Коррекционно-развивающая программа по снижению агрессии юношей и девушек

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 07:23, контрольная работа

Краткое описание

Работа включает в себя пояснительную записку, тематическое планирование, учебно-тематический план и собственно содержание программы (материал к занятиям), в заключении - список литературы

Содержание

Пояснительная записка 2
Тематическое планирование -
Учебно-тематический план 3
Содержание программы -
Материал к занятиям по коррекционно-развивающей программе
направленной на преодоление агрессивности у подростков 7
Литература 22

Вложенные файлы: 1 файл

КРО_к.работа.doc

— 217.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

Пояснительная записка         2

Тематическое  планирование         -

Учебно-тематический план         3

Содержание  программы          -

Материал  к занятиям по коррекционно-развивающей программе

направленной  на преодоление агрессивности у подростков    7

Литература             22

 

Пояснительная записка

Тема агрессивности детей и  подростков остается актуальной в современном мире. На тему агрессии написано множество научных трудов отечественных и зарубежных авторов, большинство исследователей считает, что причина подростковой агрессии - это недостатки воспитания, негативные примеры окружающих, безнаказанность, неправильные конфликтные взаимоотношения в коллективе, группе.

Агрессия у подростков в ранней юности проявляется в различных видах и формах, причины известны, но однозначного метода коррекции нет. У многих юношей и девушек агрессивное поведение является способом психологической защиты, компенсации отсутствия теплых близких отношений, поддержки и понимания со стороны значимых взрослых.

Необходимость коррекции обусловлена и тем, что из способа защиты или протеста агрессия со временем перерастает в черту личности и часто является причиной дезадаптации подростков.

Целью данной программы является – коррекция агрессивного поведения подростков в ранней юности.

Задачи:

  1. Сформировать способность самоконтроля и сдерживания негативных импульсов юношей и девушек;
  2. Обучить подростков приемлемым способам разрядки гнева и агрессивности;
  3. Развить качества личности необходимые для эффективного общения.

Занятия по данной программе проводятся в форме бесед, дискуссий, мини-лекций, диагностических процедур, тренинговых упражнений. Используемые на занятиях диагностические процедуры служат элементом самопознания.

Коррекционно - развивающая программа рассчитана на специалистов (психологов, воспитателей, дефектологов), работающих с подростками. Занятия проводятся в группах до 12 человек, возраст участников 16-17 лет. Режим занятий – два занятия в неделю; продолжительность занятия – 45-60 минут. Реализация программы – 1 семестр I курса.

Предполагаемый результат проведения коррекционно – развивающих занятий - это формирование у юношей и девушек эмпатии, сопереживания, понимания других людей, а так же формирование умения справляться с агрессивными проявлениями и ориентироваться на социально-приемлемые формы поведения.

 

Тематический план

 

№ п/п

Раздел, тема

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1

Введение

0,5

0,5

1

2

Способы преодоления агрессивности

3

8

11

3

Развитие качеств личности, необходимых  для эффективного общения

1,5

5,5

7

4

Анализ результатов

1

1

2


 

 

Учебно-тематический план

 

№ п/п

Тема

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1

Введение

1.1. Знакомство. Правила работы в  группе.

 

0,5

 

0,5

 

1

2

Способы преодоления  агрессивности

2.1. Агрессивное поведение и его последствия

2.2. Внутреннее равновесие

2.3. Язык тела

2.4. Эмоциональность и чувствительность

 

1,5

0,5

0,5

0,5

 

2,5

2,5

1,5

1,5

 

4

3

2

2

3

Развитие качеств личности, необходимых для эффективного общения

3.1. Эмпатия

3.2. Толерантность

3.3. Стратегия общения

 

 

0,5

0,5

0,5

 

 

1,5

1,5

2,5

 

 

2

2

3

4

Анализ результатов

4.1. самоконтроль и самоанализ

 

1

 

1

 

2

Итого

6

15

21


 

Содержание программы:

I. Введение

1.1. Знакомство, правила работы в группе.

Организационный момент: Знакомство с группой. Вводное слово ведущего. Обсуждение актуальности темы.

Основная часть: Знакомство с целями курса занятий. Агрессия и ее проявления в современном обществе. Принятие и обсуждение правил групповой работы. Упражнения, настраивающие подростков на активную работу в группе и сотрудничество.

Анализ занятия: Вопросы для обсуждения. Выбор ритуала прощания. Договариваемся вести дневник настроения.

Практика: Упражнения: «Я лучше всех умею делать…», «Представление…», «Свободный микрофон…».

Форма проведения: Мини-лекция, тренинг.

Ключевые понятия: Агрессия, агрессия вербальная, профилактика, тренинг.

Литература:

    1. Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам: Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов/Под научной редакцией Л.А. Обуховой – М: Вако, 2005, 240с.
    2. Вадим Родионов, Елена Лангуева . "Манипуляция: игры, в которые играют все" [2005 №2 газеты "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября"].

 

II. Способы преодоления  агрессивности.

2.1. Агрессивное поведение и его последствия.

Организационный момент: Приветствие. Заполнение дневника эмоционального состояния. Вступительное слово ведущего.

Основная часть: Причины и последствия агрессивного поведения. Упражнения на формирование понятий уверенного, неуверенного и агрессивного поведения. Конструктивная роль агрессии. Установка на общепринятые нормы поведения. Обдуманный выбор достойного поведения в различных жизненных ситуациях.

Анализ занятия: Вопросы для обсуждения. Оценка занятия каждым участником. Ритуал

прощания.

