Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 17:42, курсовая работа
Цель: исследование метода сказкотерапии в коррекции тревожного состояния детей дошкольного возраста.
Объект исследования: тревожность детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: коррекционные возможности метода сказкотерапии в работе с тревожным состоянием детей дошкольного возраста.
. Введение………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретический анализ проблемы в коррекции тревожности методом сказкотерапии …………………………………………………...….6
1.1. Понятие тревожности в психолого-педагогической литературе…….….6
1.2. Причины возникновения тревожности у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………10
1.3. Метод сказкотерапии в коррекции тревожных состояний в дошкольном возрасте ……………………………………………………………………..….16
Глава 2. Исследование коррекционных возможностей сказкотерапии в работе с тревожным состоянием дошкольников……………………...….20
2.1. Организация исследования …………………………………………...….20
2.2. Анализ результатов первичной диагностики тревожности дошкольников …………………………………………………………………………………..23
2.3. Анализ проведения коррекционной программы с использованием сказкотерапии…………………………………………………………………..25
2.4. Анализ результатов повторной диагностики тревожности дошкольников …………………………………………………………………………………..27
Выводы.……………………………………………………………………..…31
Заключение........................................................................................................32
Список литературы………………………………..……………………..…..34
Приложения ………………………………………………………………......36
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К.Аммосова»
На тему: «Коррекция тревожности методом сказкотерапии»
Алексеева Вероника Михайловна
Проверила: к.п.н., доцент кафедры ДО ПИ СВФУ
. Введение…………………………………………………………
Глава I. Теоретический анализ проблемы в коррекции тревожности методом сказкотерапии …………………………………………………...….6
1.1. Понятие тревожности
в психолого-педагогической
1.2. Причины возникновения тревожности у
детей дошкольного возраста…………………………………………………………
1.3. Метод сказкотерапии в коррекции тревожных состояний в дошкольном
возрасте ……………………………………………………………………..….
Глава 2. Исследование коррекционных возможностей сказкотерапии в работе с тревожным состоянием дошкольников……………………...….20
2.1. Организация исследования …………………………………………...….20
2.2. Анализ результатов первичной
диагностики тревожности дошкольников
………………………………………………………………………………
2.3. Анализ проведения
коррекционной программы с использованием
сказкотерапии……………………………………………
2.4. Анализ результатов
повторной диагностики
Выводы.……………………………………………………………
Заключение....................
Список литературы……………………………….
Приложения ………………………………………………………………......
Введение
Наши дети, это самая чувствительная часть социума и они наиболее подвержены разнообразным отрицательным воздействиям. В последние годы, как свидетельствуют специальные экспериментальные исследования, наиболее распространёнными явлениями у детей, являются тревожность и страхи (И.В. Дубровина, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Е.Б. Ковалёва и другие).
Проблема тревожности у детей старшего дошкольного возраста актуальна в настоящее время. И будучи ещё в детском саду, дети должны пройти все тесты тревожности и преодолеть барьер страха в своём сознании.
Исследования в данном направлении могут помочь решить ряд проблем младшего школьного возраста, в том числе - проблемы развития личности в период кризиса 7 лет. Решение этой проблемы требует, как можно более раннего определения причин возникновения и особенностей проявления тревожности у детей с целью ее своевременной дальнейшей коррекции и профилактики.
Коррекция детской
тревожности может
На сегодняшний день особенно актуальна методика сказкотерапии.
Сказкотерапия самый древний в человеческой цивилизации метод практической психологии и один из самых молодых методов в современной научной практике.
Методика сказкотерапии привлекательна тем, что имеет немного ограничений по сравнению с другими подходами.
Объект исследования: тревожность детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: коррекционные возможности метода сказкотерапии в работе с тревожным состоянием детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: предполагается, что проведение сказкотерапии, способствуют в дальнейшем снижению тревожности в поведении детей дошкольного возраста.
2. Изучить причины возникновения тревожности у детей дошкольного возраста
3. Разработать программу исследования
4. Проанализировать результаты исследования и сделать выводы
Для решения поставленных задач выбраны следующие методики:
1. Анализ справочной психолого-педагогической литературы
2. Проведение исследования, с помощью:
- метода теста, тест для определения уровня тревожности у дошкольников (авторы: Р.Тэммпл, М.Дорки, В.Амен)
- метода наблюдения
- проведение беседы с родителями
3. Коррекционная
работа путем проведения
4. Количественная и качественная обработка результатов
5. Сравнительный анализ полученных данных.
Практическая значимость состоит в том, что: Предложенный метод по коррекции тревожности детей можно использовать в практической деятельности воспитателей, психологов и родителей.
Теоретическая основой работы явились положения зарубежной психологии и педагогики прошлого З.Фрейд, К. Къеркегор , А. Изард, а также отечественных психологов Ф.В. Березина, А.И. Божович И.В. Дубровина, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Е.Б. Ковалёва и другие.
Экспериментальная база: исследование проводилось на базе МДОУ «Детский сад «Солнышко»» с приоритетным развитием речи . В исследовании принимали участие 15 детей старшего дошкольного возраста и их родители. Из них мальчиков – 9 человек, девочек – 6 человек.
Структура работы: Работа состоит из введения двух глав, заключения, приложения, списка литературы.
