Коррекция тревожности методом сказкотерапии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 17:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель: исследование метода сказкотерапии в коррекции тревожного состояния детей дошкольного возраста.
Объект исследования: тревожность детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: коррекционные возможности метода сказкотерапии в работе с тревожным состоянием детей дошкольного возраста.

Содержание

. Введение………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретический анализ проблемы в коррекции тревожности методом сказкотерапии …………………………………………………...….6
1.1. Понятие тревожности в психолого-педагогической литературе…….….6
1.2. Причины возникновения тревожности у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………10
1.3. Метод сказкотерапии в коррекции тревожных состояний в дошкольном возрасте ……………………………………………………………………..….16
Глава 2. Исследование коррекционных возможностей сказкотерапии в работе с тревожным состоянием дошкольников……………………...….20
2.1. Организация исследования …………………………………………...….20
2.2. Анализ результатов первичной диагностики тревожности дошкольников …………………………………………………………………………………..23
2.3. Анализ проведения коррекционной программы с использованием сказкотерапии…………………………………………………………………..25
2.4. Анализ результатов повторной диагностики тревожности дошкольников …………………………………………………………………………………..27
Выводы.……………………………………………………………………..…31
Заключение........................................................................................................32
Список литературы………………………………..……………………..…..34
Приложения ………………………………………………………………......36

Вложенные файлы: 1 файл

1.doc

— 287.00 Кб (Скачать файл)

Современная сказкотерапия "трех лика". Она имеет "лик" диагностический (арсенал проективных методик для исследования человека), "лик" воздействующий и "лик" профилактический (или развивающий).

Сказкотерапевтическое воздействие  осуществляется с помощью пяти видов сказок: художественных, дидактических, психокоррекционных, психотерапевтических и медитативных. Для каждой ситуации, случая консультирования либо подбираются, либо специально сочиняются соответствующие сказки. Поэтому подготовка сказкотерапевтов процесс творческий, увлекательный, но не простой.

Таким образом, на мой взгляд, сказкотерапия в коррекции детской тревожности, является самым безопасным и интересным методом. С помощью сказки мы можем понять и обсудить с ребенком причины его неуверенности, тревожности, боязливости, и что немало важно ребенок перерабатывает свою проблему через собственный эмоциональный фон.

 

                             Выводы по первой главе.

 

1. Одним из эмоциональных состояний будущих школьников является тревожность. Понятие тревожность разрабатывалось многими исследователями и имеет разные трактовки.  Но следует отметить, что смысл сводится к одному, что тревожность рассматривают, как: психологическое явление; индивидуальную психологическую особенность личности; склонность человека к переживанию тревоги; состояние повышенного беспокойства.

2. Причины возникновения  дошкольной тревожности разнообразны, но выделим основные:

-    нарушение детско-родительских  отношений

- завышенные требования  со стороны воспитателей, учителей, педагогов и родителей

-   нарушение отношений  со сверстниками

-  нарушения здоровья в физико-психической сфере

Это все относительно обратимо при проведении соответствующих  психолого-педагогических мероприятий, а также, если педагоги и родители, воспитывающие такого ребенка, будут соблюдать нужные рекомендации.

3. Коррекция путем проведения  сказкотерапии, является самым  безопасным и интересным методом.  В дошкольном возрасте информация  переданная ребенку через ярки  образы будет для него наиболее  доступной. Сказка помогает ребенку переработать свою проблему через собственный эмоциональный фон.

Как видим, решение  проблемы тревожности относится  к числу острых и актуальных задач  психологии и ставит исследователей перед необходимостью как можно  более ранней диагностики уровня тревожности. В настоящее время существуют исследования, показывающие, что тревога, зарождаясь у ребенка уже в 7-месячном возрасте, при неблагоприятном стечении обстоятельств в старшем дошкольном возрасте становится тревожностью – то есть устойчивым свойством личности. Изучение, а также своевременная диагностика и коррекция уровня тревожности у детей поможет избежать многих трудностей в воспитании.

 

 

             

   Глава 2. Исследование коррекционных возможностей сказкотерапии в              работе с тревожным состоянием дошкольников

                  2.1. Организация исследования

            Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы исследования была сформирована группа детей, в составе 15 человек. Группа была сформирована психологом детского сада после первичной диагностики.  

Исследование  проводилось на базе   МДОУ «Детский сад «Солнышко»» с приоритетным развитием речи.                     

В исследовании принимали участие дети 6 лет. Из ни мальчиков – 9 человек, девочек – 6 человек. Каждого ребенка по списку, отводили в отдельное подготовленное помещение, где и проводилось исследование.

Нашу гипотезу мы будем подтверждать с помощью следующих методов:

1. Проведения у детей теста тревожности. Авторы: Р. Теммпл, В. Амен, М. Дорки «Тест тревожности».

