Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 14:57, курс лекций
1.Психология как наука. Научное и житейское понимание психологических явлений.
Первые теории, выдвигавшиеся для объяснения поведения, привлекали для этого факторы, внешние по отношению к человеку, например некую «Тень», обитающую в теле и покидающую его после смерти, или Богов, которых считали ответственными за все действия людей. Позднее греческие философы, в особенности Аристотель, выдвигали идею о существовании души, находящейся в единстве с телом и контролирующей мысли и чувства, которые опираются на опыт, накапливаемый в течение жизни. Аристотель в трактате «О душе» заложил основы психологии как самостоятельной области знаний.
1.Психология
как наука. Научное и
Первые теории, выдвигавшиеся
для объяснения поведения,
Научная психология является системой
теоретических (понятийных), методических
и экспериментальных средств познания
и исследования психических явлений (донаучных),
она представляет собой переход от неограниченного
и разнородного описания этих явлений
и их точному предметному
Житейская психология, как более доступная
в изложении и более наглядная, как более практичная
и применимая в повседневной жизни, выступает
на первый план, в то время как научная психология,
в силу специфического терминологического
языка и сложных абстрактных теорий не может удовлетворить
потребность людей в
2. Этапы развития психологии.
Психология прошла длинный путь развития, происходило изменение понимания объекта, предмета и целей психологии. Отметим основные этапы ее развития.
I этап — психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.
II этап — психология как наука о сознании. Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.
III этап — психология как наука о поведении. Возникает в XX веке. Задача психологии — ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).
IV этап — психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.
3.Структура и функции психики.
Функции социальной психологии.
1) Аксиологическая функция. Способствует
формированию социальных ценностей и
приоритетов в жизнедеятельности людей.
2) Методологическая функция. Связана с
определением объекта и предмета социальной
психологии.
3) Мировоззренческая функция. Синтезирует
современные научные представления о
природе общественной психологии людей.
4) Прогностическая функция. Раскрывает
динамику развития социальной психологии
на ближайшую и отдаленную перспективу.
5) Регулятивная функция. Показывает, как
и какое воздействие социально-психологические
явления оказывают на развитие и функционирование
других экономических феноменов.
6) Теоретико-познавательная функция. Состоит
в изучении общественно-психологических
закономерностей социальных процессов.
4 Специфика психических явлений
Все психические явления делятся на три группы:
1) психические процессы;
2) психические состояния;
3) психические свойства личности.
Психический процесс —это акт психической деятельности, имеющий свой объект отражения и свою регуляционную функцию.
Психические состояния могут быть кратковременными, ситуативными и устойчивыми, личностными.
Все психические состояния
1. Мотивационные (желания,
2. Эмоциональные (эмоциональный
тон ощущений, эмоциональный отклик
на явления действительности, настроение,
конфликтные эмоциональные
3. Волевые состояния —
4. Состояния разных уровней
5 характеристика отраслей психологии
Общая психология изучает познавательную и практическую
деятельность.Социальная психология постигает закономерности индивидуального
и общественного в психике личности взаимодействия
личности и социума, формирования и развития
групп.Возрастная психология исследует психику в онтогенезе, т.е.
ее развитие от зачатия человека до его
смерти. Она имеет ряд отраслей: детская
психология, психология подростка, юности,
взрослого человека и геронтология.Педагогическая психология имеет своим предметом психику (учащегося
и преподавателя) в условиях образовательного
процесса (обучение и воспитание).Психология труда рассматривает психику в условиях многоликой
трудовой деятельности. Включает: инженерная
психология, эргономика, космическая и
авиационная психология, психология управления,
организационная, военная, политическая,
юридическая, судебная, психология торговли,
рекламы, спорта, творчества.Психолингвистика за
Психофизиология изучает соотношение взаимодействия биологического и психического, физиологии высшей нервной деятельности и психологии. В последние годы получила развитие психогенетика.
6. Место психологии в системе наук .
Классификации наук разрабатывались и в XX веке. Одной из наиболее популярных считается классификация, разработанная отечественным философом и науковедом Б.М. Кедровым, Согласно Кедрову, классификация наук имеет нелинейный характер. Кедров выделяет три группы научных дисциплин: естественные, социальные и философские. Схематически это можно представить в виде треугольника, вершины которого соответствуют естественным (верхняя), социальным (левая) и философским (правая) дисциплинам. Психология имеет тесные связи со всеми тремя группами наук, поэтому располагается внутри треугольника, так как человеческое мышление (один из существенных разделов психологии) изучается не только психологией, но и философией и логикой. Сегодня мы можем констатировать, что психология приобрела статус самостоятельной научной дисциплины, хотя в действительности не заняла центрального положения среди других наук.
7. методы исследования
Для решения задач психологии применяются следующие методы:
Метод эксперимента — основной метод психологии; отличается тем, что исследователь специально создает обстоятельства, стимулирующие проявление определенного психического явленияЭксперимент проводится столько раз, сколько необходимо для выявления соответствующей закономерности.
