Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 17:42, курсовая работа
Цель: исследование метода сказкотерапии в коррекции тревожного состояния детей дошкольного возраста.
Объект исследования: тревожность детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: коррекционные возможности метода сказкотерапии в работе с тревожным состоянием детей дошкольного возраста.
. Введение………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретический анализ проблемы в коррекции тревожности методом сказкотерапии …………………………………………………...….6
1.1. Понятие тревожности в психолого-педагогической литературе…….….6
1.2. Причины возникновения тревожности у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………10
1.3. Метод сказкотерапии в коррекции тревожных состояний в дошкольном возрасте ……………………………………………………………………..….16
Глава 2. Исследование коррекционных возможностей сказкотерапии в работе с тревожным состоянием дошкольников……………………...….20
2.1. Организация исследования …………………………………………...….20
2.2. Анализ результатов первичной диагностики тревожности дошкольников …………………………………………………………………………………..23
2.3. Анализ проведения коррекционной программы с использованием сказкотерапии…………………………………………………………………..25
2.4. Анализ результатов повторной диагностики тревожности дошкольников …………………………………………………………………………………..27
Выводы.……………………………………………………………………..…31
Заключение........................................................................................................32
Список литературы………………………………..……………………..…..34
Приложения ………………………………………………………………......36
Если дети затруднялись одновременно придумывать продолжение сказки и его изображать, то педагог включала движения ребенка, начиная с третьего или четвертого занятия, при этом на предыдущих занятиях он сам изображал сюжет, придуманный ребенком.
По желанию детей были включены в занятия элементы краткого двигательного «пересказа» всей сказки в конце занятия или предыдущей сказки – в начале занятия. Также дети «рассказывали» понравившиеся им сказки другим детям или педагогу.
Форма организации
коррекционных занятий
Занятия проходили в отдельном кабинете, специально предназначенном для групповых форм занятий. Продолжительность одного занятия 30 мин. Всего было проведено 6 занятий (одно, два в неделю).
Тематический план программы смотри в приложении №3.
2.4. Анализ результатов повторной диагностики тревожности дошкольников
После завершения коррекции уровня тревожности у детей методом сказка терапии, была проведена повторная диагностика тревожности у детей. Проводился тест тревожности. Авторы: Р. Теммпл, В. Амен, М. Дорки «Тест тревожности».
Данные индекса тревожности каждого ребенка после проведения коррекционной методики:
Ф.И |
Вычисление ИТ |
ИТ(%) | ||
Роман Т. |
ИТ= 3/14*100% |
ИТ=21,4% | ||
Кристина И. |
ИТ= 2/14*100% |
ИТ=14,2% | ||
Вова С. |
ИТ= 1 /14*100% |
ИТ=7,1% | ||
Руслан Г. |
ИТ= 6 /14*100% |
ИТ=42,8% | ||
Юра Л. |
ИТ= 2 /14*100% |
ИТ=14,2% | ||
Таня М. |
ИТ= 4 /14*100% |
ИТ=28,5% | ||
Айдар У. |
ИТ= 1 /14*100% |
ИТ=7,1% | ||
Антон А. |
ИТ= 5 /14*100% |
ИТ=35,7% | ||
Лолита Ш. |
ИТ= 2 /14*100% |
ИТ=14,2% | ||
Алия М. |
ИТ= 4 /14*100% |
ИТ=28,5% | ||
Юля Д. |
ИТ= 5/14*100% |
ИТ=35,7% | ||
Витя Н. |
ИТ= 1 /14*100% |
ИТ=7,1% | ||
Саша К. |
ИТ= 2 /14*100% |
ИТ=14,2% | ||
Алина М. |
ИТ= 3 /14*100% |
ИТ=21,4% | ||
Рома Н. |
ИТ= 2 /14*100% |
ИТ=14,2% |
Высокий уровень тревожности - индекс тревожности выше 50%
Средний уровень тревожности - индекс тревожности от 20 до 50 %
Низкий уровень тревожности - индекс тревожности от 0 до 20%
Таким образом: из 15 человек, которые принимали участие в тестировании, выявлено, 0 человек с высоким уровнем тревожности, 7 человек – это 46,2%, со средним уровнем тревожности; 8 человек – это 52,8%, с низким уровнем тревожности.
Распределение дошкольников по уровню тревожности (%) до и после проведения коррекционной работы.
15 человек = 100%
До коррекции |
После коррекции | |
Высокий уровень |
1 чел. = 6,6% |
0 |
Средний уровень |
9чел. = 59,4% |
7чел. = 46,2% |
Низкий уровень |
5чел. = 33,0% |
8чел. = 52,8% |
Распределение дошкольников по уровню тревожности в виде диаграммы
Рис.1 До проведения коррекционной Рис.2 После проведения кор-
работы
Таким образом, используя метод сказкотерапии в коррекционной работе с дошкольниками, нам удалось снизить уровень тревожности у детей выпускных групп дошкольных учреждений. Полученные результаты позволяют говорить об эффективности сказкотерапии для коррекции высокого уровня тревожности, препятствующего нормальному личностному развитию дошкольников.