Эта методика позволяет  определить тревожность по отношению  к ряду типичных для ребенка жизненных  ситуаций взаимодействия с другими  людьми, где соответствующее свойство личности проявляется в наибольшей степени. Указанная методика предназначена для диагностики детей в возрасте от 4 до 7 лет. Двусмысленность рисунков в методике имеет «проективную» нагрузку. То, какой смысл придает ребенок именно этим рисункам, указывает на типичное для него эмоциональное состояние в подобных жизненных ситуациях. Тест проводится индивидуально с каждым ребенком, результаты заносятся в протокол.

2. Наблюдение - наиболее доступный и распространенный метод. Сущность его заключается в умышленном, систематическом и целенаправленном восприятии психолого-педагогических явлений. Мы будем наблюдать за детьми в ходе проведения исследования, и фиксировать полученные данные.

3. В целях профилактики дошкольной тревожности, было организовано и проведено родительское собрание на тему «Детская тревожность».

Главной целью было - обучить родителей эффективным навыкам коммуникации и способам выражения своей любви к ребёнку.

В ходе беседы родителей  ознакомили с приемлемыми способами  наказания ребёнка. Предложили  компоненты эффективного общения с детьми, которые  являются необходимыми: контакт глаз, так как ласковый взгляд снижает уровень тревожности и уменьшает страхи у ребёнка, укрепляет в нём чувство безопасности и уверенности в себе, физический контакт, пристальное внимание, дисциплина.

На родительском собрании родителей ознакомили с результатами исследования тревожности их детей. Были озвучены возможные причины возникновения тревожности и страхов. Также были предложены рекомендации родителям, как помочь своему ребёнку избавиться от страхов и что нужно для этого делать (см. приложение 2).

 

                       Проведение исследования

В начале исследования был подготовлен экспериментальный материал: 14 рисунков размером 8,5x11 см. Каждый рисунок представляет собой некоторую типичную для жизни ребенка ситуацию.

Каждый рисунок  выполнен в двух вариантах: для девочек (на рисунках изображена девочка) и для мальчиков (на рисунках изображен мальчик). Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы, по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребенка, на другом - печальное.

Исследование проводилось в старшей группе. Каждого ребенка по списку, ранее составленному педагогом, после первичной диагностики, отводили в отдельное помещение. Ребенку показывали заранее подготовленные рисунки, в строго перечисленном порядке один за другим. В инструкции во избежание автоматических выборов ребенком определения эмоциональных характеристик выражение лица чередуются следующим образом: грустное - веселое, веселое - грустное. Дополнительные вопросы не задаются. Предъявив ребенку рисунок, педагог фиксирует сделанный выбор и комментарии в специальном протоколе (бланки должны быть подготовлены заранее). Затем проводится качественный и количественный анализ, где определяется уровень тревожности ребенка.

Пример, протокола выявления тревожности

Ф.И.: Роман Т.

Возраст: 6 лет

Группа: № 9

Дата: 24.02.2009

Рисунок

Высказывание

Выбор

 
   

Весёлое

лицо

Печальное

Лицо

   

1.Игра с младшими

Детьми

Мальчику надоело играть

+

 

2.Ребёнок и мать

с младенцем.

Я люблю гулять с мамой

+

 

3.Объект агрессии

Хочется ударить его  стулом

 

+

4.Одевание

Я люблю одеваться  на прогулку

+

 

5.Игра со старшими детьми

Мама играет с ребёнком

+

 

6.Укладывание спать

в одиночестве

 

Когда иду спать, беру игрушку

   

+

7.Умывание

 

Потому что он умывается

+

   

8.Выговор

 

Мама его ругает

   

+

9.Игнорирование

 

Потому что тут малыш

+

   

10.Агрессивность

 

Кто-то отбирает игрушку

   

+

11.Собирание

Игрушек

 

Мама заставляет его  собирать

Игрушки

   

+

12.Изоляция

 

Дети не хотят с  ним играть

   

+

13.Ребёнок

с родителями

 

Родители играют с  ним

+

   

14.Еда в одиночестве

 

Пьёт чай, я тоже люблю  пить чай

+

   

 

 

2.2. Анализ результатов первичной диагностики тревожности дошкольников

Протоколы подвергаются количественному анализу. На основании  данных протокола вычисляется индекс тревожности ребёнка (И.Т.),который  равен процентному отношению числа эмоционально негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков (14)

п

ИТ=      х    100%,

                                                                                           14

 Где     п -    число эмоциональных - негативных выборов.

 

Данные протокола заносятся  в таблицу, где вычисляется индекс тревожности каждого ребёнка.

