Лекции по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 14:57, курс лекций

Краткое описание

1.Психология как наука. Научное и житейское понимание психологических явлений.
Первые теории, выдвигавшиеся для объяснения поведения, привлекали для этого факторы, внешние по отношению к человеку, например некую «Тень», обитающую в теле и покидающую его после смерти, или Богов, которых считали ответственными за все действия людей. Позднее греческие философы, в особенности Аристотель, выдвигали идею о существовании души, находящейся в единстве с телом и контролирующей мысли и чувства, которые опираются на опыт, накапливаемый в течение жизни. Аристотель в трактате «О душе» заложил основы психологии как самостоятельной области знаний.

Вложенные файлы: 1 файл

более менее психология.docx

— 300.91 Кб (Скачать файл)

Целостность - образы восприятия представляют собой целостные, законченные, предметно оформленные структуры.

Благодаря структурности восприятия предметы и явления окружающего мира предстают перед нами в совокупности их устойчивых связей и отношений.

Константность – обеспечивает относительное постоянство восприятия формы, величины и цвета предмета независимо от изменения его условий.

Избирательность восприятия заключается в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими, обусловленном особенностями субъекта восприятия: его опытом, потребностями, мотивами и т. д.

Осмысленность восприятия указывает на его связь с мышлением, с пониманием сущности предметов.

 

12. Понятие, функции и  основные виды внимания

Внимание — избирательная направленность восприятия на тот или иной объект.

Функциями внимания являются:

  • обнаружение сигнала
    • бдительность
    • поиск
  • избирательное внимание
  • распределенное внимание

Виды внимания: произвольное и непроизвольное.

Непроизвольное внимание (пассивное)

Вид внимания, при котором отсутствует  сознательный выбор направления  и регуляции. В основе него лежат  неосознаваемые установки человека. Как правило, кратковременно, быстро переходящее в произвольное.

 Причины возникновения непроизвольного  внимания:

  • Неожиданность раздражителя.
  • Относительная сила раздражителя.
  • Новизна раздражителя.
  • Движущиеся предметы. Т. Рибо выделил именно этот фактор, считая, что в результате целенаправленной активизации движений происходит концентрация и усиление внимания на предмете.
  • Контрастность предметов или явлений.
  • Внутреннее состояние человека.

Произвольное внимание

Физиологическим механизмом произвольного внимания служит очаг оптимального возбуждения в коре мозга, поддерживаемый сигналами, идущими от второй сигнальной системы. Отсюда очевидна роль слова родителей или преподавателя для формирования у ребёнка произвольного внимания.

Возникновение произвольного внимания у человека исторически связано  с процессом труда, так как без управления своим вниманием невозможно осуществлять сознательную и планомерную деятельность.

Произвольное внимание разделяют  на: 1) собственно произвольное внимание (для достижения заранее поставленной цели); 2) волевое внимание (для того, чтобы отвлечься от отвлекающих  факторов и сконцентрироваться на нужной деятельности); 3) ожидательное внимание (бдительность, осторожность).

Послепроизвольное внимание 

Вид внимания, при котором в наличии  сознательный выбор объекта внимания, но отсутствует напряжение, характерное  для произвольного внимания. Связано  с образованием новой установки, связанной в большей мере с  актуальной деятельностью, нежели с  предшествующим опытом человека.

13. Свойства внимания. Отвлекаемость  и рассеяность.

Свойства внимания —направленность, объем, распределенность, сосредоточенность, интенсивность, устойчивость и переключаемость —связаны со структурой деятельности человека. На первоначальном этапе деятельности, при осуществлении общей ориентации, когда предметы этой обстановки еще равнозначимы, основной особенностью внимания является широта, равномерно распределенная направленность сознания на несколько объектов

Концентрация

Концентрация — удержание внимания на каком-либо объекте. Такое удержание  означает выделение «объекта» в  качестве некоторой определённости, фигуры, из общего фона. Поскольку наличие  внимания означает связь сознания с  определённым объектом, его сосредоточенность  на нём и ясностью и отчетливостью, данностью сознания этого объекта  — с другой, постольку можно  говорить о степени этой сосредоточенности, то есть о концентрации внимания, что  будет проявляться в степени  ясности и отчётливости этого  объекта. Под концентрацией внимания понимают интенсивность сосредоточения сознания на объекте.

Объём

Объём — это количество объектов, которые охватываются вниманием, одномоментно, одновременно. Объём внимания обычно колеблется у взрослых в пределах от 4 до 6 объектов, у школьников  от 2 до 5 объектов. Человек с большим объёмом внимания может заметить больше предметов, явлений, событий. Объём внимания во многом зависит от знания объектов и их связей друг с другом.

Устойчивость

В противоположность ей лабильность — характеризуется длительностью, в течение которой сохраняется на одном уровне концентрация внимания. Наиболее существенным условием устойчивости внимания является возможность раскрывать в том предмете, на который оно направлено, новые стороны и связи.

