Контрольная работа по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 14:31, контрольная работа

Краткое описание

Влияние социальной среды связано с понятием социализация( процесс и результат усвоение социального опыта, норм, ценностей и установок, освоение новых соц. ролей).
В процессе социализации находятся в сложном противоречивом взаимодействии тенденции:
1.Необходимость адаптации личности в обществе.
2. Процесс индивидуализации
Основные институты(факторы социализации):семья, система образования,
Религия, СМИ, профессия, хобби, спорт

Содержание

1.Характеристика факторов формирования личности
2.Место семьи в совокупности средовых факторов
3.История семьи и семейного воспитания
4. Функции современной семьи
5.Типы семейных отношений
6.Стили руководства семейными отношениями
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

иванова.docx

— 59.66 Кб (Скачать файл)

Семейное воспитание имеет  свою историю, свои особенности и  характерные для каждого исторического  этапа тенденции.

В работах отечественных  исследователей (Ганичева А.Н., Зверева  О.Л., Селевко А.Г., Селевко Г.К., Степашко Л.А., Кон И.С., Шевелева А.Н. и др.) выделяются такие культурно-исторические периоды  развития истории детства, семейного  воспитания и соответствующих им стилей взаимоотношений родителей  с детьми:

- Период древности (до IV в н.э.), когда еще собственно  не существовало института семьи  и жизнь ребенка не имела  особой ценности, распространенным  был «инфантицидный стиль».

- По мере того как  росло признание наличия у  ребенка души (с IV в.) возникает  «бросающий стиль», когда младенца  сбывали кормилице, либо отдавали  на воспитание в чужую семью.

- В ХVII в. появляется  так называемый «лепящий стиль». На ребенка смотрели как на  «мягкую глину или воск», из  которой можно вылепить все  то, что хотят родители. Если ребенок оказывает сопротивление, из него «выколачивают» своеволие как злое природное начало.

- В ХVIII в., при «навязчивом  стиле» родители признают ребенка  маленьким человеком, однако постоянно  стремятся контролировать его  поведение, мысли и волю, подавляя  их в своих интересах, что  ведет к конфликтам.

- В ХIХ – середине  ХХ вв. получает развитие «социализирующий  стиль», при котором воспитание  заключается в подготовке ребенка  к будущей самостоятельной жизни.

- С середины ХХ в.  возникает «поддерживающий, помогающий  стиль», при котором родители  стремятся помочь индивидуальному  развитию ребенка, его природным  способностям, создавая для этого  необходимые условия.

- Для настоящего времени  свойственен «приглашающий стиль», при котором родители и дети  являются равноправными партнерами  воспитательного процесса[6, c.54].

Примерно такие же периоды  в развитии истории семейного  воспитания и детства отмечают и  представители зарубежной педагогики (Эрик Эриксон, Мишель Фуко, Филипп Арьес  и др). Они выделяют пять типов  отношений, в которых можно увидеть  некоторое сходство с перечисленными выше: равнодушие взрослых к детям, фатальное отношение к их утрате (первобытность); бросание взрослыми  детей, восприятие детей как материала, пригодного для любых со стороны  взрослых преобразований детской природы (средневековье); преувеличение роли правильно организованного (идеального) воспитания в эпоху Просвещения (ХVIII в.); в ХIХ – второй половине ХХ вв. - оказание помощи и поддержки  ребенку, сохранение детской индивидуальности.

Один из современных исследователей истории семейного воспитания Игорь  Кон подтверждает мнение вышеназванных  ученых о том, что детство не осознается как особый период человеческой жизни  вплоть до ХVIII в., в ХVII веке – оно  еще понимается как «период незрелости в человеческой жизни», своеобразное «отклонение от нормы».

- В ХVIII веке меняются  взгляды на ребенка, начинается  «период опеки детей» со стороны  родителей, укрепляется вера в  силу и возможности воспитания, как средства «исправления греховной  и испорченной детской природы».

- ХIХ век создает, с  одной стороны сентименталистский  культ ребенка, миф о нем  как о «птице, теряющей свободу», «превращающейся в раба в мире  взрослых» (золотое детство) и,  с другой, - реалистическую критику  такого несвободного положения  детей.

Все это позволяет сделать  вывод о том, что переход к  современному пониманию детства  и роли семьи в воспитании свершился  в ХIХ веке. Это время является наиболее интенсивным и в плане  становления и развития антропологических  взглядов на семейное воспитание с  точки зрения научного подхода, хотя внимание к данному вопросу уделялось  еще в древности.

 
4. Функции современной семьи

 

Основные функции современной  семьи

 
Сфера семейной 
 
деятельности

 
^ Общественные функции 

 
Индивидуальные функции

 
1

 
2

 
3

 
Репродуктивная

 
Биологическое воспроизводство общества.

