Лекции по "Педагогическая психология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 19:53, курс лекций

Краткое описание

Социально-когнитивная теория. Альберт Бандура.
Косвенное подкрепление
В т. Бандуры указ., что люди могут получить пользу от наблюдения успехов и поражений других так же, как из своего непосредственного опыта. Б., анализируя роль подкрепления в научении через наблюдение, показывает ее когнитивную ориентацию
Действительно, мы, как общественные индивиды, постоянно следим за действиями других людей и за ситуациями, в которых тех поощряют, игнорируют или наказывают. Возьмем, например, школьника, который наблюдает, как делают выговор однокласснику за то, что он мешает учителю.

Вложенные файлы: 6 файлов

гальпер. 17в.doc

— 36.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Личностный вопросник.doc

— 86.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

навык2.doc

— 27.00 Кб (Скачать файл)

предмет пед пс.doc

— 31.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

пробл развития и обучения.doc

— 31.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Самоконтроль поведения.doc

— 41.50 Кб (Скачать файл)

Социально-когнитивная теория. Альберт Бандура.

Косвенное подкрепление

В т. Бандуры указ., что люди могут получить пользу от наблюдения успехов и поражений других так же, как из своего непосредственного опыта. Б., анализируя роль подкрепления в научении через наблюдение, показывает ее когнитивную ориентацию

Действительно, мы, как общественные индивиды, постоянно следим за действиями других людей и за ситуациями, в которых тех поощряют, игнорируют или наказывают. Возьмем, например, школьника, который наблюдает, как делают выговор однокласснику за то, что он мешает учителю. Данный пример, вероятно, послужит ему предостережением, если, конечно, этот ребенок не посчитает, что в его случае последствия могут быть другими. Или, например, официант, который видит, как его коллеги получают щедрые чаевые за дружелюбную улыбку и веселую болтовню с клиентами. Это, несомненно, может подвигнуть его на то, чтобы улыбнуться и поболтать с посетителем.

Косвенное подкрепление осуществляется всякий раз, когда наблюдатель видит действие модели с результатом, который наблюдатель осознает как результат предшествующих действий модели. Таким образом, если вы увидите, что кого-то поощряют за какие-то действия, вы, вероятно, придете к заключению, что получите такой же подкрепляющий стимул, если поступите так же. И наоборот, если вы увидите, что кого-то наказывают за что-то, вы, вероятно, придете к заключению, что то же самое случится с вами, если вы поступите сходным образом.

Самоподкрепление (Как появляется саморегулирование)  

До сих пор мы рассматривали, как люди регулируют свое поведение на основе внешних последствий, которые они либо наблюдают, либо испытывают непосредственно. С точки зрения социально-когнитивной теории, однако, многие наши поступки регулируются самоналагаемым подкреплением. Б. : поведение регулируется посредством подкрепления самого себя. Самоподкрепление –имеет место, когда люди устанавливают для себя планку достижений.

Как мы видели, самоподкрепление — процесс, суть которого заключается в том, что люди награждают себя поощрениями, над которыми они имеют контроль, всякий раз, когда достигают установленной ими самими нормы поведения. С точки зрения Бандуры, саморегулируемые побуждения усиливают поведение в основном через свою мотивационную функцию. То есть, в результате самоудовлетворения от достижения определенных целей, у человека появляется мотив прилагать все больше усилий, необходимых для достижения желаемого поведения. Уровень самопроизвольной мотивации человека обычно варьирует в соответствии с типом и ценностью побуждений и природой норм поведения. По Бандуре, есть три компонента в саморегулировании поведения: процесс самонаблюдения, самооценки и самоответа.

 Самоконтроль  поведения.

С социально-когнитивной точки зрения, самоконтроль не существует исключительно в рамках только внутренних (например, сила воли) или только внешних (например, подкрепление в скиннеровском понимании) сил. Он проявляется в тщательно спланированном взаимодействии человека с окружением. Чтобы узнать, как происходит этот процесс, давайте рассмотрим пять основных ступеней, которые могут быть особенно полезны в попытке улучшить самоконтроль.

Основные шаги самоконтроля

Уотсон и Тарп [ 1989] предположили, что процесс поведенческого самоконтроля состоит из пяти основных шагов. Они включили в него определение формы поведения, на которое надо воздействовать, сбор основных данных, разработку программы для увеличения или уменьшения частоты поведения-мишени, выполнение и оценку программы и завершение программы.

1. Определение  формы поведения. Начальная ступень самоконтроля -определение точной формы поведения, которое требуется изменить. К сожалению, этот решающий шаг бывает много сложнее, чем можно подумать. Многие из нас стремятся представить наши проблемы в терминах неопределенных негативных личностных особенностей, и требуется немало усилий, чтобы ясно описать специфическое открытое поведение, которое заставляет нас думать, что у нас эти особенности есть. Если женщину спросить, что ей не нравится в ее поведении, то в ответ можно услышать: «Я чересчур язвительна». Это может быть истинной правдой, но это не поможет создать программу изменения поведения. Для того, чтобы подойти к проблеме эффективно, нам нужно перевести неопределенные высказывания о личностных особенностях в точные описания специфических реакций, которые иллюстрируют эти особенности. Значит, женщина, полагающая, что она «слишком язвительна», могла бы назвать два примера характерных реакций высокомерия, которые демонстрировали бы ее сарказм, скажем, принижение мужа на людях и отчитывание детей. Это и составляет специфическое поведение, над которым она может работать по составленной ею программе самоконтроля,

2. Сбор основных  данных. Второй шаг самоконтроля — сбор основной информации о факторах, воздействующих на поведение, которое мы хотим изменить. Фактически мы должны стать чем-то вроде ученого, не только отмечающего собственные реакции, но также регистрирующего частоту их появления с целью обратной связи и оценки. Итак, человек, который пытается меньше курить, может подсчитывать число сигарет, выкуренных в день пли в течение определенного отрезка времени. Логическое обоснование, лежащее и основе этого шага самоконтроля, заключается в том, что человек должен сначала четко определить повторяемость специфического поведения (в том числе ключевые раздражители, выявляющие его, и последствия), прежде, чем он сможет успешно изменить его.

