Лекции по "Психодиагностике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 04:16, курс лекций

Краткое описание

Место и роль практической психологии в контексте проблем отношений науки и практики. Особенности развития практической психологии. Практическая психология в России.
Определение психодиагностики. История термина «психодиагностика». Психодиагностика как раздел психологии и вид работы практического психолога.

Вложенные файлы: 1 файл

Психодиагностика Конспекты лекций.doc

— 1.93 Мб (Скачать файл)

 

Ключ:

1/2; 2/1; 2/2; 3/1; 3/3; 4/3; 5/2; 6/3; 7/2; 7/3; 8/3; 9/1; 9/2; 10/2; 11/1; 11/2; 12/1; 12/3; 13/2; 13/3; 14/1; 15/1; 16/2; 16/3; 17/3; 18/1; 19/1; 19/2; 20/1; 20/2; 21/1; 22/1; 23/1; 23/ 3; 24/1; 24/2; 25/1; 26/2; 27/3; 28/1; 28/2; 29/1; 29/3; 30/2.

 

Порядок подсчета:

Испытуемый получает по 1 баллу за следующие выборы, приведенные в ключе. Первая цифра перед чертой означает номер строки, вторая цифра после черты - номер столбца, в котором нужное слово. Например, 1/2 означает, что слово, получившее 1 балл в первой строке, во втором столбце - «бдительный». Другие варианты ответов испытуемого баллов не получают.

 

Результат. Чем больше сумма баллов, тем выше уровень мотивации к избеганию неудач, защите. От 2 до 10 баллов: низкая мотивация к защите; от 11 до 16 баллов: средний уровень мотивации; от 17 до 20 баллов: высокий уровень мотивации; свыше 20 баллов: слишком высокий уровень мотивации к избеганию неудач, защите.

 

Анализ результата. Исследования Д. Мак-Клеланда показали, что люди с высоким уровнем защиты, то есть страхом перед несчастными случаями, чаще попадают в подобные неприятности, чем те, которые имеют высокую мотивацию на успех.

Исследования показали также, что люди, которые боятся неудач (высокий уровень защиты), предпочитают малый или, наоборот, чрезмерно большой риск, где неудача не угрожает престижу. Немецкий ученый Ф. Буркард утверждает, что установка на защитное поведение в работе зависит от трех факторов:

       степени предполагаемого риска;

       преобладающей мотивации;

       опыта неудач на работе.

Усиливают установку на защитное поведение два обстоятельства: первое - когда без риска удается получить желаемый результат; второе - когда рискованное поведение ведет к несчастному случаю. Достижение же безопасного результата при рискованном поведении, наоборот, ослабляет установку на защиту, т. е. мотивацию к избеганию неудач.

 

 

 

 

 

9.3. Методика диагностики степени готовности к риску Шуберта

             

              Высокая готовность к риску сопровождается низкой мотивацией к избеганию неудач (защитой). Готовность к риску достоверно связана прямо пропорционально с числом допущенных ошибок.

              Исследования дали также следующие результаты:

   с возрастом готовность к риску падает;

   у более опытных работников готовность к риску ниже, чем у неопытных;

   у женщин готовность к риску реализуется при более определённых условиях, чем у мужчин;

   у военных командиров и руководителей предприятий готовность к риску выше, чем у студентов;

   с ростом отверженности личности, в ситуации внутреннего конфликта растёт готовность к риску;

   в условиях группы готовность к риску проявляется сильней, чем при действиях в одиночку, и зависит от групповых ожиданий.

 

              Методика состоит из 25 вопросов, на которые надо дать ответ по следующей схеме:

 2 балла – полностью согласен, «да»;

 1 балл – больше «да», чем «нет»;

 0 баллов – ни «да», ни «нет», нечто среднее;

 −1 балл – больше «нет», чем «да»;

 −2 балла – полное «нет».

              После обработки полученных ответов с помощью ключа приходят к следующим результатам:

   меньше −30 баллов: слишком осторожны;

   от −10 до +10 баллов: средние значения;

   свыше +20 баллов: склонны к риску.