Глава I. Теоретический анализ проблемы в коррекции тревожности методом сказкотерапии
1.1. Понятие тревожность в психолого-педагогической литературе
Среди наиболее актуальных проблем, возникающих в практической деятельности человека, особое место занимают проблемы, связанные с психическими состояниями. В ряду различных психических состояний, являющихся предметом научного исследования, наибольшее внимание уделяется состоянию, обозначаемому в английском языке термином «anxiety», что переводится на русский как «тревожность», «тревога». В русском языке это разные слова, и следует отличать тревогу от тревожности. «Если тревога – это проявления беспокойства, волнения ребенка, то тревожность, является устойчивым состоянием». [7, c.16]
По мнению Р.С.
Немова, тревожность определяется,
как свойство человека приходить
в состояние повышенного
В.В. Давыдов трактует тревожность, как индивидуальную психологическую особенность, состоящую в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких общественных характеристиках, которые к этому не предполагают. [21, c.4]
Из определения понятий следует, что
тревожность можно рассматривать как:
психологическое явление; индивидуальную
психологическую особенность личности;
склонность человека к переживанию тревоги;
состояние повышенного беспокойства.
Например,
случается, что ребенок волнуется перед
выступлениями на празднике или отвечая
у доски. Но это беспокойство проявляется
не всегда, иногда в тех же ситуациях он
остается спокойным. Это - проявления тревоги.
Если же состояние тревоги повторяется
часто и в самых разных ситуациях (при
ответе у доски, общении с незнакомыми
взрослыми и т. д.), то следует говорить
о тревожности.
Тревожность, не связана с какой-либо определенной ситуацией и проявляется почти всегда. Это состояние сопутствует человеку в любом виде деятельности. Когда же человек боится чего-то конкретного, мы в этом случае говорим о проявлении страха.
Когда речь заходит о тревожности и страхе, то разные авторы указывают на разные критерии их различия. Есть наиболее известные описания в психологической литературе, позволяющие размежевать эти понятия.
Принято считать, что проблема тревожности, как проблема собственно психологическая, была впервые поставлена и подверглась специальному рассмотрению в трудах 3. Фрейда. При этом необходимо отметить, что взгляды Фрейда во многом близки к философской традиции, берущей свое начало от С. Кьеркегора (эту близость подчеркивают многие исследователи, в частности известный отечественный знаток фрейдизма В.М. Лейбин, хотя сам Фрейд избегал указаний на философские источники своих идей и вообще старался дистанцироваться от философствования).
Эта близость особенно интересна в понимании тревоги и страха. И Кьеркегор, и Фрейд признавали необходимость разграничения страха и тревоги, считая, что страх - реакция на конкретную опасность, тогда как тревожность - реакция на опасность, не известную и не определяемую.
Классической работой Фрейда по этой проблеме является его книга «Торможение. Симптом. Тревожность», которая уже через год после ее выхода была издана в переводе на русский язык под названием «Страх». [17, c.91]
Учёный Изард К.Е. объясняет различие терминов «страх» и «тревога» таким образом: « тревога - это комбинация некоторых эмоций, а страх - лишь одна из них». [6, c.10]
Большую популярность приобрела концепция явлений тревожного ряда Ф.В. Березина, в которой выделены эмоциональные состояния, закономерно сменяющие друг друга по мере нарастания состояния тревоги: ощущение внутренней напряженности, раздражительность, собственно тревога, страх, ощущение неотвратимости надвигающейся катастрофы, тревожно-боязливое возбуждение. Этот подход позволяет провести различия между конкретным страхом, как реакцией на объективную, однозначно понимаемую угрозу, и иррациональным страхом, возникающим при нарастании тревоги и проявляющимся в опредмечивании, конкретизации неопределенной опасности. При этом объекты, с которыми связывается последний, не обязательно отражают реальную причину тревоги, действительную угрозу. В этом плане тревога и страх представляют собой разные уровни явлений тревожного ряда, причем тревога в собственном смысле слова предшествует иррациональному страху. [21, c.11]
Продуктивными для понимания
этой проблемы являются идеи А.И. Божович
об адекватной и неадекватной тревожности.
Согласно этой точке зрения, критерием
подлинной тревожности выступае
В основном педагогами-психологами принято классифицировать тревожность на два основных вида.
Первый из них, это так называемая,
ситуативная тревожность, то есть порожденная
некоторой конкретной ситуацией, которая
объективно вызывает беспокойство. Данное
состояние может, возникнуть у любого
человека в преддверии возможных неприятностей
и жизненных осложнений. Это состояние
не только, является вполне нормальным,
но и играет свою положительную роль. Оно
выступает своеобразным мобилизирующим
механизмом, позволяющим человеку серьезно
и ответственно подойти к решению возникающих
проблем. Ненормальным является скорее
снижение ситуативной тревожности, когда
человек перед лицом серьезных обстоятельств
демонстрирует безалаберность и безответственность,
что чаще всего свидетельствует об инфантильной
жизненной позиции.
Другой
вид, так называемая, личностная тревожность.
Она может рассматриваться как личностная
черта, проявляющаяся в постоянной склонности
к переживаниям тревоги в самых различных
жизненных ситуациях, в том числе и таких,
которые объективно к этому не располагают.
Ребенок, подверженный такому состоянию,
постоянно находится в настороженном
и подавленном настроении, у него затруднены
контакты с окружающим миром, который
воспринимается им как враждебный. Если
данный вид тревожности закрепляется
у ребенка в процессе становления характера,
то формируется заниженная самооценка
и негативное восприятие окружающего
мира.
Информация о работе Коррекция тревожности методом сказкотерапии