Коррекционно-развивающая программа по снижению агрессии юношей и девушек

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 07:23, контрольная работа

Краткое описание

Работа включает в себя пояснительную записку, тематическое планирование, учебно-тематический план и собственно содержание программы (материал к занятиям), в заключении - список литературы

Содержание

Пояснительная записка 2
Тематическое планирование -
Учебно-тематический план 3
Содержание программы -
Материал к занятиям по коррекционно-развивающей программе
направленной на преодоление агрессивности у подростков 7
Литература 22

Вложенные файлы: 1 файл

КРО_к.работа.doc

— 217.00 Кб (Скачать файл)

Во время общего обсуждения анализируются  варианты уверенного поведения и примеры из собственной жизни, когда участники смогли использовать данный вариант.

4. Конструктивная роль агрессии, альтернативные способы поведения.

Элемент самопознания: тест «Оценка  уровня конфликтности». Я предлагаю вам узнать о себе побольше, заполнить тест и подсчитать баллы.

Агрессивное поведение иногда нам необходимо. Я не призываю вас отказаться от агрессивного стиля поведения совсем, я предлагаю обдуманный выбор достойного поведения в различных жизненных ситуациях.

Давайте перечислим ситуации, когда  агрессивное поведение не помешает, а даже поможет.

  • Притча о змее

Жила на свете очень ядовитая змея, которую все боялись и  не приближались к ней из-за ее яда. Никто не общался со змеей, поэтому была она очень одинока. Решила змея избавиться от яда и сбросила его в ущелье. Увидел это орел и рассказал всем зверям. Осмелели звери и закидали змею насмерть камнями.

Давайте обсудим:

  • Какой вывод можно сделать из этой притчи?
  • Зачем нужна агрессия и когда?

Вывод: Агрессия нужна для защиты и умения постоять за свою честь и за честь других перед агрессивным врагом.

Запись в тетрадях:

Конструктивная агрессия направлена на самозащиту себя и других, на завоевание независимости и свободы. Деструктивная агрессия направлена на насилие, жестокость,

ненависть и злобу. Это попытка  самоутверждения за счет унижения других.

Анализ занятия:

Вопросы для обсуждения:

  • В какой форме чаще проявляется ваша агрессия?
  • Как вы с ней справляетесь? Как теперь вы будете относиться к агрессивному человеку?

Вывод:

Понимание и самостоятельный вывод, что агрессивное поведение – свидетельство неуверенности человека в своей правоте.

Ритуал прощания: Свободный микрофон и аплодисменты.

 

2.2. Внутреннее равновесие.

Цель:

  1. Формирование собственного отношения к проблеме;
  2. Выработка приемлемого способа разрядки негативных эмоций.

Форма проведения: Тренинг, мини-лекции.

Материалы: Тетради, ручки, музыка для релаксации (звуки природы), фонтан, светильники, листы для рисования, карандаши.

Ход работы:

Организационный момент:

Здравствуй …(имена всех по кругу), здравствуй солнце, здравствуй день! Как у вас настроение? Давайте мы его нарисуем в дневнике.

- на занятии мы поговорим  о тех вещах которые делают  нас несчастными, заставляют переживать и злиться на других и самого себя. Речь пойдет о гневе, обидах, страхе, злости.

Основная часть:

1.Участникам занятий раздаются  карточки, на которых с одной стороны написано предложение, с другой — его продолжение. Предлагается объединить. Можно разделить участников на небольшие группы по 2–4 человека, каждой группе дать по одной карточке. Ребята должны найти как можно больше разных объяснений каждой из фраз. Например, на одной стороне карточки написано: «Мне страшно, когда…», на другой: «…Я

знакомлюсь с новыми людьми».

Объяснение: человек не уверен, как к нему отнесутся в первый момент знакомства, или человек не знает, как вести себя в новой ситуации. Цель упражнения помочь участникам перейти от сосредоточенности на страхе к пониманию его источников.

  • Бывает ли в вашей жизни подобные страхи, сомнения?
  • Как вы относитесь к себе в такие моменты? Подбадриваете, ругаете, стараетесь справиться с ситуацией или впадаете в отчаянье?

2.Упражнения позволяющие проработать  тему обиды, страха.

