5. История развития психологической
мысли в России.
Особое место в развитии психологической
мысли в России занимают труды М. В. Ломоносова.
В своих работах по риторике и физике Ломоносов
развивает материалистическое понимание
ощущений и идей, говорит о первичности
материи. Особенно ярко эта идея была отражена
в его теории света, которая впоследствии
была дополнена и развита Г. Гельмгольцем.
По мнению Ломоносова, необходимо различать
познавательные (умственные) процессы
и умственные качества человека. Последние
возникают из соотношения умственных
способностей и страстей. В свою очередь,
источником страстей он считает действия
и страдания человека. Таким образом, уже
в середине XVIII в. были заложены материалистические
основы отечественной психологии.
Становление отечественной
психологии происходило под влиянием
французских просветителей и материалистов
XVIII в. Это влияние отчетливо заметно в
работах Я. П. Козельского и психологической
концепции А. Н. Радищева. Говоря о научных
работах Радищева, необходимо подчеркнуть,
что в своих трудах он устанавливает ведущую
роль речи для всего психического развития
человека.
У нас в стране психология как
самостоятельная наука начала развиваться
в XIX в. Большую роль в ее развитии на данном
этапе сыграли труды А. И. Герцена, который говорил о «деянии»
как существенном факторе духовного развития
человека. Следует отметить, что психологические
воззрения отечественных ученых во второй
половине XIX в. в значительной степени
противоречили религиозной точке зрения
на психические явления. Одной из наиболее
ярких работ того времени явилась работа
И. М. Сеченова «Рефлексы головного мозга»*.
Эта работа внесла значительный вклад
в развитие психофизиологии, нейропсихологии,
физиологии высшей нервной деятельности.
Следует отметить, что Сеченов был не только
физиологом, чьи труды создали естественнонаучную
основу для современной психологии. Сеченов
с ранней молодости увлекался психологией
и, по мнению С. Л. Рубинштейна, был крупнейшим русским психологом
того времени. Сеченов-психолог не только
выдвинул психологическую концепцию,
в которой определил предмет научного
познания психологии — психические процессы,
но и оказал серьезное влияние на становление
в России экспериментальной психологии.
Но, пожалуй, наибольшее значение его научной
деятельности заключается в том, что она
оказала влияние на исследования В. М. Бехтерева и И. П. Павлова.
Труды Павлова имели огромное
значение для мировой психологической
науки. Благодаря открытию механизма образования
условного рефлекса были сформированы
многие психологические концепции и даже
направления, в том числе бихевиоризм.
Позднее, на рубеже веков, экспериментальные
исследования были продолжены такими
учеными, как А. Ф. Лазурский, Н. Н. Ланге,
Г. И. Челпанов.
А. Ф. Лазурский много занимался
вопросами личности, особенно изучением
характера человека. Кроме того, он известен
своими экспериментальными работами,
в том числе предложенным им методом естественного
эксперимента.
Начав разговор об эксперименте,
мы не можем не назвать имя Н. Н. Ланге —
одного из основателей экспериментальной
психологии в России. Он известен Не только
тем, что занимался изучением ощущения,
восприятия, внимания. Ланге создал при
Одесском университете одну из первых
в России лабораторий экспериментальной
психологии.
Одновременно с экспериментальной
психологией в России в конце XIX — начале
XX в. развиваются и другие научные психологические
направления, в том числе общая психология,
зоопсихология, психология ребенка. Психологические
знания стали активно использоваться
в клинике С. С. Корсаковым, И. Р. Тархановым,
В. М. Бехтеревым. Психология стала проникать
в педагогический процесс. В частности,
широкую известность получили работы
П. Ф. Лесгафта, посвященные типологии
детей.
Особенно заметную роль в истории
отечественной дореволюционной психологии
сыграл Г. И. Челпанов, который был основателем
первого и старейшего в нашей стране Психологического
института. Проповедуя позиции идеализма
в психологии, Челпанов не мог заниматься
научными исследованиями после Октябрьской
революции. Однако на смену основателям
отечественной психологической науки
пришли новые талантливые ученые. Это
С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, которые не только
продолжили исследования своих предшественников,
но и вырастили не менее знаменитое поколение
ученых. К их числу относятся Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, Д. Б.Эльконин. Основные труды этой группы
ученых относятся к периоду 30-60-х годов
XX в.
