Лекции по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 14:57, курс лекций

Краткое описание

1.Психология как наука. Научное и житейское понимание психологических явлений.
Первые теории, выдвигавшиеся для объяснения поведения, привлекали для этого факторы, внешние по отношению к человеку, например некую «Тень», обитающую в теле и покидающую его после смерти, или Богов, которых считали ответственными за все действия людей. Позднее греческие философы, в особенности Аристотель, выдвигали идею о существовании души, находящейся в единстве с телом и контролирующей мысли и чувства, которые опираются на опыт, накапливаемый в течение жизни. Аристотель в трактате «О душе» заложил основы психологии как самостоятельной области знаний.

Вложенные файлы: 1 файл

более менее психология.docx

— 300.91 Кб (Скачать файл)

А. Возникновение проблемы, из-за которой  не удовлетворяется потребность  приводит к возникновению эмоции, вслед за этим осущестляется немедленное  решение проблемы (достижение цели и удовлетворение потребности), что  вызывает эмоциональное отреагирование в ходе выполнения деятельности и  катарсис (разрядка, уничтожение мучительных  и неприятных эмоций, их превращение  в противоположные). Прямая разрядка эмоционального переживания происходит во время решения проблемы.

Б. Возникновение проблемы, из-за которой  не удовлетворяется потребность  приводит к возникновению эмоции, затем следует эмоциональное  отреагирование и катарсис, затем  освобождение мышления от аффективного давления, затем поиск и нахождение решения задачи, затем реализация решения и разрешение проблемы, и, наконец, достижение цели и удовлетворение потребности. Эмоциональное отреагирование осуществляется косвенными способами, после чего выполняется деятельность и проблема решается.

В любом случае проблема, породившая эмоцию, решается и потребность удовлетворяется. Это основной критерий эмоционального отреагирования, отличающий его от двух других способов регуляции эмоций.

II. Эмоциональная трансформация.  Внутренний мир меняется за  счет конструктивного переструктурирования  эмоций. Является менее оптимальным  способом, т.к. нежелательная эмоция  изменяется на желательную, меняется  отношение к проблеме, к эмоциогенному  объекту, но сама проблема не  решается, потребность остается  неудовлетворенной, и разрядки  эмоционального напряжения не  происходит. Потребность удовлетворяется  иллюзорно, фактически оставаясь  фрустрированной, а эмоциональное  переживание изменяется в отрыве  от породившей его причины  – неразрешенной проблемы. Эмоциональная  трансформация осуществляется в  ситуациях, когда решение проблемы  от субъекта не зависит.

 

III. Эмоциональное подавление. Внутренний  мир меняется за счет неконструктивного  вытеснения эмоций. Неоптимальный  способ, т.к. эмоция не отреагируется,  а вытесняется из сознания  в бессознательное. Происходит  уход от решения проблемы, проблема  не разрешается. Как следствие  подавленные эмоции аккумулируются, что угрожает деструктивными  формами разрядки, направленными  либо на себя (психосоматические  заболевания, аддикции), либо на  других людей (агрессивные аффекты). Частично энергия, мобилизованная  первичной эмоцией, может найти  выход в косвенной физической  активности – спорте, физическом  труде, при этом сама эмоция, порожденная проблемой, не осознается  и проблема объективно остается  нерешенной, а потребность – неудовлетворенной.  Происходит отказ от собственных  эмоций, игнорирование их оценочной  и активационной функций. Эмоциональное  подавление чаще используется, когда  субъект может решить проблему, но отказывается от этого, чем  когда проблема объективно неразрешима.

Приемы эмоционального подавления отвлекают от решения проблемы, переключают  сознание на другую активность, «загоняют» эмоцию «вглубь». Но в пользу эмоционального подавления существует и положительный  аргумент: этот вид регуляции эмоций позволяет улучшить самочувствие и  повысить адаптивные способности, что  необходимо для последующего изменения  установок и решения проблем. Знание о том, что он может хотя бы частично управлять своими чувствами, само по себе способно дать человеку ощущение самоконтроля, которое, в свою очередь, повышает его чувство защищенности и благополучия .

Таким образом, при эмоциональном  отреагировании потребности субъекта в конечном итоге удовлетворяются, при эмоциональной трансформации  субъект отказывается от неудовлетворенных  потребностей и выбирает новые потребности, при эмоциональном подавлении потребности  остаются неудовлетворенными.