Подростки зачитывают предложения  «Я обижаюсь, когда...».

Ведущий спрашивает: «У кого подобная ситуация тоже вызывает обиду?»

Делается вывод, что названные  ситуации обидны для большинства  людей и нужно помнить об этом, чтобы не обижать других.

Ведущий просит ребят сформулировать понятие обида:

  • Можно ли разделить обиды на справедливые и несправедливые?
  • Как мы реагируем на обиды?

Проигрывание реакций разных людей  на обиду. Раздаются листочки с названием поведения обиженного (уверенное, неуверенное, грубое, безразличное, трусливое, справедливое), не называя своего поведения, обыграть, а все отгадывают, какой была реакция обиженного.

Обсуждение того, что чувствует  обидчик на различные реакции  обиженного.

  • Какая реакция была убедительна?
  • Как нужно реагировать на обиду?
  • Нужно ли копить обиды?

Подводится итог бесполезности накопления обид.

  • Рисуем обиду.
    • Чем похожи рисунки? Почему?
    • Что делать с обидами? (рвем листочки и выбрасываем)
    • Как быть с нашими обидами в жизни? (прощать)
    • Как относиться к обидчику? (прощать)

Делается вывод о том, что  обиды копить бессмысленно! Обиды можно мысленно пускать на ветер или по воде и представлять, как она исчезает. Можно надувать шарик и отпускать в небо.

- Давайте представим, что обида  в правой руке, а в левой  прощение. Закроем глаза и медленно соединим руки. Теперь посмотрим на нашу крохотную обиду на ладошке. Подуем, пусть летит по ветру. Помашите ей рукой.

Элемент самопознания: Тест «Уровень тревожности».

Дискуссия:

- Сегодня мы обсуждаем тему: как бороться с внутренними  врагами. Иногда люди используют различные психотропные средства. Знаете ли вы, что курение, алкоголизм и наркомания – являются разновидностью самоубийства. Эти заболевания даже лечатся в одной клинике. Почему? Как вы думаете? Правда ли, что эти вещества могут помочь почувствовать себя лучше?

Анализ занятия.

Вспомнить рисунки обид всех участников и подумать: можно ли говорить, что какие-то из них правильные, а какие-то нет? Почему?

  • Сможете ли вы после нашего занятия правильно реагировать на обиды и быть менее обидчивыми?
  • Оцените свою обидчивость в баллах от 0 до 5.Покажите на пальцах.

Релаксация:

- Сейчас я включу музыку природы  (включается музыка для релаксации, фонтан, светильники). Сосредоточьтесь на желтом свете, смотрите внимательно, внимательно. Как легко и свободно перемещаются частички света. Как легко и свободно не сопротивляясь течению вверх вниз, вверх вниз. Как здорово, ни о чем не тревожась скользить, как на качелях, вверх вниз. Все как в жизни, где-то нас подбрасывает, подталкивает течение и мы на плаву. А иногда падаем, чтобы подняться вновь и почувствовать вкус победы. Ощутите счастье, ведь у каждого из вас есть самый ценный и любимый человек на свете. Тот ради кого вы сделаете все, что бы он был всегда весел, здоров, умен, счастлив, любим. Не жалейте сил и времени, ведь человек, который так нуждается в любви и заботе – ты сам. Берегите себя и тех, кто рядом.

Теперь, давайте будем фиксировать изменения в настроении в дневнике эмоций. Меняется ваше настроение после релаксации?

Задание

Понаблюдайте за окружающими (и  за собой): на что чаще всего обижаются окружающие вас люди, — и подумайте почему.

Ритуал прощания.

 

2.3. Язык тела.

Цель:

  1. Научиться понимать язык тела.
  2. Познание человеком себя, своих физических возможностей, способов снятия физического напряжения.

Форма проведения: дискуссия, ролевые игры.

Материалы: тетради, карандаши, листы для записи.

Ход работы:

Организационный момент:

Здравствуйте, передайте по кругу  улыбку. Давайте вспомним, о чем говорили на прошлом занятии. Применяете знания на практике?

Возьмите тетрадки и заполним дневники настроения.

