Лекции по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 14:57, курс лекций

Краткое описание

1.Психология как наука. Научное и житейское понимание психологических явлений.
Первые теории, выдвигавшиеся для объяснения поведения, привлекали для этого факторы, внешние по отношению к человеку, например некую «Тень», обитающую в теле и покидающую его после смерти, или Богов, которых считали ответственными за все действия людей. Позднее греческие философы, в особенности Аристотель, выдвигали идею о существовании души, находящейся в единстве с телом и контролирующей мысли и чувства, которые опираются на опыт, накапливаемый в течение жизни. Аристотель в трактате «О душе» заложил основы психологии как самостоятельной области знаний.

Вложенные файлы: 1 файл

более менее психология.docx

— 300.91 Кб (Скачать файл)

Характер в психологии рассматривается как совокупность наиболее устойчивых психических черт, проявляющихся во всех видах межличностного взаимодействия человека и выражающих ее индивидуальное своеобразие. Считается, что индивидуальные особенности человека, образующие его характер, в первую очередь зависят от личностной направленности, типа нервной системы и обусловливаются его волей, эмоциями и интеллектом (умом).

 Становление характера человека  как психического свойства личности  происходит в условиях его  включения в различные социальные  группы (семья, друзья, неформальные  объединения и др.).

 Характер - стержневое психическое  свойство личности, содержание которого  оценивается по ее отношениям  к различным событиям и явлениям  объективной действительности, формирующим  соответствующие черты характера.  В свою очередь черта характера  представляет собой устойчивую, повторяющуюся в различных ситуациях  особенность поведения личности.

Следует учитывать, что способности - это уже сформировавшееся психическое свойство и его следует отличать от склонностей и задатков. Если склонность представляет собой стремление личности к определенной деятельности, то задатки - это врожденные особенности психики, позволяющие личности эффективно выполнять конкретную деятельность. И первое, и второе, в отличие от способностей представляет собой только потенциал человека и может оказаться вовсе невостребованным.

23. Темперамент.  Качественные характеристики  и  типологии темперамента.

Темпера́мент — психич. Свойство личности, характеризующееся динамикой  протекания психич. Процессов.

Показатели  темперамента:

  1. Активность – степень взаимодействия с окружающим миром.
  2. Реактивность – сила и длительные реакции после прекращения действия стимула
  3. Темповые характеристики – скорость выполнения любых действий
  4. Эмоциональность – склонность к быстрому проявлению эмоций
  5. Тревожность – предчувствие угрозы, опасности
  6. Чувствительность -  тонкость восприятия внешнего мира
  7. Подчиненность , доминантность – склонность подчинятся или подчинять
  8. Экстраверсия - отношение или позиция, характеризующиеся концентрацией интереса к внешним объектам
  9. Интроверсия - способ психологической ориентации, в котором движение энергии осуществляется по направлению к внутреннему миру
  10. Психический темп и ритм
  11. Интенсивность психических процессов
  12. Направленность психической деятельности на определенные объекты

Свойство темперамента

У каждого темперамента можно найти как положительные, так и отрицательные свойства. Хорошее воспитание, контроль и самоконтроль даёт возможность проявиться: меланхолику, как человеку впечатлительному с  глубокими переживаниями и эмоциями; флегматику, как выдержанному, без  скоропалительных решений человеку; сангвинику, как высоко отзывчивому  для любой работы человеку; холерику, как страстному, неистовому и активному  в работе человеку.

Отрицательные свойства темперамента могут проявиться: у меланхолика  — замкнутость и застенчивость; у флегматика — чрезмерная медлительность; у сангвиника — поверхностность, разбросанность, непостоянство; у холерика — поспешность решений, раздражительность, агрессивность.

Человек, обладающий любым  типом темперамента, может быть способным  и не способным; тип темперамента не влияет на способности человека, просто одни жизненные задачи легче  решаются человеком одного типа темперамента, другие — другого.