Переключаемость

Сознательное и осмысленное, преднамеренное и целенаправленное, обусловленное  постановкой новой цели, изменение  направления сознания с одного предмета на другой. Только на этих условиях говорят  о переключаемости. Когда же эти  условия не выполняются, говорят  об отвлекаемости.

  • Причины переключения внимания:
    • Переход обусловлен требованиями деятельности.
    • Необходимость включения в новую деятельность.
    • В целях отдыха.

Распределение

Способность выдерживать в центре внимания несколько разнородных  объектов или субъектов.

Теории, исходящие из разделения ресурсов внимания между объектами,допускают  специфичность некоторых ресурсов внимания модальности стимула (вербальный, зрительный, слуховой и т.п.) Осуществлять одновременное удерживание во внимании двух разных объектов возможно если объекты  относятся к разным модальностям (смотреть на картину и слушать  музыку).

14. Общая характеристика, функции и виды памяти.

Па́мять — одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Способность длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности.

Виды  памяти:


  • по сенсорной модальности — зрительная (визуальная) память, моторная (кинестетическая) память, звуковая (аудиальная) память, вкусовая память, болевая память.
  • по содержанию — образная память, моторная память, эмоциональная память;
  • по организации запоминания — эпизодическая память, семантическая память, процедурная память;
  • по временным характеристикам — долговременная (декларативная) память, кратковременная память, ультракратковременная память;
  • по физиологическим принципам — определяемая структурой связей нервных клеток (она же долговременная) и определяемая текущим потоком электрической активности нервных путей (она же кратковременная)
  • по наличию цели — произвольная и непроизвольная;
  • по наличию средств — опосредованная и неопосредованная;
  • по уровню развития — моторная, эмоциональная, образная, словесно-логическая

В соответствии с функциями  памяти различают её основные процессы: запоминание, сохранение, воспроизведение, а также забывание. Главный среди  них запоминание, которое определяет прочность и длительность сохранения информации, полноту и точность её воспроизведения. Использование человеком  приобретённого опыта осуществляется посредством восстановления из памяти ранее усвоенных знаний, умений и  навыков.

15.Процессы переработки  информации. Мнемотехнические приемы.

Рис. Общая схема процесса обработки  информации

Обычно обработка информации —  это целенаправленный процесс. Для  успешного выполнения обработки  информации исполнителю должен быть известен способ обработки, т.е. последовательность действий, которую нужно выполнить, чтобы достичь нужною результата. Описание такой последовательности действий в информатике принято  называть алгоритмом обработки.

Разговор об обработке информации приводит к теме алгоритмизации, которая  подробно рассматривается в соответствующем  разделе базового курса. Здесь мы хотели обратить внимание читателей  на то обстоятельство, что тема алгоритмов исходит от базового фундаментального понятия информатики — понятия  информационных процессов.

Первый тип обработки: обработка, связанная с получением новой  информации, нового содержания знаний.К  этому типу обработки относится  решение математических задач.К первому же типу обработки информации относится решение различных задач путем применения логических рассуждений.Второй тип обработки: обработка, связанная с изменением формы, но не изменяющая содержания.К этому типу обработки информации относится, например, перевод текста с одного языка на другой. Изменяется форма, но должно сохраниться содержание.Третий  вид обработки информации — структурирование дан-дых. Структурирование связано с внесением определенного порядка, определенной организации в хранилище информации. Рас-лоложение данных в алфавитном порядке, группировка по некоторым признакам классификации, использование табличного или (графового представления — все это примеры структурирования.

Мнемотехника состоит из специальных приёмов и способов, которые облегчают запоминание нужной информации. Использование приёмов мнемотехники, способствует увеличению объёма памяти. Всё это достигается путём образования ассоциаций. Абстрактные объекты, факты заменяются образами, имеющими визуальное, аудиальное или кинестетическое представление. Большинству людей сложно запомнить слова с неизвестным, абстрактным значением. Зазубренная информация, исчезает из памяти через несколько дней.. Связать его с конкретными яркими зрительными, звуковыми образами, с сильными ощущениями. Приёмы мнемотехники не совершенствует память, она только облегчает запоминание. Многие простые приемы мнемотехники мы знаем ещё со школы.

Приемы мнемотехники для  запоминания цветов радуги: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый. Существует несколько поговорок  мнемотехники:

Каждый охотник желает знать, где сидит фазан

Приемы мнемотехники для  запоминания правил русского языка :

Мнемотехника для запоминания  наречий без ь : Уж замуж невтерпеж

Приемы мнемотехники для запоминания порядка планет солнечной системы: 1-Меркурий, 2-Венера, 3-Земля, 4-Марс, 5-Юпитер, 6-Сатурн, 7-Уран, 8-Нептун, 9-Плутон

Мы Все Знаем: Мама Юли  Села Утром На Пилюли

16. Мышление как  высший психический познавательный  процесс. Виды и формы мышления.