3. Разработка программы самоконтроля. Следующим шагом по изменению своего поведения является разработка программы, которая эффективно изменит повторяемость специфического поведения. Согласно Бандуре, изменение частоты повторяемости этого поведения можно достичь несколькими путями. В основном это самоподкрепление, самонаказание и планирование окружения.

а) Самоподкрепление. Бандура полагает, что если люди хотят изменить свое 
поведение, они должны постоянно поощрять себя за то, что поступают желаемым 
образом. Хотя основная стратегия довольно проста, есть некоторые соображения 
по разработке эффективной программы самоподкрепления. Во-первых, так как 
поведение контролируется его последствиями, оно обязывает человека организо 
вать эти последствия заранее, чтобы воздействовать на поведение желаемым об 
разом. Во-вторых, если в программе самоконтроля самоподкреплеиие является 
предпочтительной стратегией, необходимо выбрать подкрепляющий стимул, кото 
рый реально доступен человеку. В программе, разработанной для того, чтобы улучшить поведение обучения, например, студентка могла бы слушать любимые аудиозаписи вечером, если днем она занималась четыре часа. И кто знает? В результате, возможно, ее отметки также улучшатся — что станет более открытым 
позитивным поощрением! Подобно этому, в программе, нацеленной на увеличение физической нагрузки, человек мог бы тратить 20 долларов на одежду (саморегулируемый подкрепляющий стимул), если он ходил по 10 миль в течение недели(контролируемое поведение).

б) Самонаказание. Для того, чтобы уменьшить повторяемость нежелательно 
го поведения, можно также выбрать стратегию самонаказания. Однако суще 
ственный недостаток наказания состоит в том, что многие считают трудным посто 
янно наказывать себя, если им не удается добиться желаемого поведения. Чтобы 
справиться с этим, Уотсон и Тарп рекомендуют помнить два руководящих указа 
ния. Во-первых, если проблемой являются навыки обучения, 
курение, чрезмерное питание, пьянство, застенчивость или еще что-то, лучше ис 
пользовать наказание вместе с позитивным самоподкреплением. Сочетание авер- 
сивных и приятных саморегулируемых последствий по всей вероятности поможет 
выполнению программы изменения поведения. Во-вторых, лучше использовать 
относительно мягкое наказание — это повысит вероятность того, что оно дей 
ствительно будет саморегулируемым.

в) Планирование окружения. Для того, чтобы нежелательные реакции встре 
чались реже, надо изменить окружение так, чтобы либо изменились стимулы, 
предшествующие реакции, либо последствия этих реакций. Чтобы избежать иску 
шения, человек может уклониться от искушающих ситуаций, во-первых, или, во- 
вторых, наказать себя за то, что поддался им.

4. Выполнение и оценка программы самоконтроля. Великолепным средством 
контроля является договор с самим собой — письменное соглашение с обещанием 
придерживаться желаемого поведения и использовать соответствующие поощре 
ния и наказания. Условия такого договора должны быть ясными, последовательны 
ми, позитивными и честными. Также необходимо периодически пересматривать ус 
ловия договора, чтобы удостовериться в их разумности: многие сначала устанавли 
вают нереалистично высокие цели, что часто приводит к излишним затруднениям и 
пренебрежению программой самоконтроля. Чтобы сделать программу максималь 
но успешной, в ней должен участвовать по крайней мере еще один человек (супруга, 
друг). Оказывается, это заставляет людей более серьезно относиться к программе. 
Также и последствия должны быть детально определены в договоре в терминах по 
ощрений и наказаний. И наконец, поощрения и наказания должны быть немедлен 
ными, систематическими и иметь место фактически — не оставаться просто устны 
ми обещаниями или высказываемыми намерениями,

Уотсон и Тарп отмечают несколько наиболее общих ошибок в выполнении программы самоконтроля Это ситуации, когда человек а) пытается выполнить слишком много, слишком быстро, установив нереальные цели; б) позволяет длительную отсрочку поощрения соответствующего поведения; в) устанавливает слабые поощрения. Соответственно, эти программы оказываются недостаточно эффективными.

5. Завершение программы самоконтроля. Последний шаг в процессе разра 
ботки программы самоконтроля — уточнение условий, при которых она считается 
завершенной. Другими словами, человек должен точно и обстоятельно определить 
конечные цели — регулярное выполнение физических упражнений, достижение 
установленного веса или прекращение курения в предусмотренный промежуток 
времени. Вообще говоря, полезно завершать программу самоконтроля, постепенно 
снижая частоту поощрений за желаемое поведение.

В конечном итоге, однако, целью является формирование новых улучшенных форм поведения, которые сохраняются навсегда — например, таких навыков, как прилежно учиться, не курить, регулярно заниматься физическими упражнениями и правильно питаться. Конечно, человеку нужно всегда быть готовым восстановить стратегии самоконтроля, если вновь появятся неадалтивные реакции.

Итак, мы видим, что теория Альберта Бандуры предлагает богатые возможности 
для научно обоснованного самоконтроля — возможности, которые только сейчас 
начали понимать.

 


Информация о работе Лекции по "Педагогическая психология"