Личностный вопросник
(характеров, акцентуаций
личности и нервно-психической
неустойчивости ХАЛ-НПН)
ИНСТРУКЦИЯ
В этом вопроснике
содержатся утверждения, касающиеся
Вашего здоровья, взглядов, интересов,
характера и др. Прочтите каждое
утверждение и решите, СОГЛАСНЫ или НЕ СОГЛАСНЫ Вы с
ними. Не тратьте время на раздумье. Наиболее
естественен тот ответ, который первым
приходит в голову. Если Вы решите, что
СОГЛАСНЫ с данным утверждением, то на
регистрационном бланке соответственно
номеру утверждения, (под ним) поставьте
знак «+». Если Вы с ним НЕ СОГЛАСНЫ, то
поставьте знак «-».
- Я приложу все усилия, чтобы стать учителем.
- Большинство знакомых считают меня веселым
собеседником.
- Я часто поступаю по настроению, а не
по убеждению.
- Часто какая-нибудь навязчивая мысль не дает мне уснуть.
- К алкоголю я равнодушен.
- Я очень серьезно интересуюсь гимнастикой
йогов.
- Я люблю готовиться к экзаменам, контрольным
и т.п., один.
- В споре я часто ухожу от сущности вопроса
и перехожу на личности.
- Я сильно теряюсь, неожиданно оказавшись в центре внимания.
- Я стараюсь придерживаться принципов
нравственности и морали.
- У меня часто болит голова.
- Я никогда не нуждаюсь в сочувствии окружающих.
- В поездах, автобусах и т.д., я часто завожу разговор с незнакомыми людьми.
- Часто пустяк, сказанный в мой адрес, способен вызвать
у меня бурную реакцию.
- Критика в присутствии окружающих меня крайне угнетает.
- У меня часто плохое и злобное настроение.
- Я стал сомневаться в правильности выбранной профессии.
- Я легко осваиваюсь в любом обществе.
- Временами меня так и подмывает вступить в спор с кем-нибудь.
- Часто мне трудно удержаться от жалости к самому себе.
- В детстве был на учете у психиатра.
- Стараюсь жить так, чтобы окружающие могли сказать обо мне: «Вот это человек!».
- Мое физическое развитие и здоровье вполне позволяют
мне стать хорошим педагогом.
- Я считаю себя довольно общительным человеком.
- Часто мне хочется сделать что-либо опасное или ошеломляющие.
- Если я совершил какой-то промах, то об этом забываю быстро.
- Иногда я принимаю бром, элениум и др. успокаивающие средства.
- Я никогда не следую моде, а ношу что попало.
- Я охотно участвую в организации различных мероприятий.
- Часто я могу не сдержаться и нагрубить, даже если это повредит моим интересам.
- Я склонен мысленно возвращаться к своим неприятностям и мне трудно
выбросить их из головы.
- Мне говорили, что я хожу во сне.
- Я считаю, что употребление наркотиков вполне естественно.
- Я люблю носить одежду супермодную и необычную, которая невольно привлекает взоры.
- Мне нравиться общаться с людьми и я редко упускаю возможность
поговорить, даже с малознакомым человеком.
- Довольно часто я действую под влиянием минутного настроения.
- В отношениях с людьми я испытываю трудности из-за собственной застенчивости.
- Чувствую, что моих способностей не хватит, чтобы освоить выбранную
профессию.
- У меня почти всегда что-нибудь болит.
- Мне свойственно шутить и рассказывать разные истории.
- Когда на меня кричат, я отвечаю тем же.
- Употребление нецензурных выражений мне всегда неприятно.
- Временами я не могу удержаться от соблазна украсть
что-нибудь.
- Я живу своими внутренними мыслями и меня мало интересует действительность.
- Я считаю, что книги более занимательны, чем собеседники.
- Часто я не уступаю людям просто из принципа.
- Мне, конечно, не хватает уверенности в себе.
- На медицинской комиссии я скрыл имеющиеся у меня серьезное заболевание.
- Всегда думаю и делаю по-своему, а мнение других меня интересует мало.
- Законы и правила общежития я стараюсь соблюдать.
- Я предпочитаю иметь достаточно широкий круг знакомых.