В этот период возникло несколько
научных школ и направлений. Так, в Грузии
сформировалась известная психологическая
школа Д. Н. Узнадзе. Представители этого направления
взяли на вооружение понятие установки
и широко использовали его для анализа
многих психологических явлений.
Другое научное направление
связано с именем Л. С. Выготского, создателя
культурно-исторической теории развития
психики человека. К этому направлению
в основном относились ученые, работавшие
в МГУ. Сферу их научных интересов составляли
вопросы общей и педагогической психологии.
Третью школу создал С. Л. Рубинштейн,
руководивший в свое время научными исследованиями
на кафедре психологии в МГУ и в Институте
общей и педагогической психологии. С.
Л. Рубинштейну принадлежит заслуга написания
первого в нашей стране фундаментального
психологического труда «Основы общей
психологии».
В это же время жили и трудились
такие известные всему миру психологи,
как Б. М. Теплов и А. А. Смирнов. Последний
известен своими трудами в психологии
памяти, а Б. М. Теплов заложил научные
основы изучения темперамента и психологии
творческой деятельности.
В более поздние годы сформировались
основные современные психологические
школы. Это школы Ленинградского (Санкт-Петербургского)
государственного университета и Московского
государственного университета. Создание
первой школы связано с именем Б. Г. Ананьева,
который не только сформулировал принципы
изучения человека и определил с этих
позиций основные направления развития
психологии, но и создал факультет психологии
ЛГУ, из которого вышла плеяда известных
ученых.
Аналогичную организаторскую
роль при создании факультета психологии
в МГУ сыграл А. Н. Леонтьев, автор психологической
теории деятельности. Кроме того, заслугой
Леонтьева явилась разработка многих
проблем в области восприятия, памяти,
сознания, личности и развития психики.
А. В. Запорожец совместно с
Д. Б. Элькониным заложил основы детской
психологии. В сферу основных научных
интересов Запорожца — организатора и
многолетнего руководителя Института
дошкольного воспитания Академии педагогических
наук СССР — входили вопросы возрастного
развития и воспитания детей. Эльконин
известен как автор учебника по детской
психологии, теории детской игры, концепции
периодизации возрастного развития.
Значителен вклад в развитие
педагогической психологии П. Я. Гальперина,
создателя теории планомерного (поэтапного)
формирования умственных действий.
Благодаря исследованиям А.
Р. Лурии отечественная психология существенно
продвинулась вперед в области нейрофизиологических
основ памяти и мышления. Труды Лурии заложили
научно-психологическую базу для современной
медицинской психологии. Результаты его
исследований до сих пор широко применяются
в диагностических и терапевтических
целях в медицинской практике.
Мировую известность получили
работы психофизиолога Е. Н. Соколова,
который совместно с сотрудниками создал
современную теорию цветового зрения;
теорию, объясняющую восприятие человеком
формы предметов; нейрофизиологическую
теорию памяти и др.
Не менее известные психологи
работают у нас в стране и в настоящее
время, продолжая исследования и дела
своих предшественников. Их труды вносят
достойный вклад в развитие современной
психологической науки.
Завершая данный раздел, необходимо
отметить, что психология прошла длительный
путь становления. Вероятно, мы не ошибемся,
если скажем, что первые психологические
воззрения появились вместе с самим человечеством.
На протяжении всего развития психологической
науки в ней параллельно развивались идеалистические
и материалистические направления. Учения,
основанные на материалистических взглядах,
прежде всего способствовали развитию
естественно-научного понимания природы
психических явлений и становлению экспериментальной
психологии. В свою очередь, учения, опирающиеся
на идеалистические философские воззрения,
привнесли в психологию этические аспекты
психического. Благодаря этому в современной
психологии рассматриваются такие проблемы,
как личностные ценности, идеалы, нравственность.
Отечественная психология изначально
развивалась как материалистическая,
поэтому в ней получили широкое распространение
экспериментальные методы
6. Проблемы возникновения и
развития психики.
А. Н. Леонтьев: предложил функциональный критерий
(принцип единства психики и жизнедеятельности).