Ф.И

 

Вычисление  ИТ

 

ИТ(%)

Роман Т.

 

ИТ= 6/14*100%

 

ИТ=42,8%

Кристина И.

 

ИТ= 3/14*100%

 

ИТ=21,4%

Вова С.

 

ИТ= 1 /14*100%

 

ИТ=7,1%

Руслан Г.

 

ИТ= 10 /14*100%

 

ИТ=71,4%

Юра Л.

 

ИТ= 2 /14*100%

 

ИТ=14,2%

Таня М.

 

ИТ= 4 /14*100%

 

ИТ=28,5%

Айдар У.

 

ИТ= 1 /14*100%

 

ИТ=7,1%

Антон А.

 

ИТ= 5 /14*100%

 

ИТ=35,7%

Лолита Ш.

 

ИТ= 6 /14*100%

 

ИТ=42,8%

Алия М.

 

ИТ= 4 /14*100%

 

ИТ=28,5%

Юля Д.

 

ИТ= 7/14*100%

 

ИТ=50%

Витя Н.

 

ИТ= 1 /14*100%

 

ИТ=7,1%

Саша К.

 

ИТ= 2 /14*100%

 

ИТ=14,2%

Алина М.

 

ИТ= 3 /14*100%

 

ИТ=21,4%

Рома Н.

 

ИТ= 6 /14*100%

 

ИТ=42,8%


 

Высокий уровень  тревожности - индекс тревожности выше 50%.

Средний уровень  тревожности - индекс тревожности от 20 до 50 %.

Низкий уровень  тревожности - индекс тревожности от 0 до 20%.

Таким образом: из 15 человек, которые принимали участие в тестировании, выявлено, 1 человек – это 6,6%, с высоким уровнем тревожности; 9 человек –это 59,4%, со средним уровнем тревожности, 5 человек – это 33,0%, с низким уровнем тревожности.

 По ходу проведения  методики мы наблюдали следующие  изменения:

- Ребенок с высоким уровнем тревожности во время тестирования проявлял беспокойство, нервозность. Его интересовало, что записывает психолог, не узнают ли о результатах теста родители или воспитатели, как отвечают другие дети и правильно ли отвечают они сами. Наблюдалась повышенная двигательная активность: грыз ногти, качал ногой, наматывал волосы на палец, покусывал нижнюю губу.

- Дети  со средним уровнем тревожности в процессе тестирования либо вообще не проявляли признаков, свойственных высоко тревожным дошкольникам, либо проявляли некоторые из них в слабой степени. Например, у отдельных детей можно было заметить физиологические признаки повышенной тревожности, у них учащалось дыхание, потели ладони, появлялись покраснения кожных покровов в области лица и/или шеи.

В первой главе  уже отмечалось, что повышенный уровень тревожности отрицательно влияет на развитие ребенка и на результативность его деятельности. Необходимость коррекции уровня тревожности данной группы не вызывает сомнений.

 

2. 3. Анализ проведения коррекционной программы с использованием сказкотерапии

 

Для коррекционной работы с детьми был выбран один из наименее травмоопасных и безболезненных способов психотерапии – сказкотерапия.

Для работы с тревожными детьми была выбрана  программа «Сказочная шкатулка»

Цель данной программы – снижение уровня тревожности  дошкольника.

 В основу  данной программы положены занятия,  которые строились по принципу концентричности по трем циклам.

Занятия первого  цикла были направлены на снижение уровня тревожности через:

  1. закрепление за ребенком (с помощью предлагаемой ему роли-образа) позиции управляющего, режиссера;
  2. обучение придумыванию сюжета, объединение предметов по смыслу;
  3. обучение самостоятельно владеть ролью-образом.

При этом вводимая взрослым роль-образ помогают ребенку  преодолеть зажатость и безынициативность. Особая внутренняя позиция, которая  при этом складывается у ребенка, помогает ему справиться с тревожащей ситуацией.

Занятия второго  цикла направлены на снижение уровня тревожности через закрепление  ребенком умения решать проблемную ситуацию без опоры на роль-образ. При этом ребенок вначале наблюдает, как  это делает взрослый, а затем сам заканчивает предложенные игровые истории. При этом игровые задачи постепенно усложняются. Дети начинают сами придумывать проблемные ситуации и решать их.

Занятия третьего цикла направлены на снижение уровня тревожности через создание у  детей внутренней позиции, способствующей принятию самостоятельных решений.

На занятиях каждого цикла педагог рассказывал сказку. При этом ребенку предлагалось сопровождать сказочный сюжет соответствующими движениями. На занятиях первого цикла педагог показывал движения и выполнял их вместе с ребенком. В ходе последующих циклов придумать движения предлагалось самому ребенку.

Информация о работе Коррекция тревожности методом сказкотерапии