Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 13:00, дипломная работа
Актуальность темы исследования. Актуальность всестороннего, комплексного исследования конфликтов в организации обусловлена реальностью современного мира и говорит о решающей роли конфликтов в деятельности каждой организации. Многие считают, что предотвратить конфликт, остановить его не только можно, но и необходимо. Даже популярная книга В. Зигерта и Л. Ланга называется «Руководить без конфликтов», но на самом деле они утверждают, что «Конфликты – это не обязательно что-то плохое. Плохим, негативным и тем самым деструктивным может быть поведение в конфликтной ситуации» .
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОНФЛИКТОВ В ОPГАНИЗАЦИИ
1.1. Конфликт в организации: понятие и сущность
1.2. Виды конфликтов в организации
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ КОНФЛИКТОВ ОPГАНИЗАЦИИ
2.1. Технологии урегулирования конфликтов в организации
2.2. Pоль третьей стороны в урегулировании организационных конфликтов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Третейский судья – вид участия третьей стороны, наиболее авторитарной по своим полномочиям, в конфликте. Третейский судья, поочередно выслушав обе стороны, принимает решения, обязательные для оппонентов. Примером служит разрешение конфликтов древнерусскими князьями, старейшинами родов, а также решение суда присяжных.
Арбитр – также обладает значительными полномочиями. Он изучает конфликт, обсуждает его с участниками, а затем выносит окончательное решение, которое обязательно для выполнения. Однако стороны могут не согласиться с решением и обжаловать его в вышестоящих инстанциях.
Посредник – более нейтральная роль. Обладая специальными знаниями, он обеспечивает конструктивное обсуждение проблемы. Окончательное решение остается за оппонентами.
Помощник – участие помощника в регулировании конфликта заключается в совершенствовании процесса обсуждения проблемы, организации встреч и переговоров и невмешательстве в полемику по поводу содержания проблемы и принятия окончательного решения.
Наблюдатель – обеспечивает медиаторство тем, что своим присутствием в зоне конфликта сдерживает стороны от нарушения ранее достигнутых договоренностей или взаимной агрессии. Присутствие наблюдателя создает условия для решения спорных вопросов путем переговоров50.
«Ситуации, с которыми сталкивается медиатор, сложны и разнообразны. Поэтому процесс медиации не имеет жесткой структуры. Можно выделить три основные этапа:
1. Знакомство с конфликтом и конфликтующими сторонами. Медиатор изучает историю проблемы, требования оппонентов. Многие конфликты носят специфический характер, медиатору приходится вникать в проблему, читать соответствующую литературу, консультироваться со специалистами.
2. Работа с конфликтующими сторонами. Медиатор, как правило, многократно встречается с каждой из сторон с целью их подготовки к проведению совместных переговоров (уточняются требования, снимаются обвинения, смягчаются формулировки и т.д.).
3. Ведение переговоров - наиболее важный этап. В ходе них медиатор выполняет ряд функций: ведущего, педагога и т.д. Он следит за тем, что и как говорят оппоненты, при необходимости поправляя, подбадривая или осуждая их. Важно, чтобы каждая встреча была отмечена пускай небольшим, но реальным продвижением вперед»51.
«Существует ряд факторов, которые влияют на эффективность деятельности третьей стороны в конфликте:
основным фактором является мотивированность обеих сторон на совместную работу, готовность учесть мнение посредника. принять предлагаемое им решение;
эффективность медиации определяется
особенностями характера
настойчивость в действиях
третьей стороны оказывается
результативной тогда, когда разногласия
участников связаны с принципиальными
для них вопросами и когда
напряженность конфликта
степень напряженности конфликта;
длительность конфликта. Затяжные конфликты менее поддаются регулированию, чем скоротечные: характер отношений сторон. Чем сложнее, напряженнее взаимоотношения, тем менее эффективно посредничество;
выбираемые тактики и техники урегулирования конфликтов,определяемые ситуацией, а не особенностями медиатора»52.