Практика: Упражнения: «Холодный суп…», «Стереотипы…», «Властелин своего гнева», притча о змее. Дискуссии на тему: «Нужна ли агрессия?», «Ответственность». Тест «Оценка уровня конфликтности».

Форма проведения: дискуссия, тренинг, тестирование.

Ключевые понятия: девиантное поведение, деликвентное поведение, терроризм, стереотип, манипуляция, наказание.

Литература:

    1. Слободяник Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении: практ. Пособие/Н.П. Слободяник.- 3-е изд.- М.: Айрис-пресс, 2006.- 256с.
    2. Марина Битянова , «Тренировка поведения» №37, 2004 газеты "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября".

 

2.2. Внутреннее равновесие.

Организационный момент: Приветствие. Повторение предыдущей темы. Заполнение дневника эмоционального состояния. Вступительное слово ведущего.

Основная часть: Упражнения, которые позволяют проработать тему страхов и опасений,

связанных с ближайшим будущим. Преодолеть запрет на обсуждение обид и страхов. Отличать понятия самообвинение и самокритика. Борьба со стрессом. Работа со страхом. Дискуссия.

Анализ занятия: Вопросы для обсуждения. Ритуал прощания.

Практика: Упражнения: «Я обижаюсь, когда…», «Мне страшно, когда…», «Откровенно говоря…», релаксация и аутотренинг. Дискуссия на тему: «применение таблеток, алкоголя и наркотиков в борьбе со стрессом». Тест «Уровень тревожности».

Форма проведения: дискуссия, тренинг, аутотренинг, тестирование.

Ключевые понятия: аутоагрессия, рефлексия, тревожность, инвалидизация, суицид, нервная система, наркомания.

Литература:

    1. Косолапова Лариса. "Метод быстрого снятия сильного эмоционального или физического напряжения" [2004 №37 газеты "Первое сентября"].
    2. Дубровина И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. // Учебное пособие для студентов. М.,1999 – 158с.

 

2.3. Язык тела.

Организационный момент: Приветствие. Повторение предыдущей темы. Заполнение дневника эмоционального состояния. Вступительное слово ведущего.

Основная часть: Язык поз и жестов. Уверенность и неуверенность. Способы снятия напряжения. Дыхание – как потребность организма. Условия для тренировки дыхания. Возможности для оздоровления души и тела. Дыхательные тренинги. Массаж и самомассаж биоактивных точек.

Анализ занятия: Вопросы для обсуждения. Ритуал прощания. Задание на дом.

Практика: Упражнения: «Выбираем позу», «Муха», «Воздушный шар», «Лимон», релаксация и аутотренинг. Дискуссия на тему: «Тело – храм души».

Форма проведения: дискуссия, тренинг, ролевые игры, мини-лекция.

Ключевые понятия: саморазвитие, поза, жесты, дыхание, телесная терапия.

Литература:

    1. Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 128с.
    2. Курбатов А. Культура дыхания: комплексы упражнений для школьников/Андрей Курбатов, Людмила Курбатова. М.: Чистые пруды, 2006.- 32с.

2.4. Эмоциональность и чувствительность.

Организационный момент: Приветствие. Повторение материала, изученного на прошлом занятии. Проверка домашнего задания. Заполнение дневника эмоционального состояния. Вступительное слово ведущего.

Основная часть: Обсуждение роли эмоций в жизни человека. Эмоциональная устойчивость. Способы выражения эмоций и чувств. Борьба со стрессом. Развитие семантических движений. Методы релаксации. Техника интонирования. Упражнения помогающие вызывать положительные эмоции.

Анализ занятия: Вопросы для обсуждения. Оценка занятия каждым участником. Ритуал прощания. Задание на дом.

Практика: Упражнения: «Угадай эмоцию», «Назови эмоцию», «Мимическая гимнастика», «Маятник», «Дыхание для настроения», релаксация. Дискуссии на тему: «Как улучшить настроение». Тест: «Угрожает ли вам нервный срыв?»

Форма проведения: дискуссия, тренинг, тестироание.

Ключевые понятия: эмоции, чувства, аффект, релаксация, пантомимика, интонация, стресс.

Литература:

    1. Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 128с.
    2. Кэдьюсон Х., Шеффер Ч. «Практикум по игровой психотерапии». - СПб,: Питер, 2001.- 416 с.
    3. Слободяник Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении: практ. Пособие/Н.П. Слободяник.- 3-е изд.- М.: Айрис-пресс, 2006.- 256с.

 

III. Развитие качеств личности, необходимых для эффективного общения.

3.1. Эмпатия.

Организационный момент: Приветствие. Повторение предыдущей темы. Заполнение дневника эмоционального состояния. Вступительное слово ведущего.

Основная часть: Развитие умения слушать и сопереживать собеседнику. Формирование представления о человеке как об уникальной ценности. Диагностика способности к эмпатии. Развитие эмпатии, как средства контроля над агрессией. Развитие умения сообщать о недовольстве, не обижая партнера.

Анализ занятия: Вопросы для обсуждения. Ритуал прощания.

Практика: Упражнения: «Зубы и мясо», «Откровенно говоря, ты мне нравишься…». Дискуссия на тему: «Самое – самое ценное». «Молитва: Я – это я, а ты это ты».

Форма проведения: дискуссия, тренинг.

Ключевые понятия: эмпатия, самопознание, диагностика.

Литература:

    1. Шмаков С., Безбородова Н. От игры к самовоспитанию. Сборник игр – коррекций. М., 1993.
    2. Слободяник Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении: практ. Пособие/Н.П. Слободяник.- 3-е изд.- М.: Айрис-пресс, 2006.- 256с.

Информация о работе Коррекционно-развивающая программа по снижению агрессии юношей и девушек