Коррекционно-развивающая программа по снижению агрессии юношей и девушек

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 07:23, контрольная работа

Краткое описание

Работа включает в себя пояснительную записку, тематическое планирование, учебно-тематический план и собственно содержание программы (материал к занятиям), в заключении - список литературы

Содержание

Пояснительная записка 2
Тематическое планирование -
Учебно-тематический план 3
Содержание программы -
Материал к занятиям по коррекционно-развивающей программе
направленной на преодоление агрессивности у подростков 7
Литература 22

Вложенные файлы: 1 файл

КРО_к.работа.doc

— 217.00 Кб (Скачать файл)

Основная часть:

Психолог предлагает назвать положительные  эмоции (радость, нежность, доброжелательность, спокойствие, уверенность и т. д.).

- Давайте запомним: положительные  эмоции помогают нам бороться  с плохим настроением, отчаяньем.

- Как еще можно побороть свои плохие эмоции? (Досчитать до 20, побыть одному, улыбнуться, подумать чем-то хорошем, написать на бумаге и разорвать, самомассаж ног, упражнения для глаз)

  • Игра «Угадай эмоцию».

Участники угадывают, какие эмоции изображены на плакате.

  • Игра «Назови эмоцию».

Передавая мяч по кругу, участники  называют эмоции, мешающие общению. Затем мяч передается в другую сторону, и называются эмоции, помогающие общению. Эмоции можно выражать разными средствами: через движение, позу, мимику, жесты, интонацию.

  • Игра «Изобрази эмоцию».

Всем участникам раздаются карточки, на каждой написана эмоция, которую нужно изобразить без слов, — через мимику, жест, интонацию, позу и т. д, остальные угадывают, какая эмоция изображалась. На карточках написаны эмоции: радость, грусть, насмешка, обида, страх, удивление и др.

  • Релаксационное упражнение и направленное воображение.

- Сели поудобней, расслабились, закрыли глаза, глубоко вдохнули 3-4 раза. Представьте, что вы попали на небольшую выставку. На ней фотографии людей, на которых вы злитесь, которые вас обидели или поступили с вами несправедливо. Постарайтесь выбрать один портрет и вспомнить ситуацию, когда он вас обижал. Вспомните свои чувства и мысленно скажите ему все, что хотели, или даже сделайте все, что хотели сделать. Теперь, когда вы смогли постоять за себя, больше не возвращайтесь к этому случаю.

После упражнения обмен мнениями.

- Какая была ситуация?

- Трудно ли было представить  свои ощущения?

- Менялись ли ваши ощущения?

- Трудно ли забыть, отпустить  ситуацию, обесценить?

Самопознание: Тест: «Угрожает ли вам  нервный срыв?».

Анализ занятия:

Домашнее задание: составить список всех людей обидевших вас и тех кого обидели вы. Зачитать, представляя человека и прощая. Как только почувствовали, что простили – уничтожьте листок.

Ритуал прощания: Свободный микрофон и аплодисменты.

 

III. Развитие качеств личности, необходимых для эффективного общения.

 

3.1. Эмпатия.

Цель:

  1. Развитие умения слушать и сопереживать собеседнику.
  2. Формирование представления о человеке как об уникальной ценности. Развитие самопознания.

Форма работы: Дискуссия, тренинг, лекция.

Материалы: Тетради, листы для записи, карточки для игры «зубы и мясо».

Ход работы:

Организационный момент:

Здравствуйте, сегодняшнее занятие  я предлагаю начать с игры «Зоопарк». Каждый участник по кругу называет себя каким-нибудь животным, все запоминают. Я начну, кого я назову тот следующий: «Панда, панда (два хлопка) – лев (хлопок по коленкам), Лев, лев – крокодил».

Предлагаю заполнить дневник настроения.

Давайте поговорим о таком ценном качестве, как эмпатия. Эмпатия – это умение сопереживать, понимать собеседника, поддерживать. Эмпатия – это не значит не иметь своего мнения, это умение показать человеку, что ты его понимаешь и сочувствуешь.

