эмоциональная наполненность. Отношениями  правит страх одиночества, ответственности, неосознанность, иллюзорность любви, наличие  комплексов, зависимостей, привязанностей.

Подвиды:

Тиран – жертва

Жертва – спасатель

Мать – сын

Отец – дочь 

Партнерская (договорная)

Здесь преобладает желание  взаимного развития, реализация через  семейные отношения, взаимопомощь. Все  члены семьи берут на себя равную ответственность, вкладывают в отношения, стремятся к открытости. Отношения  отличаются осознанностью, творческим началом, гибкостью, уникальностью, компромиссностью.

Гармоническая

Идеальная семья с точки  зрения микроклимата. Супруги открыты, готовы к компромиссам, работе над  отношениями, едины во взглядах на ведение  быта, проведение досуга, воспитание. Принятие ребенка – полное. Ребенок воспринимается как равный член общества, имеющий  свои права и обязанности, подчиняющийся  единому своду правил.

Дисгармонические типы семей  включают в себя внешне спокойную  семью, вулканическую семью, семью  – санаторий, семью – крепость, демонстративную семью, семью –  третий – лишний, семью с кумиром  и семью – маскарад.

Внешне спокойная семья

Особенностью этой семьи  является внешнее спокойствие, иллюзия  согласованности, однако на самом деле супруги томятся чувством неудовлетворенности  и скуки. Совместное проживание для  них сопровождается ощущением зря  потраченного времени. Наблюдается  отсутствие диалога и повышенный педантизм, подчеркнутость хорошего исполнения функций семьи. В такой семье  преобладает чувство ответственности  над искренностью и спонтанностью  отношений, а длительно скрываемые чувства взаимной неудовлетворенности  скрываются за маской благополучия. Переживая  все внутри, супруги расшатывают  свое психическое и физическое здоровье[13, c.87].

Вулканическая семья

Отличается открытостью  отношений, выставлением на показ всего, что происходит внутри. Частые выяснения  отношений приводят к скандалам  и расставаниям, которые сменяются  бурными примирениями. Эмоциональная  непосредственность и спонтанность доминируют над ответственностью за отношения.

Семья – санаторий

В данном типе особенностью является то, что один или несколько  членов семьи обеспокоены за судьбу, жизнь и здоровье другого (одного и того же) ее члена. Компенсацией служат повышенные требования любви и заботы.

Со стороны кажется, что  это курорт, санаторий для отдыха одного человека. Все усилия семьи  направлены на самоограничения (уменьшение обязанностей для «отдыхающего»  и увеличение для «обслуживающего  персонала»). Со временем это затягивает все больше и больше и отношения начинают носить патологический оттенок.

Семья – крепость

Для людей, которые объединяются в подобные семьи, мир вокруг –  зло, несущее угрозу, агрессию и жестокость. Семья заключается как бы в  оболочку, создавая свой микромир, а  обвинения во всех своих проблемах, а зачастую и в собственных  недостатках переносятся на людей  из «внешнего мира». Дети в такой  семье могут быть восприняты, как  инородная частица, отношение к  ним наиграны, неискренни, детей  любят только когда ребенок соответствует  требованиям родителей.

Демонстративная семья (семья  – театр)

Частично сходная с  внешне спокойной семьей. Преобладают  театральные, неискренние отношения, рассчитанные на постороннего зрителя, но в отличии от первого типа здесь  нет ни ответственности, ни стабильности, ни устоев. Все, включая разрешения и запреты для детей, меняется в зависимости от сегодняшней  «пьесы». Дети в таких семьях страдают от недостатка любви и непонимания. Чаще всего любовь и внимание замещаются материальными благами. Ребенок, выросший в подобном микроклимате, вырастает  черствым и эгоистичным

Семья третий - лишний

Это семьи, современно называемые чайлд-фри, или семьи в которых  супруги настолько дорожат своими отношениями, что не хотят делиться своим теплом и любовью еще  с кем то. Чаще всего это результат  незрелости людей, создавших семью, неподготовленности к выполнению функции  продолжения рода (воспитательной). Если ребенок в такой семье  все же появляется, он становиться  лишним, ненужным.