Психика необходима для жизнедеятельности
- возникновение нервной системы. В гетерогенной
среде субъекту необходим активный поиск
важных для жизни веществ - субъект должен
психически отражать актуальные потребности
своего организма - побуждение к поиску
- необходимость отражать внешнюю среду,
важные для жизни объекты. Реагирование
- раздражимость - способность организма
реагировать на внешние воздействия. Это
свойство всего живого. Субъекту еще необходимо
реагировать на признаки важных для жизни
предметов, которые сами по себе диагностически нейтральны - ощущать объект
- чувствительность - способность субъекта
реагировать на биологически нейтральные
(абиотические) свойства среды, которые
объективно связаны с биологически значимыми
(биотическими) свойствами и как бы указывают
на них (частный случай раздражимости).3
компонента психики: познавательный, эмоциональный, моторный.У. Мак-Даугалл Характеристики инстинкта:
1) избирательность восприятия, 2) эмоциональный
импульс, 3) готовность к действию.П. Я. Гальперин: теория формирования способностей,
умений - «поэтапное формирование умственных
действий». Животному необходимо приспосабливаться
к среде и ее изменениям - ориентировочная
деятельность. Необходима активная психическая
ориентировка, когда нет соответствия
потребностей и условий внешней среды.
В привычной среде все действия происходят автоматически.
Условия среды изменяются - необходимо
заранее примерить параметры своего действия
- необходима психическая ориентировка,
образ данных условий и своего действия
в мире. Психическая ориентировка - фактор
успешного поведения. Объективный признак
психики: она существует там, где наличных
механизмов поведения недостаточно, где
нужно наметить действие заново и приспособить
его к конкретным условиям. Стадии развития психики животных Источник развития психики
- противоречие между действиями субъекта
и отражением им внешней среды. Существует чувственное отражение
(с помощью органов чувств) в 2 формах: 1)
ощущение как отражение свойств, 2) восприятие
как отражение предметов, единица - образ.
3) рациональное познание - мышление, единица
- понятие, обобщенный образ. Леонтьев считал, что пpи интеpиоpизации деятельность пpосто yходит внyтpь, то Гальпеpин былyвеpен в том,что она стpоится заново на этом качественно
ином ypовне деят-ти. Пpи анализе выделяются тpи плана а) Генетический. В нем исходной фоpмой любой человеческой является
социальная, совместная, а механизмом pазвития психики выстyпает интеpиоpизация, обеспечивающая yсвоение общественно-истоpического опыта пyтемпpеобpазования социальной совместной в индивидyальнyю Пеpеход внешней во внyтpеннюю.
7. Соотношение природных и
социальных факторов в становлении психики.
Человек рождается
с определенными наследственными
задатками. Большинство из них
многозначны: на их основе могут
быть сформированы различные
качества личности. При этом решающую
роль играет процесс воспитания.
Однако возможности воспитания
связаны и с наследственными
особенностями индивида. Наследственная
основа человеческого организма
определяет его анатомо-физиологические
особенности, основные качества
нервной системы, динамику нервных
процессов.
В биологической организации человека,
его природе заложены возможности его
будущего психического развития.
Генотип индивида определяет схему его
индивидуального развития. Каждая стадия
онтогенеза (индивидуального развития)
человека наступает в результате актуализации
различных локусов его генотипа. Разные
стадии развития контролируются разными
генами, но их активация осуществляется
не спонтанно, а под влиянием внешних воздействий.
В настоящее время устанавливаются закономерности
развертывания генетической программы
во времени. Процесс психического развития
детерминирован не только социально, но
и генетически. И эти детерминанты связаны
между собой. Чем сложнее формирующаяся
функция, тем теснее взаимосвязь природного
и социального.
В каждом периоде развития имеет место
повышенная избирательная чувствительность
к определенным средовым воздействиям
(сензитивность). Сензитивность – это
фильтр, пропускающий одни средовые воздействия
и блокирующий другие. Она может быть у
одних индивидов узкой, у других – более
широкой. Это и определяет спектр воздействия
среды на развитие данного индивида, направленность
его развития.
Каждая стадия развития создает основу
для последующего развития. Но только
активность человека делает его субъектом
развития. Психические особенности человека
определяют предпочитаемые им средовые
воздействия. Модифицируя среду, человек
создает наилучшие условия для реализации
своей генотипической программы. На ранних
этапах развития формируются преимущественно
общевидовые формы поведения, а на более
поздних – индивидуальные.
Природные стороны человека не следует
противопоставлять его социальной сущности.
Биологическое в человеке нельзя понимать
как наличие в нем какой-то низшей структуры.
Даже природные биологические задатки
человека являются человеческими задатками.