Основная часть:

Дискуссия «Самое-самое»

Психолог предлагает ученикам записать в тетради, что для них самое важное и самое ценное в жизни. Затем дети зачитывают, а психолог записывает на доске. Затем идет обсуждение каждого пункта. Нужно подвести участников занятий к тому, что самое важное и ценное в жизни человека – это сам человек. Каждый человек не повторим,

и представляет ценность. Любить себя – это и признавать право на любовь других людей к самим себе.

Обычно подростки перечисляют  такие ценности, как здоровье, родители, друзья, работа, семья, мир, деньги и др. Психолог, комментируя каждое перечисление, просит каждого ответить на вопрос о себе самом:

- Почему для меня главное  здоровье? (я смогу жить долго)

- Чем мне дороги друзья (родители)? (они любят меня)

- Почему я так дорожу? (я смогу  общаться и получать поддержку)

Затем приходим к выводу, что все  это нужно мне, а значит, я самый  важный и ценный для себя. Однако это не значит, что нужно себя противопоставлять другим людям. Человек должен любить себя и принимать то, что не только он, но и каждый человек «самоценен». Любить себя – значит гордиться своими поступками и быть уверенным, что поступаешь правильно.

- Тот, кто не любит себя, не  может искренне любить других.

- Если самооценка у человека  низкая, то он часто попадает  в ситуации, которые мы называем: беспомощность, бессилие и одиночество.

  • Игра «Зубы и мясо».

Из определений на доске: отзывчивый, упорный, волевой, нежный, целеустремленный, добрый. Подростку предлагается выбрать качества, которых не хватает им, и записать в столбик - себе, а в другой записать те качества, которых не хватает им в окружающих людях (другим).

После того, как задание выполнено  психолог сообщает, что определения: упорный, волевой, целеустремленный – характеризуют сильные стороны человека (условно можно обозначить, как «зубы»), а характеризующие доброту и мягкость человека (условно можно обозначить, как «мясо»).

При анализе, как правило, оказывается, что большинство выбирает для себя волевые качества — «зубы», а другим предлагает быть «мясом». Обсудить, почему большинство считает, что им не хватает сильных качеств, а в других они видят мало доброты?

Обсуждение:

  • Какого человека мы называем «сильной личностью»? (уверенный, твердый, спокойный, справедливый);
  • Что значит быть уверенным человеком? (спокойно отстаивать свое мнение, считаясь с мнением других);
  • Какое поведение мы называем неуверенным? (беспокойное, запуганное, нерешительное);
  • Какое поведение можно назвать агрессивным? (оскорбляющее, унижающее других, нарушающее права других);
  • Можно ли назвать уверенным агрессивное поведение? (это получение уверенности за счет унижения других)
    • Молитва:

Я – это я, а ты - это ты

Я пришел в этот мир - быть счастливым

И не для того, чтобы соответствовать  твоим ожиданиям

А ты пришел в этот мир, не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям

Потому, что ты – это ты, а  я – это я.

Анализ занятия:

Как вы объясните молитву, о чем  она говорит? Тяжело ли вам понять человека, если он не такой как вы?

Ритуал прощания: Свободный микрофон и аплодисменты.

 

 

3.2.Толерантность.

Цель:

  1. формирование у подростков представлений о таких нравственных категориях как терпимость, добро, милосердие, гуманизм;
  2. формирование у воспитанников терпимого отношения к редставителям другой национальности, социальной группы;

Форма проведения: дискуссия, которая строится и организуется с помощью комплекса логически взаимосвязанных проблемных вопросов и заданий.

Материалы: тетради, карандаши, листы для записи.

Н. Бердяев писал: «Терпимость —  добродетель свободолюбия, бережливое отношение к человеческим душам, к их жизненному пути, всегда сложному и мучительному».

Ход работы:

Организационный момент:

Здравствуйте, как настроение? Предлагаю  начать занятие с заполнения дневников настроения и повторения изученного на прошлом занятии. Игра «Передай по кругу». Участники передают по кругу улыбку, постукивание по плечу и т.д.

-Сделав добро, человек сам  становится лучше, чище, светлее.  Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимоотношения, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, это и будет проявление доброты.

Основная часть:

  • · Упражнение «Уроки толерантности».

