Коррекционно-развивающая программа по снижению агрессии юношей и девушек

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 07:23, контрольная работа

Краткое описание

Работа включает в себя пояснительную записку, тематическое планирование, учебно-тематический план и собственно содержание программы (материал к занятиям), в заключении - список литературы

Содержание

Пояснительная записка 2
Тематическое планирование -
Учебно-тематический план 3
Содержание программы -
Материал к занятиям по коррекционно-развивающей программе
направленной на преодоление агрессивности у подростков 7
Литература 22

Вложенные файлы: 1 файл

КРО_к.работа.doc

— 217.00 Кб (Скачать файл)

 

3.2. Телерантность.

Организационный момент: Приветствие. Повторение предыдущей темы. Заполнение дневника эмоционального состояния. Вступительное слово ведущего.

Основная часть: Толерантность. Право на индивидуальность и личное мнение. Ценности и чувства других людей. Терпимость к поступкам и личному мнению оппонента. Придание субъективной ценности себе и другому. Будем внимательны и доброжелательны к людям.

Анализ занятия: Вопросы для обсуждения. Ритуал прощания. Задание на дом.

Практика: Упражнения: «Ценности», «Поставь балл эмоции», «Ослиная шкура». Упражнение-рассуждение: «Упражнение толерантности».

Форма проведения: тренинг, проблемные вопросы и задания.

Ключевые понятия: толерантность, субъективность.

Литература:

    1. Пряжников Н.С. Игровой метод в профориентации. // Сборник упражнений. Пермь, 1989, - 68с.
    2. Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 128с.
    3. Наталья Сакович Тренировка поведения. № 46/2002 газеты "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября".

 

3.3. Общительность и коммуникабельность.

Организационный момент: Приветствие. Повторение предыдущей темы. Заполнение дневника эмоционального состояния. Вступительное слово ведущего.

Основная часть: Общительность и коммуникабельность. Барьеры в общении. Обучение

социально-приемлемому способу взаимодействия с окружающими. Развитие коммуникативной компетентности. Принципы межличностного взаимодействия. Обучение конструктивным способам выхода из конфликтной ситуации. Развитие умения слушать и слышать других людей.

Анализ занятия: Вопросы для обсуждения. Оценка занятия каждым участником. Ритуал прощания.

Практика: Упражнения: «Беседа», «Разожми кулак», «Толкалки без слов», «Элементы айкидо». Дискуссия: «Люди становятся одиноки, если вместо мостов строят стены».

Форма проведения: дискуссия, тренинг.

Ключевые понятия: коммуникабельность, социум, конфликт.

Литература:

    1. Козлов Н.И., Книга для тех, кому нравиться жить, или Психология личностного роста.- М.: АСТ - Пресс, 2000.-353с.
    2. Слободяник Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении: практ. Пособие/Н.П. Слободяник.- 3-е изд.- М.: Айрис-пресс, 2006.- 256с.

 

4. Анализ результатов

4.1. Самоконтроль и самоанализ.

Организационный момент: Приветствие. Повторение предыдущей темы. Заполнение дневника эмоционального состояния. Вступительное слово ведущего.

Основная часть: Свобода выбора поведения. Ответственность за принятые решения. Проявление самостоятельности в решении проблем. Самоконтроль и самоанализ изменений в поведении. Контроль за изменениями в поведении, оценка поступков и прогнозирование возможных последствий.

Анализ занятия: Вопросы для обсуждения. Оценка занятия каждым участником. Ритуал прощания.

Практика:

Упражнения: «Диалог со своим мозгом», «Упражнение с шарами». Рассказ «Решение проблем». Дискуссия: «Человек – это тот, кто постоянно решает проблему жизни».

Форма проведения: дискуссия, тренинг.

Ключевые понятия: Самостоятельность, мораль, самоконтроль, самоанализ.

Литература:

    1. Кондратьева С.В. Практическая психология: учебно-методическое пособие. – Минск: Университетское, 1997. – 212с.
    2. Крылов А.А. Практикум по общей и экспериментальной психологии. – Л.: Издательство Ленинградского Университета, 1987. – 256с.
    3. Слободяник Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении: практ. Пособие/Н.П. Слободяник.- 3-е изд.- М.: Айрис-пресс, 2006.- 256с.

 

Материал к занятиям по коррекционно-развивающей программе, направленной на преодоление агрессивности  у подростков

I. Введение

1.1. Знакомство, правила работы в группе.