Лабораторный эксперимент характеризуется применением специального лабораторного оборудования, дающего возможность точно фиксировать количество и качество внешних воздействий и вызываемых ими психических реакций Полученные результаты статистически обрабатываются.
В естественном эксперименте сохраняются привычные для данного человека условия его деятельности, но она специально организуется в соответствии с целью эксперимента. Испытуемые, как правило, не знают о проведении эксперимента и поэтому не испытывают напряжения, характерного для лабораторных условий.
Методы наблюдения Целенаправленное научное наблюдение основывается на определенной теоретической гипотезе; оно осуществляется по заранее разработанному плану, а его ход и результаты четко фиксируются.
К методу наблюдения примыкают: метод исследования продуктов деятельности, который позволяет определить способности человека, уровень его знаний, умений и навыков; метод анкетирования, и в частности метод клинической беседы.
Метод тестирования (англ. test — проба, испытание) — метод диагностики психических возможностей индивида (тех или иных способностей, склонностей, навыков). Широкое распространение тестов началось с 1905 г., когда был предложен тест Бинс-Симона для диагностики развития детского интеллекта.
.Биографический метод исследования состоит в выявлении ключевых факторов формирования индивида, его жизненного пути, кризисных периодов развития, особенностей социализации. Анализируются также текущие события в жизни индивида и прогнозируются возможные события в будущем, составляются графики жизни,
В последнее время в
Сравнительно-генетический метод — способ изучения психических закономерностей посредством сравнения отдельных фаз психического развития индивидов.
8. тест как метод
Тест (испытание, проба) также используется научной психологией в течение ста лет и в последние годы получает все большее распространение. Основные методы психодиагностики - это тестирование и опрос, методическим воплощением которых являются, соответственно, тесты и опросники, которые называются также методиками.
Тестирование как метод
Тестирование предполагает, что обследуемый
выполняет заданную деятельность (это может быть решение задач, рисование,
рассказ по картине и др.), т.е. проходит
определенное испытание. На основании
результатов испытаний исследователь
делает выводы о наличии, особенностях,
уровне развития тех или иных свойств
у испытуемого. Отдельные тесты представляют
стандартные наборы заданий и материала,
с которым работает испытуемый; стандартной
является процедура предъявления заданий
и процедура оценки результатов.
9 основные свойства и характеристика видов ощущений
Ощущение -психический процесс отражения отдельных элементарных свойств действительности, непосредственно воздействующих на наши органы чувств.
Общими свойствами ощущений является качество, интенсивность, продолжительность и локализация.Качество - это свойство ощущения, которое отличает его от других. Качественно отличаются ощущения одного вида от другого, а также различные ощущения в пределах одного и того же вида. Примерами качеств, ощущений есть разные цветовые тона и оттенки, звуки различной высоты, различные запахи, вкусы и т.д. Качество каждого ощущения определяется свойством того объекта, который его вызывает. Интенсивность ощущений - это их количественная характеристика. Ощущение одного и того же качества всегда бывают сильнее или слабее. Интенсивность определяется силой раздражителя. Количественная и качественная характеристика раздражителя тесно связаны между собой.Для каждого ощущения характерна также продолжительность, что представляет собой его временную характеристику. Продолжительность ощущения зависит от продолжительности действия раздражителя.
Ощущениям характерна локализация. Это означает, что любой образ ощущения имеет элементы пространственного расположения раздражителя. Цвет, свет, звук соотносятся с источником. Тактильные, болевые, температурные ощущения - с той частью тела, которая вызывает данное ощущение. При этом локализация болевых ощущений бывает более размытой и менее точной.
10 Чувствительность анализаторов.
Чувствительность анализаторов, определяемая величиной абсолютных порогов, изменяется под влиянием физиологических и психологических условий. Изменение чувствительности органов чувств под влиянием действия раздражителя называется сенсорной адаптацией . Выделяются три вида этого явления.
Различают две основные формы изменения чувствительности, из которых одна зависит от условий среды и называетсяадаптацией, а другая — от условий состояния организма и называется сенсибилизацией.
1. Адаптация.Адаптация
является одним из важнейших видов изменения
чувствительности, указывающим на большую
пластичность организма в его приспособлении
к условиям среды.известны явления тепловой
адаптации (привыкание к изменению температуры).
изменения чувствительности, зависящие
от условий среды и носящие название адаптации
органов чувств к окружающим условиям,
существуют и в слуховой сфере (изменение
слуховой чувствительности в условиях
тишины и шума), в сфере обоняния, осязания
и вкуса.2. Сенсибилизация. Проце
11. Общая характеристика восприятия. Свойства и виды восприятия.
Восприятие – это отражение в сознании человека предметов, явлений, целостных ситуаций объективного мира при их непосредственном воздействии на органы чувств. В отличие от ощущений в процессах восприятия формируется целостный образ предмета, который называется перцептивным образом.
Основными свойствами восприятия как перцептивной деятельности являются его предметность, целостность, структурность, константность, избирательность и осмысленность.
Предметность восприятия проявляется в отнесенности образов восприятия к определенным предметам или явлениям объективной действительности