Семья с кумиром

Аналог семьи - санатория, с тем лишь отличием, что забота о ком-либо сменяется гиперопекой  ребенка родителем, с целью завуалирования нехватки близости в отношениях между  родителями. Нерастраченная любовь и  забота выливаются в полной мере на вполне самостоятельное и здоровое чадо. Ребенок – единственное связующее звено между супругами, воспитывается в изнеженности, заласканности. При уходе ребенка для создания своей семьи, семья чаще всего распадается.

Семья – маскарад

Этот тип семьи возникает  при соперничестве супругов друг с другом. Зрителем и участником, одновременно, является ребенок. Родители противопоставляют друг другу крайности  в воспитании, суждениях, взглядах, что порождает в свою очередь  нервное перенапряжение, расстройство психики и расщепление личности ребенка.

В каком бы типе вы не узнали свою семью, какие бы недостатки вы не обнаружили, не расстраивайтесь. Все  еще можно исправить, главное  желать этого вместе, открыться друг другу и, взявшись за руки, ступить  на светлую дорогу к семейному  счастью! 

 
6.Стили руководства семейными  отношениями.

 

Очень часто родители жалуются на своих детей и недовольны ими, особенно часто это происходит, когда  ребёнок достигает подросткового  возраста, и в нём заостряются  некоторые черты характера и  проявляется протест против норм родителей, школы или всего мира в целом.

Типологию поведения ребёнка  в подростковом возрасте можно прогнозировать заранее (с большой степенью оправдания данного прогноза) в зависимости  от стиля воспитания, который применят родители. Можно даже предположить какой тип личности будет у  ребёнка, когда он вырастет. Есть свои закономерности, которые просматриваются  при анализе стилей воспитания в  семье (хотя родители даже могут и  не знать, что их воспитание уже имеет  своё название), и проявляются в  личностных особенностях уже взрослого  человека.  Первый вариант воспитания, когда родители в общении с ребёнком очень непоследовательны в проявлении чувств, спекулируют ласками и наградами, строя отношения на основе выгоды. Пытаясь воспитать практический подход к жизни (получение выгоды как один из принципов), родители тем самым стимулируют желание приспосабливаться, то есть такой тип поведения ребёнок и в будущем будет считать нормой. Что касается свободы, то ребёнку предоставляется полная и бесконтрольная свобода действий. Однако что касается взрослых мероприятий, то ребёнок привлекается к ним вне зависимости, хочет он того, или нет. Одновременно с этим родители проявляют безразличие (в силу своей занятости или просто не придают значения) к детским потребностям и запросам. Пуская, с одной стороны, ребёнка на «самотёк», они не учат его рассуждать, мыслительная деятельность ребёнка направлена больше на поиск разнообразных удовольствий, а также на разработку способов «выкрутиться» из ситуации и уйти от ответственности. Если рассматривать воспитание ценностных ориентаций, то опять же проявляется две стороны, одна из которых – это разрешение действовать, как вздумается или как выгоднее. С другой стороны требуется обязательное соблюдение правил приличия и норм поведения в обществе, причём эти нормы не объясняются (почему же вести себя нужно так, а не иначе), а выучиваются наизусть. Необходимым элементом воспитания является поощрение и наказание за поступки и намерения. В этом варианте воспитания проявляется непоследовательность - одновременно родители могут и наказывать и поощрять, причём меры они не знают ни в том, ни в другом. Часто решения принимаются сиюминутные (без раздумываний о последствиях) в зависимости от ситуации.В отношениях с окружающими родители проявляют двойственность: в присутствии ребёнка говорят о человеке хорошо, а за глаза – плохо. Пытаются из отношений извлечь личную выгоду, не пренебрегают подкупом или обманом, и этому же учат и ребёнка. При такой системе попустительского воспитания вырастает человек, у которого конформный тип личности. Этот человек будет притираться ко всем и ко всему, подчиняясь большинству. Консерваторы, которые с недоверием относятся к незнакомцам, имея свою среду, где они не впереди, но и не отстающие. Такие люди составляют «серую массу» людей, имеют банальное мышление, довольствуясь благами цивилизации, и живут обыденной жизнью, как все[14, c.87].