Типы темперамента

Люди с резко выраженными  чертами определённого темперамента не так уж часто встречаются, чаще всего у людей бывает смешанный  темперамент в различных сочетаниях. Но преобладание черт какого-либо типа темперамента даёт возможность отнести  темперамент человека к тому или  иному типу. Одна из наиболее распространенных в отечественной литературе классификаций  типов темперамента:

Флегматик — неспешен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и  чувств. Он проявляет упорство и  настойчивость в работе, оставаясь  спокойным и уравновешенным. В  работе он производителен, компенсируя  свою неспешность прилежанием.

Холерик — быстрый, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением  с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик обладает огромной работоспособностью, однако, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается.

Сангвиник — живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся  со своими неудачами и неприятностями. Обычно сангвиник обладает выразительной  мимикой. Он очень продуктивен в  работе, когда ему интересно, если работа не интересна, он относится к  ней безразлично, ему становится скучно.

Меланхолик — склонный к постоянному переживанию различных  событий, он остро реагирует на внешние  факторы. Свои астенические переживания  он зачастую не может сдерживать усилием  воли, он повышено впечатлителен, эмоционально раним.

От темперамента человека зависят:

скорость возникновения  психических процессов (например, скорость восприятия, быстрота мышления, длительность сосредоточения внимания и т. п.);

пластичность и устойчивость психических явлений, лёгкость их смены  и переключения;

темп и ритм деятельности;

интенсивность психических  процессов (например, сила эмоций, активность воли);

направленность психической  деятельности на определённые объекты (экстраверсия или интроверсия).

24. Характер. Структура свойств и типологии

Характер – совокупность устойчивых  психических свойств  чел-ка, которые проявляются в  его отношении к действительности и накладывают отпечаток на его  поведение и поступки.

Черта характера – особенность  личности чел-ка, кот систематически проявляется в различных видах  его деятельности и по которой  можно судить о его возможных  поступках в опред  условиях. В  структуре характера  выделяют 4 группы черт

  1. Черты, выражающие направленность личности – это потребности, склонности, идеалы, цели и сист. Отношение к окружающей действительности
  2. Интелектуальные, волевые и эмоциональные черты характера

Системы свойств характера

Различают четыре системы свойств  характера, определяемых различными отношениями  личности.

   1. Свойства, выражающие отношение  к коллективу и отдельным людям  (доброта, отзывчивость, требовательность, заносчивость и т. д.).

   2. Свойства, выражающие отношение  к труду (трудолюбие, лень, добросовестность, ответственное или безответственное  отношение к труду и т. п.).

   3. Свойства, выражающие отношение  к вещам (аккуратность или неряшливость, бережное или небрежное обращение  с вещами и др.).

   4. Свойства, выражающие отношение  к самому себе (самолюбие, честолюбие, тщеславие, гордость, самомнение, скромность  и т. д.).

Типологии характера

Все типологии человеческих характеров исходили из ряда общих идей. Основные из них следующие:

1. Характер человека формируется  довольно рано и на протяжении  остальной его жизни проявляет  себя как более или менее  устойчивый.

2. Те сочетания личностных черт, которые входят в характер  человека, не являются случайными. Они образуют четко различимые  типы, позволяющие выявлять и  строить типологию характеров.

3. Большая часть людей, в соответствии  с этой типологией может быть  разделена на группы.

25. способности  и задатки. Виды и уровни  развития способностей

Способности – совокупность психических  всойств, которые служат условием успеха в определенной деятельности.

Задатки — врожденные, устойчивые психофизиологические особенности  человека, оказывающие существенное влияние на развитие его способностей.

Способности обнаруживаются и развиваются  только в деятельности и на основе задатков при благоприятных условиях. Характеристика задатков: 1)они многозначны, т.е. на основе одних и тех же задатков могут развиваться разные способности; 2)задатки, развиваясь, приобретают новые качества. При отсутствии некоторых задатков для развития способностей происходит процесс компенсации, т.е. развитие других задатков.(Например: музыкальные способности, здесь задаток-абсолютный слух, он компенсируется за счет памяти музыкальных интервалов).