 
Удовлетворение потребностей в детях, в продолжении рода.

 
Воспитательная

 
Социализация подрастающего поколения. Поддержание культурной непрерывности  общества.

 
Удовлетворение потребностей в родительстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях.

 
Хозяйственно-бытовая

 
Поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми.

 
Получение хозяйственно- 
 
бытовых услуг одними членами семьи от других.

 
Экономическая

 
Экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества.

 
Получение материальных средств одними членами семьи от других (в случае нетрудоспособности или в обмен  за услуги).

 

 

 

 

 

 

 
Сфера первичного социального контроля

 
Моральная регламентация поведения  членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также ответственности  и обязательств в отношениях между  супругами, родителями и детьми, другими  родственниками, включая прародителей.

 
Формирование и поддержание правовых и моральных санкций за недопустимое поведение и нарушение моральных  норм взаимоотношений между членами  семьи.

 
Сфера духовного 
 
Общения

 
Развитие личности членов семьи.

 
Духовное взаимообогащение членов семьи. Укрепление дружеских основ  брачного союза.

 
Социально-статусная

 
Предоставление определенного социального  статуса членам семьи.  
 
Воспроизводство социальной культуры.

 
Удовлетворение потребностей в социальном продвижении.

 
Досуговая

 
Организация рационального досуга. Социальный контроль в сфере досуга.

 
Удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимообогащение духовных интересов.

 
Эмоциональная

 
Эмоциональная стабилизация индивидов  и их психологическая терапия.

 
Получение индивидами психологической  защиты, эмоциональной поддержки  в семье. 
 
Удовлетворение потребностей в личном счастье и любви.

 
Сексуальная

 
Сексуальный контроль.

 
Удовлетворение сексуальных потребностей.


 
Ведущая роль в современной семье  принадлежит супругам, которые со временем становятся еще и родителями. Поэтому все многообразие семейных функций можно условно разделить  на две группы. Первую из них составляют супружеские функции, вторую — родительские.

В группу супружеских функций входят функции духовного (культурного) общения, хозяйственно-бытовая, управленческая (оба супруга являются организаторами жизнедеятельности семьи в целом), функция первичного социального контроля, представительская функция (супруги представляют семью, выступают от ее имени во всех других ячейках общества — организациях, учреждениях, семьях и проч.), эмоциональная, сексуально-эротическая и другие[7, c.54].

Группа родительских функций включает функции рождения и воспитания (первичной социализации) детей, содержания и опеки несовершеннолетних и нетрудоспособных (недееспособных) членов семьи. 
Остановимся более подробно на существенных характеристиках важнейших из названных семейных функций.

Функция духовного (культурного) общения проявляется в удовлетворении потребностей в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении. Ее составными компонентами являются: организация внутрисемейного общения; посредничество семьи во взаимодействии со средствами массовой информации (телевидение, радио, периодическая печать), литературой и искусством, влияние семьи на многообразие связи своих членов с окружающей природной и социальной средой.

Счастливый брак предполагает такой диалог супругов, в процессе которого происходит обмен мыслями (информацией) и преимущественно  положительными эмоциями. Необходимым  условием такого обмена является четкая система хорошо усвоенных нравственных норм и правил. Главное назначение этой функции — обеспечение взаимопонимания  как наиболее прочного основания  в семье. Поэтому совершенствование  духовных отношений предполагает повышение  культуры общения. Супружеское общение  — одна из сфер самореализации личности. Оно не имеет себе равных по глубине  и близости умственных и особенно эмоциональных контактов.

Основой культуры духовного  общения между супругами является, прежде всего, отношение к партнеру как к равному себе. В ходе такого общения супруги совершенствуют себя, свое умение сотрудничать с другими  людьми. Если же один из супругов считает  себя выше другого, может быть нарушено не только взаимопонимание, но и произойти  разрыв отношений. Поэтому так важно  уважать друг друга, обеспечивать взаимную моральную поддержку, что в конечном итоге помогает сохранить душевное спокойствие и приводит к эмоциональному сближению[8, c.87].

Эмоциональная функция семьи реализуется в удовлетворении ее членами потребностей в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите. Благоприятная эмоциональная атмосфера в семье позволяет каждому ее члену не скрывать своего эмоционального состояния, делиться радостями, рассказывать о неудачах и обидах, получать совет по волнующему вопросу, восстанавливать и пополнять свои физические и душевные силы и таким образом поддерживать хороший жизненный тонус.

Функция первичного социального  контроля – обеспечение выполнения социальных норм и правил членами семьи, особенно теми, кто в силу различных обстоятельств (возраст, заболевание и т.д.) не обладает в достаточной степени способностью самостоятельно строить свое поведение в полном соответствии с социальными нормами.