Существуют приемы эмоциональной  регуляции промежуточного характера, например, техника взрыва, техника  декатастрофизации, юмор. Так, юмор и  смех как эмоциональная трансформация  – это высмеивание эмоциогенного  события, поиск в нем смешного, веселого, доведение его до нелепости  и абсурда [3]. Юмор и смех как эмоциональное  подавление – отвлечение внимания на что-нибудь смешное, что по своему содержанию не имеет никакого отношения  к эмоциогенному событию, никак  с ним не связано. Например, анекдоты, юмористические ТВ-передачи, смешные  рассказы и др. Поэтому для простоты понимания мы разделили способы  регуляции эмоций всего на три  группы без учета переходных форм, что следует учитывать при  последующем изложении материала. В соответствии с вышеназванной  классификацией назовем приемы и  техники регуляции эмоций.

30. воля  и волевые качества личности.

Воля -- это психический процесс  сознательного управления деятельностью, проявляющийся в преодолении  трудностей и препятствий на пути к поставленной цели.

. Волевые качества личности -- это сложившиеся в процессе получения жизненного опыта свойства личности, связанные с реализацией воли и преодолением препятствий на жизненном пути.

В психологии характера выделяют множество  волевых качеств личности. К основным, базовым волевым качествам личности, определяющим большинство поведенческих актов, относятся целеустремленность, инициативность, решительность, настойчивость, выдержка, дисциплинированность.

Целеустремленность -- это сознательная и активная направленность личности на определенный результат деятельности.

Инициативность -- это активная направленность личности на совершение действия. Выдержка - это сознательная и активная установка личности на противостояние препятствующим осуществлению цели факторам, которая проявляется в самообладании и самоконтроле

Решительность -- свойство личности, проявляющееся в ее умении принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твердые решения

Настойчивость -- это качество личности, проявляющееся в умении мобилизовать свои силы для постоянной и длительной борьбы с трудностями, преследуя поставленные перед собой цели.

Дисциплинированность -- это качество личности, проявляющееся в сознательном подчинении своего поведения общепринятым нормам, установленному порядку, требованиям ведения дела.

Совершая то или иное волевое  действие, личность поступает сознательно  и несет ответственность за все  его последствия.

 

31.Структра  мотивационно-потребностной  сферы.

В структуре мотивационно-потребностной  сферы личности традиционно выделяются основные и второстепенные составляющие. К основным составляющим относятся потребности, мотивы и цели. Потребности, субъективно переживаемые как состояние нужды в чем-то, порождают активность, которая становится направленной в том случае, если потребность «опредмечивается» (находит предмет удовлетворения), опредмеченная потребность становится мотивом поведения, направленного на достижение цели. Цель поведения в этом случае выступает как осознанное предвосхищение (проектирование) ожидаемого результата. 
К второстепенным составляющим относят интересы, установки, стремления, желания, намерения. Хотя они также оказывают влияние на поведение человека, их роль скорее инструментальная, а не побудительная. Они ситуативны и в целом могут характеризоваться как мотивационные состояния, определенным образом влияющие на протекание психической деятельности и поведение человека. 
 

 

 

 

 

 

32. Классификация  мотивов.

Мотив — это то, ради чего осуществляется деятельность,

33.Общая  характеристика и функции общения.

Общение — специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества; в общении реализуются социальные отношения людей.

Функции общения:

- коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми; -        

-интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между людьми, например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника;

- перцептивная сторона общения включает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

34.Коммуникативная  сторона общения.

Коммуникативная сторона общения  – это непосредственный обмен  информацией между несколькими  индивидами. В данном случае «информацию» можно рассматривать как идеи, настроения, интересы, установки, чувства  и прочее.

Основные  функции коммуникации: 
1.информативная- передача сведений 
2.интерактивная- организация взаимодействия между людьми 
3.перцептивная- восприятие друг друга партнерами по общению 
4.экспресивная-возбуждение или изменение характера эмоциональных переживаний. 
Для осуществления процесса коммуникации необходимы четыре основных элемента: 
1.отправитель информации 
2.сообщение- собственно информация 
3.канал-средство передачи информации                     
4.получатель информации. 
35.Перцептивная сторона общения.

Перцептивная сторона общения. Взаимодействие невозможно без взаимопонимания.