- Я люблю подшучивать над другими.
- Когда люди наблюдают за мной, мне от этого становится не по себе.
- У меня плохой и беспокойный сон, не приносящий полноценного отдыха.
- Мои идеи и мысли выглядят, как опережающие время.
- Я легко могу заговорить с незнакомым человеком.
- Часто я «завожусь» с пол-оборота.
- Я очень смущаюсь, когда горят о моем характере.
- У меня были случаи потери сознания.
- Я трудно доступный для контакта человек.
- Я с удовольствием могу гулять один.
- Я считаю, что большинство людей солгут, если это в их интересах.
- Я сильно раздражаюсь, если меня торопят.
- В разговоре с девушками я стараюсь избегать щекотливых тем, которые могут вызвать смущение.
- Моя нервная система сильно расстроена.
- Я верю в Бога.
- Обо мне часто говорят: «За словом в карман не полезет».
- Часто я готов на все, чтобы победить в споре.
- Бывает, что меня беспокоит чувство вины или угрызения совести из-за какого-нибудь пустяка.
- Я имел приводы в милицию.
- Мне кажется, что меня никто не понимает.
- Окружающие всегда знают мою точку зрения.
- Я предпочитаю взаимовыгодные решения в споре.
- Я чувствую себя приспособленным к жизни и ее требованиям, чем другие.
- Я бы предпочел большую часть времени сидеть, ничего не делать и мечтать («философствовать»).
- В комсомол я поступил под нажимом общественности.
- Я не надеюсь, что чего-либо добьюсь в жизни.
- В общем я малообщительные человек и не стремлюсь заводить много знакомств.
- Я люблю проделывать каверзные шутки над другими.
- В обществе меня беспокоит чувство собственной застенчивости.
- Я способен совершить нечто выдающееся.
- Меня уговорили поступить в пединститут, а у самого особого желания не было.
- В коллективе я редко бываю инициатором чего-либо.
- Мне часто хочется недозволенного.
- Я считаю себя скорее мечтателем, чем практичным человеком.
- В детстве у меня были тяжелые травмы и заболевания.
- Я считаю, что «американский образ жизни» можно принять за образец.
- В кругу незнакомых людей я редко заговариваю первым.
- Меня трудно рассердить.
- Меня беспокоит чувство, что я хуже других.
- Временами я сожалею, что живу на этом свете.
- Мое мнение часто совпадает с мнением окружающих.
- У меня бывает очень странные и необычные
- Обычно я не очень общителен.
- Довольно часто мне бывает трудно справиться со своими желаниями.
- Я часто пытаюсь заглянуть в самого себя и выяснить
причины появления своих мыслей и действий.
- В детстве я был капризным и раздражительным.
- По своим способностям я смогу стать хорошим преподавателем.
- Если обсуждается какой-либо вопрос, я одним из первых выражаю свое мнение или соображения.
- Я не считаю нужным скрывать свое презрение
или отрицательное мнение о ком-либо, о
чем-либо.
- Иногда мне кажется, что люди догадываются
о чем я думаю.
- Мне нравится цитировать блестящие или
шокирующие высказывания знаменитых людей.
- По состоянию ко мне окружающие часто поступают
несправедливо.
- Я люблю работать не спеша.
- Иногда мне говорят, что я вспыльчив.
- Меня часто беспокоят мысли о том, что
я поступаю не так как надо.
- С большим трудом я приспосабливаюсь
к новым условиям учебы, жизни и быта.
- Мне нравится искать необычные или парадоксальные
приемы решения различных задач или вопросов.
- Часто я инициатор какого-либо дела.
- Я легко теряю терпение с людьми.
- У меня бывают периоды, когда я теряю
сон из-за волнений.
- Очень редко критика и возражения в мой адрес бывают справедливы.
- В компаниях я всегда являюсь центром
внимания.
- Мой вес сильно колеблется (то худею,
то поправляюсь).
- Я придерживаюсь пословицы: «Кто спешит,
тот людей насмешит».
- Если кто-нибудь раздражает меня, я долго
могу это терпеть.
- Я часто упускаю возможность из-за своей
нерешительности.
- Я почти всегда ощущаю сухость во рту.