 

 

              Методика диагностики степени готовности к риску Шуберта

Инструкция: Оцените степень своей готовности совершить действия, о которых Вас спрашивают. При ответе на каждый из 25 вопросов поставьте соответствующий балл по следующей схеме:

        2 балла – полностью согласен, полное «да»;

        1 балл – больше «да», чем «нет»;

        0 баллов – ни «да», ни «нет»,нечто среднее;

        -1 балл – больше «нет», чем «да»;

        -2 балла – полное «нет».

 

1.       Превысили бы Вы установленную скорость, чтобы быстрее оказать необходимую медицинскую помощь больному человеку?

2.       Согласились бы Вы ради хорошего заработка участвовать в опасной и длительной экспедиции?

3.       Стали бы Вы на пути убегающего опасного преступника?

4.       Могли бы Вы ехать на подножке товарного вагона при скорости более 100 км/ч?

5.       Можете ли Вы на другой день после бессонной ночи нормально работать?

6.       Стали бы Вы первым переходить холодную реку?

7.       Одолжили бы Вы другу большую сумму денег, будучи не совсем уверенным, что он сможет Вам вернуть ее?

8.       Вошли бы Вы вместе с укротителем в клетку со львами при его заверении, что это безопасно?

9.       Могли бы Вы под руководством опытного наставника залезть на высокую фабричную трубу?

10.   Могли бы Вы без тренировки взяться за управление парусной лодкой?

11.   Рискнули бы Вы схватить за уздечку бегущую лошадь?

12.   Могли бы Вы, выпив пару литров пива, ехать на велосипеде?

13.   Могли бы Вы совершить прыжок с парашютом?

14.   Могли бы Вы при необходимости проехать без билета от Петербурга до Мурманска?

15.   Могли бы Вы отправиться в далекую поездку на автомобиле, если бы за рулем должен был сидеть Ваш знакомый, совсем недавно побывавший в тяжелом дорожном происшествии?

16.   Могли бы Вы прыгнуть с 10-метровой высоты на тент пожарной команды?

17.   Могли бы Вы, чтобы избавиться от затяжной болезни с постельным режимом, пойти на опасную для жизни операцию?

18.   Могли бы Вы спрыгнуть с подножки вагона при скорости движения 60 км/ч?

19.   Могли бы Вы в виде исключения вместе с шестью другими людьми подняться на лифте, рассчитанном только на 5 человек?

20.   Могли бы Вы за большое денежное вознаграждение перейти с завязанными глазами оживленный уличный перекресток?

21.   Взялись бы Вы за опасную для жизни работу, если бы за нее хорошо платили?

22.   Могли бы Вы после 10 рюмок водки вычислять проценты?

23.   Могли бы Вы по указанию Вашего начальника взяться за высоковольтный провод, если бы он заверил Вас, что провод обесточен?

24.   Могли бы Вы после некоторых предварительных объяснений управлять вертолетом?

25.   Могли бы Вы, имея билеты, но без денег и продуктов, доехать из Москвы до Хабаровска?

 

Ключ:

После ответа на все вопросы подсчитайте общую сумму баллов в соответствии с инструкцией. Положительные ответы на вопросы свидетельствуют о склонности к риску в условиях опасности.

Значения теста от -50 до +50 баллов.

Меньше -30 баллов : слишком осторожны;

От -10 до +10 баллов: средние значения;

Свыше +20 баллов: склонны к риску.

 

 

 

Литература

 

1.     Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания / Борис Герасимович Ананьев. − М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК»,1996. 384 с.

2.     Анастази А. Психологическое тестирование / А. Анастази. Ч. 1-2. М.: Педагогика, 1982.

3.     Борисова Е.М. Основы психодиагностики / Е.М. Борисова // Вопросы психологии. 1998. № 5. С. 126 – 130.

4.     Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение / Андрей Владимирович Брушлинский. − М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 392 с. 

5.       Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. − СПб.: Питер Ком., 1999. 528 с.