Перцепция – процесс восприятия, способствующий взаимопониманию участников общения.

Человек осознает себя через другого  человека посредством определенных механизмов межличностной перцепции. К ним относятся:

познание и понимание людьми друг друга ( идентификация, эмпатия, аттракция);

познание самого себя в процессе общения (рефлексия);

прогнозирование поведения партнера по общению 

 

36.Интерактивная сторона  общения.

 

   

Интерактивная сторона общения — условный термин, обозначающий характеристику компонентов  общения, связанных с взаимодействием  людей, непосредственной организацией их совместной деятельности. Цели общения  отражают потребности совместной деятельности людей. Общение всегда должно предполагать некоторый результат — изменение  поведения и деятельности других людей. Здесь общение выступает  как межличностное взаимодействие, т.е. совокупность связей и взаимовлияния  людей, складывающихся в их совместной деятельности.

37.Психологические  особенности и характеристика  видов делового общения.

 
Деловое общение - это сложный  многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной  сфере, при котором происходит обмен  деловой информацией и опытом работы, предполагающим достижение определенного  результата в совместной работе, решение  конкретной задачи или реализацию определенной поставленной цели.

Виды делового общения

Различают  два основных вида делового  общения: 

  • невербальное общение – это общение без  помощи слов, которое часто возникает  бессознательно;
  • вербальное общение (словесное) - общение возникло вместе с абстрактным (логическим) мышлением.

 

 Невербальное общение - общение без помощи слов частенько  возникает бессознательно. Оно может  или дополнять и усиливать  словесное общение, или ему противоречить  и ослаблять. (Жесты. Мимика)

вербальный вид коммуникации является ключевым элементом человеческого  общества. Причем артистичное владение голосом, его тембром, тональностью, умение расставлять акценты подчас становится важнее самого содержания сообщения. Кроме того, различные  оттенки голоса формируют в сознании аудитории имидж коммуникатора.

Результативность вербальной коммуникации во многом определяется тем, насколько  коммуникатор владеет ораторским искусством, а также его личностными характеристиками. Владение речью сегодня – важнейшая  профессиональная составляющая человека.

 

38.Понятие  малой группы. Признаки и основные  характеристики малой группы.

Малая группа — это небольшое по размеру  объединение людей, связанных непосредственным взаимодействием. Именно в малых  группах происходит формирование личности, проявляются ее качества, поэтому  личность нельзя изучать вне группы. Малые группы на протяжении всей истории  социальной психологии являлись основным объектом эмпирических исследований, в том числе лабораторных экспериментов.

Количественные признаки малой  группы, ее нижние и верхние границы, определяются качественными признаками малой группы, основными из которых  являются: контактность — возможность  каждого члена группы регулярно  общаться друг с другом, воспринимать и оценивать друг друга, обмениваться информацией, взаимными оценками и  воздействиями и целостность  — социальная и психологическая  общность индивидов, входящих в группу, позволяющая воспринимать их как  единое целое.

39.Структура  малой группы.Социометрическое исследование  группы.

    Структура малой группы — это  совокупность связей, складывающихся  между ее членами. Поскольку  основными сферами активности  представителей малой группы  являются совместная деятельность  и общение, то при исследовании  малых групп наиболее часто  выделяют: 
   1) структуру связей и отношений, порождаемых совместной деятельностью (функциональных, организационных, экономических, управленческих); 
   2) структуру связей, порождаемых общением и психологическими отношениями (коммуникативную структуру, структуру эмоциональных отношений, ролевую и неформально-статусную структуру). Для изучения неформальной структуры малой группы наиболее часто используют метод социометрии, предложенный Д. Морено.

Одним из наиболее эффективных способов исследования эмоционально-непосредственных отношений внутри малой группы является социометрия. Она представляет собой  своеобразный способ количественной оценки межличностных отношений в группе.

Термин “социометрия” происходит от латинского слова societas -- общество и  греческого metruin -- измеряю и обозначает с одной стороны отрасль социальной психологии и социологии, изучающую  межличностные отношения в малых  группах количественными методами с акцентом на изучение симпатий и  антипатий внутри группы, а с другой стороны -- прикладное направление, включающее изучение, совершенствование и использование  соответствующего инструментария для  решения практических задач.

Информация о работе Лекции по "Психологии"