Конформность. Установка как фактор конформности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 03:08, курсовая работа

Краткое описание

Конформность – это не эфемерное состояние человека, на его проявление влияет множество факторов, которые подробно рассматриваются в данной работе. И хотя на тему конформности существует достаточное количество экспериментов, обзор которых представлен в работе, особое внимание следует уделить такому фактору как установка индивида.
Основной гипотезой моего исследования является то, что на конформное поведение человека оказывает влияние уровень его установки. Так человеку будет сложнее принимать мнение большинства, противоречащее его базовым установкам, чем на определенную простейшую ситуацию. То есть выбор линий на карточках скорее всего взволнует человека меньше, чем война в Ираке и Сев. Корее, затрагивающая общечеловеческие ценности, следовательно, и конформизм, касающийся этих вопросов человек будет либо проявлять, либо нет.

Содержание

1. Введение 3
2. Конформность 4
• Оценка конформности 4
• Конформность и нонконформизм 6
• Классические эксперименты 9
• Факторы, влияющие на степень конформизма 12
3. Установка и конформность 16
• Иерархия установок 18
4. Исследование установки как фактора конформности 20
• Гипотезы исследования 20
• Методика исследования 21
• Описание и анализ результатов 24
• Выводы 26
5. Заключение 27
6. Список литературы 29

Вложенные файлы: 1 файл

konf.doc

— 126.00 Кб (Скачать файл)

Выводы

      На  основе полученных результатов можно  сделать выводы:

    1. Проведенный эксперимент подтвердил правомерность гипотезы. Так степень конформность при ответе на вопросы, затрагивающие 1 и 2 уровни установок, превышает конформность при ответе на вопросы на 3 и 4 уровни. Иными словами, в вопросах, касающихся индивидуального предпочтения человека, а также его близкого окружения человек более склонен был соглашаться с мнением большинства. А в вопросах, касающихся базовых индивидуальных и общественных ценностей, например, жизни и долга человека перед государством, испытуемый был более склонен отстаивать свою первоначальную точку зрения;
    2. Также отмечено, что в вопросах, касающихся общественных и базовых индивидуальных ценностей, индивид безоговорочно придерживается своего первоначального мнения и только в редких случаях и с трудом признает мнение большинства;
    3. В вопросах индивидуального характера человек, соглашаясь с большинством, старается логически оправдать это решение, часто вслух объясняя свое присоединение к единогласному мнению остальных членов группы, тем самым снижая внутренний диссонанс.

      Следует отметить, что данные выводы являются предварительными, поскольку получить более точные данные и сделать  однозначные выводы можно при  условии проведения серии экспериментов. Так проведенный эксперимент  устанавливает влияние уровня установки (в иерархии диспозиций В.А. Ядова) на «наивного» испытуемого, учащегося в государственном университете и не изучающем психологические дисциплины, принадлежащего к женскому полу, принимающего решение в группе с единодушным большинством, причем данная группа не является для него референтной и в ней отсутствуют значимые для испытуемого люди.

Заключение

      Конформностью пронизана вся жизнь человека, любой его поступок, любое действие и мнение можно рассматривать  с точки зрения конформности или нон конформизма. В разных ситуациях человек выбирает приемлемое в данном случае поведение. На этот его выбор оказывает влияние множество факторов, среди них выделяют и возраст человека и его образование и пол, а также личностные характеристики. Но все это, на мой взгляд вторично, прежде всего человек ориентируется на свои установки, а потом в соответствии с действием других факторов принимает решение. И в зависимости от уровня установок будет изменяться степень конформности индивида. Проведенное исследование доказало правомерность того, что при возрастании установки от индивидуального к общественному степень конформности уменьшается. За основу иерархии установок бралась диспозиционная концепция В.А. Ядова как наиболее целостно отражающая суть установки и её структуру.

      Исследование  влияния установки особенно важно  в такой сфере как рекламная  деятельность. Знание механизмов конформности позволяет специалисту по рекламе  правильно организовывать рекламную  деятельность. Так, учитывая установки  потребителей, можно выбирать различные методы воздействия на предпочтения потенциальных покупателей. Соответственно в некоторых случаях более эффективно влиять на индивида, подчеркивая его социальную сущность, с целью проявления им конформного поведения («все покупают и я..»), в иных случаях предпочтительно выделить индивидуальность покупателя и поощрить его за нон конформное поведение. Так зная, что при данном уровне установки человек не склонен к конформности, будет желательно использовать другие способы влияния.

      Но  для успешного использования  конформного поведения, важно его  детально изучить, установить факторы, влияющие на его проявление. Так  в рамках данной работы была исследована  установка как фактор конформности и было установлено, что степень  конформности при индивидуальных установках превышает степень конформности при базовых индивидуальных и общественных ценностях (2/3 к 1/3). В перспективе желательно провести аналогичный эксперимент на испытуемых разных возрастов, образования, а также варьируя степень сплоченности группы и её привлекательность для индивида, то есть изменяя остальные факторы, влияющие на степень конформности, так как детальное знание механизмов и факторов конформности позволяет понять то, что движет человеческим поведением в большинстве ситуаций.

 

Список литературы

  1. Андреева  Г.М. Социальная психология М.: Изд-во МГУ, 1988. 432с.
  2. Андреева Г.М. Психология социального познания. М.: Аспект-Пресс. 2000. 288с.
  3. Аристотель. Сочинения в 4т. «Политика». М.: 1983.
  4. Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию / пер. с англ. М.А. Ковальчука под ред. В.С. Магуна. М.: Аспект Пресс, 1999. 517с.
  5. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние СПб.: Питер, 2001. 448с.
  6. М. Кордуэлл Психология. А-Я: Словарь-справочник. М.: ФАИР-ПРЕСС. 2000. 448с.
  7. Майерс Д. Психология / пер. с англ. И.А. Карпиков, В.А. Старовойтова. Мн.: ООО «Попурри», 2001. 848с.
  8. Майерс Д. Социальная психология. / пер. с англ. В. Гаврилов, С Шпак и др. СПб.: Питер, 2002. 752с.
  9. Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. СПб.: Питер, 2001. 528с.
  10. Психология. Учебник для экономических вузов / Под общ. ред. Дружинина В.Н СПб.: Питер, 2000. 672с.Скотт П. Психология оценки и принятия решений. М.: Филин, 1998. 368с.
  11. Скотт П. Психология оценки и принятия решений. М.: «Филин». 1998. 368с.
  12. Энциклопедия для детей. Том 18. Человек. Ч. 2. Архитектура души. Психология личности. Мир взаимоотношений. Психотерапия. / Глав. ред В.А. Володин. М.: Аванта +, 2002. 640с.

Информация о работе Конформность. Установка как фактор конформности