- Меня легко привести в замешательство.
- Я люблю поделиться с окружающими своим
мнением.
- В современной жизни слишком много препятствий
и ограничений, которые меня очень раздражают.
- Мне часто приходится скрывать свою застенчивость
ценой больших усилий.
- Я отношусь к тем людям, которые умеют
восторгаться или преклоняться перед
кем или чем-либо.
- В школе у меня конфликты с учителями.
- Я человек довольно общительный и веселый.
- Довольно часто испытываю потребность
в острых ощущениях.
- У меня есть мир мечтаний, куда я никого
не пускаю.
- Я с трудом усваивал школьный материал.
- Иногда я чувствую, что кто-то управляет
моими мыслями.
- Я чувствую себя глубоко одиноким человеком.
- Я охотно знакомлюсь с новыми людьми.
- Иногда я чувствую такую ярость, что хочется
сломать дверь, разбить окно или перевернуть
что-либо.
- Я часто о чем-либо тревожусь.
- Для меня характерно бурное проявление
чувств.
- Для отдыха я предпочитаю коллективные
игры и развлечения.
- Думаю, что я человек обреченный.
- Я склонен давать категорические оценки
поступкам окружающих.
- Я остро и длительно переживаю неприятности.
- Временами у меня бывают приступы смеха
или плача, с которыми я никак не могу справиться.
- Я склонен давать категорические оценки окружающим.
- Иногда я чувству, что близок к нервному
срыву.
- Обычно я поступаю и говорю быстро, долго
не раздумываю.
- У меня все кипит внутри, если что-нибудь
делаю не по своему.
- Склонен я беспокоится о том, что меня
ожидает.
- У меня есть такие качества, по которым я определенно
превосхожу других людей.
- Мне нравится пища, приготовленная из
экзотических продуктов.
- У меня часто бывают запоры.
- Я больше молчу и слушаю, когда нахожусь
в обществе.
- Мне доставляет удовольствие совершать
рискованные поступки ради забавы.
- Временами я чувствую себя разбитым.
- Иногда у меня появляется навязчивое
желание нанести повреждение или себе
или окружающим.
- Я человек особенный и непонятный для
других.
- Не люблю много говорить.
- Редко, что можно осуществить постепенным и умеренным методом, чаще необходимо
применять силу.
- Я чувствую себя неудачником, когда слышу
об успехах, моих знакомых и товарищей.
- Для меня свойственна некоторая капризность.
- Считаю, что выбранная профессия мне
вполне подходит.
- Я высказываю свои мысли так, как они приходят мне в голову,
и не стараюсь их сначала «причесать».
- У меня часто бывает «мандраж» в руках
или по всему телу.
- Выполняя какую-либо работу, предпочитаю
делать ее самостоятельно, а не в коллективе.
- Люди считают меня спокойным и уравновешенным человеком.
- Я склонен все принимать слишком близко
к сердцу.
- У меня бывают приступы раздражительности
и тоски.
- У меня нет, и наверное, никогда не будет
друга.
- Я добросовестно и честно ответил на
все вопросы
В таблице №2 показаны
связи и взаимоотношения шкал ХАЛ и НПН. Анализ матрицы
интеркорреляций показывает, что внутренняя
структура вопросника достаточно согласована,
объединение утверждений в шкале НПН правомерно,
а шкалы ХАЛ обладают достаточной самостоятельностью
и независимостью.
Таблица 2.
Матрица интеркорреляций.
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Экстраинтроверсия |
1 |
0,13 |
-0,35 |
-0,01 |
0,24 |
-0,07 |
-0,18 |
Эксплозивная форма |
2 |
|
0,17 |
0,47 |
0,62 |
0,78 |
0,20 |
Психастения |
3 |
|
|
0,42 |
0,20 |
0,41 |
0,40 |
Шизоидная форма |
4 |
|
|
|
0,52 |
0,76 |
0,16 |
Истерсидная форма |
5 |
|
|
|
|
0,63 |
0,03 |
НПН |
6 |
|
|
|
|
|
0,25 |
Шкала надежности |
7 |
|
|
|
|
|
|
ХАРАКТЕРИСТИКА ДИАГНОСТИЧЕСКИХ ШКАЛ
ХАЛ.