Выводы по второй главе
Проведенное исследование позволяет говорить о возможности
коррекции уровня тревожности в старшем дошкольном возрасте выбранным методом. Кроме количественного показателя уровня тревожности, существуют изменения в качественной характеристике. Дети стали проявлять меньше беспокойства в стрессовых ситуациях, например при выступлении на утренниках, ответе на занятиях в группе и т. д. Изменились и межличностные отношения со взрослыми и сверстниками. Дети стали меньше проявлять в играх робость и нерешительность, полученные навыки установления контактов с другими детьми позволили им занять более высокое статусное положение в группе сверстников. Родители также отметили улучшения в состоянии детей.
1. По полученным в ходе исследования результатам, мы видим, что в процессе проведенного исследования, наша гипотеза подтвердилась:
- дети с высоким уровнем тревожности до проведения коррекционной работы 1 человек (6,7%), после проведения 0
- дети со среднем уровнем тревожности до проведения коррекционной работы 9 человек (60,0%), после проведения 7 человек (46,7%)
- дети с низким уровнем тревожности 5 человек (33,3%),после проведения 8 человек (53,3%)
2. Полученные данные позволяют нам говорить об эффективности сказкотерапии для коррекции высокого уровня тревожности детей дошкольного возраста.
3. Проведенная методика
улучшила межличностные
Нестабильность нашей жизни, многочисленные социальные проблемы, издержки воспитания детей в семье и детском саду и целый ряд других факторов - вот на мой взгляд причины появления у современных дошкольников повышенной тревожности и страхов. Предупредить их формирование можно, используя комплекс продуманных социальных, психолого-педагогических и медицинских мероприятий, имеющих психопрофилактическую направленность на эмоциональное развитие ребенка. Но, прежде всего, необходимо своевременно диагностировать отклонения в поведении ребенка, его склонность к беспокойству и тревоги, неблагоприятно сказывающихся на самочувствии ребенка, создающих определенные трудности в его жизни. На практике порой бывает нелегко понять: страдает ребенок, какими либо отклонениями или же поведенческие проблемы объясняются недостатками воспитания и особенностями характера. В тех детских садах, где есть психолог, проводится определенная психолого-диагностическая и психотерапевтическая работа, помогающая родителям и воспитателям не усугублять состояния ребенка, нуждающегося в помощи.
В ходе написания курсовой работы, была достигнута цель – снизить уровень тревожности старших дошкольников, путем проведения сказкотерапии, а так же были решены все поставленные задачи исследования.
Таким образом, необходимо выделить следующие основные параметры в работе с детской тревожностью:
- Для того чтобы воздействовать на ребенка и помочь ему избавиться от тревожности, воспитателям необходимо также знать, что такое тревожность, как возникает и развивается, чего больше всего боятся дети и почему, как это можно предупредить.
- Коррекция детской тревожности помимо сказкотерапии может, осуществляется посредством: игротерапии, арттерапии, куклотерапии, индивидуально-групповых занятий, улучшения детско-родительских отношений.
Какой бы способ борьбы с детским страхом вы не выбрали, важно, чтобы вы не оставляли жалобы ребенка без внимания. Только, таким образом, вам удастся воспитать не закомплексованного, уверенного в себе человека. [18, с.20]
Список литературы:
1. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте, (психологическое исследование). М.: Просвещение, 1968. – 235с.
2. Вард И. Фобия. - М.: Проспект, 2002. - 78с.
3. Гарбузов В. И. Нервные дети: Советы врача. - Л.: Медицина, 1990. -176с.
4. Захаров А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка: 3-е изд., испр - СПб: Союз, 1997. - 224с.
5. Зинкевич- Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии.- СПб, 2000г.
6. Изард К.Е. Эмоции человека – М., 1980.
7. Козлова Е. В. Тревога как одна из основных проблем, возникающих у ребенка в процессе социализации. Теоретические и прикладные проблемы психологии. Сборник статей. Ставрополь, 1997.
8. Кочубей Б., Новикова Е."Ярлыки для тревожности" // Журнал "Семья и школа" № 9, 1988.
9. Краткий психологический словарь. / Сост. Л.А.Карпенко; под общ. Ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского - М., 195c.
10. Мухина В.С. Детская психология: [Учеб. для пед. ин-тов] / Под ред. Л.А. Венгера – М.: Просвещение, 1985.
11. Немов Р. С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1 Общие основы психологии 2-е изд. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 576с.
12. Практическая психология: Учебно-методическое пособие. / Под. Ред. доктора психологических наук, профессора С. В. Кондратьевой. - Мн.: Ред. Журн. "Адукацыя i выхаванне", 1997. - 212с.
13. Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности. / Под ред. Т.В.Лаврентьевой.- М.: Новая школа, 1996. - 144с.
14. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. - М.: ВЛАДОС, 1996. - 529с.
15. Савина Е. Тревожные дети / Дошкольное воспитание – 1996. - №4
17. Фрейд З. психология бессознательного. - М.; 1989. – 104с.
18. Шишова Т. Страхи - это серьёзно - М.: Издат. дом. «Искатель», 1997.- 94с.
«Тест тревожности»
Инструкция:
Информация о работе Коррекция тревожности методом сказкотерапии