Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2015 в 15:41, курс лекций
Психология как наука, ее структура, предмет, задачи.
Психология – это учение о душе; это область знаний о внутреннем мире человека и животных, т.е. наука о психике человека и животных.
Объектом изучения психологии является человек.
Предметом изучения психологии является закономерность формирования функционирования и развития психики людей и животных.
3. Методы психологических исследований.
4. Основные научные школы психологии.
В
психологии существуют несколько научных
школ (направлений). Одной из основных
является психоанализ. Психоанализ - учение
о роли бессознательного в психике.
Создатель психоанализа австрийский врач
и психолог З.Фрейд (1858-1939).
Зигмунд Фрейд - австрийский психолог, психиатр и невропатолог
На
основе практики лечения больных неврозами
З.Фрейд разработал концепцию бессознательного.
Согласно ей, в основе деятельности личности
лежит энергетический принцип. Психическая
энергия вырабатывается в организме человека
непрерывно благодаря биопсихологическим
процессам. Энергия превращается в желания.
Желания должны удовлетворяться через
достижения удовольствия. Если энергия
не превращается в удовольствие, происходит
общее психологическое напряжение, поскольку
в психике накапливается избыточная энергия.
Возникает бессознательное состояние
беспокойства, неудовлетворенности. В
результате развивается невроз в виде
тех или иных комплексов. Для их выявления
З.Фрейд разработал ряд методов - анализ
сновидений, метод свободных ассоциаций,
анализ описок, оговорок, забываний.
Фрейд полагал, что психология человека
обусловливается бессознательными, иррациональными
силами - инстинктами (влечениями). Основными
из них являются сексуальные влечения
и влечение к смерти. Сознание человека
подчинено бессознательному, поэтому
именно бессознательное управляет поведением
человека.
Бихевиоризм - как наука о поведении человека.
Основателем бихевиоризма (от английского
behaviour - поведение) стал американский психолог
Дж. Уотсон (1873-1958). Предметом психологии,
согласно бихевиоризму, является поведение
человека от рождения до смерти. Сознание
из психологии исключалось, хотя его наличие
у людей не отрицалось. Просто сознание
не может служить предметом научного изучения,
так как при объективном изучении человека
бихевиорист не наблюдает ничего такого,
что он мог бы назвать сознанием. Дж. Уотсон
рассматривал поведение людей как сумму
реакций в ответ на раздражители внешней
среды - стимулы. Все многообразие поведения
человека можно описать формулой «стимул-реакция»
(S - R), впервые сформулированной Д. Уотсоном.
Джеймс Уотсон - американский психолог
В
воззрениях бихевиористов человек становится
похожим на животное, является биологической
стимул-реактивной машиной, которую с
помощью суммы стимулов можно научить
чему угодно.
Позднее американский психолог Эдвард
Чейс Толмен (1886-1959) расширил понимание
поведения и ввел в схему классического
бихевиоризма стимул - реакция промежуточные
переменные. К ним он отнес влечение, силу
навыка, цель, это придало бихевиоризму
новые возможности, и трансформировало
его в необихевиоризм, или новый бихевиоризм.
Согласно Э. Толмену, единицей поведения
выступает целостный акт, движимый мотивом,
направленный на цель и опосредованный
когнитивными картами. Когнитивная карта
- это субъективное представление, образ
ситуации, складывающийся у субъекта в
опыте, определяющий выбор поведения.
Поэтому, карта территории одна, а ее когнитивная
карта у каждого будет своя.
Гештальтпсихология - учение о целостности
психических явлений. Ее видные представители
М.Вертгеймер (1880-1943), В.Келлер (18871967), К.Левин
(1890-1947).
Макс Вертгеймер - немецко-американский психолог, основатель гештальтпсихологии
Основным
положением данного направления стало
утверждение, что первичными элементами
психологии являются целостные структуры
(гештальты). Гештальт (с нем. gestalt - форма,
структура, образ) - целостная структура
сознания. Сегодня данный термин широко
используется для обозначения завершенного,
целостного явления.
Гештальт влияет на сознание таким образом,
что в нем сразу же формируется целостный
образ. Например, когда человек решает
какую-либо сложную интеллектуальную
задачу, он на какое-то время задумывается,
а затем наступает озарение (инсайт). В
сознании «всплывает» целостный образ
решения проблемы. Значит, готовые формы
имеются в сознании всегда, нужно просто
уметь их вызвать.
Главное для человека - реализовать свои
гештальты и тогда он разрешит жизненные
проблемы. Гештальтпсихология утверждает,
что человек есть часть целого, особого
«психологического поля», но такая часть,
которая сама характеризуется целостностью.
Самоактуализация личности в гуманистической
психологии. В начале 50-х гг. 20 века в США
возникла гуманистическая психология
в противовес господствовавшим бихевиоризму
и психоанализу, которые она оценивала
как негуманные. Ее представители А. Маслоу
(1908-1970), К. Роджерс (1902-1987), Г. Олпорт (1897-1967).
Абрахам Харольд Маслоу - американский психолог, создал иерархическую модель мотивации, разработал концепцию самоактуализации
Стержень
гуманистической идеи - оптимистический
взгляд на природу человека. Гуманистическая
психология исходит из положения о том,
что человек наделен потенциями к непрерывному
развитию и реализации творческих возможностей
и считает его способным управлять собственным
развитием. Концепция личности ориентируется
на свободу выбора и открытость будущему.
Человек - уникальная и неповторимая личность,
постоянно созидающая себя, сознающая
свое значение в жизни, регулирующая границы
своей субъективной свободы.
Гуманистическая психология является
мировоззренческой и практической основой
педагогики и воспитания, исходящей из
идеи раскрытия творческих возможностей
каждого человека, использования творческих
форм групповой работы на основе духовных
ценностей, нацеливает на поиск смысла
бытия.
Гуманистическая психология - одно из
наиболее перспективных направлений современной
науки о человеке.
Общественно-историческая и деятельностная
концепция человеческой психики в советско-российской
психологии. Отечественная психология
исходила из утверждения общественно-исторической
и социальной сущности человека и отстаивала
обоснование деятельностного способа
его существования.
Л.С.Выготский (1896-1934) создал культурно-историческую
концепцию развития человека. Он считал,
что индивидуальные психологические способности
первоначально существуют вовне в социальной
форме, а затем индивид осваивает их, «переносит»
внутрь.
С.Л.Рубинштейн (1889-1960) и А.Н.Леонтьев (1903-1979)
поставили и успешно решали проблему единства
сознания и деятельности. Изменяя окружающий
мир, человек вместе с тем развивается
сам, формируя собственную психологическую
природу.
Положение о развитии психики в процессе
деятельности реализовывалось в возрастной
и педагогической психологии, поскольку
считалось, что в становлении человеческой
личности решающую роль играет обучение
и воспитание, что не вполне учитывало
индивидуальные различия психики.