Переговорный процесс
имеет внутренний цикл развития, в
ходе которого возрастает и спадает
доверие участников к медиатору,
их потребность в разрешении конфликта.
Посреднику важно уметь улавливать
критические моменты
«Тактики взаимодействия в организации медиатора с оппонентами в ходе переговоров могут быть различными:
1. Тактика поочередного выслушивания на совместной встрече. Применяется для уяснения ситуации и выслушивания предложений в период острого конфликта, когда разъединение сторон невозможно.
2. Сделка. Ее специфика в том, что посредник стремится больше времени вести переговоры с участием обеих сторон. При этом основной упор делается на принятии компромиссных решений.
3. Челночная дипломатия. Медиатор разделяет конфликтующие стороны и постоянно курсирует между ними, согласуя различные аспекты соглашения. В результате обычно достигается компромисс.
4. Давление на одного из оппонентов. Большую часть времени третья сторона посвящает работе с одним из участников, в беседах с которым доказывается ошибочность его позиции. В конечном итоге, данный участник идет на уступки.
5. Директивное воздействие предполагает акцентирование внимания на слабых моментах в позициях оппонентов, ошибочности их действий по отношению друг к другу. Цель – склонение сторон к примирению»53..
«Медиацию следует понимать, прежде всего, как процесс, продвигающий конфликт в сторону его разрешения. Это целенаправленное вмешательство.
– стороны изначально отстаивают взаимоисключающие интересы;
– все аргументы, средства исчерпаны, но выхода нет;
– изначально по-разному трактуются критерии оценки (например, законодательство);
– одной из сторон нанесен серьезный ущерб (психологический или физический);
– сторонам важно сохранить хорошие отношения;
– существует временное перемирие, но конфликт не исчерпан;
– требуется третья сторона для контроля за исполнением соглашения»54.
«Выделяют пять типов медиаторов:
1. Третейский судья – обладает максимальными возможностями для решения проблемы. Он изучает проблему всесторонне и его решение не обжалуется.
2. Арбитр – то же самое, но стороны могут не согласиться с его решением и обратиться к другому.
3. Посредник – нейтральная роль. Обладает специальными знаниями и обеспечивает конструктивное разрешение конфликта. Но окончательное решение принадлежит оппонентам.
4. Помощник – организует встречу, но не участвует в обсуждении.
5. Наблюдатель – своим присутствием в зоне конфликта смягчает его течение»55.
Первые два стиля называют высокоавторитарными. Они выгодны. Если требуется скорое решение. Если конфликт не слишком напряжен, предпочтительны последние три способа.
Процесс медиации включает три основных этапа:
1. знакомство с конфликтом,
2. работа с конфликтными сторонами (встречи с каждой из сторон, подготовка совместных переговоров),
3. ведение переговоров (функции медиатора сводятся к роли ведущего, тренера, педагога и т.п.).
«Важно, чтобы каждая встреча сторон заканчивалась пусть небольшим, но продвижением вперед. В целом более чем в 50% случаев оно эффективно. Приблизительно в четверти случаев оно никак не отражается на протекании конфликта, а в 10% отмечается отрицательная тенденция.
Факторы, увеличивающие положительное влияние медиатора:
1. ориентированность сторон на принятие компромиссного решения;
2. заинтересованность и высокая профессиональная подготовка медиатора;
3. настойчивость действий медиатора;
4. высокая степень напряженности конфликта;
5. скоротечность конфликта»1.
Тактика поочередного выслушивания – применяется для уяснения ситуации и выслушивания предложений в период острого конфликта, когда разъединение сторон невозможно.
Директивное воздействие – акцентирование внимания на слабых моментах в позициях оппонентов. Цель – склонение к примирению.
Сделка – посредник стремится вести переговоры с участием обеих сторон. Давление на одного из оппонентов – посредник доказывает одному из оппонентов ошибочность его позиции.