Цель:

  1. Познакомить подростков с темой курса занятий.
  2. Изучить виды агрессивного поведения.
  3. Принять правила проведения занятий.

Форма проведения: Мини-лекция, тренинг.

Материалы: Тетради, ручки, листы для записи, музыка для релаксации (звуки природы).

Ход работы:

Организационный момент: Знакомство с группой

  • Упражнение «Представление» (5-7 мин)

Каждый участник должен представиться  и назвать свое имя, знак зодиака, год по китайскому календарю, любимое блюдо, любимое занятие.

Психолог знакомит участников занятий  с особенностями занятий (8-10 мин):

- Здравствуйте. Сегодня мы начинаем серию занятий, которые помогут нам стать более эмоционально зрелыми личностями. Будем учиться контролировать свой гнев и эмоции. На занятиях мы будем отличать одобряемое в обществе поведение, от выходящего за рамки общественных норм. Наша задача найти границу между напористостью, целеустремленностью и неприкрытой агрессивностью. Обучиться наиболее рациональному способу реагирования на агрессию в свой адрес.

Вопросы по теме:

- Случалось ли вам быть в  роли человека, против которого проявляют агрессию?

- Чем закончилась ситуация? Что  вы посоветуете тому, кто окажется  на вашем месте?

- Нужно ли изучать способы  противостояния агрессии?

Основная часть.

  1. Мы часто сталкиваемся с агрессией. Иногда это плохое настроение других людей, иногда наше внутреннее состояние, так давайте разберем, как люди проявляют агрессию.

- Возьмите ручки и бумагу, разбейтесь  на две группы и напишите, с какими видами агрессии вы сталкивались? В каких действиях проявлялась агрессия по отношению к вам? (5-7 мин)

  1. Принятия правил групповой работы (5-7 мин)

На первых занятиях важно добиться группового доверия, желания рассуждать и делиться мыслями с окружающими.

- Давайте обсудим правила работы в группе. Мы будем делиться мыслями и чувствами, поэтому важно не ранить того, кто рядом, неосторожным высказыванием или критикой.

Примерные правила:

  • активная работа;
  • здесь и сейчас;
  • внимание – говорящему;
  • право на свое мнение;
  • недопустимость насмешек.
    • Игра «Я лучше всех умею делать…» (7-10 мин)

Цель: Исполнять правила работы в режиме тренинга и участвовать в обсуждении.

Участники по кругу, не повторяясь должны закончить предложение «Я лучше всех умею делать…». В случае повторения или заминки участник выбывает.

Анализ занятия (3-4 мин):

Вопросы ведущего:

- трудно ли было расслабиться и отдаться игре?

- что сложнее играть или участвовать  в обсуждении, что интереснее? Чем? Почему? Как вы считаете, у вас получилось исполнять правила?

- Сейчас я включу музыку природы  (включается музыка для релаксации) (3-5 мин). Я хочу, чтобы вы услышали как поют птицы, журчит ручей. Ощутите себя маленькой частью такого большого, живого и постоянно меняющегося мира. В котором все изменяется и развивается по высшим законам вселенной. Этот мир гармоничен, в нем нет ничего лишнего. Даже такая маленькая частичка, как листочек на ветке является великой ценностью. Берегите себя и тех, кто рядом.

Теперь, давайте будем фиксировать  изменения в настроении и заполнять дневник эмоций. В вашем распоряжении карандаши и тетради, нарисуйте рожицу соответствующую вашему настроению. (5-6 мин)

  • Свободный микрофон (4 мин)

Передаем по кругу микрофон, каждый желающий может высказать свое мнение о занятии.

Давайте договоримся, что каждое занятие  мы будем прощаться выступлением в свободный микрофон и аплодисментами друг другу.

 

II. Способы преодоления  агрессивности

2.1. Агрессивное поведение и его последствия.

Цель:

  1. Формирование положительной установки к общепринятым нормам поведения.
  2. Дать представление о девиантном и деликвентном поведения.
  3. Понятие стереотипов поведения.

Форма проведения: Тренинг, дискуссия.

Материалы: Ручки, тетради, листы для записи.

Ход работы:

Организационный момент

-Здравствуйте, давайте в качестве  приветствия каждый назовет свое  имя, а следующий по кругу добавит какое-нибудь хорошее прилагательное. Например, 1 участник: «Лена» – 2 участник: «Леночка Красивая».