Нельзя не учитывать тот  факт, что семья устанавливает  отношения и поддерживает связи  с государственными учреждениями, общественными  организациями, трудовыми коллективами, другими (родственными, дружескими, соседскими) семьями, отдельными лицами. Эта сфера  ее жизнедеятельности связана с  реализацией представительской функции.

Благодаря этой функции семья  вступает во взаимодействие с социальным миром, устанавливая с другими социальными  общностями экономические, идеологические, юридические, общекультурные, эмоциональные  и другие отношения, представляет себя как первичную ячейку общества[9, c.98].

К числу важнейших относится  и хозяйственно-бытовая(экономическая) функция семьи, которая направлена на удовлетворение ее материальных потребностей (в пище, жилье, одежде, предметах первой необходимости и т.д.), содействует сохранению физических сил и здоровья всех членов семейной группы.

Экономическая функция семьи включает в себя следующие основные компоненты: участие в общественном производстве, ведение домашнего хозяйства, формирование семейного бюджета, организация потребительской деятельности.Как отмечают исследователи, влияние экономической функции на внутрисемейные отношения может быть двояким. Справедливое распределение хозяйственно-бытовых обязанностей в семье между супругами, старшими и младшими поколениями, как правило, благоприятствует укреплению супружеских отношений и трудовому воспитанию детей. При несправедливом распределении домашнего труда, когда он взваливается в основном на женщину, а муж выступает в роли «хозяина», дети — лишь в роли потребителей, такое влияние остается неблагоприятным и ведет к возрастанию в семье разрушающих сил.

Немаловажное значение в  системе супружеских отношений  имеет сексуально-эротическая функция. Значение этой функции в современной семье существенно возросло. Брак рассматривается как союз, созданный, прежде всего, на эмоциональной связи, и поэтому не последнее место в этом союзе отводится удовлетворению сексуально-эротических потребностей брачных партнеров. В последнее время многие исследователи проблем брака и семьи отмечают, что именно семейно-сексуальные дисгармонии нередко являются причиной несогласия в семье, источником напряженности в супружеских отношениях[10, c.87].

В то же время семья позволяет  осуществлять регулирование сексуально-эротической  направленности поведения супругов, а также обеспечивает биологическое  воспроизводство общества. Не случайно в качестве одной из важнейших  функций семьи является репродуктивная (функция деторождения или биологического воспроизводства населения). Исследователи выделяют три типа репродуктивности семьи: многодетный, среднедетный и малодетный.

Попытки изучения репродуктивного  поведения населения и регулирования  деторождения предпринимались уже  в глубокой древности. Платон, например, считал: для того, чтобы идеальное  государство было управляемым, оно  должно иметь немногочисленное население. Поэтому избыток людей необходимо выселять в колонии. Свои взгляды  относительно идеального государства  в плане народонаселения высказывал и Аристотель. С целью регулирования  количества населения он предлагал  принять специальный закон о браке, согласно которому запрещалось иметь детей мужчинам до 37, а женщинам — до 18 лет. Аристотель полагал, что избыток населения опасен для государства: часть граждан не имеет возможности получить землю и впадает в бедность, вследствие этого в обществе растет возмущение и преступность. Чтобы избежать подобных негативных явлений, связанных с перенаселением, он предлагал в качестве средства регулирования численности граждан умерщвлять больных детей и «лишних» новорожденных.

Впервые государственные  законы, направленные на упрочение  семьи и стимулирование деторождения, были разработаны и внедрены в  практику общественной жизни при  римском императоре Августе. Этими  законами учреждалось обязательное вступление в брак представителей всаднического  и сенаторского сословий. Согласно им, вводился ряд ограничений для  холостяков и бездетных; определялись различные преимущества для всех имеющих детей римских граждан, имеющих детей, в том числе  и для женщин; предусматривалось  усиление власти главы семьи; устанавливалось  строгое наказание за прелюбодеяние[11, c.54].

В настоящее время различные  государства с целью регулирования  деторождения вырабатывают и проводят в жизнь специальную демографическую  политику, которая включает в себя экономические, социальные и юридические  мероприятия, направленные на достижение желаемого типа репродуктивности семьи. Однако до сих пор этот процесс  не получается сделать управляемым. Даже всемирно известные ученые признают, что им пока не удалось установить те закономерности общественного развития, которые определяют переход от высокой  рождаемости населения к низкой, а затем - к относительно стабильному  ее состоянию. Опираясь на эти закономерности можно было бы с научной основательностью объяснить многие проблемы, которыми характеризуются демографические  процессы в разных регионах мира.

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"