Представьте себе наш мир стал похож  на корабль. На верхней палубе самые лучшие люди. Они молоды, успешны, здоровы, богаты и красивы. А в трюме вся чернь они старые и дряхлые, алкоголики и наркоманы, бомжи.

Отдыхают и гуляют жители верхней  палубы корабля, и только одно омрачает их существование – это те моменты, когда жители трюма, грязные и дурно пахнущие, заходят к ним воды набрать.

И вот однажды они посоветовались и решили не пускать никого с нижних палуб к себе. Вот пришли жители нижних палуб за водой, а их не пускают. На дверях стоит охранник. Как не просили, не умоляли, не объясняли – ничего не добились. Ушли жители трюма к себе, а пить хочется и человек долго без воды не проживет.

Вопросы для обсуждения:

  • Почему жители верхней палубы отказались помочь?
  • Как бы вы поступили в этом случае? Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?
  • Нужно ли помогать больному человеку, бомжу? А если он другой, чем вы, национальности?
  • Как вы думаете, о чем незадумываются жители верхней палубы?

А наша история закончилась тем, что жители нижней палубы прорубили дырочку в днище, чтобы воды набрать и на этом история закончилась.

-Что случилось с кораблем?

-Хотели ли вы стать пассажиром  такого корабля?

Иногда мы нетерпимы к самым  близким людям и проявляем  бурю неуправляемых эмоций, что приводит к ссорам и скандалам. Давайте разберемся, какие эмоции неуместны при общении.

  • Упражнение «Поставь балл эмоции».

Всем участникам раздаются бланки с перечисленными эмоциями (положительными и отрицательными) и предлагается поставить балл (от 1 до 10) около каждой эмоции в зависимости от того, как часто ее испытывает отвечающий.

Затем идет обсуждение:

    • Если эмоции могут быть нашими врагами, то нужно ли учиться управлять ими.
    • Как этому научиться?

После всех ответов ведущий делает вывод, который участники записывают в тетрадях.

    • Записать в тетрадях: владеть эмоциями - это:
    • Уважать права других.
    • Проявлять терпимость к чужому мнению.
    • Не причинять вреда и насилия,
    • Мириться с чужим мнением.
    • Не возвышать самого себя над другими.
    • Уметь слушать.

Анализ занятия.

    • Что для вас было новым на занятии?
    • Что было уже известно?
    • Оцените в баллах занятие (выкидываем пальцы).

- Сейчас я включу музыку природы  (включается музыка для релаксации). Я хочу, чтобы вы услышали как поют птицы, журчит ручей. Ощутите себя частью такого большого, живого и гармоничного мира. Повторяйте потихонечку, еле слышно, просто шевеля губами: «Я верю, что пришел в этот мир, чтобы быть счастливым». Представьте огромную вазу счастья, у вас так много счастья, что вы раздаете его вашим родным и близким, знакомым и просто тем, кто встречается случайно. Вы не боитесь раздать все. Ведь именно вы являетесь источником счастья. Именно вы делаете счастливыми людей, отдавая им хорошее настроение, понимание, тепло, терпение. Берегите себя и тех, кто рядом.

Теперь, давайте будем фиксировать  изменения в настроении и заполнять дневник эмоций.

Ритуал прощания: Свободный микрофон и аплодисменты.

 

3.3.Общительность и коммуникабельность.

Цель:

  1. Развитие коммуникативной компетентности.
  2. Развитие умения слушать и слышать других людей.
  3. Обучение конструктивным способам выхода из конфликтной ситуации.

Форма проведения: дискуссия, ролевые игры.

Материалы: тетради, карандаши, листы для записи.

Ход работы:

Организационный момент:

- Добрый день (имя), добрый день (имя), добрый день солнце, добрый день Земля, добрый день все!

- Давайте заполним дневник настроения  и вспомним, что проходили на предыдущем занятии. Как вы использовали полученные знания?

- Сегодня мы будем учиться общаться. Вы все слышали модное сегодня слово «коммуникабельность». Как думаете, что оно означает? Почему правильно доносить информацию до слушателя так важно?

Информация о работе Коррекционно-развивающая программа по снижению агрессии юношей и девушек