-Давайте заполним дневник настроения.

-На занятии мы будем разбираться,  почему люди поступают агрессивно, так ли это необходимо.

Основная часть:

1. Формирование положительной установки  к общепринятым нормам поведения.

Давайте разделимся на две группы. Возьмите листы бумаги и ручки, напишите коллективные ответы на следующие вопросы:

  • С какого возраста наступает уголовная ответственность?
  • Какое наказание ждет человека, оскорбившего другого словами?
  • Если избивать человека группой, будет ли за это наказание?
  • Мальчик забрал у девочки портфель и выбросил в мусорный контейнер, чем является такое поведение: кражей или оскорблением?

Рефлексия:

  • Трудно ли было отвечать на вопросы?
  • Случалось ли вам совершать противоправные действия? Какой вариант оправдания вы себе придумывали?
  • Понимали ли вы, что ваши действия противоправны?

2. Причины психологические и  социальные девиантного, деликвентного поведения.

Давайте разберемся, что происходит с человеком, почему он готов вести себя неприемлемым для общества образом? Какие виды неприемлемого для общества поведения вы знаете? Напишите. (наркомания, алкоголизм, бродяжничество, сектантство, проституция и тд)

Почему эти способы поведения  называют неприемлемыми, чем они отличаются от противоправных?

Давайте поговорим об агрессии глобального  уровня. Агрессия может существовать не только между двумя людьми, а так же между странами, религиями, политическими взглядами и т.д.

  • Упражнение «Стереотипы».

Цель: Научить участников отличать собственное мнение от стереотипного, навязанного.

Возьмите тетради и запишите те стереотипы, которые вам навязывает общество. Пример: «Женщина за рулем…», «Самый лучший стиральный порошок…», «В Греции все есть…», «Каждая нормальная девушка должна выйти замуж».

Называйте стереотип и скажите, правда ли это? Назовите примеры опровержения? Можно верить словам не проверив? Нужно ли сопротивляться когда нам что-либо навязывают? Давайте договоримся, что любое утверждение нужно проверить, а любые отношения начинать с добрыми намереньями.

3. Формирование понятий уверенного, неуверенного и агрессивного поведения.

Цель: Анализ вариантов поведения с точки зрения уверенности – агрессивности.

  • Упражнение «Холодный суп».

Это упражнение проводится после краткой  теоретической части, во время которой тренер объясняет значение терминов «уверенный (ассертивный)», «неуверенный (пассивный)», «агрессивный», «манипулятивный».

Тренер предлагает для обсуждения следующую ситуацию:

Вас попросили обсудить деловые вопросы с важным клиентом, и вы пригласили его в дорогой ресторан. И ваш клиент, и вы заказали себе первое блюдо. Cуп оказался холодным. Клиента пригласили вы, значит, вы являетесь хозяином и чувствуете, что должны что-то предпринять.

Каждый участник получает карточку, на которой написана возможная реакция на создавшееся положение. Участникам предлагается причислить доставшиеся им карточки к определенному поведению и обосновать свое решение. Группа может задавать вопросы каждому участнику и обсуждать его выбор.

Содержание карточек:

  1. Спросите официанта: «Этот суп подается холодным?»
  2. Отставьте тарелку в сторону.
  3. Встаньте и покиньте заведение.
  4. Громко, так, чтобы это услышали и официант, и другие посетители, произнесите: «Это последний раз, когда я сюда кого-то привожу!»
  5. Скажите официанту: «Я хотел бы поговорить с менеджером».
  6. Скажите официанту: «Суп отвратителен. Унесите его и немедленно подайте нам что-нибудь более съедобное».
  7. Спросите официанта: «Милейший, а что случилось с вашей электроплитой?»
  8. Сделайте вид, что все в порядке, и ешьте суп.
  9. Скажите официанту: «Этот суп холодный. Пожалуйста, замените его».
  10. Скажите официанту, что вы хотели бы вычесть стоимость супа из счета.
  11. Спросите у вашего клиента, не желает ли он пожаловаться.
  12. Когда официант придет убирать тарелки, скажите: «Извините меня, но я боюсь, что мы не смогли доесть суп. На вкус он не плох, но он был не очень теплым — совершенно холодным, я имею в виду!»

Информация о работе Коррекционно-развивающая программа по снижению агрессии юношей и девушек