- Наше тело является индикатором  нашего поведения, настроения  и уверенности в себе. На занятии мы будем выполнять упражнения, которые позволяют понять позу человека, и прочувствовать уверенность на уровне собственного тела.

Основная часть:

Группа делится на мини-группы по три-четыре человека. Им предлагается представить: они только что были вызваны к начальнику или приглашены на собеседование (можно предложить и другой вариант). Упражнение выполняется по очереди. Сначала непосредственный участник будет сидя демонстрировать с помощью невербальных знаков неуверенное, затем — агрессивное поведение. Коллеги могут включаться в работу, предлагая дополнительные способы невербального поведения, при помощи которых можно выразить пассивность или агрессивность. После этого тот же участник должен принять обычную позу — такую, которая была бы для него естественной в подобной ситуации, — и получить от группы обратную связь о том, как воспринимается такая поза.

Наконец, при помощи других членов группы участник (сидя) постарается принять такую позу, которая выглядит в его исполнении максимально открытой, комфортной для него и уверенной.

Каждый член мини-группы проходит все четыре описанные стадии. А  затем все повторяется снова, только теперь — стоя.

Основной пафос упражнения в  том, чтобы нащупать свободную, уверенную, открытую позу, которую можно было бы принимать независимо от сложности ситуации.

При обсуждении подвести подростков к выводу о том, что заботиться о своем теле необходимо.

  • Мини-лекция

Спорт - это способ снятия напряжения. Растяжки, силовые тренировки, дыхание – это потребность организма. Если мы испытываем стресс – то тело напряжено и склонно к болезням. Возможности для оздоровления – это гигиена и умеренная физическая нагрузка, дыхательные упражнения, йога, дыхание на уроках ритмики или в спортзале.

Вопросы для обсуждения:

  • Вы замечали, что после спортивных упражнений, танцев, бега чувствуешь усталость, и все проблемы уходят на второй план?
  • Какая физическая нагрузка помогает лично тебе?
  • Будете ли вы теперь заниматься спортом не только для тела, но и для души?
  • Почему говорят «Тело храм души»?
    • Упражнение «Муха»

Цель: снятие напряжения с лицевой мускулатуры.

Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача: не открывая глаз, согнать назойливое насекомое.

  • Упражнение «Воздушный шар»

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

Встаньте, закройте глаза, руки поднимите  вверх, наберите воздух. Представьте, что вы — большой воздушный шар, наполненный воздухом. Постойте в такой позе 1–2 минуты, напрягая все мышцы тела. Затем представьте себе, что в шаре появилось небольшое отверстие. Медленно начинайте выпускать воздух, одновременно расслабляя мышцы тела: кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния. И наконец, при сильном нервно-психическом напряжении вы можете выполнить 20–30 приседаний либо 15–20 прыжков на месте. Данный метод снятия психоэмоционального напряжения широко используется как спортсменами, так и артистами перед ответственными выступлениями.

Анализ занятия:

Если вы испытываете сильное  эмоциональное напряжение – стресс, как вы боретесь с таким состоянием? (бить грушу, подушку, рвать бумагу, делать гимнастику для глаз, самомассаж, упражнения для мимических мышц). Хорошо снимает напряжение бег и просто физическая нагрузка. Как вы думаете, что происходит с человеком, когда он слишком долго не может избавиться от напряжения? (заболевает)

Ритуал прощания: Свободный микрофон и аплодисменты.

 

2.4. Эмоциональность и чувствительность.

Цель:

  1. Изучить виды и роль эмоций в жизни человека.
  2. Различные способы выражения эмоций и чувств.
  3. Обучение приемлемым способом разрядки гнева и агрессивности.

Форма проведения: дискуссия, ролевые игры, тестирование.

Материалы: тетради, карандаши, листы для записи.

Ход работы:

Организационный момент:

Приветствие. Игра «Передай по кругу». Участники передают по кругу улыбку, постукивание по плечу и т.д.

- Давайте настроимся на работу  и заполним дневники настроения. Что вы помните с прошлого занятия?

На занятии мы поговорим об эмоциях  и переживаниях, поучимся узнавать эмоции, выражать мимикой лица эмоции.

Информация о работе Коррекционно-развивающая программа по снижению агрессии юношей и девушек