«Этапы медиации:
1. анализ и ситуации и отношений;
2. определение проблемы;
3. разогрев (снятие психологических барьеров);
4. снятие препятствий (эмоциональных барьеров);
5. поиск решения;
6. принятие решения;
7. заключение соглашения»56.
В качестве вывода следует
отметить, что разрешение организационного конфликта с участием третьей
стороны представляет процесс, который
включает анализ и оценку ситуации, выбор
способа разрешения конфликта, формирование
основного состава действий, реализацию
плана и (или) его коррекцию, оценку эффективности
действий третьей стороной. Основными
способами разрешения организационного конфликта являются соперничество,
сотрудничество, компромисс, приспособление
и уход от решения проблемы.
Урегулирование организационных конфликтов с участием третьей
стороны является специфическим видом
общественно значимой деятельности, которая
называется медиацией и во многих случаях
ведет к конструктивному решению конфликта.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе настоящего дипломного исследования поставленная цель была достигнута благодаря поэтапному решению сформулированных задач. Результатами дипломного исследования стало формирование целостного представления о понятии и сущности организационного конфликта в общем, и участии третьей стороны в урегулировании конфликтов в частности, а так же была рассмотрена типология организационных конфликтов в организации и их.
Пристальное внимание было
уделено управлению организационных
конфликтов. В силу довольно высокой
степени научной
Настоящее дипломное исследование
позволило сделать несколько
выводов. Таким образом, конфликт –
это отсутствие согласия между двумя
и более сторонами (участниками,
оппонентами). При этом каждая из сторон
стремится утвердить свою точку
зрения по поводу предмета спора и
не допустить утверждения
Уровень (ранг, значимость) участников
конфликта может быть разным. Ранг
индивида, не имеющего каких-либо способов
воздействия на оппонентов, минимален,
ранг представителя группы (объединения
групп) неизменно возрастает. Наибольший
ранг (в правовых условиях развития)
имеет представитель
Конечно, не каждый спор – это конфликт. Для возникновения последнего необходима исходная конфликтная ситуация (потенциал конфликта) и инцидент – приведение в действие спускового механизма конфликта. Инцидентом конфликта чаще всего является непродуманное, недостаточно взвешенное действие, неудачная манера поведения. При кажущемся бесконечном разнообразии конфликтов причины их возникновения довольно тривиальны и могут быть сгруппированы следующим образом:
– основная причина – ограниченность ресурсов, которые необходимо разделить между участниками;
– все участвующие в конфликте лица имеют разные цели своих действий. Решаемые ими задачи взаимоисключающие, и использование лишь метода компромиссов вряд ли приведет к единению сторон;
– непонимание целей и задач друг друга, взаимное недоверие достигло предела, и каждый из участников конфликта слушает лишь себя, говорит только о своих проблемах;
– манера поведения участников конфликта рефлективная и, как следствие, взаимоотталкивающая.
Управление конфликтом рассматривается
многими специалистами как
Организационный конфликт называют
функциональным, если он ведет к
возрастанию эффективности
Благодаря существующим установкам на организационные конфликты как отрицательное явление большинство руководителей считает, что они не могут ими управлять и стараются избежать, когда это возможно. Но конфликт плохо поддается коррекции, когда он уже приобрел разрушительную силу. Это нужно знать, и конфликтологи, и служащие, и руководитель должны понимать, что конфликт обогащает жизнь, если им правильно управлять.
Конфликт помогает отдельному
рабочему коллективу и организации
в целом быть в русле происходящих
событий, он позволяет определить, что
нужно для развития и усовершенствования
всех сфер. Умение управлять конфликтом
может стать решающим для выживания
коллектива в целом. Конфликт также
ставит служащих перед необходимостью
постоянно общаться друг с другом
и знать друг о друге чуть больше.
Члены коллектива начинают лучше
понимать своих коллег, становятся
более чувствительны к
Информация о работе Конфликты в организации: сущность и способы урегулирования