Человек от рождения имеет высочайшую
биологическую организацию, в которой
генетически заложены возможности его
универсального развития. Сама биология
человека социально детерминированна
– обусловлена его общественно-историческим
развитием.
Следует различать созревание и формирование
психики. Внутреннее спонтанное изменение
психики человека является ее созреванием.
Развитие психики под влиянием внешних
и прежде всего социальных воздействий
является ее формированием.
Совокупность всех морфологических,
физиологических и психологических особенностей
индивида, развитие которых обусловлено
действием общих генетических факторов,
образует конституцию человека (от лат.
constitutio – устройство).
Проблема взаимодействия биологического
и социального породила в истории психологии
различные теории психического развития.
Одна из них – теория биологического созревания
– утверждала, что психические функции
человека наследственно определены, что
они не зависят от внешней среды, развиваются
по мере биологического созревания организма.
Причем развитие индивида повторяет развитие
всего человеческого рода (биогенетический
закон).
Другая теория – теория ведущей роли
среды – утверждала, что среда – решающий
фактор в психическом развитии человека.
Последователи этой теории не усматривали
качественных возрастных изменений в
психическом развитии и сводили его к
накоплению знаний, умений и навыков.
Современные научные данные свидетельствуют
о том, что определенные биологические
факторы могут выступать в качестве условий,
затрудняющих или облегчающих формирование
тех или иных психических качеств человека.
Как известно, ядро биологической клетки
человека содержит 23 пары хромосом, с одинаковым
распределением и Х- и Y-хромосом. Но встречаются
люди с хромосомными аномалиями (с частотой
1 : 500), которые имеют в клеточном ядре не
46, а 47 хромосом. Индивиды с лишней Х-хромосомой
отличаются эмоциональной неустойчивостью,
повышенной агрессивностью Лишняя Y-xpoмосома
обусловливает снижение уровня воли и
интеллекта. Конечно, хромосомную аномальность
нельзя трактовать как наличие у отдельных
людей "генов преступности". Благоприятная
система воспитания, учитывающая биологические
особенности данного индивида, нейтрализует
отрицательные стороны хромосомной аномалии.
Пограничная с генетикой область психологии
– психогенетика – исследует взаимосвязь
генотипа и условий среды, проявляющуюся
в особенностях поведения индивида. При
этом используется метод близнецов (предложенный
Ф. Гальтоном еще в 1876 году), позволяющий
уравнять наследственный фактор и выявить
специфическую роль среды и наследственности.
Генотип у монозиготных (однояйцовых)
близнецов идентичен.
Для каждого развивающегося индивида
существуют свои наследственно-средовые
ограничения. Среда может стимулировать
экспрессию (проявление) генетического
потенциала.
В основе типологии индивида как представителя
биологического вида могут лежать три
различных критерия: генетический, нейрогуморалъный
и врожденные особенности типа высшей
нервной деятельности (нейротип). По нейрогуморальным
особенностям, по особенностям реагирования
симпатико-адреналиновой системы (САС)
на воздействия среды выделяют три поведенческих
типа: 1) А-тип (адреналовый), 2) НА-тип (норадреналовый),
3) А + НА-тип (смешанный).
Представители А-типа отличаются тревожностью,
повышенной ответственностью, самокритичностью,
тяжело переносят нервные перегрузки,
подвержены сердечно-сосудистым заболеванием.
(Среди мужчин доля А-типа составляет более
30%, среди женщин – 30%.) Представители НА-типа
отличаются постоянной повышенной напряженностью.
Это серьезные, замкнутые, немногословные,
скрытые и властные люди. Они целеустремленны
и деятельны, способны к преодолению трудностей,
но тяжело переживают неудачи, склонны
к нервным срывам. (НА-тип среди мужчин
составляет 17%, среди женщин – 26%)
Представители А + НА-типа (смешанного)
отличаются крайней повышенной эмоциональностью,
резкой сменой настроений, эмоциональной
неустойчивостью. Это люди истероидного
типа – они артистичны, любят быть в центре
внимания, высокочувствительны, остро
сопереживают другим людям, склонны от
неприятностей "уходить в болезнь".
Особенно остро нейрогуморальные особенности
людей проявляются в экстремальных обстоятельствах.
Вышеназванные типы отличаются между
собой также по биохимическим, иммунологическим
и другим соматическим показателям (Обусловленность
поведения индивида типом высшей нервной
деятельности будет рассмотрена ниже)
Биологические особенности индивида
модифицируются в процессе его социализации