Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 14:31, контрольная работа
Влияние социальной среды связано с понятием социализация( процесс и результат усвоение социального опыта, норм, ценностей и установок, освоение новых соц. ролей).
В процессе социализации находятся в сложном противоречивом взаимодействии тенденции:
1.Необходимость адаптации личности в обществе.
2. Процесс индивидуализации
Основные институты(факторы социализации):семья, система образования,
Религия, СМИ, профессия, хобби, спорт
1.Характеристика факторов формирования личности
2.Место семьи в совокупности средовых факторов
3.История семьи и семейного воспитания
4. Функции современной семьи
5.Типы семейных отношений
6.Стили руководства семейными отношениями
Список использованной литературы
Семейное воспитание имеет
свою историю, свои особенности и
характерные для каждого
В работах отечественных исследователей (Ганичева А.Н., Зверева О.Л., Селевко А.Г., Селевко Г.К., Степашко Л.А., Кон И.С., Шевелева А.Н. и др.) выделяются такие культурно-исторические периоды развития истории детства, семейного воспитания и соответствующих им стилей взаимоотношений родителей с детьми:
- Период древности (до
IV в н.э.), когда еще собственно
не существовало института
- По мере того как
росло признание наличия у
ребенка души (с IV в.) возникает
«бросающий стиль», когда младенца
сбывали кормилице, либо
- В ХVII в. появляется
так называемый «лепящий стиль»
- В ХVIII в., при «навязчивом
стиле» родители признают
- В ХIХ – середине
ХХ вв. получает развитие «
- С середины ХХ в.
возникает «поддерживающий,
- Для настоящего времени
свойственен «приглашающий
Примерно такие же периоды в развитии истории семейного воспитания и детства отмечают и представители зарубежной педагогики (Эрик Эриксон, Мишель Фуко, Филипп Арьес и др). Они выделяют пять типов отношений, в которых можно увидеть некоторое сходство с перечисленными выше: равнодушие взрослых к детям, фатальное отношение к их утрате (первобытность); бросание взрослыми детей, восприятие детей как материала, пригодного для любых со стороны взрослых преобразований детской природы (средневековье); преувеличение роли правильно организованного (идеального) воспитания в эпоху Просвещения (ХVIII в.); в ХIХ – второй половине ХХ вв. - оказание помощи и поддержки ребенку, сохранение детской индивидуальности.
Один из современных исследователей истории семейного воспитания Игорь Кон подтверждает мнение вышеназванных ученых о том, что детство не осознается как особый период человеческой жизни вплоть до ХVIII в., в ХVII веке – оно еще понимается как «период незрелости в человеческой жизни», своеобразное «отклонение от нормы».
- В ХVIII веке меняются
взгляды на ребенка,
- ХIХ век создает, с
одной стороны
Все это позволяет сделать вывод о том, что переход к современному пониманию детства и роли семьи в воспитании свершился в ХIХ веке. Это время является наиболее интенсивным и в плане становления и развития антропологических взглядов на семейное воспитание с точки зрения научного подхода, хотя внимание к данному вопросу уделялось еще в древности.
4. Функции современной семьи
Основные функции современной семьи
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ведущая роль в современной семье
принадлежит супругам, которые со
временем становятся еще и родителями.
Поэтому все многообразие семейных
функций можно условно
В группу супружеских функций входят функции духовного (культурного) общения, хозяйственно-бытовая, управленческая (оба супруга являются организаторами жизнедеятельности семьи в целом), функция первичного социального контроля, представительская функция (супруги представляют семью, выступают от ее имени во всех других ячейках общества — организациях, учреждениях, семьях и проч.), эмоциональная, сексуально-эротическая и другие[7, c.54].
Группа родительских функций
включает функции рождения и воспитания
(первичной социализации) детей, содержания
и опеки несовершеннолетних и нетрудоспособных
(недееспособных) членов семьи.
Остановимся более подробно на существенных
характеристиках важнейших из названных
семейных функций.