ЭКСТРАВЕРСИЯ-ИНТРРОВЕРСИЯ
Критерии: +2,-7,+13,+18,+29,+35,+40,-45,+51,+56,-62,+72,-78,-83,-88,-95,+99,
-104,+109,-115,+120,+125,+131,+136,+141,-147,-152,-159
Признаки: высокие значения свидетельствуют о
ярко выраженной устремленности человека
в обществе, отсутствии застенчивости,
неразборчивости в установлении межличностных
контактов, часто переоценивающие свои
возможности, низкие значения, говорят
о замкнутости, скромности, скованности
в отношениях с другими, медлительности,
флегматичности.
ЭКСПЛОЗИВНАЯ ФОРМА
Критерии: +3,+8,+14,+25,+30,+36,+41,+46,+52,+57,+63,+68,-73,+79,+84,-89,
+95,+100,+105,+110,-116,+121,+126,+132,+137,+142,+128,+158,-160
Признаки: несоответствие эмоциональных реакций
силе и качестве раздражителей, повышенная
возбудимость, агрессивность, взрывчатость,
легкость, возникновение «срыва» по незначительному
поводу, склонность к резкой критике, слабый
контроль эмоций и импульсивность действий.
ПСИХАСТЕНИЧЕСКАЯ ФОРМА
Критерии: +4,+9,+15,+20,-26,+31,+37,+42,+47,+53,+58,+64,+69,+74,+80,+85
+90,+96,+101,+106,+111,+117,+122,+127,+133,+138,+143,+149,+154,+161
Признаки: высокая тревожность, нерешительность,
неуверенность, легкая ранимость, повышенная
чувствительность, быстрая утомляемость,
фиксация на неудачах, склонность к сомнениям
и самоанализу, застенчивость, робость,
пониженная активность.
ШИЗОИДНАЯ ФОРМА
Критерии: +6,+12,+16,+28,+44,+49,+55,+60,+66,+72,+75,+77,+81,+91,-92,+93,
+102,+108,+124,+129,+130,+135,+144,+145,+150,+151,+157,+162,+163
Признаки: необычность и оригинальность мышления,
своеобразие логических связей и ассоциаций,
эмоциональная холодность, бесцеремонность,
замкнутость, трудность в установлении
контакта, отгороженность от жизни и дел
коллектива, необычность восприятия окружающего.
ИСТЕРОИДНАЯ ФОРМА
Критерии: +3,-10,+14,+22,-28,+34,+35,+40,+46,+49,+51,+61,+67,+72,+81,+87,
+97,+100,+102,+113,+123,+137,+139,+140,+144,+145,+148,+155,+157
Признаки: эгоцентризм, стремление выделиться манерами поведения,
внешним видом, жажда признания и оригинальности,
театральность поведения, желание быть
в центре внимания, внешняя выразительность
переживаний, высокие претензии в отношении
оценки, результатов своего труда и исключительности
положения.
ШКАЛА НАПРАВЛЕННОСТИ
Критерии: -1,-5,+17,-23,+32,+33,+38,+39,+43,+48,-50,+59,+65,+66,+70,+76,
+77,+82,+86,+87,+91,-98,+135,-156,-164
Признаки: отношение к выбранной учительской
профессии, желание ей овладеть, оценка
своего физического развития, здоровья
и способностей в отношении возможности
освоить профессию и стать педагогом.
ШКАЛА НАДЕЖНОСТИ
Критерии: 3-36,4-111,7-159,9-53,13-35,14-57,24-125,30-68,37-80,47-117,
51-131,52-79,74-85,78-94,84-95,89-116,90-154,138-161,147-152
Признаки: при высоком показателе по шкале, несовпадение
знаков в 9-ти и более парах утверждений,
результатов обследования следует считать
недостаточными.
НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКАЯ НЕУСТОЙЧИВОСТЬ
Понятие нервно-психическая
неустойчивость объединяет в
себе целый ряд предпатологических
и частично патологических проявлений
особенностей личности, которые предрасполагают
срывы нервной систем и психической деятельности
даже при незначительных психических
или физических нагрузках.