Второй тип воспитания имеет своей основой безумную любовь родителей к своему ребенку, при этом он возносится до ранга  суперличности. С ранних лет ребёнка  учат этикету и поведению в  обществе. То есть огромное внимание родители уделяет внешнему виду, и никак  не волнуются о человеческих качествах  ребёнка. Общаясь с ребёнком как  с взрослым, предъявляют к ребёнку  такие же требования, забывая, что  это ещё ребёнок. Что касается деятельности и развития, то всегда следят за интеллектуальным развитием  своего чада и приучают демонстрировать  этот интеллект. Активная деятельность поощряется, а результатами всегда восторгаются, считая их выдающимися. К сожалению, ребёнка часто захваливают, чрезмерно завышая его самооценку, что будет сопровождаться острыми  и болезненными переживаниями при  неудачах ( а они есть у всех людей). Также родители не учат ребёнка размышлять над сутью явлений, больше акцентируя внимание на том, что позиции нужно  завоевывать и никогда не сдавать. Как уже упоминалось, что при  таком стиле воспитания большое  внимание уделяется формальному  выполнению правил и норм, этикета, но не объясняется, что это нужно  для поддержания человеческих отношений. С самых ранних лет ребёнок  усваивает, что нужно уметь выделиться в обществе и чувствовать себя комфортно там. За невыполнения норм поведения родители, несмотря на всю  любовь, наказывают очень сурово, хотя в основном при воспитании используют поощрительные меры. Как вы понимаете, что поскольку усвоение правил лишь формальное, без понимания их сути и глубины, то для достижения своей  цели такой человек, повзрослев, переступит через них. В семье родители делят  людей наполезных и бесполезных, приравнивая их к средствам достижения цели. Но боже упаси кому-то обидеть  их ребёнка – родители всегда вступают в конфликт с обидчиком, не разбираясь, кто прав, а кто виноват, при  этом они ещё будут требовать возмещения вреда. Результатом такого стиля воспитания (некоторые называют его состязательным) является человек с доминирующим типом личности. Название говорит само за себя. Родители могут не удивлятся, если их взрослый ребёнок будет периодически отвечать им черной неблагодарностью на их любовь и опеку, ведь они сами приучили его к пользованию людьми. 

Следующий стиль воспитания (назовём его рассудительным) включает в себя наличие спокойных и  ровных взаимоотношений между равными  личностями – родителями и детьми. Достоинство ребёнка никогда  не принижается, а отношения в  семье добрые и тёплые. Ребёнок  уже с малых лет чувствует  себя полноправным членом семьи и  участвует в решении семейных проблем. Ребёнку предоставляется  полная свобода действий, уделяют  внимание творческому развитию способностей, поощряют самостоятельность попыток  осмыслить факты и личный опыт. Если ребёнок проявляет к чему-то интерес и любознательность, то его  поддерживают, отвечая на все волнующие  вопросы, а не одёргивают. Вообще родители склонны беседовать с ребёнком и  стимулировать активную деятельность в придумывании себе разнообразных  игр и занятий. Удовлетворяются  все главные потребности ребенка, но не балуют его. Что касается поведения  и поступков ребёнка, то все проступки  родители обсуждают, что бы понять мотивы и что бы ребёнок мог сделать  выводы, а не наказывают его за них. Такие дети быстро и легко овладевают нормами человеческих взаимоотношений  и стараются не причинять вред другим, так как у них уже  в какой-то степени уже сформированы нравственные качества. Понятно, что  никакие меры наказания в такой  семье не применяются, поскольку  ребёнок и так всё старается  выполнять. Однако стимуляции активности тоже нет, так как родители считают  это естественной потребностью любого человеческого существа, вообще никак  не поощряют ребёнка за то, что он итак делает с удовольствием. На глазах у ребёнка с детства благожелательное отношение его родителей к  окружающим, внимательное, уважительное и не конфликтное. Семья имеет много друзей и знакомых, а к родственникам и родителям относится заботливо. Вот в такой семейной обстановке и вырастают люди с сенситивным типом личности. Вкратце, эти люди достаточно общительны, однако не любят больших шумных компаний, привязаны к родителям. Болезненно относятся к упрёкам и нотациям в свой адрес, вызывая отчаяние. Однако это вдумчивые и рассудительные люди, которые не всегда могут постоять за себя и отвоевать место под солнцем.

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"