Функция духовного (культурного) общения проявляется в удовлетворении потребностей в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении. Ее составными компонентами являются: организация внутрисемейного общения; посредничество семьи во взаимодействии со средствами массовой информации (телевидение, радио, периодическая печать), литературой и искусством, влияние семьи на многообразие связи своих членов с окружающей природной и социальной средой.
Счастливый брак предполагает
такой диалог супругов, в процессе
которого происходит обмен мыслями
(информацией) и преимущественно
положительными эмоциями. Необходимым
условием такого обмена является четкая
система хорошо усвоенных нравственных
норм и правил. Главное назначение
этой функции — обеспечение
Основой культуры духовного
общения между супругами
Эмоциональная функция семьи реализуется в удовлетворении ее членами потребностей в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите. Благоприятная эмоциональная атмосфера в семье позволяет каждому ее члену не скрывать своего эмоционального состояния, делиться радостями, рассказывать о неудачах и обидах, получать совет по волнующему вопросу, восстанавливать и пополнять свои физические и душевные силы и таким образом поддерживать хороший жизненный тонус.
Функция первичного социального контроля – обеспечение выполнения социальных норм и правил членами семьи, особенно теми, кто в силу различных обстоятельств (возраст, заболевание и т.д.) не обладает в достаточной степени способностью самостоятельно строить свое поведение в полном соответствии с социальными нормами.
Нельзя не учитывать тот факт, что семья устанавливает отношения и поддерживает связи с государственными учреждениями, общественными организациями, трудовыми коллективами, другими (родственными, дружескими, соседскими) семьями, отдельными лицами. Эта сфера ее жизнедеятельности связана с реализацией представительской функции.
Благодаря этой функции семья вступает во взаимодействие с социальным миром, устанавливая с другими социальными общностями экономические, идеологические, юридические, общекультурные, эмоциональные и другие отношения, представляет себя как первичную ячейку общества[9, c.98].
К числу важнейших относится
и хозяйственно-бытовая(
Экономическая функция семьи включает в себя следующие основные компоненты: участие в общественном производстве, ведение домашнего хозяйства, формирование семейного бюджета, организация потребительской деятельности.Как отмечают исследователи, влияние экономической функции на внутрисемейные отношения может быть двояким. Справедливое распределение хозяйственно-бытовых обязанностей в семье между супругами, старшими и младшими поколениями, как правило, благоприятствует укреплению супружеских отношений и трудовому воспитанию детей. При несправедливом распределении домашнего труда, когда он взваливается в основном на женщину, а муж выступает в роли «хозяина», дети — лишь в роли потребителей, такое влияние остается неблагоприятным и ведет к возрастанию в семье разрушающих сил.
Немаловажное значение в системе супружеских отношений имеет сексуально-эротическая функция. Значение этой функции в современной семье существенно возросло. Брак рассматривается как союз, созданный, прежде всего, на эмоциональной связи, и поэтому не последнее место в этом союзе отводится удовлетворению сексуально-эротических потребностей брачных партнеров. В последнее время многие исследователи проблем брака и семьи отмечают, что именно семейно-сексуальные дисгармонии нередко являются причиной несогласия в семье, источником напряженности в супружеских отношениях[10, c.87].
В то же время семья позволяет
осуществлять регулирование сексуально-
Попытки изучения репродуктивного
поведения населения и
Впервые государственные законы, направленные на упрочение семьи и стимулирование деторождения, были разработаны и внедрены в практику общественной жизни при римском императоре Августе. Этими законами учреждалось обязательное вступление в брак представителей всаднического и сенаторского сословий. Согласно им, вводился ряд ограничений для холостяков и бездетных; определялись различные преимущества для всех имеющих детей римских граждан, имеющих детей, в том числе и для женщин; предусматривалось усиление власти главы семьи; устанавливалось строгое наказание за прелюбодеяние[11, c.54].
В настоящее время различные
государства с целью