Лекции по "Педагогическая психология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 19:53, курс лекций

Краткое описание

Социально-когнитивная теория. Альберт Бандура.
Косвенное подкрепление
В т. Бандуры указ., что люди могут получить пользу от наблюдения успехов и поражений других так же, как из своего непосредственного опыта. Б., анализируя роль подкрепления в научении через наблюдение, показывает ее когнитивную ориентацию
Действительно, мы, как общественные индивиды, постоянно следим за действиями других людей и за ситуациями, в которых тех поощряют, игнорируют или наказывают. Возьмем, например, школьника, который наблюдает, как делают выговор однокласснику за то, что он мешает учителю.

Вложенные файлы: 6 файлов

гальпер. 17в.doc

— 36.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Личностный вопросник.doc

— 86.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

навык2.doc

— 27.00 Кб (Скачать файл)

предмет пед пс.doc

— 31.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

пробл развития и обучения.doc

— 31.00 Кб (Скачать файл)

Проблема соотношения обучения и развития.

Л.С.Выготский: «Самый центральный и основной вопрос, без которого проблемы пед.психологии ... не могут быть не только правильно решены, но даже поставлены" Фундаментальность вопроса об отношении обучения и развития сохраняется и сейчас.

Уже к началу 30-х годов более или менее отчетливо выявились основные психологические теории, касающиеся соотношения обучения и развития, - эти теории как раз и были описаны в указанной статье Л.С.Выготского.

 Первая теория имеет своим основным положением идею о независимости детского развития от процессов обучения. Согласно этой теории: "Развитие должно совершить определенные законченные циклы, определенные функции должны созреть прежде, чем школа может приступить к обучению определенным знаниям и навыкам ребенка. Циклы развития всегда предшествуют циклам обучения. Обучение плетется в хвосте у развития, развитие всегда идет впереди обучения. Уже благодаря одному [этому] наперед исключается всякая возможность поставить вопрос о роли самого обучения в ходе развития и созревания тех функций, которые активизируются обучением. Их развитие и созревание являются скорее предпосылкой, чем результатом обучения. Обучение надстраивается над развитием, ничего не меняя в нем по существу".

Этой теории придерживались такие психологи, как А.Гезелл, З.Фрейд и др. Взгляды выдающегося психолога Ж.Пиаже на умственное развитие детей целиком соответствовали этой теории и поддерживали ее.

Вторая теория, согласно Л.С.Выготскому, придерживается той точки зрения, что обучение и есть развитие, что обучение полностью сливается с детским развитием, когда каждый шаг в обучении соответствует шагу в развитии (при этом развитие сводится в основном к накоплению всевозможных привычек). Сторонником этой теории являлся, например, такой крупный американский психолог, как В.Джемс

Естественно, что по этой теории любое обучение является развивающим, поскольку обучение детей, например, каким-либо математическим знаниям может приводить к развитию у них ценных интеллектуальных привычек.

В третьей теории сделаны попытки, преодолеть крайности двух первых путем простого их совмещения. С одной стороны, развитие мыслится как процесс, от обучения независимый. С другой стороны, само обучение, в процессе которого ребенок приобретает новые формы поведения, мыслится тождественным с развитием. В этой теории развитие (созревание) подготавливает и делает возможным процесс обучения, а процесс обучения как бы стимулирует и продвигает вперед процесс развития (созревания) Вместе с тем, согласно этой теории, как писал Л.С.Выготский, " развитие всегда оказывается более широким кругом, чем обучение... Ребенок научился производить какую-либо операцию. Тем самым он усвоил какой-то структурный принцип, сфера приложения коего шире, чем только операция того типа, на которой этот принцип был усвоен. Следовательно, совершая шаг в обучении, ребенок продвигается в развитии на два шага, т.е. обучение и развитие не совпадают" Данная теория разводит процессы обучения и развития и вместе с тем устанавливает их взаимосвязь (развитие подготавливает обучение, а обучение стимулирует развитие).

В третьей теории Л.С.Выготский, как мы отмечали выше, выделил две основные черты. В статье Л.С.Выготского :"Самым существенным(1) для выдвигаемой здесь гипотезы является положение о том, что процессы развития не совпадают с процессами обучения, что первые идут вслед за вторыми, создающими зоны ближайшего развития*. Наша гипотеза устанавливает единство, но не тождество процессов обучения и внутренних процессов развития. Она предполагает переход от одного в другое". И далее: "Вторым существенным моментом(2) гипотезы является представление о том, что, хотя обучение и связано непосредственно с детским развитием, тем не менее они никогда не идут равномерно и параллельно друг другу... Между процессами развития и обучением устанавливаются сложнейшие динамические зависимости, которые нельзя охватить единой, наперед данной, априорной умозрительной формулой".

И тут же Л.С.Выготский набрасывает краткую схему обоснования своей гипотезы. Прежде всего он излагает содержание основного генетического закона развития высших психических функций человека (этот фундаментальный закон был сформулирован им раньше, являясь основой всей его культурно-исторической концепции психического развития человека). "Всякая высшая психическая функция в развитии ребенка, - пишет Л.С.Выготский, - появляется на сцене дважды - сперва как деятельность коллективная, социальная, второй раз как деятельность индивидуальная, как внутренний способ мышления ребенка...".

Далее следует главнейшее рассуждение Л.С.Выготского по всему вопросу о соотношении обучения и развития: "Этот закон, думается нам, всецело приложим и к процессу детского обучения. Мы не побоялись бы после всего сказанного утверждать, что существенным признаком обучения является то, что оно создает зону ближайшего развития, т.е. вызывает у ребенка к жизни, пробуждает и приводит в движение ряд внутренних процессов развитая. Сейчас для ребенка эти процессы возможны только в сфере взаимоотношений с окружающими и сотрудничества с товарищами, но продлевая внутренний ход развития, они становятся внутренним достоянием самого ребенка.

С этой точки зрения обучение не есть развитие, но, правильно организованное, оно ведет за собой детское умственное развитие, вызывает к жизни ряд таких процессов, которые вне обучения вообще сделались бы невозможными. Обучение есть, таким образом, внутренне необходимый и

"зона  ближайшего развития". Смысл его состоит в следующем: ребенок, подражая сверстникам и взрослым, в коллективной деятельности с ними может сделать гораздо больше того, что входит в пределы его собственных возможностей, - и притом сделать с пониманием. То, что ребенок сделает сегодня с помощью других, завтра он сделает самостоятельно. Это "то" и является содержанием зоны ближайшего развития, - она "помогает нам определить завтрашний день ребенка, динамическое состояние его развития, учитывающее не только уже достигнутое, но и находящееся в процессе созревания"


Самоконтроль поведения.doc

— 41.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Лекции по "Педагогическая психология"