6.     Забродин Ю.М. Психодиагностика / Забродин Ю.М., Пахальян В.Э.; под общ. ред. Ю.М. Забродина. – М.: Эксмо, 2010. – 448 с. – (Новейший справочник психолога).

7.       Мотивация и личность / Абрахам Маслоу. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2003. – 352 с. – (Серия «Мастера психологии»).

8.     Общая психодиагностика // Под ред. А.А. Бодалёва и В.В. Столина. − СПб.: Речь, 2003. 440 с.

9.     Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие / Даниил Яковлевич Райгородский. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1998. 640 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 10. ПСИХОДИАГНОСТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

 

ОБЩЕЕ СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ

 

              Межличностные отношения и общение как предмет психодиагностической работы практического психолога.

              Объект и метод психодиагностики межличностных отношений. Основания для систематики методик психодиагностики межличностных отношений. Различные психические детерминанты, относящиеся к различным уровням психического функционирования личности, при оценке межличностных отношений.

              Диагностика межличностных отношений на основе субъективных предпочтений. Социометрический тест Дж. Морено. Социоматрица. Аутосоциоматрица.

              Методики косвенной оценки межличностных отношений. Методики, основанные на закономерностях проксемического поведения людей. Методики наблюдения реальной ситуации. Методики символического моделирования ситуации. Проективные средства.

              Методики наблюдения и экспертной оценки интерпретации. Методика регистрации межличностных отношений Р. Бейлса.

              Диагностика индивидуально-личностных свойств, влияющих на межличностные отношения. Калифорнийский психологический опросник личности. Методика Т. Лири.

                Методики исследования субъективного отражения межличностных отношений. Методики тематической апперцепции. Неоконченные предложения Сакс-Сиднея.

                            «Совместный тест Роршаха» для диагностики нарушений семейного общения. Процесс и продукт взаимодействия.

              Методика «Рисунок семьи». Диагностическая процедура. Интерпретация методики «Рисунок семьи».

              Цветовой тест отношений.

              Психодиагностика характера межличностных отношений в семье

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ

 

Для того чтобы общаться человеку прежде всего

нужны его собственные переживания, мысли и чувства.

К.С. Станиславский

 

10.1. Общение: определение, структура, функции и характеристика

 

Различные подходы к определению общения. Общение как форма взаимодействия. Общение, или, как часто определяют этот процесс, - коммуникация,  как чрезвычайно широкое и ёмкое понятие, ибо это осознанная и неосознанная связь, передача и приём информации, она наблюдается повсюду и всегда.

Функции общения (Б.Ф. Ломов): информационно-коммуникативная; регуляционно-коммуникативная; аффективно-коммуникативная.

Стороны общения: коммуникативная; интерактивная; перцептивная.

Функциональная нагрузка сторон общения (А.А. Брудный):  в коммуникации (общении) выделены три начальные функции: активационная – побуждение к действию; интердиктивная – запрещения, торможения; дестабилизирующая – угрозы, оскорбления и т. д.  и четыре основные функции общения: инструментальная координация деятельности путём общения; синдикативная – создание общности, группы; самовыражения; трансляционная функция.

Характеристики общения (А.Н. Леонтьев): контактность; ориентированность; направленность; семиотическая специализация; психологическая динамика процесса. И.А. Зимняя добавляет ещё такие характеристики как репрезентативность и полиинформативность.

Уровневая структура общения:

       первый уровень – коммуникация как передача и приём информации, в том числе её кодирование и декодирование;

       второй уровень – коммуникация как взаимная передача и принятие значений;

       третий уровень – коммуникация как стремление понять установки и взгляды друг друга, прислушивание к мнению других, даже когда с ним не соглашаются и т. д.

Функциональная единица общения – коммуникативная задача, которая функционирует внутри коммуникативного акта. Группы коммуникативных задач:

1)      передача (сообщение) информации;

2)      затребование, запрос информации;

3)      побуждение к действию;

4)      выражение отношения к вербальному или невербальному действию партнёра коммуникации.

Информация о работе Лекции по "Психодиагностике"