Лекции по "Педагогическая психология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 19:53, курс лекций

Краткое описание

Социально-когнитивная теория. Альберт Бандура.
Косвенное подкрепление
В т. Бандуры указ., что люди могут получить пользу от наблюдения успехов и поражений других так же, как из своего непосредственного опыта. Б., анализируя роль подкрепления в научении через наблюдение, показывает ее когнитивную ориентацию
Действительно, мы, как общественные индивиды, постоянно следим за действиями других людей и за ситуациями, в которых тех поощряют, игнорируют или наказывают. Возьмем, например, школьника, который наблюдает, как делают выговор однокласснику за то, что он мешает учителю.

Вложенные файлы: 6 файлов

гальпер. 17в.doc

— 36.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Личностный вопросник.doc

— 86.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

навык2.doc

— 27.00 Кб (Скачать файл)

предмет пед пс.doc

— 31.00 Кб (Скачать файл)

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ (от греч. pais (paidos) — дитя и ago — веду, воспитываю) — отрасль психологии, изучающая психологические проблемы обучения и воспитания.

П. п. исследует психологические    вопросы : 

  1. целенаправленного  формирования   познавательной  деятельности   и  общественно значимых  качеств  личности; условия,     обеспечивающие     оптимальный развивающий эффект обучения;
  2. возможности  учета  индивидуальных   психологических   особенностей учащихся;
  3. взаимоотношения между  педагогом   и   учащимися,   а также внутри учебного коллектива;
  4. психологические вопросы самой педагогической  деятельности   (психология   учителя).  

Зарождение   П. п. как  самостоятельной   отрасли   психологической науки связано с проникновением в психологию идей развития  во  второй  половине  XIX  в. Первые   успехи   экспериментальной психологии    позволяли    надеяться, что учет данных, полученных в психологических   лабораториях,   и    их применение в процессе обучения существенно оптимизируют педагогический процесс. Это представление нашло отражение в первых трудах по П. п., ориентированных на практику.  Однако знания законов  психофизики, некоторых характеристик запоминания и забывания, показателей времени реакции оказалось явно  недостаточно.   Выносимые  П. п. рекомендации   носили   туманный   и схоластический   характер.    Помимо бедности экспериментальных фактов причиной этого явилась ограниченность теоретических воззрений представителей П. п. того времени. Применение биогенетического закона в психологии  (наряду с другими теориями спонтанного развития), подведя теоретическую базу под теорию и   практику   «свободного   воспитания», фактически закрывало дорогу разработке    вопросов    целенаправленного    формирования     личности человека. Бихевиористская (см. Бихевиоризм)     психолого-педагогическая концепция (ее современный вариант— теория   Б.   Ф.    Скиннера) предлагала     ориентироваться     на жесткую «модификацию поведения»: без должных  оснований  предполагалось,   что   достаточно   организовать     соответствующую     систему внешних воздействий — и все вопросы   обучения   и   воспитания   будут решены.   Теория   «двух   факторов», отыскивая  компромисс  между биологизаторским    и    социологизаторским  подходами, не  могла  создать адекватную концептуальную основу для   П.   п.   и   в   20-е   гг.   оказала заметное    влияние   на    педологию, к-рое было успешно преодолено ею в начале 30-х гг.

В основе современной советской П. п. лежит фундаментальное положение о том, что сущностью    индивидуального    психического  развития   человека   является усвоение им общественно-исторического   опыта,   зафиксированного   в предметах   материальной   и   духовной   культуры;    усвоение   это   осуществляется посредством   активной деятельности  человека,  средства   и способы     к-рой     актуализируются в общении с другими людьми.

Тем самым   резко   перестраивается   направленность исследований по П. п.: основой ее стратегии становится не регистрация    достигнутого    уровня психического развития,  а  активное формирование     психических     процессов   и  свойств  личности.   В   соответствии с этой общей стратегией разрабатываются и другие вопросы П. п. Так, пути и возможности целенаправленного     формирования действий,   образов   и   понятий,   лежащих в  основе знаний и умений, исследуются     теорией     поэтапного формирования умственных действий (П.   Я-   Гальперин,   Н.   Ф.   Талызина   и   др.).   Изучаются   средства и  методы  развивающего  обучения, анализируются взаимосвязи организации   обучения   с   ходом   умственного развития (В. В. Давыдов), роль дифференцированного    подхода     к проблеме  обучаемости,   средства   и методы контроля и оценки учебной деятельности.   Особое   место   занимают   разработки   по   целенаправленному  формированию  требуемых свойств личности. С  известной  мерой условности, связанной с реальным   единством   обучения   и  воспитания, 

 

Отрасли пед психологии:

 П.    п.     можно    разделить на 

  1. психологию     обучения      (исследующую  закономерности   усвоения ЗУН)
  2. психологию воспитания (закономерности активного , целенаправленного формирования личности)
  3. псих. Учителя ( пед деятельность, пед способности организация уч-воспитат деяетльности)

пробл развития и обучения.doc

— 31.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Самоконтроль поведения.doc

— 41.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Лекции по "Педагогическая психология"