Условия и предпосылки развития у человека способностей явл след обстоятельствами его жизни:

  1. Наличие общества, социально-культурной среды, создание трудом многох поколений людей
  2. Отсутствие природных задатков к пользованию соответствующими предметами и необходимость приучать этому с дества
  3. Необходимы участие в различных сложных видах чел деятельности
  4. Наличие образованных и цивилизованных людей, которые уже обладают необходимыми чел способностями
  5. Отсутсвие у чел-ка житейских, запрограмированных сторон поведения.

Виды способностей:

  1. Природные – биологичеки обусловленные, связанные с врожденными задатками
  2. Специфические: общие(обеспечивают продуктивность в различных видах деятельности), специальные(определяют успехи в орпед видах деят-ти), теоретические(опред. Склонность к абстракционно-логическому мышлению), практические(способности лежат в основе склонностей к конкретным практическим действиям), учебные( влияют на скорое усвоение знаний, навыков) и творческие(связанные с успешным созданием произведений натуральной и духовной культуры)

Уровни развития способностей:

  1. Одаренность
  2. Талант
  3. Гениальность

 

26. Характеристика  эмоциональной сферы личности

Восприятие, память, мышление - познавательные психические процессы. С их помощью человек отражает объективный мир. Другие же психические  процессы - эмоции, воля, внимание - обеспечивают активность человека по преобразованию внешнего мира и регуляции своего поведения.

Эмоции, или переживание  личностью ее связей с миром,-необходимая  предпосылка человеческой активности. Эмоциональные процессы обеспечивают «энергетическую» основу деятельности, являются ее мотивами. Эмоции определяют качественную и количественную характеристику поведения. Они также отражают отношение  человека к значимым для него объектам и обеспечивают селективность восприятия - из бесчисленного количества объектов среды, влияющих на человека, некоторые, имеющие для него важное значение, выделяются и усиливаются эмоциями, другие же, неокрашенные чувственным  тоном, как бы затушевываются.

Эмоции отличаются от познавательных и волевых процессов. Эмоциональные  реакции субъективны в том  смысле, что «заканчиваются» в  «теле человека», а волевые способны проявляться в действиях, в практическом отношении к объекту.

Эмоции богаты многообразием. Человек может любить, ненавидеть, бояться и т. д. Эмоций столько, сколько  различных ситуаций, в которых  находится личность. Все эмоции можно  объединить в четыре группы -

1) выражающие удовольствие (приятное переживание),

2) неудовольствие (неприятное  переживание),

3) двойственное (амбивалентное),

4) неопределенное отношение  к действительности.

Физиологические основы эмоции и чувств.

Физиологической основой  простейших эмоций является деятельность нервных центров, которые находятся  в нижних отделах головного мозга, в подкорке. И. П. Павлов писал, что  подкорковые центры, являясь центрами сложных безусловных рефлексов - пищевых, защитных и других, вместе, с тем являются и физиологической основой элементарных эмоций.

Исследования последних  лет показали, что основу физиологического механизма эмоций составляют ретикулярная формация, активизирующая деятельность механизмов мозга, и центры, находящиеся  в таламусе, гипоталамусе, лимбической  системе и подкорковых узлах.

Основные виды чувств эмоций.

 Страх-психическое состояние,  которое испытывает человек во  время реальной или мнимой  опасности. Испытывающий чувство  страха изменяет свое поведение.  Как правило, страх вызывает  у человека депрессивное состояние,  беспокойство, желание избежать  опасной ситуации, иногда затормаживаются  двигательные реакции, человека  «парализует». Особенно заметны  названные характеристики человека  в период ожидания опасности.  Под влиянием страха у человека  изменяется сердцебиение, начинают  дрожать мускулы, иногда повышается  напряжение в тех органах, с  деятельностью которых связано  внимание, например в глазах. Бывают  и обратные реакции страха - повышение  двигательной активности, паника, необдуманные  и алогичные поступки. Состояние  страха характеризуется широким  диапазоном эмоций - от легкого  испуга до ужаса. 

Информация о работе Лекции по "Психологии"