Наиболее часто нервно-психическая
неустойчивость проявляется при акцентуациях
характера, алкоголизме, наркоманиях и
некоторых психических заболеваниях.
Основные формы проявления НПН связаны
с недостаточной социальной зрелостью,
соблюдением моральных норм, требований
правил поведения и порядка, нарушениями
дисциплины, межличностных отношений
и деятельности (трудовой, учебной)
преболезненными и болезненными состояниями.
ШКАЛА НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЙ НЕУСТОЙЧИВОСТИ
Критерии: +3,-5,+6,+9,-10,+11,+12,+14,+16,+19,+20,+21,+22,+25,+27,+28,+30,
+32,+33,+34,+36,+39,+43,+44,+46,+49,-50,+53,+54,+55,+57,+58,+59,+60,+61,
+65,+66,+68,+70,+71,+74,+75,+76,+77,+79,+81,+84,+86,+87,+90,+91,-92,+93,
+97,+100,+101,+102,+103,+106,+107,+108,+110,+111,+112,+113,+114,+118,
+119,+121,+123,+124,+127,+128,+129,+130,+132,+134,+137,+138,+139,+140
+142,+144,+145,+146,+148,+149,+150,+151,+153,+154,+155,+157,+158-160
+161,+162,+163
Признаки: акцентуации характера, нарушение дисциплинированных
и моральных норм поведения, межличностных
отношений и профессиональной деятельности,
недостаточная социальная зрелость болезненные
явления.
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБСЛЕДОВАНИЯ.
Заключение составляется на основании анализа полученных
числовых значений, приведенных к 9-балльной
шкале, по каждой акцентуации. При этом
учитываются соотношения различных значений,
свидетельствующих о степени выраженности
той или иной черты характера и их взаимосвязь.
В таблице №1 приведены ориентировочные
нормативные оценки шкал ХАЛ и НПН применительно
к 9-балльной шкале нормального распределения.
9 баллов по шкале оценивается
как состояние «нервно-психической
неустойчивости», и только после
целенаправленной беседы со специалистом психологом, независимо
от результатов других видов профотбора,
кандидату выставляется 1У группа психологического
отбора. 1У группа психологического отбора
выставляется также при 8 баллах НПН и
9 баллах по любой из трех шкал: эксплозитивной
психастении и шизоидной.
Анализ шкал ХАЛ
дает уточняющие характеристики
типа НПН. Степень выраженности
черт характера также оценивается
по 9 бальной шкале. Акцентуированными
считаются крайние значения 1 и 9
баллов, резко выраженными 2 и 8 баллов,
заостренными 3 и 7 баллов.
При подтверждении
во время беседы с кандидатом
отрицательного отношения его
к выбранной профессии по соответствующим
нормам утверждений, в зависимости
от характера ответов, специалист
психолог может выставить кандидату
1У группу, либо доложить председателю комиссии
о данном факте.
Более точное определение
диагностических критериев оценки
ХАЛ и НПН в каждой выездной
комиссии проводится на репрезентативной
выборке и с использованием
закона нормального распределения
применительно к 9 балльной шкале (см. таблицу №1).
Таблица 1
НОРМАТИВНЫЕ ОЦЕНКИ ШКАЛ ХАЛ И НПН (ОРИЕНТИРОВОЧНЫЕ)
Тип акцентуации |
Баллы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Х |
|
Экстраинтроверсия |
7 и |
8-10 |
11-13 |
14-17 |
18-20 |
21-22 |
23-24 |
25-26 |
27 и |
18 |
5 |
Эксплозивная форма |
1 |
2-3 |
4 |
5-6 |
7-9 |
10-13 |
14-17 |
18-21 |
22 и |
9 |
6 |
Психастения |
2 и |
3-4 |
5-6 |
7-8 |
9-12 |
13-15 |
16-18 |
19-20 |
21 и |
11 |
5 |
Шизоидная |
1 |
2 |
3 |
4 |
5-6 |
7-8 |
9-10 |
11-14 |
15 и |
6 |
3 |
Истероидная |
4 и |
5-6 |
7-9 |
10-11 |
12-13 |
14-15 |
16-17 |
18-19 |
20 и |
12 |
4 |