Понятие М. в  психологии -это психический процесс опосредованного отражения и преобразования инф-и об объектах и отношениях между ними, раскрывающий их сущность, это высшая форма познавательной деятельности. Высшая форма познания мира; вы-йпс-й познавательный процесс  субъективно нового знания, с решением задач, с творческим преобразованием действительности.  

 Отличие М. от других  психол-х процессов в том, что  оно почти всегда связано с  наличием проблем-й ситуации, задачи, которую нужно решить активным  изменением условий, в которых  эта задача задана.

Теории М. Выгодский, Блонский, Рубинштейн, Давыдов, Тихомиров, Пономарёв.

Все теории мышления можно  разделить на 2 большие группы.

1-я группа – теории, утверждающие наличие у ч-а природныхинтеллек-х способ-й. Интел-е способ-тиявл-я врожд-ми и поэтому не изменяются в течение жизни, а их формир-е не зависит от жизненных условий. Интеллект – совокупность самых разнообразных умственных способ-й обеспечивает успех познават-й деятет-ти чел-ка. Наиболее известная тео-я мышления, разрабат-я в рамках гештальтпс-и – интеллект-ые способ-ти и сам интеллект определяется, как совокупность внутр-х структур, обеспечив-х восп-е и переработку инфор-и с целью получения нового знания.

2-я группа – теории, рассматривающие умственные способности, как развивающиеся в процессе жизни человека.Они объясняют мышление, исходя либо из внешних условий среды, либо внутреннее развитие субъекта, или же исходя из того и другого.

Виды мышления: 
1. По характеру решаемых задач: 
- теоретическое – направлено на нахождение общих закономерностей. 
- практическое - направлено на разрешение частных конкретных задач. 
2. По способу решения задач (по генезису развития): 
-наглядно-действенное (предметно-действенное) - инструментом является предмет. 
Особенность - с его помощью нельзя решить поставленную задачу без участия практических действий. Поэтому у него такая тесная связь с практикой.  
-наглядно-образное - позволяет познавать реальный мир без участия практических действий, может быть осуществлено только в плане идеальном. Отличительные признаки: симультанность (одновременность), импульсивность и синтетичность. 
-словесно-логическое (понятийное) – используя этот вид мышления, человек может анализировать, сравнивать явления, предметы, ситуации, оценивая предмет, ситуацию, явление, как со своей точки зрения, так и с других точек зрения. 
- абстрактно-логическое (отвлеченное) - выделение существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных. 
3. По степени развёрнутости: 
-дискурсивное (логическое) - опосредованно логикой рассуждений, а не восприятия. 
-интуитивное - мышление на основе непосредственных чувственных восприятий и непосредственного отражения воздействий предметов и явлений объективного мира. 
4. по степени новизны и оригинальности: 
-творческое (продуктивное) - мышление на основе творческого воображения. 
-воссоздающее (репродуктивное) - мышление на основе образов и представлений, почерпнутых из каких-то определенных источников. 
5. По средствам мышления: 
- вербальное - мышление, оперирующее отвлеченными знаковыми структурами. 
- наглядное - мышление на основе образов и представлений предметов. 
6. По функциям: 
- критическое - направлено на выявление недостатков в суждениях других людей 
- творческое - связано с открытием принципиально нового знания, с генерацией собственных оригинальных идей, а не с оцениванием чужих мыслей. 
Основные формы мышления: 
Понятие – форма мышления, отражающая существенные свойства предметов и явлений 
Суждение – форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями 
Умозаключение – форма мышления, при которой на основе суждений делается определённый вывод. 
Операции мышления: 
-анализ (мысленное разделение) - выделение в объекте тех или иных его сторон, элементов, свойств, связей, отношений и т.д.; это расчленение познаваемого объекта на различные компоненты. 
-синтез (мысленное объединение) - мыслительная операция, позволяющая в едином аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому. 
-обобщение (мысленное объединение в класс или категорию) - объединение многих предметов или явлений по какому-то общему признаку. 
-сравнение - операция, заключающаяся в сопоставлении предметов и явлений, их свойств и отношений друг с другом и в выявлении общности или различия между ними. 
-абстрагирование (выделение одних признаков и отличение от других) - мыслительная операция, основанная на отвлечении от несущественных признаков предметов, явлений и выделении в них основного, главного. 
- классификация - систематизация соподчиненных понятий какой-либо области знания или деятельности человека, используемая для установления связей между этими понятиями или классами объектов. 
- категоризация - операция отнесения единичного объекта, события, переживания к некоторому классу, в качестве которого могут выступать вербальные и невербальные значения, символы и т.п.

Информация о работе Лекции по "Психологии"